Как мы ощущаем окружающий мир — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Как мы ощущаем окружающий мир

2017-11-27 854
Как мы ощущаем окружающий мир 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что такое ощущение

Представь, что ты держишь в руках предмет, о котором ничего не знаешь. Не знаешь, как он называется, зачем нужен, как его можно использовать. И всё же ты многое можешь о нём сказать. Например, ты мо­жешь почувствовать, твёрдый он или мягкий, шершавый или гладкий, тяжёлый или лёгкий, го­рячий или холодный, какого он цвета и чем пах­нет. А может быть, он даже издаёт какие-нибудь звуки? Узнать всё это ты можешь при помощи ощущений.

Значит, ощущение — это способность че­ловека чувствовать различные свойства окружающего мира. Ощущения помогают нам ответить на вопрос: «Какой это предмет?», но ничего не говорят о том, как он называется и для чего нужен.

Ощущения сообщают тебе и об изменениях в твоём собственном теле. Ты чувствуешь движение своих рук, ног, головы, туловища. Боль сигнализи­рует о неполадках в работе организма. Без ощущений мы бы ничего не знали о мире и о себе.

Когда ты придёшь к кому-нибудь в гости, обрати внима­ние на звуки, которые ты услышишь в этом доме. Все ли звуки тебе будут понятны? Похожи ли они на звуки твоего дома?

Надень плотные перчатки и попытайся на ощупь с закрытыми глазами опре­делить, из чего сделаны предметы. Получилось? Как ты думаешь, почему?

Как возникают ощущения

Из своего опыта ты хорошо знаешь, что при силь­ном насморке исчезает ощущение вкуса и запаха пищи. Слепой от рождения человек никогда не смо­жет представить себе, что такое цвет. Для глухого че­ловека не существует огромного мира звуков. Значит, глаза, уши, язык, нос, кожа и позволяют нам почув­ствовать окружающий мир. Их так и называют — ор­ганы чувств. Но одних органов чувств ещё недоста­точно для получения ощущения. Все они соединены с самой сложной частью нашего организма — голов­ным мозгом. Как соединены? При помощи тонких нервных нитей. Получаются как бы специальные «приборы», с помощью которых мы ощущаем.

Каждый из этих сложных «приборов» со­стоит из трех частей — органа чувств, го­ловного мозга и соединяющих их нервных во­локон (нитей). Эти приборы называются анализаторами.

       
 
   
 

Ощущение появляется у человека только тогда, когда исправно работает весь прибор, весь анализатор в целом. Например, звук улавливает не одно только ухо, а весь анализатор. Если повреждён нерв, который соединяет здоровое ухо с мозгом, или сам мозг, то человек ничего не сможет услы­шать. Само ухо при этом может быть совершенно здоровым. Это немного похоже на работу элект­рической лампы. Свет погаснет, если перегорит сама лампочка, либо обо­рвется ведущий к ней шнур, либо сломается выключатель.

Ощущения внутри нас

Но есть и другие ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит внутри нашего тела.

Ты целый день двигаешься: ходишь, бегаешь, прыгаешь, пишешь или собираешь модель из кон­структора. Ты даже не задумываешься о том, как работают при этом твои руки, ноги, пальцы или все туловище. Но если ты согнёшь руку с закрытыми глазами, то легко сможешь определить ее положе­ние. Об этом тебе сообщат двигательные ощуще­ния.

Когда ты ощупываешь руками предмет, к двига­тельным ощущениям присоединяются кожные. Это называется осязанием.

Ты, наверное, помнишь, как трудно было в пер­вый раз проехать на двухколёсном велосипеде, ро­ликах, коньках или лыжах. Сложнее всего тебе было удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внут­реннем ухе. Он похож на раковину улитки и называ­ется лабиринтом.

При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет всё время падать.

Очень важным видом ощущений являются орга­нические ощущения. Такое название им дали пото­му, что они рассказывают нам о работе нашего орга­низма, наших внутренних органов — пищевода, же­лудка, кишечника и многих других. Пока ты сыт и здоров, ты вообще не замечаешь никаких органиче­ских ощущений. Они появляются только тогда, ког­да в работе организма что-нибудь нарушается. На­пример, если ты съешь что-нибудь не очень свежее, то нарушится работа твоего желудка, и ты сразу же это чувствуешь: появится боль в животе.

Голод, жажда, тошнота, боль — вот что такое органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь бо­лезнь и помочь своему организму справиться с ней.

Вопросы и задания

1. Закрой глаза и попробуй принять те позы, которые тебе будет называть твой друг. Например, можно встать в позу «ласточ­ки», сесть «по-турецки», изобразить кошку или какое-нибудь дру­гое животное.

2. Покружись немного на одном месте, а потом попытай­ся пройти по нарисованной мелом прямой линии (или подоске ковра). Удалось ли тебе сохранить равновесие? Почему?

3. Представь себе, что ты возвращаешься домой с прогул­ки и еще с порога говоришь маме, что хочешь есть. А как ты узна­ешь, что хочешь именно есть, а не спать?

Всё ли мы ощущаем

Далеко не всё, что действует на наши органы чувств, вызывает у нас ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на нашу кожу пылинок, не слышим с другого конца комнаты тиканья часов. Мы не чувствуем слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака.

Для того, чтобы у нас возникло ощущение, при­ходящий к органам чувств сигнал должен быть до­статочно сильным. Попробуй провести такой про­стой опыт. Включи музыку так, чтобы по­началу ее вообще не было слышно. Постепенно уве­личивай громкость до тех пор, пока не услышишь тихие, едва уловимые звуки.

Значит, звук как будто преодолел границу твоей чувствительности, тот порог, за которым ты его не слышал.

В мире нет совершенно одинаковых людей, поэ­тому и восприимчивость органов чувств у всех немного разная. Один человек может заметить со­всем слабый, тусклый свет, а для другого этот свет должен быть чуть ярче.

Представь себе, что ты и твой друг участвуете в научном опыте. Вам на голову надели наушники и дали задание: внимательно слушать и поднять руку, как только в наушниках раздастся тихий звук. Сначала было очень тихо, а потом ты услышал слабый-слабый писк и сразу же поднял руку. Через две секунды поднял руку и твой друг.

Ты услышал слабый сигнал первым, значит, слу­ховой анализатор у тебя оказался более чутким, чем у друга. А на сколько? Можно ли это как-нибудь из­мерить и сравнить? Конечно, можно. Специальный прибор точно записывает, какова была сила дейст­вия звука в тот момент, когда каждый из вас смог его услышать.

Эту самую маленькую силу действия сиг­нала на твои органы чувств, которую они уже способны уловить, называют порогом ощущения.

Пороги ощущения у всех людей немного различаются. Но даже у одного и того же челове­ка пороги ощущения могут изменяться. Ча­совой, который ночью стоит на посту, может уловить почти неслы­шимые звуки, потому что он очень вниматель­но ко всему прислуши­вается. Однако в другое время, например, днём, тот же самый часовой мо­жет и не услышать тихих звуков, потому что теперь ему помогает еще и зрение. Он не только вниматель­но слушает, но и наблюдает за всем, что происходит вокруг. Поэтому порог его слуховой чувствительно­сти временно изменился.

Вопросы и задания

1. Что такое порог ощущения?

2. Почему мы не ощущаем, как на нас садятся пылинки?

3. Собака бежит к входной двери ещё до того, как в неё по­звонят, а её хозяин и звонок не всегда сразу услышит. В чем разни­ца между слухом собаки и её хозяина?

 

Что такое ощущение

Представь, что ты держишь в руках предмет, о котором ничего не знаешь. Не знаешь, как он называется, зачем нужен, как его можно использовать. И всё же ты многое можешь о нём сказать. Например, ты мо­жешь почувствовать, твёрдый он или мягкий, шершавый или гладкий, тяжёлый или лёгкий, го­рячий или холодный, какого он цвета и чем пах­нет. А может быть, он даже издаёт какие-нибудь звуки? Узнать всё это ты можешь при помощи ощущений.

Значит, ощущение — это способность че­ловека чувствовать различные свойства окружающего мира. Ощущения помогают нам ответить на вопрос: «Какой это предмет?», но ничего не говорят о том, как он называется и для чего нужен.

Ощущения сообщают тебе и об изменениях в твоём собственном теле. Ты чувствуешь движение своих рук, ног, головы, туловища. Боль сигнализи­рует о неполадках в работе организма. Без ощущений мы бы ничего не знали о мире и о себе.

Когда ты придёшь к кому-нибудь в гости, обрати внима­ние на звуки, которые ты услышишь в этом доме. Все ли звуки тебе будут понятны? Похожи ли они на звуки твоего дома?

Надень плотные перчатки и попытайся на ощупь с закрытыми глазами опре­делить, из чего сделаны предметы. Получилось? Как ты думаешь, почему?

Как возникают ощущения

Из своего опыта ты хорошо знаешь, что при силь­ном насморке исчезает ощущение вкуса и запаха пищи. Слепой от рождения человек никогда не смо­жет представить себе, что такое цвет. Для глухого че­ловека не существует огромного мира звуков. Значит, глаза, уши, язык, нос, кожа и позволяют нам почув­ствовать окружающий мир. Их так и называют — ор­ганы чувств. Но одних органов чувств ещё недоста­точно для получения ощущения. Все они соединены с самой сложной частью нашего организма — голов­ным мозгом. Как соединены? При помощи тонких нервных нитей. Получаются как бы специальные «приборы», с помощью которых мы ощущаем.

Каждый из этих сложных «приборов» со­стоит из трех частей — органа чувств, го­ловного мозга и соединяющих их нервных во­локон (нитей). Эти приборы называются анализаторами.

       
 
   
 

Ощущение появляется у человека только тогда, когда исправно работает весь прибор, весь анализатор в целом. Например, звук улавливает не одно только ухо, а весь анализатор. Если повреждён нерв, который соединяет здоровое ухо с мозгом, или сам мозг, то человек ничего не сможет услы­шать. Само ухо при этом может быть совершенно здоровым. Это немного похоже на работу элект­рической лампы. Свет погаснет, если перегорит сама лампочка, либо обо­рвется ведущий к ней шнур, либо сломается выключатель.

Как мы ощущаем окружающий мир

Теперь ты знаешь, что ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из органов чувств дает нам свои особые ощущения— зритель­ные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные.

Орган зрения дает нам зрительные ощущения. Всё, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцвет­ным может быть только со­вершенно прозрачный пред­мет, который мы не видим. Поэтому можно сказать, что зрительное ощущение - это ощущение цвета и света.

Слуховые ощущения возникают у нас при помощи органа слуха. Ты слышишь множество разнообразных звуков. Все они делятся на музыкальные звуки (звуки пения, музыкальных инст­рументов) и шумы (скрипы, шорохи, треск, грохот). В на­шей речи есть и музыкаль­ные звуки (гласные), и шумы (согласные).

Наша способность чувст­вовать запахи называется обонянием. Органами обоня­ния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носа. Отдельные частич­ки различных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения.

Всё, что попадает к тебе в рот, имеет какой-ни­будь вкус: сладкий, кислый, солёный или горький. Эти вкусовые ощущения возникают при помощи ор­гана вкуса — вкусовых по­чек. Они находятся на язы­ке. Кончик языка лучше все­го чувствует сладкое. Стоит только лизнуть мороженное, и сразу узнаешь его вкус. Края языка чувствительны к кислому, а его основа­ние — к горькому.

Вкусовые ощущения сильно зависят от обоня­тельных. При сильном насморке любое, даже самое любимое блюдо, кажется безвкусным.

Всё наше тело покрыто кожей. Она дает нам ощу­щения прикосновения, холода, тепла, боли. Все эти ощущения называются осязательными или кожными.

Теперь ты знаешь, что зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения рас­сказывают нам о разнообразных свойствах окружа­ющих вещей.

Попробуй зажать пальцами нос и после этого возьми в рот жевательную резинку. Сможешь ли ты определить ее вкус?


 

 

Ощущения внутри нас

Но есть и другие ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит внутри нашего тела.

Ты целый день двигаешься: ходишь, бегаешь, прыгаешь, пишешь или собираешь модель из кон­структора. Ты даже не задумываешься о том, как работают при этом твои руки, ноги, пальцы или все туловище. Но если ты согнёшь руку с закрытыми глазами, то легко сможешь определить ее положе­ние. Об этом тебе сообщат двигательные ощуще­ния.

Когда ты ощупываешь руками предмет, к двига­тельным ощущениям присоединяются кожные. Это называется осязанием.

Ты, наверное, помнишь, как трудно было в пер­вый раз проехать на двухколёсном велосипеде, ро­ликах, коньках или лыжах. Сложнее всего тебе было удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внут­реннем ухе. Он похож на раковину улитки и называ­ется лабиринтом.

При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет всё время падать.

Очень важным видом ощущений являются орга­нические ощущения. Такое название им дали пото­му, что они рассказывают нам о работе нашего орга­низма, наших внутренних органов — пищевода, же­лудка, кишечника и многих других. Пока ты сыт и здоров, ты вообще не замечаешь никаких органиче­ских ощущений. Они появляются только тогда, ког­да в работе организма что-нибудь нарушается. На­пример, если ты съешь что-нибудь не очень свежее, то нарушится работа твоего желудка, и ты сразу же это чувствуешь: появится боль в животе.

Голод, жажда, тошнота, боль — вот что такое органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь бо­лезнь и помочь своему организму справиться с ней.

Вопросы и задания

1. Закрой глаза и попробуй принять те позы, которые тебе будет называть твой друг. Например, можно встать в позу «ласточ­ки», сесть «по-турецки», изобразить кошку или какое-нибудь дру­гое животное.

2. Покружись немного на одном месте, а потом попытай­ся пройти по нарисованной мелом прямой линии (или подоске ковра). Удалось ли тебе сохранить равновесие? Почему?

3. Представь себе, что ты возвращаешься домой с прогул­ки и еще с порога говоришь маме, что хочешь есть. А как ты узна­ешь, что хочешь именно есть, а не спать?

Всё ли мы ощущаем

Далеко не всё, что действует на наши органы чувств, вызывает у нас ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на нашу кожу пылинок, не слышим с другого конца комнаты тиканья часов. Мы не чувствуем слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака.

Для того, чтобы у нас возникло ощущение, при­ходящий к органам чувств сигнал должен быть до­статочно сильным. Попробуй провести такой про­стой опыт. Включи музыку так, чтобы по­началу ее вообще не было слышно. Постепенно уве­личивай громкость до тех пор, пока не услышишь тихие, едва уловимые звуки.

Значит, звук как будто преодолел границу твоей чувствительности, тот порог, за которым ты его не слышал.

В мире нет совершенно одинаковых людей, поэ­тому и восприимчивость органов чувств у всех немного разная. Один человек может заметить со­всем слабый, тусклый свет, а для другого этот свет должен быть чуть ярче.

Представь себе, что ты и твой друг участвуете в научном опыте. Вам на голову надели наушники и дали задание: внимательно слушать и поднять руку, как только в наушниках раздастся тихий звук. Сначала было очень тихо, а потом ты услышал слабый-слабый писк и сразу же поднял руку. Через две секунды поднял руку и твой друг.

Ты услышал слабый сигнал первым, значит, слу­ховой анализатор у тебя оказался более чутким, чем у друга. А на сколько? Можно ли это как-нибудь из­мерить и сравнить? Конечно, можно. Специальный прибор точно записывает, какова была сила дейст­вия звука в тот момент, когда каждый из вас смог его услышать.

Эту самую маленькую силу действия сиг­нала на твои органы чувств, которую они уже способны уловить, называют порогом ощущения.

Пороги ощущения у всех людей немного различаются. Но даже у одного и того же челове­ка пороги ощущения могут изменяться. Ча­совой, который ночью стоит на посту, может уловить почти неслы­шимые звуки, потому что он очень вниматель­но ко всему прислуши­вается. Однако в другое время, например, днём, тот же самый часовой мо­жет и не услышать тихих звуков, потому что теперь ему помогает еще и зрение. Он не только вниматель­но слушает, но и наблюдает за всем, что происходит вокруг. Поэтому порог его слуховой чувствительно­сти временно изменился.

Вопросы и задания

1. Что такое порог ощущения?

2. Почему мы не ощущаем, как на нас садятся пылинки?

3. Собака бежит к входной двери ещё до того, как в неё по­звонят, а её хозяин и звонок не всегда сразу услышит. В чем разни­ца между слухом собаки и её хозяина?

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.