Правовая законность и правовой порядок — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Правовая законность и правовой порядок

2017-11-27 368
Правовая законность и правовой порядок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Понятие правовой законности, ее принципы

В советских учебниках рассматривалась законность социалистическая как якобы реальная, которая противо­поставлялась формальной буржуазной законности. Что касается определения социалистической законности, то она преподносилась как точное и неуклонное исполнение законов и основанных на них подзаконных актов всеми государственными органами, общественными организаци­ями, должностными лицами и гражданами. Но поскольку такого состояния, при котором абсолютно все соблюдали бы законы, никогда не было, нет и быть не может, а следовательно, законность отсутствовала бы, то в ее дефи­ницию некоторые авторы предложили внести коррективы, согласно которым законность означает только требование ко всем государственным структурам, общественным орга­низациям, должностным лицам и гражданам точно и неуклонно соблюдать законы и основанные на них подза­конные акты. Однако и такая интерпретация законности была подвергнута критике, ибо требование соблюдать законодательство может иметь место, а нарушения зако­нов будут оставаться. Была высказана и позиция, согласно которой нарушать законность могут только должностные лица, а граждане нарушают лишь закон.

В русле места категории «законность» в системе юри­дических понятий она интерпретировалась и как метод


 




 


 
 

 


осуществления государственной власти; и как форма госу­дарственного руководства государством; и как принцип деятельности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан; и как принцип управления; и как неотъемлемый элемент демократии; и как политико-правовой режим; и как режим общественно-политической жизни; и как основа нормативной жизни общества, его функционирования; и как важнейшее звено правовой системы; и как закономерность общества.

Новейшая юридическая научная и учебная литература также не отличается единодушием в понимании законности. Член-корреспондент Российской Академии наук Д. А. Кери­мов трактует законность «как соблюдение и исполнение на основе принципов права конкретных законов и подзакон­ных актов»1. Академик В. Н. Кудрявцев утверждает: «За­конность - определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства обществом, состоя­щий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»2. Член Конституционного Суда Россий­ской Федерации профессор Н. В. Витрук исходит из того, что «законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законе государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворче­стве»3. А. Б. Лисюткин полагает, что «законность можно определить как политико-правовое явление, характеризу­ющее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе

1 Керимов Д. А. Философские основания политико-юридических исследова-.
ний. М., 1986. С. 167.

2 Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние /
Законность в Российской Федерации. М., 1998. С. 4.

3 Общая теория государства и права. Академический курс: учеб. для вузов
Под ред. М. Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М., 1998. С. 507.


социальных отношений»1. По В. С. Афанасьеву, «закон­ность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, гражданами, всеми без исклю­чения)»2.

В. С. Нерсесянц определяет законность правовую: «Пра­вовая законность - это точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъекта­ми права»3.

В современной отечественной и зарубежной юридичес­кой литературе наряду с правовой законностью оперируют понятиями «конституционная законность», «диктатура закона». В частности, Н. В. Витрук конституционную за­конность определяет как реально действующую систему конституционализма, обеспечивающую полное действие правовой конституции.

Следовательно, и в настоящее время законность, как и прежде, трактуется разноречиво. Это зависит от ряда причин общего и специфического характера. Общие сопря­жены с:

а) развитием самого явления законности, а значит, и
необходимостью уточнения прежних определений;

б) неизбежным широким и узким охватом данного
явления;

в) общей и более конкретной характеристикой сторон,
проявлений и связей;

г) гипертрофированием одной из сторон черт, действи­
тельно присущих явлению, возведением ее в абсолют и
недооценкой других.

1 Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.,
2000. С. 550.

2 Теория права и государства: учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2001.
С. 297.

3 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник. М., 1999. С. 530.


 




Специфические причины заключаются в том, что это -категория комплексная - государственно-правовая. По­этому законность как социальное явление характеризуется не только в русле права, но и государства. Государствоведы обычно рассматривают законность под углом зрения функ­ционирования государства (метод государственного руко­водства, принцип деятельности государственного аппарата и т. д.); правоведы подчеркивают юридическую сторону (принцип осуществления правовых требований, конститу­ционный принцип верховенства права, неукоснительное соблюдение законов и др.).

В связи с комплексным характером рассматриваемого понятия, и потому, что проблема законности является сквозной, и ввиду ее особой значимости как для деятельно­сти государства, так и для жизни общества в целом, исключительной близости теоретических положений с практикой, в теории законности, в ее понятии отражаются усилия представителей всех направлений юридической науки и огромного числа практических работников. Все это приводит к обилию подходов, трактовок, выпячиванию тех или иных сторон под воздействием упомянутых и других обстоятельств.

Однако у исследователей законности, при всем разнооб­разии подходов в терминологии, есть общее - понимание законности в смысле осуществления законов. Но формули­руется это понятие по-разному и не всегда правильно. В частности, неудачно преподносится законность как такое состояние, при котором имеет место точное и неуклонное исполнение законов всеми государственными органами, общественными объединениями и гражданами. Ведь в повседневной действительности не единичны случаи укло­нения от законов, неточного их исполнения, явного неис­полнения, нарушения законов и основанных на них подза­конных актов. Правонарушения совершаются не только гражданами, но и должностными лицами, а иногда и


государственными органами. Именно поэтому функциони­руют суды, органы прокуратуры, арбитража и т. д.

Возникает вопрос: существует ли законность при нару­шении закона? Вопрос этот не праздный. Но на этот вопрос и не отвечают отмеченные представления о законности. Они говорят скорее о недосягаемом в условиях осуществ­ления государства и права идеальном состоянии, чем отражают реальную действительность.

Точнее было бы формулировать законность как торже­ство закона, такое состояние взаимоотношений в государ­стве и обществе, при котором предпринимается все воз­можное, чтобы закон никем не нарушался, а в случае нарушения опять-таки делается все возможное, чтобы без промедления восстановить нарушенные права и наказать виновных.

Нарушается ли законность при нарушении закона? И да, и нет. Да, нарушается законность, если преступления не наказываются, неправосудный приговор не отменен, незаконное решение государственного органа остается в силе и т. д. Нет, не нарушается законность, если в установ­ленном законом порядке права потерпевшего восстановле­ны, преступник наказан, незаконное постановление отме­нено и т. д., т. е. когда закон восторжествовал.

Определяя законность, необходимо учитывать, что сама по себе законность - это и метод, и принцип, и режим, а точнее - комплексное государственно-правовое явление, которое олицетворяется надлежащей государственно-пра­вовой практикой и отражается в названной категории. Но если ее рассматривать в связи с характеристикой государ­ства, его органов, государственной власти, права, его устоев, его функционирования, то в зависимости от соот­ветствующего аспекта исследования она может выглядеть и как метод, и как принцип, и как закономерность. Закон­ность может рассматриваться и как явление, и как про­цесс. Как явление оно может характеризоваться и комп-


 



15 Чак. 2023



лексно, как государственно-правовая категория, и одно-планово, как только правовая (например, как принцип правотворчества, правового регулирования) или только государственная (метод осуществления государственной власти, принцип деятельности государственного аппара-, та), политическая (метод руководства обществом, режим), общесоциальная (принцип жизни общества, его законо-мерность).

Если законность рассматривается как явление, тогда уместно вести речь о ее принципах, а при характеристике как процесса - требованиях. В юридической литературе зачастую не разграничивается аспект ее характеристики, и поэтому одни и те же наиболее характерные проявления законности рассматриваются у одних с точки зрения прин­ципов (основных принципов), у других - основных (глав­ных) черт, у третьих - требований (основных требований).

В современных условиях следует иметь в виду правовую законность, а не законность вообще. Истории известны случаи законности при осуществлении тиранических, то­талитарных режимов. На современном этапе развития цивилизации, когда происходит формирование правового государства и правового гражданского общества, объек­тивно необходима именно правовая законность.

Правовая законность реально существует, когда:

♦ издаются правовые законы;

♦ на их основе, в соответствии с ними устанавливаются подзаконные акты;

♦ организационно предусматривается механизм реали­зации действующего законодательства;

♦ учреждается система профилактики, предупрежде­ния, недопущения правонарушений;

♦ правонарушители изобличаются и наказываются в точном соответствии с правовыми законами;

♦ права и законные интересы потерпевших восста­навливаются, гарантируются.


Правовая законность - это верховенство, непре­рекаемость, торжество правовых законов в правоус-тановлении и правореализации.

Сущность законности раскрывается, конкретизируется в ее принципах. Принципы законности характеризуются в юридической литературе в значительной мере в зависимости от того, как она определяется соответствующими авторами и в какой мере, в какой степени конкретизируется ее природа. Количество принципов и свидетельствует о том, в какой мере происходит углубление в процессе познания природы закон­ности как государственно-правового явления.

При общем подходе к законности речь идет об ее основных принципах. Выделяют три основных принципа: единство законности, всеобщность законности, целесооб­разность законности 1,

К требованиям законности относят: воплощение идеи господства права в жизни общества и государства, верхо­венство закона, равенство всех перед законом, неукосни­тельное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми, обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод.

В. С. Афанасьев называет четыре принципа законности: верховенство закона, единство (всеобщность) законности, целесообразность законности, реальность законности2.

А. Б. Лисюткин полагает, что наиболее адекватно отра­жают суть законности пять ее принципов:

1) единство законности;

2) гарантированность основных прав и свобод граждан;

3) неотвратимость наказания за совершенные правона­рушения;

4) недопустимость противопоставления законности и
целесообразности;

1 Теория государства и права / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов.
М., 1997. С. 443.

2 Теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. M., 2001. С.300.


 




5) взаимосвязь законности и культурности1.

В. С. Нерсесянц также перечисляет пять принципов законности, рассматривает их как единые принципы и правовой законности, и правового порядка, и даже как их гарантии.

Они сводятся к тому, что:

а) все субъекты права являются формально равными субъектами процесса установления и функционирования правовой законности и правового порядка в общественной жизни;

6) проявляется правовая активность граждан, юриди­
ческих лиц, общественных объединений и гражданского
общества в целом в реализации законности;

в) осуществляется верховенство правового закона;

г) единство правовой законности и правового порядка на
всем пространстве верховенства правового закона;

д) безусловное подчинение всех правовой законности и
правопорядку 2.

Принципы законности, конечно, имеют связь с принци­пами правопорядка и их гарантиями, однако это все-таки два относительно самостоятельных явления и, следова­тельно, у них имеются и свои соответствующие принципы.

К принципам правовой законности следует отнести:

♦ верховенство правового конституционного закона в правоустановлении и правореализации;

♦ единство законности;

♦ общеобязательность законов для всех без какого бы то ни было исключения, неуклонность исполнения законов всеми;

♦ точность и единообразность в применении правовых законов;

1 Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.,
2000. С. 563.

2 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 533-534.


 

♦ равенство всех перед законом;

♦ создание наиболее благоприятных условий для бес­препятственной реализации юридических прав и обязанно­стей;

♦ неотвратимость ответственности за совершенное пра­вонарушение;

♦ непротивопоставление законности целесообразности и справедливости;

♦ неразрывность законности с правовой и общей куль­турой;

♦ постоянный и эффективный контроль и надзор за осуществлением правовых законов;

♦ профилактика, предупреждение правонарушений.
Законность неразрывно связана с правовым порядком.

§ 2. Понятие правового порядка, его принципы

Некоторые авторы соотношение законности и правопо­рядка сводят к тому, что законность - это якобы только требование ко всем точно и неуклонно проводить в жизнь законы и основанные на них подзаконные акты, а право­порядок являет собой реализованную законность. При такой интерпретации законность считается основой право­порядка, а его специфика как обособленного явления, по сути дела, не обнаруживается.

Понятие «правовой порядок» возникло еще в античную эпоху и служит отражением реального состояния, а его «фундаментом» является не законность вообще, а право, его принципы и принципы правовой законности.

Наиболее общее определение правопорядка дает В. С. Нерсесянц: «Правовой порядок (правопорядок) - это


 




порядок взаимоотношений субъектов права в сфере право­вой регуляции»1.

Более конкретный перечень признаков правопорядка называет В. В. Борисов:. «Правовой порядок - это объек­тивно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованно­стью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах пра­ва и законности, а также на демократических, гуманисти­ческих и нравственных требованиях, правах и обязаннос­тях, свободе и ответственности всех субъектов права»2.

Еще шире, в русле не только правовой, но и политичес­кой сферы, правопорядок определил самый известный представитель американской социологической школы пра­ва Р. Паунд: это режим упорядоченных отношений между людьми посредством систематического применения силы политически организованного сообщества.

Основатель нормативистской школы права Г. Кельзен считал, что достигший определенной степени централизации централизованный правопорядок и олицетворяется государ­ством и есть государство. Да и Цицерон вопрошал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Но во всех этих характеристиках правопорядка речь идет о правопоряд­ке действительно слишком общем (философском).

В юриспруденции употребляются понятия «общий пра­вопорядок», «централизованный правопорядок», «обще­ственный порядок», «правовой порядок» (правопорядок). Поэтому необходимо определиться, о каком правопорядке следует вести речь, в каком ракурсе его рассматривать, в каких условиях, при каком понимании права и в каком соотношении с ним.

Начнем со значения термина «порядок». Порядок - это состояние налаженности, организованности, благоустро-

1 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 529.

2 Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.,
2000. С. 563.


енности; правильность, систематичность, строгая опреде­ленность, последовательность 1. Порядок как высочайшая социальная ценность соизмерим прежде всего с правом в современной его интерпретации - как верховенствующий регулятор, выражающий общесоциальную политическую справедливость в его принципах и нормах, охраняемых государством в русле гармонического сочетания интересов всех социальных групп, личности и общества.

Правовой порядок - это основанное на принципах права и правовой законности своевременное, стабиль­ное, системное, точное упорядочение всех обществен­ных отношений, нуждающихся в юридической защите.

Правовой порядок имеет место, когда:

а) все общественные отношения, нуждающиеся в юри­
дической защите, упорядочены в соответствии с объектив­
но обусловленными потребностями по пути прогрессивного
развития общества;

б) правовым законодательством общественные отноше­
ния урегулируются системно в русле гармонического соче­
тания интересов личности и общества;

в) юридически упорядочены не только все соответству­
ющие роды общественных отношений, но и их комплексы
в соответствующих сферах, а положение субъектов этих
отношений устойчиво, стабильно;

г) регламентация юридически гарантированная;

д) права и обязанности, их единство формулируются
точно, ясно, доходчиво, определенно;

е) правовые предписания проводятся в жизнь реально
в соответствии с принципами правовой законности.

Различные авторы выделяют различные принципы правопорядка. У В. С. Нерсесянца принципы законности и

1 Словарь русского языка. Т. III. М., 1983. С. 310.


 




правопорядка одни и те же; их всего пять. В учебнике под редакцией В. М. Корельского и В. Д. Перевалова - шесть:

1) определенность;

2) системность;

3) организованность;

4) государственная гарантированность;

5) устойчивость (стабильность);

6) единство (основано на единых политических и право­вых принципах)1.

В учебнике под редакцией М. Н. Марченко - девять:

1) конституционность;

2) законность;

3) целостность и структурность;

4) субординация и соподчинение, корреляционные связи;

5) упорядоченность и нормативность;

 

6) справедливость и нравственность;

7) гарантированность;

8) простота, оптимальность и универсальность;

9) подконтрольность2.

При этом правопорядок рассматривается не только в сфере права, но и нравственности и тем самым сближается с общественным порядком. А ведь само понятие «правовой порядок» предполагает только правовую сферу.

Если исходить из сугубо правовой сферы правопорядка, то правопорядку присущи следующие принципы:

♦ упорядоченность общественных отношений право­
выми законами (в соответствии с принципами права);

♦ соблюдение принципов правовой законности;

♦ своевременность урегулирования;

♦ стабильность;

♦ системность;

♦ универсальность;

1 Теория государства и права. М., 1997. С. 458.

2 Общая теория государства и права. Академический курс: в 2 т. Т. 2;
Теория права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 550-552.


 

♦ точность;

♦ ясность, доступность;

♦ гарантированность.

Правовой порядок необходимо отличать от более ши­рокого понятия - общественного порядка, который точнее следовало бы назвать «социальным порядком», который являет собой состояние урегулированности общественных отношений на основе принципов и норм всех социальных регуляторов (права, нравственности, религии, обычаев и др.). Обеспечивается общественный порядок преимуще­ственно силой общественного воздействия. Но это не озна­чает, что право и государство не причастны к его поддер­жанию. Правопорядок является важнейшей частью общественного порядка, его сердцевиной и его гарантом. Подтверждением тому служат правовые нормы, предус­матривающие юридическую ответственность за наруше­ние общественного порядка.

§ 3. Гарантии правовой законности и правового порядка

Исключительная ценность для человечества, для циви­лизации порядка вообще, общественного порядка в частно­сти, правового порядка в особенности, предполагает необ­ходимость обеспечения его как правовой законности системой соответствующих механизмов.

Не случайно на протяжении всей истории цивилизации проблеме обеспечения законности и правопорядка уделяет­ся огромное внимание как в теории, так и на практике. Еще Сократ отождествлял законность со справедливостью. Гротес­ковый девиз древних: «Пусть погибнет мир, но торжествует юстиция» (законность, справедливость) - как нельзя лучше свидетельствует о том, какая значимость придавалась тор­жеству закона. В Древнем Риме дети до 14-летнего возраста


 




учили наизусть Законы XII таблиц, чтобы руководство­ваться ими в своей жизни и деятельности.

Выдающийся мыслитель Ш. Монтескье, посвятивший исследованию проблемы духа законов более двадцати лет, чье учение воплощено в ныне действующих конституциях правовых государств, обосновал необходимость осущест­вления разделения ветвей государственной власти во имя установления и неуклонного осуществления разумных, справедливых законов, выражающих свободу личности, прежде всего политическую.

Концепция господства правового закона является стерж­невой в учении о правовом государстве, одним из важнейших принципов его функционирования. Правовое господство (гос­подство права) в правовом государстве реально осуществимо при наличии соответствующих обеспечительных механиз­мов, гарантий правовой законности и правового порядка.

В современной юридической литературе гарантии за­конности и правопорядка характеризуются или вместе, или рассматривается только одна законность и даются различные классификации. Их подразделяют на объектив­ные и субъективные, общие и специальные.

В курсе лекций под редакцией В. К. Бабаева обеспечение законности рассматривается в двух ракурсах: а) профилак­тика нарушений законности; б) упрочение законности (со­вершенствование законодательства, выявление нарушений законности; меры защиты, меры ответственности, меры надзора и контроля, меры профилактики законности)1.

В учебнике под редакцией В. М. Корельского и В. Д. Пе-ревалова различаются общие условия: экономические, политические (сильная государственная власть), идеологи­ческие (уровень культуры), социальные (социальная ста­бильность), правовые (состояние законодательства) и специ­альные средства обеспечения законности (юридические и организационные гарантии); юридические - это средства выявления правонарушений (деятельность прокуратуры и

1 Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 531.


других органов), их предупреждение, пресечение, меры защиты и восстановления нарушенных прав, юридическая ответственность, процессуальные гарантии, правосудие; организационные - это кадровые, создание условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранитель­ных органов, образование спецподразделений для борьбы с организованной преступностью, коррупцией и т. д.1

Гарантии правовой законности и правопорядка следует рассматривать в широком и в узком их понимании.

В широком смысле гарантии законности и правопоряд­ка начинаются с правогарантий (самогарантий):

а) авторитета сущности права как общесоциальной
справедливости, обеспечиваемой государством;

б) качества норм права по их содержанию и форме
изложения;

в) ценности права - прежде всего его нравственно-
правовых принципов (свобода, равенство, безопасность,
веротерпимость и т. д.), политико-правовых (народовлас­
тие, политический плюрализм, разделение властей и др.),
эколого-правовых (охрана окружающей среды, рациональ­
ное использование природных ресурсов); собственно-пра­
вовых (точность в определении юридических прав и обя­
занностей субъектов права, единство прав и обязанностей,
презумпция невиновности и т. д.).

К гарантиям законности и правопорядка в широком понимании относятся факторы:

♦ сугубо политические (реальное соотношение классо­вых, национальных, партийных и других сил, степень их организованности, активности, целеустремленности и т. п.);

♦ сугубо экономические (например, уровень экономи­ки, имеющиеся положительные и отрицательные ее тен­денции);

♦ общественные (многочисленные неполитические объе­динения людей);

1 Теория государства и права / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. М., 1997. С. 449-455.


 




♦ культурные, особенно уровень правовой культуры;

♦ организационные (подготовка квалифицированных кад­ров, создание надлежащих условий для их работы и т. д.);

♦ идеологические (государственная идеология и идеоло­гия, выражающая устойчивое профессиональное и обыден­ное правосознание);

♦ сугубо социальные (социальная стабильность, достой­ный уровень жизни людей, реальный социальный контроль за законностью методов борьбы с правонарушениями).

Гарантии правовой законности и правопорядка в узком смысле - это сугубо юридические гарантии:

1) надлежащая процедура правотворчества и правоус-тановления, обеспечивающая воплощение в нормах права его принципов;

2) заложенные в законодательстве юридические меха­низмы проведения в жизнь правовых законов (вплоть до международно-правовых);

3) подготовка высококвалифицированных и нравствен­но-надежных юридических кадров, рациональное их исполь­зование, рациональная организация и активная деятель­ность правоохранительных органов, совершенствование форм и методов их деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению, устранению правонарушений, обеспечению неотвратимости ответственности виновных и восстановлению нарушенных прав потерпевших, по прове­дению в жизнь действующего правового законодательства;

4) эффективный юридически системно упорядоченный контроль и надзор за точной и единообразной реализацией правового законодательства.

В обеспечении законности и правопорядка исключи­тельно важное значение имеет правовая чистота в деятель­ности всех звеньев государственного аппарата, особенно правоохранительного. К. Маркс справедливо отмечал: «Первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы власти держатся в рамках закона»1.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 84.


Глава XXII

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

§ 1. Понятие правовой культуры

Правовая культура - одна из видов культуры. Термин «культура» (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание, развитие) воспринят многими науками, в том числе и юриспруденцией. Существует несколько сот определений понятия «культура»1. При различных акцентах в ее определениях эта категория на самом высоком уровне обобщения представляет собой качественный срез духовных и материальных творений человечества как основы их воспроизводства и реализации во благо человека и общества. Культура, согласно А. К. Уледо-ву, это «определенное качественное состояние общества на каждом данном этапе его развития»; «ее сущностью являет­ся степень свободы личности и общества»2.

Культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят, главным образом, вещественные ценности, созданные людьми в процессе трудовой деятельности, необходимые для их жизни и деятельности, в отличие от того, что дано природой (средства труда, орудия производства, технологии, предме­ты потребления и т. д.). К духовной культуре - науку, искусство, мораль, религию, право и т. д. Однако при этом обращается внимание на то, что духовная культура вклю­чает в себя систему производства, распределения и по-

1 Мельникова А. П. К вопросу об определении понятия «культура» //
Вестник БГУ. 1976. № 1. С. 42.

2 Уледов А. К. К определению специфики культуры как социального явле­
ния // Философские науки. 1974. № 2. С. 28-29.


требления духовных ценностей. Право в силу своей регуля­тивной миссии охватывает не только производство духов­ных ценностей, но и всю наиболее значимую сферу матери­ального производства, обмена и потребления. В связи с этим в правовой культуре фокусируется самая важная разновидность культур, опосредованных правом.

Правовую культуру в юридической литературе опреде­ляют по-разному. Одни авторы в ее понятие включают право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерное поведение 1. Другие связыва­ют правовую культуру с состоянием правовой жизни обще­ства, с достигнутым уровнем юридических актов и иных текстов правового характера, а также со степенью гаран-тированности государством свободы поведения личности в единстве с ответственностью ее перед обществом 2. Третьи исходят из того, что правовая культура охватывает уро­вень зрелости правовой системы, состояние законности, отношение людей к правовым предписаниям, к закону, к праву, правовую грамотность широких масс, их неприми­римость к фактам правонарушений 3. Четвертые рассмат­ривают правовую культуру «как результат исторического развития институтов права и правового сознания предста­вителей юридической элиты и рядовых граждан»4. Есть и иные представления о правовой культуре.

При определении правовой культуры некоторые иссле­дователи отождествляют понятия «правовая культура» и «правовая культура общества». Например, В. П. Сальни-

1 Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.,
1988. С. 15.

2 Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность,
определение // Правоведение. 1987. № 4. С. 9.

3 Уразаев Ш. 3. Перестройка и правовая культура // Советское государство
и право. 1989. № 5. С. 12.

4 Правовая система Нидерландов / Отв. ред. В. В. Бойцова, Л. В. Бойцова.
М., 1998. С. 41.


ков определяет правовую культуру общества как «разно­видность общественной культуры, отражающей опреде­ленный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватываю­щей все ценности, которые созданы людьми в области права»1, В. Д. Попков считает, что «правовая культура общества - это и определенное состояние, и уровень право­сознания, совершенства законодательства, всей системы юридических актов, эффективность деятельности юриди­ческих учреждений, качество юридической практики»2.

Точнее же все-таки в общетеоретическом аспекте упот­реблять термин «правовая культура», а не «правовая культура общества». Правовая культура общества предпо­лагает ее характеристику применительно к конкретному, отдельно взятому обществу или же в аспекте разновидно­сти культуры при разграничении правовой культуры об­щества и правовой культуры личности. Иначе говоря, правовая культура общества - это только вид правовой культуры, а не правовая культура в целом. Общая теория права оперирует категорией правовая культура не на уровне какого-то одного общества или одного вида культу­ры, а на уровне всех обществ и всех видов правовых культур.

Понятие «правовая культура» неразрывно связано с понятием «правовая система». Они соотносятся между собой как форма и содержание. Правовая система - это содержание, это то, что должно быть, что должно реали­зоваться как целостное качество, а правовая культура - то, что придает ей движение, тонкий, деликатный, гуманный механизм ее реализации, изысканные юридические при­емы, способы претворения в жизнь права, его ценностей.

1 Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 500.

2 Теория государства и права / Под ред. М. H. Марченко. М., 1996. С. 438.


 




Правовая культура - это система воспроизвод­ства правовых ценностей, выражающихся в реальном прогрессивном правовом сознании, восприятии и раз­витии правовых принципов и основанных на них систе­матизированных юридических актах, устанав­ливаемых и реализуемых в соответствии с устоями правовой законности и правового порядка.

В связи с тем, что культура охватывает абсолютно все сферы жизни и деятельности людей (культура производ­ства, труда, быта, гражданская, эстетическая, политичес­кая, нации, народа или народов определенной историчес­кой эпохи, например, античная культура), именно правовая культура является кульминационным отражением всех разновидностей культур в регулируемых правом областях общественных отношений. Правовая культура - квинтэс­сенция всех разновидных культур, поскольку ни одна из них не может противоречить праву как регулятору верхо­венствующему, обязательному, универсальному. Не слу­чайно исследователи культуры того или иного народа, общества или эпохи и находят ее отражение в памятниках права, являющегося субстанцией культуры. Некоторые авторы субстанцией культуры признают религию1. Опре­деленные основания для такого утверждения есть, однако лишь в условиях, при которых религии придается право­вой статус, т. е. только в теократических государствах. Все ценности разновидных культур в сфере правовой регламентации воплощаются в правовые ценности, образу­ющие правовую культуру.

Правовые ценности - это прежде всего достижения непрерывно развивающейся юридической науки как пред­посылки формирования на основе познанных принципов права, устойчивого прогрессивного правосознания,,объек­тивно необходимого правотворческого процесса, правово-

1 Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995. С. 266.


го законодательства, форм его выражения, систематиза­ции и реализации в соответствии с устоями законности и правопорядка.

Современные правовые ценности - это прин<


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.