Тема № 1 Этническое возрождение на рубеже тысячелетий. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема № 1 Этническое возрождение на рубеже тысячелетий.

2017-12-13 331
Тема № 1 Этническое возрождение на рубеже тысячелетий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Этнопсихология» относится к числу дисциплин базовой части учебного плана подготовки бакалавров психологии направления 37.03.01. Психология.

Дисциплина реализуется на факультете психологии НОУ ВПО СИБУП.

Цель – сформировать целостное и систематическое представления о зарождении, становлении и развитии этнопсихологии, ее региональных и национальных особенностях, различных школах, направлениях, ответвлениях, а также о перспективах развития и смежных дисциплинах.. Дополнительная цель – развить у студентов интерес к этнопсихологии как науке, стимулировать потребность к анализу психологических явлений, событий и фактов, дать представление об основных этапах развития этнопсихологии, о месте этнопсихологии среди других наук.

Задачи:

· получить представление об основных этапах развития и содержании дисциплины

· научиться анализировать современные этнопсихологические явления, события и факты

· ознакомиться с дискуссионными проблемами этнопсихологии в российской и зарубежной науке.

Освоение образовательной программы по дисциплине «Этнопсихология» способствует формированию следующих компетенций:

ОК-6 - способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Дисциплина «Этнопсихология» относится к числу дисциплин базовой части учебного плана подготовки бакалавров психологии.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:

знание современных подходов к изучению психологических отношений между человеческими этносами, проблем исторического и культурного взаимодействия между ними;

умение понимать и анализировать с психологической точки зрения исторические события и процессы, происходящие в обществе,

владение умением применять понятийно-категориальный аппарат и основные законы психологического науки, владение культурой мышления и навыками анализа общественных явлений.

Содержание дисциплины является логическим продолжением дисциплин «Социальная психология», «Психология темперамента» и «Религиоведение», «Конфликтология» и служит основой для освоения дисциплин «Основы консультативной психологии», «Психология социальной работы», «Психология семьи».

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, семинары, самостоятельная работа студентов и консультации.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в форме устного опроса, письменного домашнего задания, выполнения и защиты доклада, рубежный контроль в форме тестирования, контрольной работы, выполнении и защиты реферата и промежуточный контроль в форме зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе 2 часа лекций, 6 часов семинаров и 60 часов самостоятельной работы.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Содержание теоретического курса включает в себя 2 часа лекционных занятий, которые объединены в два раздела. Тематика лекций представлена в таблице 1.

Таблица 1 Структура и содержание теоретической части дисциплины

 

№ п/п Раздел дисциплины Объем часов Объем часов в инновационной форме Тема лекции
  Возрождение этнопсихологии 0,5   1. Этническое возрождение на рубеже тысячелетий
0,5   2. Этнопсихология как наука
  Этнический конфликт.     3. Психология этнического конфликта
  Всего      

 

 

На семинарские занятия по этнопсихологии отведено в учебном плане 6 часов аудиторного времени. Тематика занятий представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 Структура семинарских занятий по дисциплине

 

№ п/п Раздел дисциплины Объем, часов Тема практического занятия Формы инновационного занятия
  Этничность человека   Человеческие расы, подрасы, расовые стволы  
  Этнические феномены и их взаимодействие   Ментальность первобытного человека Работа в мини-группе
  Славянский менталитет   Русская идея. Церковный раскол. Староверы  
  Всего   В т.ч в интерактивной форме  

 

 

Содержание разделов дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НАД КУРСОМ

В процессе изучения курса студент должен получить новые знания по дисциплине «Этнопсихология», научиться самостоятельно анализировать культурно-исторические и этно-исторические процессы, сформировать критическое отношение к этнопсихологической литературе, познакомиться с произведениями мировой и отечественной этнопсихологии, а также ознакомиться с новыми научными теориями и особенностями развития мировой этнопсихологической мысли мысли.

1. Одним из глубоких заблуждений является мнение, что этнопсихология принадлежит к числу фактологических дисциплин и задача студентов состоит в верном описании событий и выдаче «этнопсихологических» характеристик рядовым людям, а также князьям, царям, императорам, революционерам прочим властителям. Это ни в малейшей степени не является правильным. Задача вузовского обучения состоит в привитии навыков рассуждения, анализа явлений и событий, поиска аргументов – одним словом, обучение должно, в первую очередь, заставить студентов самостоятельно и конструктивно мыслить. Знание этнопсихологии – это не просто знание ответов на вопросы: «Что? Где? Когда?», это – прежде всего умение, как выразился в свое время знаменитый поэт Борис Пастернак, «дойти до самой сути», «до сущности протекших дней, до их причины, до основания, до корней до сердцевины». Главное – это найти ответы на вопросы: «Почему? Отчего? Зачем? Как объяснить? В чем особенность?»

2. Как правило, выпускники школ не владеют хорошими навыками конспектирования научной литературы и вообще не приучены к работе над научными текстами. Традиционно принято считать, что конспект есть краткое изложение книги, брошюры, статьи. Проблема в том, что многие публикации не несут научной информации, легковесны и поверхностны в содержании, и их просто не надо конспектировать. Таким образом, необходимо научиться с правильных позиций, критически относиться к читаемым книгам: не в смысле отрицательно, а в смысле выделения достоинств и недостатков. Для понимания сущности научного поиска интересно суждение известного ученого, доктора исторических наук Льва Николаевича Гумилева. Цитата достаточно обширна и несколько тяжеловата, поэтому сделайте усилие и постарайтесь понять авторскую мысль.

«Самые на вид простенькие обобщения требуют такого душевного подъема и накала чувств, при котором мысль плавится и принимает новую форму, сначала поражающую, а потом убеждающую искреннего читателя. И дело не в том, что при помощи такого хода мысли или подбора аргументов доказан тезис, это кухня научного ремесла… Дело в том, почему иногда удается новый тезис найти и доказать.

3. Лекции по курсу будут читаться по хронологическому принципу. Семинарские занятия, в свою очередь, предполагают углубленную проработку узловых событий, ключевых проблем, вертикальных тем и поэтому далеко не всегда будут совпадать с темами лекций.

Исходя из этого предполагается, что при подготовке к семинарам студент будет выполнять по-настоящему самостоятельную, а в идеале – исследовательскую работу в читальных залах и библиотеках. Таким образом, здесь должна реализоваться одна из задач курса этнопсихологии – приучить студентов к проработке серьезных монографий, фундаментальных произведений, трудов крупных отечественных психологов, исходя из простой мысли, хорошо высказанной Н.Г.Чернышевским: «По каждому предмету капитальных сочинений очень немного, во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих. Надобно читать только их, всякое другое чтение – только напрасная трата времени».

4. Человеческое сознание очень дискретно. Культурологические знания часто не соотносятся со знаниями по другим гуманитарным дисциплинам, отсутствует, как говорят специалисты, меж- и внутрипредметные связи. Представьте себе, что на семинарах вы вооружены не историческим микроскопом, а макроскопом, помогающим подняться над фактами и «за деревьями увидеть лес». На семинарах несколько тем будут рассматриваться именно в проблемном ключе, требующим углубленного и самостоятельного подхода.

5. Советуем воспитать в себе уже на первом курсе интерес к работе в читальных залах и библиотеках. Это, в первую очередь относится к читальным залам институтской библиотеки и краевой научной библиотеки. Основной формой изучения этнопсихологии студентом-заочником является самостоятельная работа. Выполнение контрольных работ при заочном обучении способствует более углубленному изучению актуальных проблем истории мировой культуры и является одной из форм проверки знаний студентов. Система контрольных работ призвана помочь студентам выработать умение логично и самостоятельно мыслить.

Определяя приоритетные направления для тематики контрольных работ, составитель исходил их того, что российское общество всегда почитало людей культурных и всесторонне образованных, тех, кто в конечном счете оказывал значительное влияние на судьбу и будущность. Россия сегодняшнего дня, стремящаяся обрести достойную национальную судьбу, нуждается в высококвалифицированных специалистах, знающих этнопсихологию не понаслышке и потому способных активно использовать исторический опыт и извлекать исторически уроки. Знание этнопсихологии, культурное образование как основная часть всеобъемлющей гуманитарной подготовки кадров научно-технической интеллигенции – настоятельная потребность нашей эпохи. Политическое реформаторство, духовное и нравственное обновление общества, возрождение подлинного российского патриотизма, восстановление приоритета общечеловеческих ценностей – все эти процессы, определяющие российскую действительность, имеют глубокие исторические и психологические корни, думается, нашли отражение в тематике данных контрольных работ, носящих, в том числе и проблемный характер.

 


ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема 6. Суперэтнос кельты.

1. Истоки, происхождение и ареал кельтского суперэтноса

2. Расселение кельтов по европейскому континенту

3. История развития кельтских народностей

4. Кельтские государства и государственные образования

5. Особенности и черты кельтского менталитета

6. Отношения с другими народностями и нациями

 

Тема 8. Суперэтнос славяне.

1. Истоки, происхождение и ареал славянского суперэтноса

2. Восточные, западные и южные славяне, соседи восточных славян

3. Образование и развитие славянских государств

4. Основные черты и особенности славянского менталитета

5. Отношения с другими нациями и народностями

6. Современные проблемы славянства

 

Тема 16. Наука «евгеника»

1. Определение и ключевые задачи науки

2. История евгеники. Творчество Гальтона, Лебона, Фиске

3. Евгеника в России и СССР

4. Позитивная евгеника

5. Негативная евгеника

6. Современное состояние евгеники

7. Перспективы развития евгенической науки

 

Тема 18. Русский этнос

1. Зарождение, становление и развитие восточно-славянского суперэтноса

2. Русские как представители славянского этноса

3. Особенности русского национального сознания и поведения

4. Особенности русского религиозного сознания

5. Русская идея как целостное выражения русского самосознания

 

Тема 24. Народы Закавказья

1 Особенности расселения и проживания горных народов

2 Национально-психологические особенности грузин

3 Национально-психологические особенности армян

4 Национально-психологические особенности азербайджанцев

Тема 26. Народы Прибалтики

1. Особенности исторического развития прибалтийских народов

2. Особенности расселения и образа жизни прибалтийских народов

3. Национально-психологические особенности эстонцев

4. Национально-психологические особенности латышей

5. Национально-психологические особенности литовцев

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеева. Р.А. Страны и народы: Происхождение названий. [Текст] / Р. А. Агеева. - М., 1990.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. [Текст] / Г.М. Андреева. - М., 1996.

2. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад. [Текст] / С.М. Арутюнян. - Краснодар, 1995.

3. Арутюнян Ю.В. Этносоциология. [Текст] / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М. 1999.

4. Бердяев Н.А. Душа России. [Текст] / Н.А. Бердяев. - М., 1992.

5. Бороноев А.О. Этническая психология. [Текст] / А.О. Бороноев, В.Н. Павленко. - Л., 1994.

6. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. [Текст] / А. Вежбицкая. - М., 1997.

7. Виссон Л. Чужие и близкие в русско-американских браках. [Текст] / Л.Виссон. - М., 1999.

8. Вундт В. Психология народов.: В 10 т. [Текст] / В. Вундт. - СПб., 1902.

9. Голованивская М.К. Французский менталитет с точки зрения носителя русского языка. [Текст] / М.К. Голованивская. - М., 1997.

10. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. [Текст] / Л.Н. Гумилев. - М., 1992.

11. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. [Текст] / Л.Н. Гумилев. - М., 1995.

12. Дашдамиров А.Ф. Нации и личность. [Текст] / А.Ф. Дашдамиров. - Баку, 1976.

13. Демоз Л. Психоистория. Ростов-на-Дону, 2000.

14. Деркач А.А.. Крысько В.Г. Национально-психологические предпосылки эффективности идейно-воспитательной работы в коллективе. [Текст] / А.А. Деркач, В.Г. Крысько. - М., 1990.

15. Джиндарьян М.А. Представление о счастье в российском менталитете. [Текст] / М.А. Джиндарьян. - СПб., 2001.

16. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. [Текст] / А.Г. Здравомыслов. - М., 1997.

17. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. [Текст] / Д.К. Зеленин. - М., 1991.

18. Иванова М.Г. Истоки удмуртского народа. [Текст] / М.Г. Иванова. - Ижевск, 1994.

19. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. [Текст] / А.Э.Измайлов. - М., 1991.

20. Каранашвили Г.В. Этническое самосознание и традиции. [Текст] / Г.В. Каранашвили. - Тбилиси, 1984.

21. Карлов В.В. Этнокультурные процессы новейшего времени. [Текст] / В.В. Карлов. - М., 1993.

22. Карнышев А.Д, Помуран Н.Н. Этнопсихология старообрядчества. [Текст] / А.Д. Карнышев, Н.Н. Помуран. - Иркутск, 2006.

23. Козлова Н.Н. Социальро-историческая антропология. [Текст] / Н.Н. Козлова. - М.. 1999.

24. Козырев Г.М. Введение в конфликтологию. [Текст] / Г.М. Козырев. - М.. 1999.

25. Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. [Текст] / В.Г. Крысько, Э.А. Саракуев. - М., 2006.

26. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / В.Г. Крысько. М.: Издательский центр «Академия», 2011.

27. Крысько В.Г. Этнопсихология. [Текст] / В.Г. Крысько и др. - М., 1992.

28. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию.: Учебное пособие. [Текст] / н.М. Лебедева. - М., 2006.

29. Лурье С.В. Историческая этнология. [Текст] / С.В. Лурье. - М, 1997.

30. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М., 1994.

31. Набиев М.М. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении. [Текст] / М.М. Набиев. - М, 1995.

32. Павленко В.Н. Факторы этнопсихогенеза. [Текст] / В.Н. Павленко, С.А. Таглин. - Харьков, 1993.

33. Платонов Ю.П. Русская цивилизация. [Текст] / Ю.П. Платонов. - М., 1995

34. Платонов Ю.П. Этническая социальная психология. [Текст] / Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут. - СПб., 1993.

35. Синкевич З.В. Национальное самосознание русских: Социологический очерк. [Текст] / З.В. Синкевич. - М., 1996.

36. Синкевич З.В. Этносоциология. [Текст] / З.В. Синкевич. - СПб., 1994.

37. Смоляк А.В. Шаман: Личность, функции, мировоззрение: Народы Нижнего Амура. [Текст] / А.В. Смоляк. - М., 1990.

38. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. Г.У. Солдатова. - М., 1998.

39. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. [Текст] / В.С. Соловьев. - М., 1990.

40. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учебник для вузов. [Текст] / Т.Г. Стефаненко - М.,: Аспект- Пресс, 2012.

41. Стефаненко Т.Г. Методы этнопсихологического исследования. [Текст] / Т.Г. Стефаненко и др. - М.. 1993.

42. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2012..

43. Сухарев В. Европейцы и американцы глазами психологии. [Текст] / В. Сухарев, М. Сухарев. - Минск, 2000.

44. Фетисов М.В. Особенности национальной психологии испанцев. [Текст] / М.В. Фетисов. - М., 1995.

45. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. [Текст] / Г.Г. Шпет. - М., 1927.

46. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. [Текст] / Г.Г. Шпет. - М., 1996.

47. Юм Д. О национальных характерах. [Текст] / Д. Юм. - СПб., 1992.

48. Янкул М.М. Из психологии народов. [Текст] / М.М. Янкул. - Одесса, 1885.

 


 

Приложение 1

 

Пример оформления титульного листа реферата

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский институт бизнеса управления и психологии»

 

Кафедра психологии

 

 

Реферат по дисциплине «Антропология»

Тема «Суперэтнос германцы»

 

Выполнил: Ковалев С.Т.

студент гр. 158н

зачетная книжка № 0071

Проверил: К.У.О-Ун-Дар

«____» __________201_г.

________________

(оценка и роспись)

 

Учебное издание

О-Ун-Дар Константин Ундарович

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

 

 

Методические указания к выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения по направлению

37.03.01 «Психология»

 

 

 

Составитель К.У. О-Ун-Дар

Редактор О.И. Титова

Оригинал-макет и вёрстка Д.В.Тетерина

 

Подписано в печать Сдано в производство
Формат 14,85х21,0 Бумага потребительская.
Печать трафаретная. Усл. печ. 1,7
Изд. № Заказ №
Тираж экз. завод - экз.

___________________________________________________________

Редакционно-издательский отдел НОУ ВПО СИБУП.

660037, Красноярск, ул. Московская. 7 «А»
       
 
 
   

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Этнопсихология» относится к числу дисциплин базовой части учебного плана подготовки бакалавров психологии направления 37.03.01. Психология.

Дисциплина реализуется на факультете психологии НОУ ВПО СИБУП.

Цель – сформировать целостное и систематическое представления о зарождении, становлении и развитии этнопсихологии, ее региональных и национальных особенностях, различных школах, направлениях, ответвлениях, а также о перспективах развития и смежных дисциплинах.. Дополнительная цель – развить у студентов интерес к этнопсихологии как науке, стимулировать потребность к анализу психологических явлений, событий и фактов, дать представление об основных этапах развития этнопсихологии, о месте этнопсихологии среди других наук.

Задачи:

· получить представление об основных этапах развития и содержании дисциплины

· научиться анализировать современные этнопсихологические явления, события и факты

· ознакомиться с дискуссионными проблемами этнопсихологии в российской и зарубежной науке.

Освоение образовательной программы по дисциплине «Этнопсихология» способствует формированию следующих компетенций:

ОК-6 - способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Дисциплина «Этнопсихология» относится к числу дисциплин базовой части учебного плана подготовки бакалавров психологии.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:

знание современных подходов к изучению психологических отношений между человеческими этносами, проблем исторического и культурного взаимодействия между ними;

умение понимать и анализировать с психологической точки зрения исторические события и процессы, происходящие в обществе,

владение умением применять понятийно-категориальный аппарат и основные законы психологического науки, владение культурой мышления и навыками анализа общественных явлений.

Содержание дисциплины является логическим продолжением дисциплин «Социальная психология», «Психология темперамента» и «Религиоведение», «Конфликтология» и служит основой для освоения дисциплин «Основы консультативной психологии», «Психология социальной работы», «Психология семьи».

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, семинары, самостоятельная работа студентов и консультации.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в форме устного опроса, письменного домашнего задания, выполнения и защиты доклада, рубежный контроль в форме тестирования, контрольной работы, выполнении и защиты реферата и промежуточный контроль в форме зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе 2 часа лекций, 6 часов семинаров и 60 часов самостоятельной работы.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Содержание теоретического курса включает в себя 2 часа лекционных занятий, которые объединены в два раздела. Тематика лекций представлена в таблице 1.

Таблица 1 Структура и содержание теоретической части дисциплины

 

№ п/п Раздел дисциплины Объем часов Объем часов в инновационной форме Тема лекции
  Возрождение этнопсихологии 0,5   1. Этническое возрождение на рубеже тысячелетий
0,5   2. Этнопсихология как наука
  Этнический конфликт.     3. Психология этнического конфликта
  Всего      

 

 

На семинарские занятия по этнопсихологии отведено в учебном плане 6 часов аудиторного времени. Тематика занятий представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 Структура семинарских занятий по дисциплине

 

№ п/п Раздел дисциплины Объем, часов Тема практического занятия Формы инновационного занятия
  Этничность человека   Человеческие расы, подрасы, расовые стволы  
  Этнические феномены и их взаимодействие   Ментальность первобытного человека Работа в мини-группе
  Славянский менталитет   Русская идея. Церковный раскол. Староверы  
  Всего   В т.ч в интерактивной форме  

 

 

Содержание разделов дисциплины

Тема № 1 Этническое возрождение на рубеже тысячелетий.

Этнический парадокс современности. Исторические причины роста этнической солидарности. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире. Конфигуративные и префигуративные культуры. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности. Перспективы развития новых тенденций в межэтнических отношениях.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.