Место Махамудры в Буддистской традиции — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Место Махамудры в Буддистской традиции

2017-12-13 233
Место Махамудры в Буддистской традиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В результате деятельности Шакьямуни (560 – 480 гг. до н.э.) буддадхарма (учение о пробуждении) процветала на индийском полуострове в течение 1700 лет, при этом разрабатывались различные медитационные практики, философские формулировки и формы общинного устройства. Буддадхарма распространилась на Шри Ланке и в Юго-восточной Азии (250 г до н.э.), Кашмире (144 г. до н.э.), Китае (300 г н.э.), в Корее и Японии (600 г. н.э.) и в Тибете в два этапа (в 700 и в 1000 гг. н.э.).

Раннее и Позднее Распространения Дхармы в Тибете принесли с собой полное индийское буддистское наследие: монастырскую дисциплину правил винаи; этику бодхисаттвы – работа для освобождения всех существ; доктрину абхидхармы (аналитическая психология и стадии медитации); праджня-парамиту и мадхьямику («трансцендентальное знание» и учение о пустоте «среднего пути»), и йогочару (позиция только-ума); и культуру великих монастырских университетов, являвшихся центрами священного и светского обучения. Тибет так же получил эзотерические устные наставления сиддхов и медитационные методы Тантры, в том виде как они практиковались в монастырских заведениях и йогинами-отшельниками в джунглях.

Буддадхарма в Тибете развивала многие течения передачи, которые взаимообменивались учениями, практиками и вели дискуссии. Вообще говоря, все они присутствуют в четырех главных школах, как то: Ньингма (старая), Кагью (Линия устных наставлений), Сакья (Белесая земля, в соответствии с местностью, где был основан их первый монастырь), и Гелук (Традиция добродетели). Хотя главные учения этих школ очень похожи, каждая ведет свою передачу от собственной линии наставников, и каждая разработала свой отдельный подход к подготовке учеников, в частности, методы заключительной реализации или же медитации на абсолютной реальности.

Школа Ньингма возникла в период Раннего Распространения благодаря деятельности бодхисаттвы-ученого Шантаракшиты и его приемника Камалашилы, а также благодаря учению «Тантры Плода», перданного Падмасамбхавой, Вималамитрой и Вайрочаной. У Падмасамбхавы было двадцать пять главных учеников, включая царя Трисонга Децена и членов его двора. Они разделили буддистское учение на девять колесниц, и придавали особое значение, как учению об окончательном понимании, атийоге или дзогчену – «великому совершенству».

Три другие школы возникли в основном во время Позднего Распространения. Школа Сакья происходит от индийского сиддха Вирупы, и идет через тибетского переводчика Дрогми Шакья Йеше (ок. 1050 г.), к Кхон Кончогу Гьялпо, который так же является держателем прямой линии Ньингма. Их особое учение называется ламдре или «путь и плод».

Школа Гелук возникла благодаря учению Цзонкхапы Лозанг Драгпы (ок. 1350 г.), который объединил два главных влиятельных потока. Один – это традиция Кадам монастырской дисциплины, занятий логикой и диспутами, и практики «ступеней пути» праджняпарамиты, все это было заново восстановлено в Тибете индийским мастером Атишей (ок. 1050 г.). Другим источником была тантрическая традиция Новой Переводческой Школы Позднего Распространения. Таким образом школа Гелук в качестве пути к высшему пониманию, уделяет особое внимание тантрической практике объединенной со взглядом прасангика мадхьямики.

Школа Кагью берет начало от индийского махасиддха Тилопы, который был держателем четырех специальных линий учения полученных от человеческих гуру и прямого учения, полученного из Дхармакаи. Это наследство было передано Наропе, чьи «шесть доктрин», которые тантрические йоги соединяют с Махамудрой, образуют главный компонент данного учения. Кроме того, прямая линия Махамудры так же идет от великого сиддха Сарахи через Майтрипу. От Наропы и Майтрипы учение было передано их ученику, тибетскому переводчику-йогину Марпе (1012-1096 гг.), а затем поэту-отшельнику Миларепе (1053-1135 гг.) и Гампопе (1075-1153 гг.). Гампопа соединил Махамудру и тантрические учения, полученные им, с содержанием, составляющим основу его подготовки в традиции Кадам, он основал многие монастыри. До этого времени Махамудра, по-видимому, была представлена главным образом в учении результата, в виде устных наставлений. Начиная со времен Гампопы, и далее, это течение было объединено, по крайней мере в его трудах, с последовательным направлением «ступеней медитации»; Такпо Таши Намгьял пишет в этой традиции. В любом случае в школе Кагью, Махамудра, великий символ, рассматривается как кульминация и завершение всех практик. Более конкретное объяснение значения Махамудры и ее линии передачи представлено в главе «О том, как пробудить доверие». Вопрос соотношения Махамудры и тантры, как таковой, обсуждается ниже.

 

 

ВВЕДЕНИЕ В МАХАМУДРУ

 

По-видимому, будет полезно описать, как согласно традиции взгляд Махамудры может действительно быть понят и осознан на опыте. Махамудра – практика не для начинающих. Разумеется то, что называется «основанием Махамудры» пропитывает все чувствующие существа, как присущая им природа Будды. Тем не менее, считается, что фактическая реализация Махамудры, Махамудра плода, является просветлением всех Будд. По этой причине, узнавание взгляда Махамудры, даже как мимолетного проблеска, имеет огромное значение. В этом смысле медитация Махамудры могла бы называться практикой результата. Ничего удивительного, что эта практика требует от учеников обязательств и подготовки.

Немногие редкие ученики могут уже иметь развитые способности, позволяющие гуру ввести их сразу в основную природу. Большую часть людей надо вести последовательно, ступень за ступенью, от первичных к более продвинутым дисциплинам. Обычными необходимыми условиями традиции считаются – медитационная подготовка, образование и дисциплинированный образ жизни в соответствии с тремя колесницами (Янами). Эти три колесницы, как принято в Тибетской традиции, не столько последовательные уровни, которые поочередно преодолеваются один за другим, но скорее, концентрические окружности понимания и дисциплины, которые применяются одновременно.

Дисциплина в «малой колеснице» включает в себя отказ, либо внутренне в своих отношениях, либо внешне через предписания и образ жизни, либо и внутренне и внешне сразу, от безрезультатных занятий и поведения. Медитация занимается развитием внимания или «воспоминания» – шаматха – подчинением непрекращающейся беспорядочности ума, и развитием первичной випашьяны (постижения), к примеру относительно непостоянства, изменчивости внутреннего и внешнего опыта.

В «великой колеснице» дисциплина включает в себя практику бодхисаттвы энергичной помощи другим, принятия сострадания и заботы об их благополучии в качестве основной жизненной мотивации. Медитация направленна на развитие бодхичитты, «просветленного отношения», союза незакрепощенного ума и сострадания.

В Ваджраяне или «неразрушимой колеснице», как правило, начинают с «необычных подготовительных» медитаций (обсуждаемых в Второй книге, глава 2), за которыми следует практика садхан (ритуальных действ) различных медитационных божеств. В Ваджраяне принято уделять особое внимание взаимоотношению наставник – ученик. Наставник должен быть компетентен, это означает, что он обязан действительно иметь реализацию и обладать искусством и знанием того, как развивать учеников, и помогать им преодолевать препятствия. Ученик должен иметь сильную решимость и преданность.

Эти условия необходимы потому, что дисциплина Ваджраяны основана на передаче и посвящении. Передача – это встреча умов наставника и ученика, при которой ученик, вследствие своей подготовки, способен открыться, а наставник, благодаря силе своего духовного благословения и понимания, способен пробудить ученика к узнаванию его собственной природы. Иногда передача совершается на формальной церемонии, иногда в случайной беседе с учителем. Очень часто она происходит по обстоятельствам в ситуациях вокруг учителя.

Передача пробуждает что-то внутри ученика, это не пересадка чего-то нового. С другой стороны, в учениях говорится, что способность развить постижение Махамудры в первую очередь зависит от получения благословения наставника и линии. В общем, говорится, что посвящение делает ученика зрелым, это значит, что его внутренний потенциал пробуждается, а внутренние препятствия уменьшаются.

Посвящение обычно относится к формальной церемонии передачи, в которой ученики знакомятся с особым медитативным божеством и его мандалой. Такие божества и мандалы не внешние сущности, но нечто вроде психологической географии нашего ума, включая нашу связь с линией реализации, взаимоотношение с нашим непосредственным миром, наши чувственные восприятия и эмоции, все вплоть до зыбкой грани заблуждения, на которой спотыкается осознавание. Полное посвящение может включать в себя санкцию на медитацию с символическими формами божеств; продвинутую практику с йогическим телом энергии, представляющую собой неотъемлемую часть практики с божествами; и еще более высокую практику без форм.

Практика, имеющая дело с такими божествами и мандалами, чередует медитацию на их формах и медитацию без форм («стадия завершения» или сампаннакрама). По мере прогрессирования практики, стадия визуализации и стадия без форм, первоначально кажущиеся столь различными, все больше предстают в нераздельности. Похожим образом, по мере того, как осознавание становится более открытым, разграничение между визуализацией и восприятием начинает стираться. В итоге практика медитации на божествах оказывается естественным мостом к пониманию Махамудры. Это не должно вызывать удивление, т.к. данные медитационные методы не «надуманы», поскольку сами выражают принцип Махамудры.

Говоря так, мы должны пояснить отношение между самой Махамудрой и тантрическими методами. Тантрическая практика – это одно из средств пробуждения ученика для Махамудры. В самих тантрах, Махамудра рассматривается как четвертое или высшее посвящение, которое является кульминацией сделанного ранее и не зависит ни от каких частных символических средств для ее показа. Придерживаясь этой линии, Сараха, Майтрипа, Гампопа и Таши Намгьял подчеркивают, что Махамудра не зависит от тантрических методов, чтобы быть узнанной или пригодной для практиктики. (Так, книга говорит почти всюду, используя термины ментального покоя и практики постижения, и только мимоходом вспоминая тантру). Тем не менее, этот путь «чистой Махамудры» слишком крут и труден для понимания обычных людей. Следовательно, как пишет наш автор, «тантрические методы и Махамудра как правило смешаны, для усиления реализации» в обоих направлениях.

 

 

КРАТКИЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ

 

В котором мы представляем краткое рассмотрение тем, освещаемых в тринадцати главах книги.

 

 

Введение

 

Все запутанное существование, и вся мудрость пробуждения, являются результатом затвердевания и концептуализации ума, или же отсутствия этого. Следовательно, постижение истиной природы ума является решающим моментом.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.