Понятие предпринимательства. Субъекты и объекты предпринимательства — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Понятие предпринимательства. Субъекты и объекты предпринимательства

2017-11-27 683
Понятие предпринимательства. Субъекты и объекты предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие предпринимательства. Субъекты и объекты предпринимательства

Предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. Во многих странах для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство.

Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла).

Субъектами бизнеса выступают: собственно предприниматели; потребители; граждане, работающие по найму; государственные органы.

Собственно предприниматели — это лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой страх и риск, под свою экономическую и юридическую ответственность, а также коллективы предпринимателей и различные предпринимательские объединения.

 

2. Потребители являются равноправными, а не пассивными или второстепенными участниками системы бизнеса, со своим деловым интересом.

Деловой интерес потребителей — приобретение товаров (работ, услуг) реализуется посредством самостоятельного налаживания контактов с производителями и продавцами на основе самостоятельного поиска контрагентов по принципу максимизации прибыли.

Участниками потребительского бизнеса выступают и сами предприниматели в качестве потребителей продукции других предприятий. Это важный фактор, балансирующий предпринимательские аппетиты каждого из бизнесменов.

С точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, а с точки зрения эффективности предпринимательского процесса активную роль играет потребитель.

 

3. Деловой интерес наемных работников — получение доходов — реализуется посредством работы в предпринимательской фирме.

Особенности бизнеса наемного работника:

-предметом делового отношения между предпринимателем и наемным работником является рабочая сила последнего;

- работники и предприниматели идут на экономический риск, обмениваются своим достоянием, навязывают друг другу свои интересы, осуществляя свою стратегию и тактику для достижения компромиссных вариантов, что и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского бизнеса;

- наемные работники могут изменить свой социальный статус, купив акции фирм; по мере накопления средств открыть собственное дело.

Основу бизнеса наемных работников составляет частная собственность на рабочую силу.

 

4. Государственные органы. Они являются участниками деловых отношений в том случае, когда непосредственно выходят на рынок с деловыми предложениями.

 

Деловой интерес государства состоит в необходимости осуществления приоритетных общегосударственных научно-технических, научно-производственных программ (капиталоемких и наукоемких), способных принести выгоду государству и его гражданам.

Принцип взаимной выгоды различных субъектов бизнеса является иным — государство стимулирует предпринимателей на участие в приоритетных программах общегосударственного значения различными способами: льготные централизованные кредиты, заказы, закупки, льготное налогообложение и т.д.

 

Объекты бизнеса

Объектом предпринимательства являются производимый предпринимателем товар, выполняемая работа или предлагаемая услуга. В условиях рыночной экономики все эти три разновидности объекта предпринимательской деятельности называются товаром.

Виды и формы предпринимательства

Виды

Производственное предпринимательство -деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей, подлежащих последующей реализации

потребителям. Стремление получить как можно большую прибыль при меньшем риске предполагает осуществление соответствующей технологии ведения дела. Исходным элементом технологии является выбор основной области деятельности. Ее содержательная сторона определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя. Выбор вида деятельности предполагает проведение предварительного маркетинга, изучения того, насколько предлагаемый товар или услуга необходимы потребителю, стабилен ли спрос на них, его величина и тенденция развития в будущем, каковы возможная продажная цена единицы товара, издержки его производства и реализации, предполагаемые объемы продаж.

Результат производственной предпринимательской деятельности - производство продукта, который требует своей реализации. Торговое предпринимательство. Его содержание составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. В отличие от производственной предпринимательской деятельности, здесь нет потребности в значительных производственных ресурсах, связанных с выпуском продукции. В качестве исходной стадии технологии стоит выбор - что покупать, что перепродавать и где. В решении этих вопросов руководствуются тем, что цена реализации товара должна быть значительно выше закупочной цены.спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки. Чтобы быть уверенным в выполнимости этих условий, предприниматель должен провести тщательный маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров и услуг и на выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка, т. е. определить, какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации.

Финансовое предпринимательство является разновидностью торгового предпринимательства, поскольку его объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя), т. е. происходит продажа одних денег за другие. Технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии торговой сделки с той лишь разницей, что товаром являются финансовые активы. Форма финансового предпринимательства ценные бумаги (собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие ценные бумаги). Ценные бумаги предприниматель продает, размещает на определенных условиях и обязательствах в качестве «финансового товара». Наиболее распространенной формой является покупка ценных бумаг самим предпринимателем. Суть ее состоит в том, что предприниматель покупает деньги, валюту, ценные бумаги за определенную сумму, а затем продает их другому покупателю за большую сумму. При проведении финансово-кредитной сделки он предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг, а через определенное время получает большую на определенный процент сумму.

Формы предпринимательства

Индивидуальное:

Индивидуальный предприниматель

Индивидуальное предприятие

Коллективное:

Кооператив

Полное товарищество

Товарищество на вере

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью

Хозяйственное партнерство

Инвестиционное товарищество

Закрытое акционерное общество

Открытое акционерное общество

Семейное предприятие

Государственное

Классификация предприятий

Предприятия можно классифицировать по различным признакам, к наиболее значимым следует отнести классификацию по характеру деятельности, размерам, формам собственности, организационно-правовым формам, принадлежности капитала.

1. По характеру деятельности прежде всего выделяются предприятия производственной и непроизводственной сферы. Более дробными подразделениями являются группы отраслей: промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, торговля, финансово-кредитная сфера и др. В свою очередь каждая группа подразделяется на отрасли. Так, промышленность по признакам характера сырья или назначения готового продукта подразделяется на угольную отрасль, электроэнергетику, металлургию, машиностроение, химическую, легкую, пищевую и др. В машиностроении в свою очередь выделяются станкостроение, автомобилестроение, приборостроение и т.д.

2. По размерам. Классифицирующим признаком может быть количество работников, объем продаж, активы, прибыль и т.п. В России законодательно определено только выделение малых предприятий. При этом в РФ принимаются во внимание следующие параметры:

- доля юридических лиц. Доля участия РФ, субъектов РФ, обще-ственных организаций, религиозных организаций, благотворительных и иных органов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

- предельная средняя численность работающих: в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек, в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В то же время необходимо учитывать, что юридическая и эко-номическая трактовка размеров предприятия не всегда совпадает. При классификации предприятий по размерам с экономической точки зрения следует учитывать целый ряд характеристик внешней среды, в том числе – национальную принадлежность; регион, в котором функционирует предприятие, отрасль и др. В этом случае оценивается позиция предприятия в некоторой однородной группе. Например, расположенное в Воронежской области предприятие пищевой промышленности с годовым объемом реализации 1 млрд рублей и валютой баланса 1 млрд рублей следует признать крупным. Те же параметры для машиностроительного предприятия в этой же области характеризуют его как небольшое, а для предприятий нефтедобывающего комплекса таких параметров не может быть в силу их крайне малой величины.

3. По формам собственности различают:

- частные предприятия, которые могут существовать в виде самостоя-тельных независимых юридических лиц, в виде объединений на основе системы участия, на договорной основе. В их составе в качестве отдельной подгруппы можно выделить предприятия, находящиеся в собственности общественных и религиозных организаций;

- государственные предприятия. Под ними понимаются в РФ как чисто государственные, так и с долей государства свыше 50 %;

- муниципальные, в том числе – чисто муниципальные, так и с долей свыше 50 %.

4. По организационно-правовым формам выделяются: юридические лица, физические лица, договоры между физическими и юридическими лицами.

Юридические лица подразделяются на коммерческие организации и не-коммерческие организации.

Коммерческие организации подразделяются на товарищества, общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия. Товарищества подразделяются на полные и коммандитные. Общества подразделяются на общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества. Акционерные общества, в свою очередь, подразделяются на открытые, закрытые и акционерные общества – народные предприятия.

Некоммерческие организации подразделяются на общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы. Могут существовать и другие формы, предусмотренные федеральными законами.

В системе договоров выделяется договор о совместной деятельности (простое товарищество) как особая организационно-правовая форма, объединяющая двух и более участников без образования юридического лица.

5. По принадлежности капитала различают национальные и смешанные предприятия.

При этом под национальными понимаются предприятия, капитал которых принадлежит физическим и юридическим лицам одной страны. В ряде случаев национальная принадлежность определяется местоположением и регистрацией предприятия. В числе национальных – не только предприятия, сформированные физическими или юридическими лицами своей страны, но любой другой. В последнем случае предприятие будет считаться иностранным. Иностранное предприятие имеет сто процентов уставного капитала, принадлежащего юридическим или физическим лицам другого государства. Зарубежным принято считать предприятие, представленное национальным капиталом, вывезенным из государства в качестве вклада в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в другой стране.

Предприятия с участием капитала различного происхождения могут формироваться различным способом. Принято выделять многонациональные предприятия, капитал которых принадлежит физическим и юридическим лицам нескольких стран. Как правило, многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданного предприятия. Другими способами образования многонациональных предприятий являются:

- обмен акциями между предприятиями, сохраняющими юридическую самостоятельность;

- создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации;

- приобретение иностранной компанией пакета акций национальной фирмы, не дающего ей права контроля.

К числу смешанных относятся предприятия, капитал которых принадлежит физическим или юридическим лицам двух и более стран. Регистрация смешанных предприятий осуществляется, как правило, в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности.

 

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ИП

Индивидуальный предприниматель вправе действовать без оформления статуса предприятия, фирмы, однако при условии государственной регистрации систематической деятельности, предприниматель действует при этом как физическое лицо. Если подобное предпринимательство приносит доходы в сумме выше необлагаемого минимума, то с доходов от индивидуальной предпринимательской деятельности необходима уплата налогов.

Единоличный предприниматель вправе использовать по собственному усмотрению имущество, которое ему принадлежит (например, сдача внаем жилья, выращивание сельскохозяйственной продукции на своем огороде и продажа ее). Согласно Гражданскому кодексу РФ индивидуальный предприниматель всем принадлежащим ему имуществом отвечает по своим обязательствам. Он может начать и прекратить свою деятельность в любое время в соответствии с собственным желанием. В отдельных случаях закон предусматривает необходимость получения платных государственных лицензий, дающих право проведения некоторых видов единоличного предпринимательства (например, отстрела редкой дичи, вылова ценных пород рыб, некоторых видов образовательных услуг и врачебной деятельности).

В случае, если индивидуальная предпринимательская деятельность одного вида носит систематический характер, предпринимателю следует приобретать патент на проведение такой деятельности. Патент выдается на определенный срок, а также на определенный объем деятельности и подлежит оплате.

Любой дееспособный гражданин, желающий создать собственную хозяйственную, коммерческую организацию обладает правом и возможностью приобрести статус юридического лица, зарегистрировав себя как частное предприятие, фирму в соответствии с действующим законодательством. Собственник (учредитель) частной фирмы (субъект предпринимательской деятельности) вправе нанимать на работу любое количество сотрудников (наемных работников, не влияющих на управление фирмой). К частному предпринимательству тесно примыкает семейное, которое, хотя и следует, строго говоря, относить к групповым, т. е. коллективным формам, в действительности при наличии нормальных отношений в семье представляет разновидность частного предпринимательства. Поскольку индивидуальный владелец – предприниматель, ведущий единоличный бизнес, не связан никакими условиями, а также ограничениями, которые диктуют совладельцы, и в небольшой степени отягощен необходимостью документировать свои действия, такой бизнес обладает привлекательностью.

Однако независимость и простота приобретаются ценой неограниченной персональной ответственности и необходимости отделения владения от владельца (умирает владелец, погибает фирма, наследники получат не фирму, а наследуемые ценности).

 

Содержание и показатели производственной программы предприятия

Производственная программа определяет номенклатуру и объем выпуска продукции заданного качества в натуральном и стоимостном выражении по заказам и договорам потребителей на очередной год с распределением по кварталам. Производственная программа является основным документом, на основании которого осуществляется производственная деятельность предприятия.

Производственная программа разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Процесс формирования производственной программы включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и его обоснование производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами. Содержание производственной программы зависит от различных факторов. В зависимости от сферы производства различают продукцию материального производства (промышленная, сельскохозяйственная, строительная и др.) и услуги сферы нематериального производства (транспортировка, торговля, обучение, лечение и т. д.). В каждой отрасли производства выделяют группы и подгруппы выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Так, в промышленности выделяются автомобилестроение, ткацкое, швейное, обувное производство. Услуги также классифицируются по группам и подгруппам. Так, например, транспортные услуги подразделяются на железнодорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие перевозки.

Укрупненный перечень различных видов товаров и услуг называется номенклатурой производственной программы. Например, мебельная компания выпускает продукцию следующей номенклатуры: столы, стулья, шкафы и пр. Ассортимент – детализация этого перечня по видам, размерам, назначению. Например, столы – компьютерные, офисные, кухонные, бильярдные и т. д.

При разработке производственной программы предприятия применяются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные измерители объема производства. Во всех случаях единица измерения продукции должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции. Установление в плане единицы измерения продукции обязательно для всех звеньев управления производством. Это необходимо для того, чтобы обеспечить выполнение производственной программы в предусмотренном ассортименте, а также для увязки производственной программы с показателями качества продукции.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т. д.) необходимы для объективного измерения уровня производительности труда, для установления на единицу продукции технологических норм расхода сырья, энергии, рабочего времени, а также для расчета себестоимости единицы продукции (услуги). Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственной мощности и показатели ее использования. Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для продукции однородного назначения.

Трудовые измерители – затраты рабочего времени в часах – применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы в целом. Наиболее распространенный показатель – это трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется показатель – станко-часы.

Показатели трудоемкости производственной программы (нормо-часы, станко-часы) в статичных условиях вполне приемлемы для измерения объема производства. Однако в связи со снижением трудоемкости продукции человеко-часы несопоставимы в динамике, поэтому трудовые измерители используются часто во вспомогательных расчетах. Трудоемкость производственной программы, измеряемая в нормо-часах, представляет собой объем производства, который должны выполнить предприятие, цехи.

Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем произведенной продукции (услуг) в рублях. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран.

В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (реализованная продукция), товарная и валовая продукция (см. п. 4), чистая и условно-чистая продукция, нормативно-чистая продукция, валовой и внутрипроизводственный оборот, нормативная стоимость обработки.

Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входит оплата труда, выданная в виде зарплаты и невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений, а также прибыль. В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (стоимость сырья, материалов, энергии, топлива и амортизации).

Чистая продукция = объем продаж – материальные затраты – амортизация.

Условно-чистая продукция – это сумма вновь созданной стоимости и амортизационных отчислений.

Условно-чистая продукция = объем продаж – материальные затраты.

Показатели чистой и условно-чистой продукции используются для анализа структуры стоимости продукции (работ, услуг), планирования фонда оплаты труда.

Нормативно-чистая продукция представляет собой часть цены изделия, включающую основную и дополнительную заработную плату персонала с отчислениями на социальные нужды и нормативную прибыль.

Нормативная стоимость обработки включает зарплату производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Валовой оборот характеризует продукцию всех промышленно-производственных подразделений предприятия за определенный период. В его состав входят все произведенные готовые изделия и полуфабрикаты независимо от того, предназначены ли они для отпуска на сторону, переработки или другого использования внутри предприятия, а также изменение остатков незавершенного производства во всех подразделениях.

 

Планирование номенклатуры продукции и объема производства в натуральных показателях.

Процесс изменения номенклатуры зависит от многих факторов и прежде всего от типа производственной системы: предприятие технологического или рыночного (маркетингового) типа производства. Если в основе предприятия лежит развитая и достаточно современная технология, то оно не должно стремиться коренным образом менять номенклатуру продукции, здесь более разумным является поиск возможных вариантов расширения сбыта традиционной продукции.

Если на предприятии реализована технология, позволяющая без лишних затрат выпускать сразу несколько видов продукции, пользующихся спросом, или же по налаженным рыночным связям можно продавать тем же потребителям вместе с уже выпускаемыми товарами новые, то тогда есть смысл расширять номенклатуру. Если же расширение номенклатуры не дает предприятию никаких системных преимуществ, то следует сконцентрировать ресурсы и усилия на выпуске ограниченного числа изделий.

Кроме того, внесение существенных изменений в производственную программу предприятия требует четкого определения его номенклатурного типа. При этом следует учитывать, что по степени разнообразия номенклатуры предприятия подразделяются на монопродуктовые, доминантно-продуктовые и диверсифицированные.

К доминантно-продуктовым относят предприятия с преобладающим продуктом, где большая часть товаров (свыше 70 % в объеме продаж) связана близостью технологии производства или общностью места, способа потребления.

Диверсифицированное производство обеспечивает системный эффект, но требует точного прогнозирования рыночной конъюнктуры, умения мгновенно реализовать имеющиеся или завязать новые коммерческие связи. В производственной программе предприятий этого типа, находящихся в тесном взаимодействии с рынком, обладающих возможностью влиять на формирование спроса, должны преобладать изделия, близкие по способу и месту потребления.

Выбор номенклатурного типа предприятия предопределяет его финансовый риск и обеспечение финансовой устойчивости. Это объясняется тем, что каждое изделие имеет свой жизненный цикл – начальную фазу выведения товара на рынок, этап роста объемов производства и продаж и этап снятия с производства. В связи с этим многие предприятия стремятся снизить степень финансового риска путем расширения номенклатуры, что уменьшает зависимость выручки и потока прибыли от стадий жизненного цикла продукции. Однако данный процесс может прийти в противоречие с факторами повышения эффективности производства и минимизации издержек.

В процессе планирования должны прорабатываться различные варианты программы, затем выбирается лучший, в наибольшей мере соответствующий задачам и условиям работы предприятия в плановом периоде. В этом разделе представлены вопросы формирования годовой производственной программы в натуральном выражении.

Потребность в изделиях и услугах, соответствующих профилю организации, на плановый год уточняется на основе исследования и прогнозирования конъюнктуры рынка, заключенных контрактов, в том числе на поставку продукции по государственному заказу, прямым связям с потребителями и торговыми организациями, предварительным соглашениям с ними, с учетом информации о реализации изделий в предшествующем периоде. Уточненная потребность рынка в изделиях и услугах предприятия принимается в качестве отправного момента при формировании производственной программы.

При формировании конкретной номенклатуры продукции для включения в производственную программу принимаются решения о продолжении выпуска, освоении новых или снятии с производства отдельных видов изделий.

Nпр = Nпост – Онсклкскл +Nвн,

 

где Nпост – объем поставки изделия в натуральном выражении;

Онскл и Окскл – остатки данных изделий на складе готовой продукции на начало и конец планового периода;

Nвн – количество изделий для внутреннего потребления.

Остатки готовой продукции на складе на начало планового периода рассчитываются на основании фактических остатков изделий на момент расчета до начала планового периода. Остатки готовой продукции на складе на конец планового периода устанавливаются в зависимости от прогноза сбыта изделий в следующем плановом периоде.

Предварительный план поставки изделий, взятый за основу при формировании производственной программы, может содержать элементы неопределенности, особенно в той части, в какой он сформулирован на базе прогнозируемой потребности рынка и не обеспечен договорами. В таком случае целесообразно разрабатывать несколько вариантов программы исходя из пессимистической, оптимистической и наиболее вероятной оценки спроса, который служба маркетинга считает наиболее вероятным. Формируется основной вариант производственной программы, используемый в дальнейшем для комплексного планирования деятельности предприятия, в том числе для определения необходимых мощностей и потребности в материальных ресурсах, составления производственных программ цехов. На основе менее вероятных оценок спроса (пессимистических и оптимистических) создаются так называемые «ситуационные планы» – резервные варианты плана.

Производственная программа в натуральном выражении, сформулированная исходя из плана поставок, должна быть проверена на соответствие производственным возможностям организации на сравнительно короткий отрезок времени (до одного года). Программа составляется в расчете на определенные, более или менее стабильные организационно-технические условия производства. Поэтому разработка программы должна сопровождаться расчетами необходимых мощностей, загрузки производственного оборудования и площадей. В случае необходимости проектируются мероприятия по повышению пропускной способности отдельных цехов, принимаются решения о производственной кооперации либо вносятся изменения в первоначальный вариант программы и соответственно корректируется план сбыта продукции.

 

Классификация затрат

Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства.

По месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг).

1) Для расчета себестоимости произведенной продукции, оценки стоимости запасов и определения размера полученной прибыли различают затраты:

Входящие и истекшие

Входящие затраты - это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем.

Прямые и косвенные

К прямым затратам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда.

Прямые затраты на оплату труда включают в себя все расходы по оплате рабочей силы, которые можно прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий.

Косвенные затраты (общепроизводственные) - это совокупность издержек, связанных с производством, которые нельзя (или экономически нецелесообразно) отнести непосредственно на конкретные виды изделий. Основные и накладные расходы

Косновным относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг).

Накладные расходы - это расходы на управление предприятием

Безвозвратные затраты

Это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать, т.е. эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими решениями.

Вмененные затраты (упущенная выгода)

В управленческом учете иногда для принятия решения необходимо начислить затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. Это упущенная выгода предприятия - возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.

Прибыль предприятия

. Прибыль является финансовым результатом деятельности предпрятия и в общем виде представляет разнице меж ценой продукции и себестоимости, а в целом по предприятию разницей меж выручкой и себестоимостью реализованной продукции.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход созданный в сфере материального поизводства в процессе предпринимательской деятельности.

ПБУ9/99 там определение дохода - увеличение выгод от приобретения активов. Прибыль это чистый доход от предпринимательской деятельности.

Прибыль элемент дохода.

Валовая прибыль предприятия планируется раздельно по следующим видам:

1. Прибыль от реализации товарной продукции.

2. Прибыль от реализации прочей продукции и услуг непроизводственного характера.

Виды прибыли:

1. Валовая прибыль-общая.

2. Налогооблагаемая.

3. Чистая прибыль.

Методы планирования прибыли:

1. Метод прямого счета применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.

Сущность в том, что прибыль исчисляется по каждому виду продукции как разница между выручкой реализации продукции и полной себестоимости. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство реализацию продукции, которая определяет себестоимость выпуска.

Разновидность метода прямого счета является метод по ассортментномупланирлванию прибыли: суммируется прибыль по всем ассортиментным позициям, к полученному результату прибавляется прибыль в остатках гп не реализованных к началу планируемого периода.

2. Аналитический метод, применяется при большомассортменте выпуска продукции и как дополнение к методу прямого счета.

Прибыль рассчитывается не по каждому виду продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по неспавнимой продукции определяется методом прямого счета. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех этапов:

1)определение базовой рентабельности как частного отделения ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период

2) исчисление объема тов продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности.

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов(снижение себестоимости, изменение качества и цен)

После выполнения расчетов по трем этапм определяется прбыль от реализации тов продукции. Прибыль от прочей реализации планируется методом прямого счета.

3. Метод совмещенного расчета сомещаетпредыдущие.

Понятие предпринимательства. Субъекты и объекты предпринимательства

Предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. Во многих странах для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство.

Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла).

Субъектами бизнеса выступают: собственно предприниматели; потребители; граждане, работающие по найму; государственные органы.

Собственно предприниматели — это лица, осуществляющие инициативную деятельность


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.