Практическое занятие по теме № 10а. Диагностика профессиональной пригодности психолога — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Практическое занятие по теме № 10а. Диагностика профессиональной пригодности психолога

2017-11-27 244
Практическое занятие по теме № 10а. Диагностика профессиональной пригодности психолога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Доклад: Требования профессии к профессионально важным качествам психолога.

Вопросы:

1. Методы диагностики профессионально важных качеств психолога.

2. Методы оценки уровня профессионализма психолога.

Рекомендуемая литература:

1. Бархаев Б.П., Сыромятников И.В. Введение в профессию. М.: ВУ. 2003.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,1996.

 

IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ1

1. Современная психология в системе гуманитарных наук.

2. Естественно - научная и гуманитарная парадигмы в науке.

3. История развития психологии как науки и проблема научных школ и направлений.

4. Развитие отечественной психологической мысли.

5. Основные научные понятия и ключевые проблемы психологии.

6. Проблема соотношения психических и физиологических процессов.

7. Проблема деятельности в современной психологии.

8. Объяснительные принципы и методы современной психологии.

9. Актуальные проблемы современной практической психологии.

10. Содержание психологической помощи человеку и ее основные виды.

11. Современная психологическая служба: структура и содержание деятельности

12. Содержание и специфика профессиональной деятельности практического психолога

13. Профессиональная деятельность психолога как предмет психологического анализа.

14. Профессионально-этические нормы деятельности психолога. Основные требования к личности психолога.

15. Профессионализм психолога как объект психологического изучения.

 

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ БЕЗ ОЦЕНКИ ПО КУРСУ

1.Развитие взглядов на предмет психологии.

2.Структура современной психологии.

3.Естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

4.Развитие отечественной психологической мысли.

5.Психика и сознание: основные этапы и содержание их развития в фило- и онтогенезе.

6.Проблема биологического и социального в поведении людей.

7.Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека.

8.Проблема соотношения психических и физиологических процессов.

9.Общее представление о личности в отечественной и зарубежной психологии.

10. Проблема деятельности в современной психологии.

11. Основные объяснительные принципы психологии.

12. Основные группы методов психологии и их характеристика.

13. История развития практической психологии.

14. Сферы и виды деятельности профессионального психолога.

15. Принципы работы психологической службы и этический кодекс практического психолога.

16. Квалификационные требования к специалистам-психологам в стране и за рубежом.

17. Содержание психологической помощи человеку и ее основные виды.

18. Методология и методы психологического исследования.

19. Основные направления, задачи и принципы проведения психологической работы в различных сферах жизнедеятельности людей.

20. Основные виды и методы профессиональной деятельности психолога.

21. Профессионально-этические нормы деятельности психолога.

22. Основные требования к личности психолога.

23. Материальное обеспечение деятельности психолога и его составляющие.

24. Критерии эффективности деятельности психолога.

25. Основные этапы профессионализации личности психолога.

26. Отечественный и зарубежный опыт подготовки психологов.

27. Характеристика типовых ситуаций и задач, встречающихся в профессиональной деятельности психолога.

28. Учебный план подготовки и требования к выпускнику.

29. Формы и методы реализации студентами своего научно-исследовательского потенциала.

30. Задачи и методы профессиональной диагностики.

31. Методы и приемы изучения мотивационной сферы профессионализма.

32. Методы и приемы изучения операциональной сферы профессионализма психолога.

 


VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

Литература

 

Основная:

1. Вачков И.В., Гришпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М., 2003.

2. Карандашев В.Н. Введение в профессию психолога. М., 2005.

Дополнительная:

3.Бархаев Б.П., Сыромятников И.В. Введение в профессию. М.: ВУ. 2003.

5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с коммент. по курсу "Введение в психологию". М.: Смысл, 2005.

5. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Введение в профессию военного психолога. М., 2007.

 

 

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Методические рекомендации преподавательскому составу.

 

Изучение дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции и практические занятия.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием электронно-вычислительной техники.

Основные требования к лекции:

Содержание:

- научный уровень, убедительность и доказательность основных положений лекции, точность терминологии и четкость формулировок;

- логическая стройность лекции, наличие в ней введения, основных вопросов и кратких выводов по каждому их них, заключения, связь учебного материала с пройденными темами, смежными дисциплинами;

- новизна учебного материала, его связь с жизнью, с достижениями науки и практики, с требованиями нормативных документов, с будущей работой студентов;

- внедрение передового опыта обучения и воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения.

Организация занятия:

- контрольный опрос студентов;

- требование наличия у обучающихся конспектов лекций, полнота отражения в них материалов пройденных тем;

- выделение резерва учебного времени для вопросов обучающихся.

Методика проведения:

- использование новых форм и методов обучения, активизации познавательной деятельности студентов;

- высокая культура и техника речи преподавателя, умение ясно излагать свои мысли, лаконично отвечать на заданные вопросы;

- умеренный темп изложения учебного материала, его соответствие возможностям ведения полноценного конспекта;

- использование психологической разрядки и других приемов для поддержания работоспособности обучающихся, восстановления или усиления внимания;

- контроль за аудиторией и наличие обратной связи с ней;

- конкретность задания для самостоятельной работы студентов.

На семинарских занятиях обсуждаются и закрепляются наиболее важные разделы дисциплины.

Семинары имеют цель углубленного изучения учебной дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Подготовка студентов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре и доводится до обучающихся до проведения первых занятий по теме семинара. Семинар проводится лектором данного потока.

Основные требования к проведению семинара:

Содержание:

- актуальность тем докладов и вопросов, вынесенных на семинар, их нацеленность на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях;

- теоретический и научный уровень выступлений, докладов, сообщений, рефератов обучающихся, связь рассматриваемых положений с жизнью и практикой, будущей работой;

- способность студентов самостоятельно и творчески мыслить, выдвигать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, свободно излагать учебный материал.

Организация занятия:

- своевременность выдачи обучаемым вопросов семинара, проведения групповых и индивидуальных консультаций;

- порядок контроля подготовленности студентов к занятию, наличия и качества конспектов рекомендованной литературы;

- обеспеченность студентов учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами.

Методика проведения:

- соответствие избранной формы семинара учебным и воспитательным целям занятия;

- активность обучающихся, их заинтересованность в содержательной и живой полемике по вынесенным на занятие вопросам;

- объективность преподавателя в оценке уровня знаний студентов, умение подмечать и своевременно поправлять обучающихся, допускающих ошибки, неточности, оговорки;

- свободное владение со стороны преподавателя формами и методами активизации познавательной деятельности обучаемых;

- культура и техника речи преподавателя;

- способность преподавателя создать на занятии условия для дискуссии, развития творческого мышления и самостоятельности студентов, проявления личной инициативы;

- порядок подведения итогов семинара.

Практические занятия должны носить проблемно-поисковый и прикладной характер. На практических занятиях закрепляются знания студентов, полученные ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Излагаемый материал желательно тесно увязывать с результатами эмпирических исследований, использовать данные, полученные при анализе конкретных ситуаций. Практикуются выступления студентов с докладами и рефератами по наиболее важным и интересным вопросам. В процессе практических занятий студенты приобретают навыки самостоятельного анализа явлений права, включающих в себя психологическую составляющую, либо психологических феноменов, учатся вырабатывать, профессиональное отношение к сложным явлениям действительности, применять психодиагностический и иной психологический
инструментарий к объектам исследований в рамках дисциплины.

В качестве текущего контроля на практических занятиях проводятся опрос студентов и тестирование по пройденным темам. Тесты для контроля знаний студентов имеются как в бланковом, так и в электронном виде.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий, ответы на вопросы для самоконтроля, просмотр видеофильмов по матери­алам курса, а также подготовку докладов к семинарам. По ряду тем, по которым не предусмотрено проведения практических занятий, изучение учебного материала основано на самостоятельной работе студентов.

Для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе по учебной дисциплине читаются лекции, проводятся практические занятия, групповые и индивидуальные консультации, разрабатываются опорные конспекты.

На заочном отделении наибольшее количество часов отведено на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий для самостоятельной работы, указанных в конце каждой темы, написание рефератов.

Студенты заочного и очно-заочного отделения должны полностью освоить программу учебной дисциплины и сдать зачет. В силу специфики заочного обучения время на аудиторные занятия со студентами значительно сокращено по сравнению с очным отделением. Поэтому основной формой обучения для студентов-заочников является самостоятельная работа над материалом. Для студентов читаются установочные лекции, в которых преподаватель излагает структуру рассматриваемой темы, ее основные теоретические положения и дает методические советы по ее самостоятельному изучению. Требования к знаниям студентов-заочников на зачете такие же, как и на очном отделении.

Методические рекомендации по контролю успеваемости.

Текущая аттестация (текущий контроль) уровня усвоения содержания дисциплины рекомендуется проводить в ходе всех видов учебных занятий методами устного и письменного опроса (работ), в процессе выступлений студентов на семинарских (практических) занятиях и защиты рефератов, а также методом тестирования.

Качество письменных работ оценивается исходя из того, что студенты:

- выбрали и использовали форму и стиль изложения, соответствующие целям и содержанию дисциплины;

- применили связанную с темой информацию, используя при этом понятийный аппарат специалиста в данной области;

- представили структурированный и грамотно написанный текст, имеющий связное содержание.

Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом (зачетом). Он проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена (зачета) в ходе экзаменационной сессии с выставлением итоговой оценки по дисциплине. К экзамену (зачету) допускаются студенты, успешно выполнившие все виды отчетности, предусмотренные по дисциплине учебным планом.

Экзамен (зачет) имеет цель проверить и, оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебной программы.

Форма проведения экзамена (зачета) определяется ректором института по представлению кафедры.

Экзамен (зачет) принимается лектором данного потока. В помощь основному экзаменатору, решением декана (заведующего кафедрой) назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине. В аудитории, где принимается экзамен (зачет), могут одновременно находиться студенты из расчета не более четырех экзаменующихся на одного экзаменатора.

Студенты допускаются к экзамену (зачету) при условии сдачи всех контрольных работ, защиты задач, рефератов, имеющих положительные оценки по всем формам различных видов итоговых практических занятий (семинарам, индивидуальным собеседованиям, практическим занятиям), предусмотренных учебным планом.

Студенты, не ликвидировавшие в установленное время задолженности к сдаче экзаменов (зачетов) не допускаются.

Документом для экзаменатора, свидетельствующим о допуске студента к экзамену (зачету) по данному курсу, является экзаменационная ведомость со списком студентов, допущенных к экзамену (зачету) и зарегистрированная в учебном отделе.

Билеты (тесты) разрабатываются кафедрой, обсуждаются на заседании кафедры, подписываются заведующим кафедрой и, утверждаются деканом факультета

На экзамене (зачете) должны быть следующие документы и материалы:

- Учебные программы по сдаваемой дисциплине (не менее 5-ти экземпляров);

- Экзаменационные билеты (2 экземпляра: один — перечнем, другой — в конвертах);

- Критерии оценки ответов студентов;

- Зачетные книжки (полностью заполненные);

- Учебные карточки студентов;

- Экзаменационные ведомости, зарегистрированные в учебном отделе (с отметками о не допуске студента к экзамену по тем или другим причинам);

- Журнал учета занятий с оценками по дисциплине;

- Листы письменного или устного ответа.

Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «незачтено». Оценка объявляется студенту по окончании им ответа на экзамене (зачете). Положительная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено») заносится в экзаменационную ведомость, зачетную книжку и учебную карточку студента лично преподавателем. Оценка «неудовлетворительно» или «незачтено» проставляется только в экзаменационную ведомость и учебную карточку студента.

Общими критериями, определяющими оценку знаний, являются:

- для отличной оценки — наличие глубоких, исчерпывающих знаний в объеме пройденного курса в соответствии с поставленными программой курса целями обучения, правильные, уверенные действия по применению полученных знаний на практике, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, знание дополнительно рекомендованной литературы.

- для хорошей оценки — наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, незначительные ошибки при освещении заданных вопросов, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала.

- для удовлетворительной оценки — наличие твердых знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, наложение ответов с ошибками, исправляемыми после дополнительных вопросов, необходимость наводящих вопросов, в целом правильные действия по применению знаний на практике.

- для неудовлетворительной оценки - наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неуверенность и неточность ответов на дополнительные и наводящие вопросы;

При оценке письменных работ преподаватель обязан учитывать грамотность изложения, чистоту и правильность оформления. Работа, правильно передающая специальное содержание предмета, но изложенная с грамматическими ошибками или ошибками в графическом оформлении, не может быть оценена выше, чем «удовлетворительно». Работа, выполненная с грубыми грамматическими ошибками, неграмотно или небрежно графически оформленная, должна быть оценена как неудовлетворительная.

7.2. Методические указания студентам.

 

Учебная дисциплина базируется на общей психологии. Однако по специфике изучаемых проблем и практической направленности она неразрывно связана с другими науками. Сложный и многоплановый курс призван обеспечить понимание дисциплины «Введения в психологию».

Программа дисциплины соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности.

В учебном курсе раскрываются понятийный аппарат и методологическая база, ее структура и исторические аспекты; рассматриваются проблемы.

Изучив дисциплину студенты должны:

иметь представление:

- об истории становления и развития предметной сферы психологической теории;

- об основных проблемах и тенденциях развития современной психологии;

знать:

- основные научные понятия категориального аппарата психологии, ее методы и структуру;

- квалификационные требования к уровню профессиональной подготовки выпускника по специальности "психология", предназначение, основные направления и методы профессиональной деятельности практического психолога;

- содержание учебного плана, учебных программ и специфику подготовки психолога в университете;

- профессионально-этические нормы профессиональной деятельности психолога;

- основные задачи психологов в различных сферах общества, направления, методы и формы профессионального взаимодействия психологов между собой и с другими специалистами;

- основные этапы, закономерности и механизмы профессионального развития психолога, методы и средства диагностики, а также критерии и показатели эффективности профессионального становления;

уметь:

- осуществлять самодиагностику уровня профессионализма в условиях обучения в вузе;

Содержание программы учебной дисциплины представлено логически взаимосвязанными темами. После развернутого описания содержания каждой темы даны номера литературных источников из общего списка, рекомендуемых для изучения по конкретной тематике.

В обзорных лекциях дается характеристика методологических основ. Отведенных часов достаточно чтобы получить основные представления о дисциплине,

В процессе самостоятельной работы студенты должны:

· усвоить язык психологии и понятийный аппарат;

· закрепить наиболее важные разделы;

· овладеть навыками самостоятельного изучения научной литературы по теории, методологии и методике изучаемой дисциплины;

· приобрести умения самостоятельного анализа психологических феноменов, имеющих прикладное значение;

· выработать профессиональное отношение к сложным явлениям действительности.

Основные требования к содержанию реферата

Реферат - форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету – углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе обычно не предусматривается. Тема реферата должна быть предложена преподавателем, но может быть сформулирована и самим студентом (при условии обоснования ее целесообразности и согласия преподавателя руководить ее выполнением).

При подготовке реферата необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и статей).

Объем реферата определяет сам референт. Обычно объем реферата колеблется от 5 до 25 машинописных страниц. Оптимальным считается объем 15-18 страниц.

Реферат должен иметь титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи реферата. На этот список следует обратить особое внимание. Во всех академических работах списки литературы должны соответствовать правилам описания произведений печати. Эти правила изложены в ГОСТ 7.1-84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Реферат должен быть написан простым, ясным языком, без претензий на «наукообразность». Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.