Конфликт в художественном произведении — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Конфликт в художественном произведении

2017-12-13 283
Конфликт в художественном произведении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.

 

Характер конфликта Краткая характеристика Пример
Любовный Взаимоотношения между людьми, построенные на любовных колизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа. У. Шекспир "Ромео и Джульетта" А.С. Пушкин "Дубровский"
Социально-бытовой (общественный) Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений. А. С. Пушкин "Евгений Онегин"
Философский Постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека. Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот"
Идейный Столкновение различных идей, имеющих право на существование. И. С. Тургенев "Отцы и дети"
Психологический Внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений. Д. Г. Байрон "Дон Жуан"
Символический Противоборство, столкновение реальности с ее символических перевоплощением; характерен для произведений символизма. М. Метерлинк "Синяя птица"

Контекст в анализе литературного произведения

Контекст - совокупность явлений, связанных с текстом художественного произведения, но относящихся к внетекстовой действительности.

 

Виды контекстов Краткая характеристика Пример контекста
Литературный Соотнесенность художественного произведения с творчеством писателя, а также с литературной деятельностью его предшественников и современников Сопоставление художественного своеобразия "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского с его романами "Бесы" и "Братья Карамазовы" выявляет типичную для писателя проблему - "кровь по совести".
Исторический Социально-политическая ситуация в период создания литературного произведения При чтении "Евгения Онегина" А. С. Пушкина необходимо знать основные положения системы крепостного права, различие между барщиной и оброком, положение крестьянства, уклад помещичьей жизни.
Биографически-бытовой Факты биографии писателя, реалии бытового уклада эпохи, история создания художественного произведения, высказывания писателя по поводу творения При анализе стиля произведений А. П. Чехова можно обратиться к письму писателя А. С. Суворину от 1 апреля 1890 года: "Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам".

 

Анализ литературного образа

1. Тип литературного героя.

2. Место героя в системе образов и его роль в раскрытии авторского замысла.

3. Типичность литературного героя; наличие или отсутствие прототипов.

4. Характеристика литературного героя.

5. Средства создания литературного персонажа

6. Авторское отношение к данному литературному герою.

Этапы работы над сочинением

1. Определение объема темы (что именно надо вспомнить, нельзя писать обо всем, даже если вы прекрасно знаете текст произведения).

2. Учитесь задавать вопросы (самому себе, чтобы поставить проблему): зачем автор сопоставил те или иные события, героев? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев? Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения?

3. Точность, целенаправленность доказательств (если вы можете четко и достаточно кратко ответить на свои собственные вопросы, значит, вы знаете, что доказывать в собственной работе).

4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.

5. Мастерство при написании вступления (для проверяющего: автор сочинения совершенно свободно владеет материалом и выбирает наилучший путь раскрытия темы).

6. Не "за упокой", а "за здравие" (заключение): это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.

7. Проверка: не менее двух раз! первый раз - проверка общего ода доказательств, логичности, соответствия нормам литературного языка. Второй раз - проверка только грамотности. В этом случае следует читать текст с конца до начала (вы абстрагируетесь от содержания и проверяете только грамотность).

8. И еще несколько советов:

  • никогда не пишите о том, что не знаете или знаете плохо;
  • не употребляется слова, в правописании которых вы не уверены, старайтесь заменять синонимами;
  • не умничайте, не усложняйте фразы, в этом случае легко запутаться;
  • пишите просто, опирайтесь на текст художественного произведения, хорошее знание текста всегда производит благоприятное впечатление.

План анализа прозы

1. История создания.

2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:

· действующие лица;

· события.

3. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):

· экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;

· завязка - начало или проявление и обострение конфликта;

· развитие действия;

· кульминация;

· развязка;

· эпилог.

4. Композиция:

· последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;

· способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;

· способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";

· точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;

· придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.

5. Образы действующих лиц (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.

6. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:

· выбор темы и ее раскрытие;

· разработку любимых жанровых форм;

· язык;

· использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).

7. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).

8. Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.

· рассказ - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы действующие лица, характеры действующих лиц в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);

· новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:

a. новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;

b. новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;

· повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;

· роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:

a. социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;

b. морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;

c. исторический - о событиях прошлого;

d. философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;

e. роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);

f. роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.

· эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).

 

 

План анализа стихотворения

1. Тема стихотворения:

· пейзаж;

· общественно-политическая;

· любовная/интимная;

· философская.

2. Сюжет:

· есть сюжет: образы событий (...каких именно...);

· без сюжета: образы чувств (...).

3. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

a. Композиция: размер, рифма, ритм.

· Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.

· Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.

b. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

· эпитет - художественное определение;

· сравнение;

· аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;

· ирония - скрытая насмешка;

· гипербола - художественное преувеличение;

· литота - художественное преуменьшение;

· олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;

· метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;

· параллелизм.

c. Стилистические фигуры:

· повторы/рефрен;

· риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

· антитеза/противопоставление;

· градация - например: светлый - бледный - едва заметный;

· инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

· умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

d. Поэтическая фонетика:

· аллитерация - повторение одинаковых согласных;

· ассонанс - повторение гласных;

· анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

· эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

e. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

4. Образ лирического героя, авторское "Я".

5. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

6. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.