Социальная педагогика в системе наук о человек. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Социальная педагогика в системе наук о человек.

2017-11-27 700
Социальная педагогика в системе наук о человек. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная педагогика в системе наук о человек.

Социальная педагогика тесно связана с другими отраслями педагогического знания. Это дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды, педагогика социальной работы и др.

Философия и социальная педагогика. Философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека. Социальная педагогика, в частности ее раздел «Философия социального воспитания», исследуя свои проблемы, с большей или меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обнаружить те или иные философские основания.

Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие законы развития моральных представлений и отношений, а также формы морального сознания людей и их моральную деятельность. Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания.

Социология и социальная педагогика. Социология - наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.

Социология социального воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социологии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи. Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания, социальная педагогика принимает во внимание данные социологии, характеризующие социальный контекст, в котором осуществляются воспитание, анализ особенностей, свойственных различным регионам и типам поселений, ценностных ориентации отдельных возрастных и социально-профессиональных групп населения.

Социальная и возрастная психология и социальная педагогика. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные особенности и динамику психики человека, а также возрастные факторы развития личности. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.

Основные функции СП.

1. Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, описывает и объясняет их.

2. Прикладная функция связана с поиском способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации.

3. Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

• Познавательная — исследование практики педагогической деятельности социальными педагогами.

• Научная — изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические явления.

• Диагностическая (оценочная) —диагностика социального в личности, осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов.

• Прогностическая — определение перспектив развития социально-педагогических процессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека).

• Объяснительная — описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования.

• Адаптационная — деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия).

• Преобразующая — социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание.

• Коррекционная —деятельность по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспитателей.

• Реабилитационная —деятельность по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.

• Мобилизационная —деятельность по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки.

• Профилактическая (защитно-профилактическая) —деятельность по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.

• Образовательная — исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.

• Управленческая — направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.

Основные принципы СП.

• общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие;

• общие принципы общественных (социальных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость;

• основные специфические принципы социальной педагогики: целостность, природосообразность, гуманизм, культуросообразность.

Принцип целостности отражает связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие ребенка. Он дает обоснование процессу гармоничного развития человека как существа биосоциального и экзистенциального.

Принцип природосообразности — (Коменский, Песталоцци) заключается в обосновании выбора естественного пути развития человека. Объектом любых воспитательных отношений и педагогических процессов должен стать человек (ребенок) с его конкретными индивидуальными особенностями развития. Природа ребенка, состояние его здоровья, физиологический, физический, психический и социальный статус становятся главными определяющими при организации педагогических мероприятий.

Этот принцип предполагает, что любой педагогический процесс требует соблюдения определенных условий:

1) не вредить здоровью ребенка, но укреплять и поддерживать, воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

2) активизировать собственную позицию ребенка как равноправного участника педагогического процесса, содействовать самообразованию, самовоспитанию;

3) учитывать зоны ближайшего и актуального развития, определяющие индивидуальные и возрастные возможности ребенка;

4 следовать логике: от простого к сложному, от незнания к знанию, от понятного к непонятному.

Принцип природосообразности рассматривается как защита подрастающего человека от возможного разрушительного влияния среды, насильственного давления, диктата.

Сущность принципа гуманизма состоит в приоритетах общечеловеческих ценностей в личностно ориентированном педагогическом процессе. Реализация этого принципа требует соблюдения определенных условий, а именно:

1) разработки социально-педагогических технологий для осуществления процесса социального воспитания на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку;

2) полного признания прав ребенка;

3) создания ситуаций успешности при опоре на положительные качества личности воспитанника.

Принцип кулътуросообразности предполагает максимальное использование культуры той среды, в которой происходит педагогический процесс. Для реализации данного принципа необходимо соблюдение следующих условий:

1) понимать социально-педагогический процесс как составную часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность;

2) максимально использовать региональную и конфессиональную культуру, народные и семейные традиции;

3) обеспечивать единство национального и интернационального воспитания.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.

5. Сущность и содержание понятия социального воспитания.

Социальное воспитание - целенаправленное создание (материальных, духовных, организационных) для развития личности.

Главная цель социального воспитания - формирование человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Функции воспитания следующие:

- создание условий для взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;

- подготовка «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

- обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;

- адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.

Система социальных институтов - исторически сложившаяся устойчивая форма совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных.

Воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности - осмысленного взращивания членов общества.

Осн. соц. институты:

Под институтами воспитания следует понимать общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность. Они явл. одним из главных источников формирования общей к-ры человека. Личность воспитывается через контакты отношений.

Институты:

1)Экономические-потребность в добывании средств существования, служат для производства и распределения товаров и услуг.

2)политичесике - потребность в безовасности и соц.порядке,регулирует осуществление власти и доступ к ней.

3)институт религии-потребность в решении духовных проблем.

4)институт семьи и брака-потребность в воспроизводстве рода,формирование подрастающего человека.

5)институт образования-потребность в передаче знаний подрастающего поколения.

6)институты стратификации-распределение индивидов по определенной шкале статусов(доходы,возраст).

институты меняются.

Институционализация-процесс формирования и укрепления соц.института,определеннойсоц.практики,процесс закрепления статусов,ролей,т.е. процесс образования соц.института.

Проблемный подход в СП.

Его возникновение связывают с появлением в 1894 г. опытной школы, основанной на теоретических положениях Дж. Дьюи, в которой учебный план был заменен игровой деятельностью. Возможно, зачатки проблемного подхода стоит искать в известном методе Сократа, который не предлагал учащимся знания в готовом виде, а использовал систему наводящих вопросов для того, чтобы учащиеся сами открывали для себя новое знание. Однако о теоретической разработке проблемного подхода можно говорить, начиная именно с теории Дж. Дьюи. В нашей стране исследованиями в этой области занимались А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова и др. Под проблемным подходом в обучении понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладении ЗУН и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий).

Основная цель данного подхода: приобретение ЗУН учащимися, усвоение способов самостоятельной деятельности, формирование поисковых и исследовательских умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей.

Дидактическое содержание при проблемном подходе представляет собой целенаправленно созданную учителем линию проблемных ситуаций, включающих противоречие, требующее разрешения, различные взгляды на один и тот же вопрос, задачи с недостаточными или избыточными данными, вопросы с заведомо допущенными ошибками или др. Результатом решения проблемы являются самостоятельно добытые учащимися субъективно новые знания. Таким образом, деятельность, осуществляемая при решении проблемы, сходна с творческой деятельностью, осуществляемой ученым-исследователем.

Информационный подход в СП.

Информатизация как одна из ведущих тенденций научно-технического прогресса затрагивает многие стороны жизни современного общества. Интенсивно создаются информационная индустрия, информационные технологии. Любая наука рассматривается как один из способов накопления, хранения и переработки информации, ее анализа, выработки норм, правил отбора информации, создания методик и методологии конструирования моделей.С помощью информационных процессов люди присваивают общественно-исторический опыт предыдущих поколений.На каждого ученика в период его учебы обрушивается помимо всевозможной информации внеучебного характера (радио, телевидение) мощные информационные потоки учебной информации.

В информационном подходе содержание рассматривается как базовый компонент в технологической и педагогической системе.

Все методические разработки направлены на совершенствование способов освоения информационного потока и коммуникативных технологий. Однако отсутствует схема соотношения информации, знания и содержания образования. На первый план выходят не психологические, а логические и мыслительные средства, что явно тормозит распространение подхода в педагогике.Основное содержание информационного подхода в педагогических исследованиях заключается в выделении и изучении именно информационного аспекта учебно-воспитательного процесса.

Основные функции семьи.

Основными функциями семьи являются:

• репродуктивная — продолжение рода;

• социализация (ресоциализация) — естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности;

• воспитательная;

• хозяйственно-экономическая;

• рекреативная — взаимная моральная и материальная поддержка;

• коммуникативная — общение, т.е. в ней осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.

Социальная педагогика в системе наук о человек.

Социальная педагогика тесно связана с другими отраслями педагогического знания. Это дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды, педагогика социальной работы и др.

Философия и социальная педагогика. Философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека. Социальная педагогика, в частности ее раздел «Философия социального воспитания», исследуя свои проблемы, с большей или меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обнаружить те или иные философские основания.

Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие законы развития моральных представлений и отношений, а также формы морального сознания людей и их моральную деятельность. Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания.

Социология и социальная педагогика. Социология - наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.

Социология социального воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социологии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи. Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания, социальная педагогика принимает во внимание данные социологии, характеризующие социальный контекст, в котором осуществляются воспитание, анализ особенностей, свойственных различным регионам и типам поселений, ценностных ориентации отдельных возрастных и социально-профессиональных групп населения.

Социальная и возрастная психология и социальная педагогика. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные особенности и динамику психики человека, а также возрастные факторы развития личности. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.