Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-12-13 | 3125 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В числе важнейших мероприятий Петра Великого – учреждение Академии наук (1725). Ее первым президентом стал лейб-медик Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Таким образом, была создана база для развития российскойнауки,которая в XVIIIв. продвигалась в общем русле европейского естествознания.
Развитию естествознания способствовало первое научное общество, созданное в 1765 г.,– Вольное экономическое общество. Одним из организаторов ВЭО был А.И. Черкасов. ВЭО занималось, в частности, популяризацией медицинских знаний, инициировало введение в России культуры картофеля, в XIX в. активно содействовало распространению оспопрививания.
Первымрусским академиком стал МихайлоВасильевичЛомоносов (1711 – 1765).Ломоносов проявлял интерес кмедицинена протяжении всей жизни, хотя специально ею не занимался. В медицине находили практическое приложение его философские взгляды и теоретические воззрения, был присущ М. В. Ломоносову.
Студентом в Марбурге (Германия) он посещал лекции на двух факультетах – философском и медицинском. На медицинском факультете его привлекала больше всего химия, которая в то время была неразрывно связана с медициной. Но, слушая химию, он вместе с тем знакомился и с медициной. По окончании Марбургского университета М. В. Ломоносов получил звание кандидата медицины. В дальнейшем М. В. Ломоносов неоднократно обращался к медицине.
Специально медицине посвящены лишь две работы Ломоносова, написанные одна в начале, другая – в конце его научной деятельности. Первая из них это – перевод статьи «О сохранении здравия». Статья вполне соответствует состоянию медицинской науки того времени и содержит ряд гигиенических советов и прогрессивных мыслей по многим вопросам. Что в статье принадлежит автору, а что – переводчику, сказать трудно. Но многое позволяет предположить творческий характер участия М. В. Ломоносова в создании указанной статьи.
|
Вторая работа – это письмо Ивану Ивановичу Шувалову (1761 г.), получившее впоследствии название «О размножении и сохранении российского народа». Оно широко охватывает все стороны жизни и быта России XVIII в. и содержит в себе множество смелых идей, обилие гигиенических указаний.
Анализируя причины медленного прироста населения, Ломоносов видел одну из главных причин этого в высокой младенческой смертности, происходящей от неграмотного родовспоможения, неправильного ухода за детьми. Трезво оценивая возможности России в 60-х годах XVIII столетия – острыйдефицит врачебных кадров – Ломоносов считал необходимым вооружить все население, во всяком случае грамотное, элементарными медицинскими знаниями (о лечении болезней, в первую очередь детских, о простейших лекарственных средствах). С этой целью он рекомендовал «положив за основание великого медика Гофмана и присовокупив из других лучшее, соединить с … книжкою о повивальном искусстве... Оную книжку, напечатав в довольном множестве, распродать во все государство по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди, читая, могли сами знать и других наставлением пользовать». Будучи горячим поборником популяризации науки, Ломоносов был одним из основоположников санитарного просвещения в России. Борясь с невежеством и суевериями, Ломоносов вместе с тем высоко ценил народную мудрость. Он понимал, что во многих народных приемах врачевания кроется рациональное зерно, что многие обычаи народной медицины являются плодом многовековых наблюдений, коллективного опыта. Он твердо верил в то, что нужно не только учить народ, но и учиться у народа. Рекомендуя составить популярное руководство по акушерству, М. В. Ломоносов советовал не ограничиваться в качестве ее источников «хорошими книжками о повивальном искусстве». К ним «необходимо должно присовокупить добрые приемы российских повивальных искусных бабок». Ломоносов предлагал учиться у народа не только приемам повивания, но и способам врачевания. Предлагая составить на основе сочинений ученых врачей книгу о лечении детских болезней, Ломоносов напоминает: «Притом не позабыть, что наши бабки и лекари с пользою вообще употребляют».
|
М. В. Ломоносов рекомендовал ряд мер для улучшения организации медицинской помощи и прежде всего – расширение подготовки медиков. Он обращал внимание И. И. Шувалова на недостаток медикаментов и аптек, настаивал на развитии отечественного лекарственного растениеводства и вменял в обязанность профессору ботаники в Академии наук разводить ботанический сад и «стараться о познании здешних медицинских трав для удовольствия здешних аптек домашними материалами...».
Для увеличения населения России Ломоносов советовал отменить церковные ограничения на повторные браки, не постригать в монахи мужчин и женщин репродуктивного возраста, не допускать неравных с точки зрения возраста браков. Невеста, по мнению Ломоносова, не должна быть старше жениха более, чем на 2 года, а жених на 7-10 лет – только такие браки дают здоровое потомство. В письме содержатся рекомендации, касающиеся правильного питания, здорового образа жизни.
Помимо этих двух произведений, отдельные теоретические положения, гигиенические советы, медицинские наблюдения разбросаны по многим сочинениям, даже весьма далеким от медицины. Впроизведениях М. В. Ломоносова нашли отражение его мысли о болезнях и их причинах. Следуя распространенным взглядам своей эпохи, непосредственную причину болезни Ломоносов видел в «повреждении» соков организма. Причину же этого «повреждения» он искал не в мистических «движениях души» – в медицине того времени по-прежнему были широко распространены идеалистические представления о природе болезней, – а в конкретных явлениях внешней среды. Ошибаясь в частностях, Ломоносов был прав в основном – в признании материальной причины болезней.
Уже в 1741 г. на вопрос «Что за подлинные начала и причины всех болезней признать надлежит?» ответ был сформулирован следующим образом: «Первейшая причина есть воздух. Ибо искусство показывает довольно, что при влажной к дождю склонной и туманной погоде тело тяжело и дряхло бывает… Потом едение и питие, которое немочи причиною быть может, ежели кто оного чрез меру примет... Еще принадлежат к причинам болезней и пристрастия души нашей: понеже довольно известно, что за вред нечаянное испуганье, гнев, печаль, боязнь и любовь нашему телу навести могут». Как видим, среди причин болезней упомянута и «душа», но в смысле связи душевной деятельности (нервной деятельности – сказали бы мы сейчас) с деятельностью всего организма.
|
Решающую роль в происхождении болезней, в частности эпидемических, М. В. Ломоносов придавал солнечным затмениям. По мнению Ломоносова, солнце излучает из себя «электрическую силу», благоприятно действующую на живые организмы, а затмение солнца, т. е. внезапное прекращение действия этой силы на землю вызывает гибель всего живого: среди скота начинается падеж, среди людей – эпидемии, «поветрие». Во взглядах Ломоносова на роль солнечных затмений в происхождении болезней скрестились, с одной стороны, распространенные еще и в его время отголоски астральных теорий в эпидемиологии, с другой – гениальное предвидение значения солнечного излучения и связанного с ним электрического состояния атмосферы. Электрической силе Ломоносов приписывал широкое благоприятное влияние на все живое, в частности, целебное воздействие на человека.
Признание роли внешней среды в происхождении болезней может быть проиллюстрировано и мыслями М. В. Ломоносова по поводу цинги.
В XVIII веке взгляды на природу и происхождение цинги были достаточно разноречивы. Наряду с правильными наблюдениями, связывающими происхождение этой болезни с недостатком свежих овощей, имели хождение и фантастические представления о цинге как о проявлении особой «гнилостности соков» и т.п. Ломоносов безоговорочно примкнул к первому направлению, основанному на опыте врачей и многовековых народных наблюдениях, и лучшими противоцинготными средствами считал ягоды, особенно хорошо ему известную северную морошку, а также сосновые шишки.
М. В. Ломоносов, как и его современники, признавал разделение человеческих знаний на науки и искусства. У Ломоносова мы встречаем отзывы о медицине, как о науке, так и о врачебном искусстве. Ломоносова – естествоиспытателя и философа – прежде всего, привлекала медицина как наука, ее теоретические основы.М. В. Ломоносов называл медицину частью физики. «Великая часть физики и полезнейшая роду человеческому наука есть медицина...» Такое определение медицины он дает неоднократно. Поскольку под физикой в то время понималось естествознание в широком смысле слова, определение Ломоносова вводило медицину в широкий круг естественных наук. В знаменитой речи «О пользе химии» подчеркивалась важность изучения анатомии, физиологии для медицины. Медицина связывалась с достижениямив области химии и физики. «Физика необходимо нужна во врачебном искусстве», – писал Ломоносов. В частности, в стихотворном «Письме о пользе стекла» он говорит о значении микроскопа:
|
«Коль много Микроскоп нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тонких в теле жил!»
Понимая под наукой теорию, а под художеством – практику великий ученый подчеркивал их взаимную связь и взаимную необходимость.
Семен Герасимович Зыбелин (1735 – 1802) происходил из среды духовенства.Первоначально С. Г. Зыбелин учился в Москве в Славяно-греко-латинской академии. В 1755 г.в числе лучших учеников он был направлен в Московский университет. Будущий профессор-медик первоначально обучался на философском факультете. В течение первых трех лет С. Г.Зыбелин так же, как и другие студенты, изучал «общие науки»: философию, словесность, историю, физику, логику и метафизику. С особой любовью он занимался словесностью: Зыбелинлюбил поэзию, писал стихи.Еще будучи студентом, С. Г. Зыбелин выступал и как педагог: он преподавал латинский язык в гимназии при университете.
В 1759 г. С.Г. Зыбелинвместе со своим однокурсником П.Д. Вениаминовым (в будущем профессором практической медицины, химии и ботаники) был отправлен за рубеж обучаться медицине в Пруссии, а затем в одном из лучших университетов Европы того времени – Лейденском в Голландии. Там же в 1764 г.он защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему "О естественных целебных мылах, добываемых из трех царств природы". В 1765 г. С.Г. Зыбелин вернулся в Москву.
После испытания в Конференции (Ученом совете) Московского университете и чтения пробной лекции на заданную тему (афоризм Гиппократа: "Все холодное, например снег, лед, вредно для груди, возбуждает кашель, производит кровотечение и катары") С.Г. Зыбелин был допущен к преподаванию курса «теоретической медицины». В 1767 г. он получил право врачебной практики, сдав несколько специальных экзаменов: Медицинская коллегия признала его «достойным обучать медицину и оную отправлять на практике». В 1768 году С. Г. Зыбелин был утвержден первым профессором на медицинском факультете.
|
Более 36 лет проработал С.Г. Зыбелин в Московском университете. Он читал курс теоретической медицины, куда входили анатомия, физиология и патология, кроме того, курсы натуральной истории, химии, ботаники, фармакологии, клинической медицины – терапии и хирургии. Как преподаватель он пользовался большой любовью студенчества. С. Г. Зыбелинв течение 15 лет состоял врачом при университетской больнице и с исключительной добросовестностью, бесплатно выполнял свои обязанности.
С первых лет вступления в должность профессора медицинского факультета С. Г. Зыбелин был сторонником чтения лекций на русском языке, чем продолжил претворение в жизнь идеи своего учителя профессора Н.Н. Поповского – «нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно». Деятельность Зыбелинав этом направлении увенчалась успехом: с 1768 г. лекции на медицинском факультете стали читаться на русском языке(до этого преподавание велось только на латыни). Много внимания Зыбелин уделял и вопросам создания русской медицинской терминологии.
Сознавая значение наглядности и практики в преподавании медицины, С.Г. Зыбелин первым начал сопровождать свои теоретические лекции демонстрацией экспериментов, а клинические – разбором больных. Он «показывал разные случаи всяких болезней, упражнял как в распознавании болезней, так и в предусматривании следствий от них, присовокуплял притом и лечение оных».
С.Г. Зыбелин неоднократно выступал с речами в торжественных собраниях в Московском университете. Свои речи он посвящал наиболее актуальным общим вопросам медицины, патологии, гигиены, здравоохранения. Одно лишь перечисление заглавий этих речей ("Слов") дает нам представление о широте научных интересов С.Г. Зыбелина и показывает, какие вопросы он считал важными для освещения в своих публичных выступлениях: «Слово о действии воздуха в человеке и путях, которыми в него входит»,«Слово о причине внутреннего союза частей между собой и о происходящем из того крепости в теле человеческом», «Слово о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предохранить от болезни»,«Слово о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней», «Слово о пользе прививной оспы…» и др.
В своих речах С. Г. Зыбелин касался и вопросов демографии:«Слово о способе как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину…».. Рассуждая о малом приросте народонаселения, он подчеркивал особое значение ряда факторов: безбрачия, социальных бедствий, высокой смертности, особенно детей. Анализ этих причин привел его к выводу, что в основе малого прироста населения лежат социальные причины, такие, как «недород хлеба и голод, от чего не только многие лишаются жизни, однако же рождение детей в меньшем числе бывает». По его представлению, социальные условия ведут не только к уменьшению рождаемости, но и непосредственно к вымиранию. Указывая, что одной из причин медленного роста населения является безбрачие, он вскрывал социальные причины этого явления: «чрезвычайные налоги и утеснения, кои заставляют больше воздыхать, нежели помышлять о браке».
С.Г. Зыбелин считается одним из первых русских педиатров, поскольку в своих «Словах» он много внимания уделил вопросам ухода, питания, воспитания детей. Наиболее известными являются публикации «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа» (1775), «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящую в неприличной пищи, даваемой младенцам в первые месяцы их жизни» (1786).
«Слова» С.Г. Зыбелина не были просто популярными санитарно-просветительными выступлениями, а становились фактически широкими обобщениями, в которых разбирались важнейшие вопросы здравоохранения, сообщались последние данные медицинской науки, формировались практические задачи. По существу, каждая такая речь была научным трактатом и отражала его оригинальные взгляды и представления. Ознакомление с этими речами дает представление об уровне русской медицинской науки того времени и о ряде практических вопросов, стоявших перед здравоохранением в XVIII в. Они привлекали внимание и более поздних поколений врачей, поэтому были переизданы Обществом любителей российской словесности в 1819-1823 гг. под названием: «Речи, произнесенные в торжественных собраниях императорского Московского университета русскими профессорами оного».
С.Г. Зыбелин был первым, в ком ярко сочетались деятельность врача-клинициста и врача-гигиениста.Он писал, что задача медицины «состоит в охранении здравия, в исцелении его поврежденного и в продолжении жизни». Исходя из этих задач, С.Г. Зыбелин разработал три основных направления. С целью «охранения здравия» он предлагал проведение ряда широких гигиенических мероприятий, выступая, таким образом, в качестве одного из первых русских гигиенистов. С целью «исцеления его поврежденного»Зыбелин выдвигал свою лечебную систему. Он был первым русским терапевтом, заложившим основные положения русской терапевтической школы.
Третья задача медицины, «продолжение жизни», побудила Зыбелина уделить особое внимание вопросам профилактики. Это выразилось в его специальных «Словах», посвященных пропаганде «прививной оспы»,общей профилактике, а также профилактике детских заболеваний.
С.Г. Зыбелинпонимал, что образ жизни – залог здоровья и долголетия, и был убежденным сторонником гигиенических мероприятий и поборником физической культуры, закаливания, гигиены жилища и населенных мест. Призывал соблюдать в своих домах чистоту, свежесть и прохладность воздуха. Рекомендовал закаливание холодной водой, воздухом и движением: «Желающие себе и любезным детям своим постоянного здоровья от своих …болезней ничем иным приобрести сего не могут, как только приучая себя к холодному воздуху…, упражняясь чаще в движениях…, привыкая к холодным умовениям…». Профилактикой и методом лечения многих болезней он считал движение: «Движение есть главное действие для жизни и здоровья». Большое значение он придавал рациональному питанию, воздержанию от переедания, пользе голодания: «Небесполезно бы … было иногда наказывать себя одним хлебом и водою вместо всего кушания…».Все положения о принципах здорового образа жизни Семёна Герасимовича Зыбелина можно обобщить его же словами: «… от такого единого себя содержания, особливо с младенчества, многие болезни, кои предкам нашим мало были известны, ныне же едва не везде с излишеством находятся, совсем исчезнут, и наступят на их место природные россиянам свойства: крепость, сила, храбрость и мужество, чего всем любезным моим согражданам сердечно желаю». Это слова достойнейшего сына своего Отечества, патриота, горячо любящего свой народ и свою страну!Зыбелинсчитал необходимым заботу о здоровье населения возложить на государство.
Зыбелин сдержанно относился к увлечению лечением сложными и многочисленными лекарствами и подчеркивал: «Природа сама многие болезни… преодолевает». Большое значение он как врач-практик придавал психоэмоциональному состоянию человека. Считал, что угнетенное состояние не только способствует заболеванию, но и отягощает его течение, замедляет выздоровление: «…всегда пребываемый в трепете и страхе, не скорее ли ты привлечешь на себя сей болезни… и не сделаешь ли опаснейшую отчаяннее». Советовал: «Страсти душевные приятные иногда возбуждать должно, а не утушать, и так всякие иметь увеселения, слушать музыку и быть в обращении с веселыми людьми, а напротив того, печали и страху убегать надлежит».
С.Г. Зыбелинутверждал огромное влияние окружающей среды на здоровья и болезней человека, заложив основы медицинской экологии и медицинской географии: «То место или целую страну должно почитать здоровою, в которой меньше и реже бывает повальных и других болезней, немного умирает младенцев…, довольное число находится престарелых…». Если этого не наблюдается, то, по его мнению, это можно «…отвратить переселением на другое место, или строжайшим соблюдением чистоты, или сообщением чистейшего воздуха, осушая места, или иногда оные наводняя…». Особое внимание уделял действию воздуха и теплоты на организм. Зыбелин описывал опыты асфиксии – видимо, был один из первых исследователей в области физиологии и патофизиологии. Большое значение придавал состоянию психики для жизнедеятельности организма у здорового человека и в течение болезненного процесса («Слово о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предотвратить от болезней»).
Будучи незаурядным врачом-практиком, он вел активную полемику с представителями церкви, которые утверждали, что «всё от бога» и если возникают болезни, то на всё «воля божья». Это ставило под сомнение полезность и необходимость лечебных и профилактических мероприятий, на что он отвечал: «Человек здравие свое и жизнь сохранять обязан; ибо в противном случае не будет ли и не должен ли тот богу ответствовать за свою жизнь, от него ему данную, в опущении предохранительных средств».
Крупный ученый с широким кругом научных интересов, С.Г. Зыбелин в 1784 г. был избран действительным членом Российской Академии наук.
Скончался С.Г. Зыбелин в 1802 г. Эпитафия на его могиле лаконично выразила значение деятельности первого русского профессора медицины:
По сердцу и уму се – истинный мудрец,
Он славы не искал, но был наук красою,
Любовь ко ближнему была его душою;
Из тихих дней его она сплела венец
Для Муз Отечества, который не увянет.
Зыбелин вечно жить своею пользой станет.
Биография Константина Ивановича Щепина (1728 – 1770), доктора медицины, во многом схожа с биографией Ломоносова. Уроженец Вятской губернии,сын крестьянина,Щепин пешком отправился в Киев – учиться в духовной академии. Затем по его просьбе был отправлен в Италию.Учился в Падуанском и Болонском университетах. По возвращении в Россию работал в Академии наук в качестве переводчика. По направлению Медицинской канцелярии прошел курсмедицинского факультета в Лейденском университете, в 1758 г. защитил докторскую диссертацию. В диссертации Щепин впервые поставил проблему профилактического значения диеты. В Англии, Франции специализировался по анатомии, хирургии, акушерству и фармации, физике и химии. Участник Семилетней войны. После окончания – лекции в СПб школе (Сухопутного госпиталя), затем – профессор Московской госпитальной школы.
Щепин начал борьбу с рутиной в Московской госпитальной школе.Преподавал клиническую медицину, фармакологию. Впервые ввел изучение анатомии на трупах и обязательные патологоанатомические вскрытия,обучение учеников в аптеке. Отдавал предпочтение хирургии, поставил ее на научную основу. Практиковал еженедельный контроль знаний учащихся. Занимался изучением минеральных вод и ввел в программу курс бальнеологии. Внедрял преподавание на русском языке. Разработал русскую анатомическую терминологию.Стремился улучшить быт учеников, был противником телесных наказаний. Щепин разработал научно обоснованную систему медицинского образования, предполагавшую, наряду с глубокой специальной подготовкой, широкое развитие естественнонаучного кругозора будущих врачей.
Эти меры педагога-новатора не были поддержаны консервативной средой.В связи с постоянными доносами и оскорблениями недоброжелателей в 1766 г. Щепин был вынужден уйти в отставку. Медицинская коллегия лишила Щепина права практики в России. Его здоровье было подорвано. Щепин уехал на юг.В 1767 г. Екатерина II разрешила ему частную практику и преподавание, но на унизительных условиях.В 1770 г. Щепин поехал в Киев на борьбу с чумой и стал жертвой эпидемии.
Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744 – 1812) – доктор медицины, почетный член Медицинской коллегии.
Максимович-Амбодик, сын священника, учился в Киевской духовной академии, затем в госпитальной школе при С-Петебургском Сухопутном госпитале. На благотворительные средства был отправлен на медицинский факультет Страсбургского университета. В 1775 г. защитил докторскую диссертацию «О печени человека». По возвращении в Россию и сдачи экзамена в Медицинской коллегии, Максимович-Амбодик начал работать в Петербургском морском и сухопутном госпиталях, одновременно преподавал акушерство в госпитальных школа. В 1777 г. был направлен за границу для углубления знаний по акушерству. Работал в Кронштадтском морском госпитале, Петербургской «бабичьей» (акушерской) школе. В 1782 г. Максимович-Амбодик стал первым российским преподавателем, получивший звание профессора акушерства. В 1784 г. Петербургскую школу преобразовали в Повивальное училище, а через два года — в Повивальный институт. Нестор Максимович читал в институте повивальное дело. Одно время Нестор Максимович был также преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме.
В возрасте 54 лет Н.М. Максимович-Амбодикпрекратил преподавательскую работу. Подробности его жизни в последующие 14 лет неизвестны, сохранились только сведения о том, что он работал консультантом в Калинкинской больницеСанкт-Петербурга до самой кончины в 1812 г.
Основной труд Н.М. Максимовича – «Искусство повивания или Наука о бабичьем деле» в 2-х тт. –первого российского руководства по акушерству, который считался лучшим трудом XVIII в. в этой области. По учебнику Максимовича обучался ряд поколений русских акушеров. Нестор Максимович одним из первых в России внедрил в практику наложение акушерских щипцов при операциях. Максимович был сторонником по возможности естественного протекания родов, он основоположник бережного ведения родового процесса, в основе которого лежит выжидательная тактика, которой придерживаются и современные акушеры. Особое значение учёный придавал патологии беременности, а также образу жизни будущей матери.
Часть 5 «Искусства повивания» Нестора Максимовича, фактически, является первым руководством по педиатрии на русском языке. Этот раздел посвящен уходу за ребенком, его питанию, болезням, свойственным детям, и методам их лечения от рождения до отроческого возраста. Как и С.Г. Зыбелин, Максимович-Амбодик был горячим сторонником грудного вскармливания и распространения среди врачей и населения правил гигиены матери и ребенка.
Максимович-Амбодик является автором первых в Российской империи медицинских словарей и создателем российской медицинской терминологии(издание врачебного словаря, термины на латинском, французском и русском языках).Максимович-Амбодик считается также основоположником отечественной фитотерапии. Он придавал большое значение лекарственным растениям при лечении многих заболеваний,Ботанический словарь. Им подготовлен капитальный труд «Врачебное веществословие» в 4-х тт.
Максимович-Амбодик разработал проект развития акушерского образования, программу подготовки повивальных бабок для деревни, ввел в практику обучения деревянные фантомы. Амбодик-Максимович получил наименование «отца русского акушерства».
Александр Михайлович Шумлянский (1748 – 1795) – один из основоположников микроскопической анатомии в России, акушер. По окончании курса Киевской духовной академии и обучения в С.-Петербургском адмиралтейском госпитале был направлен в Страсбург для изучения акушерства. В 1783 г. защитил диссертацию «О строении почек» и был удостоен степени доктора медицины и хирургии. Работал в Петербурге, изучал постановку высшего медицинского образования в Европе. В 1786 г. получил кафедру патологии и терапии в Московском медико-хирургическом училище, затем переведен на такую же кафедру в Московскую акушерскую школу.
С именем А.М. Шумлянского связано крупное открытие в области морфологии и физиологии почек: он исследовал строение почечной ткани, впервые описал капсулу, которая окружает мальпигиевы клубочки. Продолжая развивать основные положения новой русской терапевтической школы, А. М. Шумлянский сделал попытку создать теорию медицины или, по его выражению, «первоначальные начертания врачебной системы». В основе труда было положение о том, что человек и его жизнь является самым сложным образованием природы и что человеческий организм - наиболее важный объект естествознания. Для А. М. Шумлянского первостепенное значение имеют способы исследования больного организма с учетом особенностей окружающей среды. Врачи обязаны знать обычаи и привычки того народа, где они практикуют, и обладать высокими моральными качествами. Медицина, которую теоретически пытался обосновать А. М. Шумлянский, была наукой, прежде всего необходимой для широких народных масс.
Заболевания цингой в России известны со времен образования Московского государства (XVI – XVII вв.). В период освоения природных богатств Сибири академик П.С. Паллас посетил рудники в районе Нижнего Тагила. Он заметил, что наемные рабочие из крестьян Чердынского округа страдают в зимнее время «скорбутной болезнью», которая, по его словам, рождается от недостатка «свежей пищи».
Андрей Гаврилович Бахерахт в работе «Практическое рассуждение о цинготной болезни» (1786) описал способы лечения и предупреждения цинги. Он пишет, что из молодых побегов сосен можно готовить напиток, который называют «русским настоем». Его опыт лечения больных «русским настоем», клюквенным соком, капустой, чесноком позволил в короткий срок вылечить 2/3 больных, находившихся в госпитале. Бахерахт был убежден, что главное предупредительное средство от цинги - это правильный образ жизни.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!