Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Факторы депривации: Изоляция и сепарация

2017-11-27 890
Факторы депривации: Изоляция и сепарация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Изоляция

Одним фактором при возникновении психической депривации является, следовательно, недостаточное поступление стимулов – социальных, чувственных, но также сенсорных, что происходит, когда ребенок живет в ситуации «социальной изоляции».

Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным общением с естественной предметной и, в частности, общественной средой. Если по какой-либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он, следовательно, изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов.

При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворились, развиваться не будут, и что они останутся на совершенно первоначальном рудиментарном уровне.

При менее совершенной изоляции задержка и нарушение развития потребностей будут менее выразительными, так что можно предположить наличие плавных переходов причин и последствий, начиная с крайней патологии и вплоть до нормы.

Р. М. Зинг, выделил 3 вида изоляции:

а) одичавшие дети, которые убежали или которых выгнали в дикую местность и которые там самостоятельно выжили;

б) «волчьи» дети, которые были похищены и выжили с помощью домашних или диких животных(Камала и Амала, дети «Маугли»);

Прогноз реабилитации:

Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще. Те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни.

Если ребёнок воспитывался обезьянами, то процесс реабилитации проходит легче, а прогноз – благоприятнее, чем у детей, попавших в общество других животных. Однако это бывает крайне редко, так как крупные обезьяны (шимпанзе, гориллы) избегают людских поселений; что касается обезьян более мелких видов (например, павианов), известны случаи, когда они похищали человеческих детёнышей, но не известно ни одного случая, когда ребёнок вырастал в их стае. Чаще всего «приёмными родителями» феральных детей действительно становятся волки, иногда — медведи.

в) дети, которых кормили люди, но которые в остальном были изолированы от человеческого общества в большинстве случаев преступными или умалишенными родителями.

· Сепарация.

Сепарация определяется как ситуация, при которой происходит прекращение специфической связи между ребенком и его социальной средой.

Боулби (1951) наиболее четко, по-видимому, высказал предположение, что долговременная разлука ребенка с матерью или с иным лицом, занимающим ее место, в первые три – пять лет жизни приводит, как правило, к нарушению психического здоровья ребенка, оставляя последствия, которые можно постоянно наблюдать во всем дальнейшем развитии его личности.

В депривации нами усматривается определенное состояние психики, тогда как в сепарации – так же как в изоляции – определенная внешняя ситуация, которая может представлять, но не обязательно, депривационный фактор.

Сепарация бывает нередко в самом начале процесса, в ходе которого депривация возникает, однако она не является самим этим процессом и не представляет, также, его необходимого условия.

Несомненно, существует депривации без фактической разлуки ребенка с матерью и с привычной социальной средой (см. главу Депривация в семье). С другой стороны, без сомнения происходит множество сепараций, а иногда и на длительное время, которые не приводят к депривации.

· Синдром госпитализма

Синдром госпитализма определяется как совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием индивида в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома.

Этот феномен впервые был описан у младенцев и детей, долго находившихся в больнице, у которых он был обусловлен преимущественно разлукой с матерью.

Часто госпитализм встречается у детей в детдомах.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.