Вклад Н.А.Семашко, М.И. Барсукова, З.П.Соловьева в развитие здравоохранения. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Вклад Н.А.Семашко, М.И. Барсукова, З.П.Соловьева в развитие здравоохранения.

2017-12-09 397
Вклад Н.А.Семашко, М.И. Барсукова, З.П.Соловьева в развитие здравоохранения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

26 октября (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном комитете Петрог­радского совета рабочих и солдатских депутатов был образован Медико-санитар­ный отдел (во главе с М. И. Барсуковым); отделу поручалось организовать меди­цинскую помощь рабочим и солдатам, перестроить медико-санитарное дело в стране и привлечь к работе всех врачей, сочувствовавших новой власти.

Николай Александрович Семашко (1874—1949). Окончив Казанский университет, Н.А. Семашко в течение трех лет (1902 — 1905 гг.) был участковым земским врачом в Орловской губернии и Нижнем Новгороде. После октябрь­ской революции возглавил медико-санитарный отдел Московского совета, а в июле 1918 г. — Наркомздрав РСФСР, которым руководил в течение 11 лет.

Н.А.Семашко был инициатором главным редактором первого издания Большой медицинской энциклопедии. (1927-1936 гг.).

В течение 10 лет (1926—1936 гг.) Он возглавлял детскую комиссию Всерос­сийского Центрального исполнитель­ного комитета (ВЦИК).

После Великой Отечественной вой­ны (1941 — 1945 гг.) по инициативе Семашко началось изучение санитар­ных последствий войны. Он участво­вал в создании Академии медицинс­ких наук СССР (1944 г.), стал одним из первых ее академиков и вошел в со­став первого Президиума АМН СССР. В 1945 — 1949 гг. был директором Ин­ститута школьной гигиены Академии педагогических наук, а с 1945 г. — ака­демиком Академии педагогических наук РСФСР. Под его руководством создавался Институт организации здраво­охранения и истории медицины АМН СССР, которым он руководил в 1947 — 949 гг. и который долгое время носил его имя (ныне — Национальный НИИ общественного здоровья РАМН). Он был и первым председателем Высшего совета по делам физической культуры и спорта и возглавлял Правление Всесоюзного гигиенического общества (1940 — 1949 гг.). Научное наследие Н.А.Семашко — более 250 работ по организационным и теоретическим вопросам здравоох­ранения. Среди них «Очерки по теории организации советского здравоохранения» (1947 г.).

Первым заместителем народного комиссара здравоохранения РСФСР был назначен Зиновий Петрович Соловьев (1876—1928 гг.). Наряду с этим в 1918 г. он был заведующим медицинской частью и членом коллегии Народного комиссариата Внутренних дел, а также членом Совета Врачебных коллегий. В 1919 г. З.П.Соловьев был избран председателем Исполкома Российского бщества Красного Креста, а в январе 1920 г. возглавил Главное военно-санитарное управление Рабоче-крестьянской Красной Армии (которое с августа 918 г. входило в Народный комиссариат здравоохранения РСФСР). В 1923 г. З.П.Соловьев организовал и возглавил вторую в стране кафедру социальной гигиены на медицинском факультете 2-го Московского государственного университета (позднее — 2-й Московский медицинский институт).

15. Медицина Новейшего времени. Медицина в БССР и РБ

На развитие медицины в ХХ веке определяющее влияние оказали геополитические события: две мировые войны и их последствия, национально-освободительное движение, крах колониализма, образование новых независимых государств, распад социалистической системы.

Основными задачами советской медицины являлось повышение качества медицинской помощи, борьба с социальными болезнями (туберкулезом) и младенческой смертностью, а также проведение санитарно-просветительской деятельности среди населения.

Принципы здравоохранения определялись программой Коммунистической партии.

Принципы советской медицины:

1. Государственный характер.

2. Профилактическое направление.

3. Участие населения в мерах по охране здоровья.

4. Единство медицинской науки и практики здравоохранения.

Государственный характер ― основной принцип советской медицины в период ее становления. Его основным содержанием являются: централизация управления, государственное финансирование и государственное планирование программ здравоохранения.

Профилактическое направление ― принцип советского здравоохранения, который последовательно реализуется с 1918 г. Об этом сви­детельствуют и первые декреты: о мероприятиях по борьбе с сыпным тифом (28 января 1919 г.), о мерах борьбы с эпидемиями (10 апреля 1919 г.), об обязательном оспопрививании (10 апреля 1919 г. Именно эти годы были разработа­ны основные теоретические положения диспансеризации; созданы новые виды лечебно-профилактических учреждений — специализированные диспансеры (туберкулезные, психоневрологические, наркологические, венерологические), ночные и дневные санатории, профилактории, диетические столовые; вве­дено диспансерное обслуживание рабочих крупных промышленных предпри­ятий; начато диспансерное наблюдение матери и ребенка. На базе диспансеров стали проводиться научные исследования по изучению здоровья трудя­щихся.

Участие населения в мерах по охране здоровья — принцип советского здра­воохранения, зародившийся в сложнейших условиях первых лет советской вла­сти, когда борьба с эпидемиями, болезнями и голодом велась при острой не­хватке медицинских кадров.

Формы медико-санитарной работы: комиссии по оздоровлению труда и быта; са­нитарные суды; массовые инсценировки и спортивные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и чистоту; выпуск специальных плакатов и окон РОСТА — Российского телеграфного агентства.

Единство медицинской науки и практики здравоохранения — принцип научной организации здравоохранения, непосредственно связанный с его государственным характером.

В августе 1918 года был создан Ученый медицинский совет. Председатель — Лев Александрович Тарасевич 1868—1927.

Основными направлениями УМС явились: разработка проти-воэпидемических мероприятий; вопросы питания, нормы продовольственно-медицинских школ и курсов; реформа высшего медицинского и фармацевтического образования; формирование новых научно-1исследовательских учреждений; судебно-медицинская экспертиза; составление фармакопеи и т. д.

В 20-е годы в учебный план был введен курс социальной гигиены, что позволило готовить врачей-организаторов.

В 1930 г. медицинские факультеты университетов были преобразованы в самостоятельные медицинские институты.

Одним из достижений медицины было создание Всесоюзного института экспериментальной медицины (1932). В период с 1918 по 1927 г. в стране было организовано 40 научно-исследовательских институтов.

В 20-х ― 30-х годах усилия ученых были направлены главным образом на борьбу с эпидемиями и массовыми заболеваниями. В те годы был окончательно установлен механизм передачи сыпного тифа и разработаны спо­собы его предупреждения (Лев Васильевич Громашевский, 1887 — 1980 гг.), достигнуты крупные успехи в борьбе с чумой (Даниил Кириллович Заболот­ный, 1866—1929 гг.); получены и внедрены в практику вакцины про­тив чумы (Н.Н.Жуков-Вережников, М.П.Покровская) и бруцеллеза (Павел Феликсович Здродовский, 1890—1976 гг.); создана живая вакцина против по­лиомиелита, что позволило полностью ликвидировать это заболевание (Ана­толий Александрович Смородинцев, 1901 — 1989 гг.; Михаил Петрович Чума­ков, 1909 — 1993 гг.), разработан и осуществлен комплекс мер по ликвидации малярии, создано учение о природной очаговости трансмиссивных болезней, таких как чума, туляремия, бруцеллез, клещевой возвратный тиф, риккетсиозы, энцефалиты (Евгений Никанорович Павловский, 1939 г.).

Создано учение об управлении функциями и системами организма в его связях с окружающей средой (наука – валеология или санология).

В 20 в. было создано учение о витаминах и показана их роль в предупреждении заболеваний.

В 1944 г. в стране была создана АМН СССР. Она явилась центром руководства медицинской наукой. Первым руководителем АМН стал советский хирург Н.Н.Бурденко.

В 1946 г. Народный комиссариат здравоохранения СССР был преобразован в Министерство здравоохранения СССР. Больницы стали объединять с амбулаторно-поликлиническими комплексами. В поликлиническую практику внедрялся диспансерный метод.

Диагностика:

Внедрение электрокардиографии, флюорографическое обследование.

Электронная микроскопия сделала возможным увеличение в десятки тысяч раз.

В медицинскую практику вводились новые лечебные средства: сульфанила­миды, антибиотики, витамины (в частности, В2), гормоны (адренокортико-тропный, кортизон, инсулин), антикоагулянты, цитостатические средства и др. В 1948 г. была установлена обязательная вакцинация детей против туберкуле­за. В 1946 г. в Москве началось флюорографическое обследование населения.

В 1950-е гг. сеть противотуберкулезных диспансеров неуклонно расширялась (в 1950 г. — 709, в 1955 г. — 1104).

В эти годы была завершена работа по ликвидации малярии как массового заболевания. В практику здравоохранения вошли новые эффек­тивные вакцины против полиомиелита и кори, новые средства лечения пнев­монии и других инфекционных заболеваний.

В 60–е годы развернулось строительство крупных больниц на 300 — 600 и более коек. Сельское здравоохранение все более приближалось к здравоохранению в городах. Создавались многопрофильные больницы для детей, скорая помощь для детей и детские санатории. В практику здравоохранения входили новые эффективные препараты и вакцины (против полиоми­елита, кори и др.). Из терапевтической службы выделялись самостоятельные специальности (кардиология, пульмонология, нефрология, гастоэнтерология, ревматология).

В области хирургии качественно новый этап открылся с развитием микрохирургии (методики операций с помощью микроскопа, специальной оптики и специально созданного прецизионного инструментария). Эта методика открыла широкие возможности развития трансплантологии.

В 1970-е гг. продолжала совершенствоваться специализированная медицинская помощь. Создавались хорошо оснащенные диагностические центры онкологического, кардиологического, акушерско-гинекологического, аллергологического, гастроэнтерологического, пульмонологического профиля. Развивались детская хирургия, ортопедия, травматология, ото- ларингология, офтальмология, нефрология и др.; открывались специализи- ванные родильные дома для лечения беременных с разными патологиями.

В 1980-е гг. приоритет развития специализированной помощи сохранился, разрабатывались и осуществлялись государственные целевые программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, злокачественными новообразованиями, лейкозами, болезнями матери и ребенка; разрабатывались и внедрялись в клиническую практику методы реконструктивной пластической хирургии; создавались аппараты, выполняющие функции отдельных органов.

Совершенствовалась система организации скорой и неотложной медицинской помощи. Внедрялись автоматизированные системы управления — АСУ «Скорая помощь», АСУ «стационар».

1990-е гг. явились периодом радикальных социально-экономических преобразований, сопровождавшихся снижением уровня жизни и основных показателей здоровья больших групп населения. Здравоохранение оказалось в глубоком кризисе. Финансирование по «остаточному принципу» вело к ухудшению материально-технической базы здравоохранения. Снижалось качество медицинской помощи. Ослаблялась профилактическая работа. Сокращались научно-медицинские исследования.

Требовалось реформирования системы здравоохранения.

Реформа здравоохранения 1990-х гг. декларировала следующие принципы: децентрализация управления, демонополизация государственного сектора здравоохранения, многоукладность системы здравоохранения, многоканальность финансирования, внедрение рыночных механизмов и введение медицинского страхования. Одной из важнейших задач здравоохранения остается сохранение здоровья здоровых. Достижение этой цели возможно при наличии приоритета государственной и общественной деятельности, направленной на профилактику заболеваний. Отсюда следует необходимость укрепления государственного секто­ра здравоохранения, который является стабилизирующим фактором

1 января 1919 г. манифестом временного рабоче-крестьянского правительства Белоруссии объявлено создание Белорусской советской социалистической республики (БССР). С момента учреждения БССР, как и в Советской России, стала создаваться государственная система здравоохранения во главе с Наркомздравом («модель Н.А. Семашко»). Правительством Белоруссии по образцу декретов СНК РСФСР принимается ряд постановлений по национализации аптек (29.01.1919), медицинских учреждений (12.02.1919), зубоврачебных материалов и средств (18.02.1919); а также санитарно-эпидемического характера – по борьбе с сыпным тифом (21.02.1919), об обязательном оспопрививании (03.06.1919). 6 февраля 1919 г. для попечения образован Совет защиты детей. В июне 1919 г. Наркомздрав и Наркомтруд принимают совместное положение о переходе рабочей медицины в ведение здравоохранения.

Для координации и направления деятельности в соответствии с характером революционного времени организовывались в составе представителей исполнительной власти губернские Чрезвычайные комиссии (ЧК) по борьбе с эпидемиями и сыпным тифом. Проводимые мероприятия включали: издание обязательных постановлений; налаживание учета и регистрации инфекционных заболеваний; оборудование и охрану водоисточников; удаление нечистот и отходов ассенизационными обозами; контроль за базарами, пекарнями, столовыми, парикмахерскими, гостиницами, общежитиями, дворами; национализацию бань, прачечных или выдачу талонов на льготное обслуживание; проведение компаний по обязательному оспопрививанию и других прививок; открытие и работу бактериологических лабораторий (в том числе и в ряде уездов), организацию курсов дезинфекторов; деятельность стационарных и передвижных противоэпидемических и дезинфекционных отрядов; работа изоляционно-пропускных пунктов на железнодорожных станциях; перепрофилирование общесоматических и развертывание инфекционных коек.

В этот же период зародилось и начало оформляться санитарное просвещение. Образован санитарно-просветительский подотдел губздрава (1920 г.), открыт первый дом санитарного просвещения (1920 г.).

Вопросы охраны материнства и младенчества были переданы в ведение здравоохранения (1920) с выделением в структуре местных органов управления профильных подотделов. Проводились открытие детских медицинских учреждений, подготовка патронажных сестер, закрепление врачей за школами, детскими садами и площадками. Таким образом, с образованием БССР связано учреждение центрального республиканского органа управления - Народного комиссариата здравоохранения. В рассматриваемое время в БССР, как и в РСФСР, было создано единое государственное здравоохранение («советская медицина»). С 1926 г. диспансеры стали осуществлять предварительные медицинские осмотры детей при приеме в школу, а подростков – в профессиональную школу. Для оздоровления детей в летний период стали (1921) организовываться пионерские лагеря, дома отдыха для пионеров и рабочей молодежи, детские колонии.

Основные противоэпидемические мероприятия включали: выявление, учет и регистрацию инфекционных больных, их изоляцию и госпитализацию, прививки и санитарная обработку (помывка, острижка) населения, дезинфекция вещей и помещений. В 1922 г. в Гомеле открыта первая санитарная станция.

В 1920-е годы важной и особой чертой медико-санитарного дела являлась борьба с социальными болезнями, в первую очередь с туберкулезом, сифилисом, трахомой. С целью проведения общественной профилактики впервые образуются Советы социальной помощи (1923), а также комиссии по борьбе с детским туберкулезом (1925). К 1928 г. В исследуемый период в Белоруссии организуются и венерологические диспансеры (1923). Происходит становление высшего медицинского образования в Белоруссии. В 1921 г. в Минске открыт Медицинский факультет Белорусского государственного университета.

В Беларуси зарождается новая университетская форма организации научных исследований – институты. В истории Белоруссии 1930-е годы являются одним из самых сложных периодов.

Произошли структурные изменения органов управления, а именно инспектуры преобразованы (1930) в отделы здравоохранения исполнительных комитетов (рай-, гор- здравотделы, а с введением (1938) областного административно-территориального деления – облздравотделы).

Развитие внебольничной помощи в рассматриваемое время проходило за счет открытия амбулаторных учреждений, утверждения участкового принципа. (В 1930-е годы задачи строительства сельского здравоохранения оставались актуальными и нерешенными. Основным сельским медицинским учреждением должна была стать врачебная амбулатория (вместо фельдшерского пункта), а вспомогательными – фельдшерско-акушерские пункты. В республике имелась общая профилизация коечного фонда. Инфекционные, родильные, терапевтические, хирургические, неврологические, детские специализированные, стоматологические, детские костнотуберкулезные койки.

Имелись физиотерапевтические установки, рентгеновские аппараты, лаборатории.

Изменяется число и оформление санитарно-эпидемических учреждений. Открываются городские (Минск, 1931; Витебск, 1932; Могилев, 1932), межрайонные и районные санитарно-эпидемиологические станции (1938 г. – 34 СЭС). Снижается уровень общей смертности. В ее структуре после болезней органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы четвертое и пятое место занимали туберкулез и инфекционные заболевания.

Для Белоруссии 1930-х годов существенное значение продолжала иметь проблема краевой патологии (малярия, зоб, склерома).

В городах в рассматриваемое время был введен ряд родильных домов (в 1940 г. их было 53). Не было действенной связи с женскими консультациями. В сельской местности из-за низкого процента охвата родовспоможением осуществлялось (1935) открытие колхозных родильных домов.

Медицинский факультет БГУ реформируется (1930) в Белорусский (Минский) медицинский институт системы Наркомздрава.

Мероприятия учреждений здравоохранения Белоруссии в связи с фашистской агрессией: оказание помощи пострадавшему населению в медицинских учреждениях, а также организация их эвакуации; мобилизация медицинского персонала; работа санитарных дружин; развертывание эвакогоспиталей.

Вместо отделов здравоохранения были установлены должности окружных (городских, районных) врачей. Их деятельность контролировалась представителем оккупационных властей.

Многие медицинские работники явились организаторами и участниками подпольных групп.

Сеть медицинских учреждений в период оккупации Беларуси стала значительно меньшей, чем в довоенное время.

Для периода оккупации характерно и качественное сокращение лечебных учреждений. В период оккупации имело место и занятие частной медицинской практикой. В период оккупации Белоруссии имело место и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, что было обусловлено стремлением местных властей воспрепятствовать заносу инфекционных заболеваний в фашистские войска. Были учреждены должности санитарных врачей. В этих городах действовали и санитарные станции.

В первой половине 1944 г. в республике началось восстановление научно-исследовательских институтов. В Минске были открыты институты: микробиологии и эпидемиологии (1944), физиотерапии и неврологии (1944), ортопедии и восстановительной хирургии (травматологии) (1945), санитарно-гигиенический (1945), охраны материнства и детства (1945).

В 1945 г. имелись рентгеновское отделение, диагностическая лаборатория, физиотерапевтический кабинет.

В апреле 1945 г. открыта республиканская, а в октябре – еще 6 областных станций санитарной авиации.

В 1945 г. в Минске открыто первое гематологическое отделение.

Одним из противоэпидемических мероприятий явилось и создание на путях передвижения войск и мигрирующего населения сети санитарно-контрольных и обсервационных пунктов.

Важным направлением деятельности органов здравоохранения в рассматриваемое время являлась охрана материнства и детства.

В Белоруссии восстанавливается (1946) Витебский медицинский институт. Вводится (1947) шестилетняя подготовка врачей. В 1953 г. на основе института теоретической медицины (1947) организуется институт физиологии Академии наук Белоруссии. Осуществлялось упорядочение сети и введение единой номенклатуры лечебно-профилактических учреждений. Тогда же (1953-1955) введены новые формы медицинских статистических документов (например, учетные – талон уточненных и заключительных диагнозов; контрольная карта диспансерного наблюдения; извещение о неэпидемических заболеваниях; врачебное свидетельство о смерти, а также некоторые отчетные) и порядок их использования в статистике заболеваемости и смертности. В рассматриваемый период отмечался также рост числа коек и врачей по охране материнства и детства. Учреждена (1947) должность подросткового врача. С 1952 г. внедряется диспансерный метод наблюдения за сельским населением. Образуются первые медико-санитарные части (МСЧ). С 1951 г. вводится участково-цеховой принцип медицинского обслуживания рабочих. В областных городах открываются онкологические диспансеры. В Минске открываются первые специализированные стационарные отделения (нейрохирургическое, 1949; урологическое, 1953; детской хирургии, 1955).

В начале 1980-х годов расширяется число приписанных к районным центрам сельских участков. Катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) обострила проблему укомплектованности и оснащенности сельских медицинских учреждений, прежде всего, в «загрязненных» территориях.

В 1986-1990 гг. начаты и осуществлялись при содействии российских специалистов мероприятия по минимизации медицинских последствий аварии. В частности, были созданы профильные медицинские учреждения: республиканское специализированное отделение для учета и наблюдения участников работы в тридцатикилометровой зоне и проживавшего там населения, сентябрь, 1986; республиканский детский специализированный диспансер для учета и наблюдения детей Гомельской и Могилевской областей, подвергшихся воздействию радиации, июль 1987, в последующем (1989-1990) преобразованный в диспансерно-поликлиническое отделение НИИ радиационной медицины; НИИ радиационной медицины (1988) с филиалами в Гомеле (1989) и Могилеве (1990). Для координации деятельности медицинских учреждений по данной проблеме организовано научно-производственное объединение (НПО) «Радиационная медицина» при МЗ Белоруссии.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.