Понятие о педагогической системе. Проблема оптимизации педагогической системы. Педагогические инновации. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Понятие о педагогической системе. Проблема оптимизации педагогической системы. Педагогические инновации.

2017-11-27 712
Понятие о педагогической системе. Проблема оптимизации педагогической системы. Педагогические инновации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В педагогике любой объект, независимо от своих масштабов, может быть представлен как система. Педагогическими системами являются: урок, школьный класс, учреждение образования, метод обучения, содержание образования, педагогическая деятельность и т.д. Но некоторым объектам мы изначально приписываем свойство системности; оно заложено уже в самом их названии. Это «система образования», «воспитательная система учреждения образования», «авторская педагогическая система».

Наиболее масштабная педагогическая система – система образования. Это один из основных социальных институтов общества, охватывающий все образовательные учреждения и органы управления ими (например, мы говорим: «национальная система образования Республики Беларусь»).

Воспитательная система учреждения образования – это такой способ организации жизнедеятельности учреждения образования (например, школы), который предполагает упорядоченность учебно-воспитательного процесса в соответствии с принятой педагогической концепцией, идеей.

Еще мы нередко говорим о педагогической системе того или иного педагога: педагогическая система Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и т.д. Здесь мы имеем в виду авторскую педагогическую систему.

Структурные компоненты педагогической системы (выделены крупнейшим российским специалистом в области педагогической психологии Н.В. Кузьминой):

1) цели обучения и воспитания (общие и частные цели образуют «древо целей»);

2) субъекты обучения и воспитания (педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив);

3) объекты обучения и воспитания (те же самые – педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив);

4) осваиваемый опыт, т.е. содержание образования – знания, навыки, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений;

5) средства педагогической коммуникации (все многообразие методов, приемов, материально-технических средств обучения и воспитания).

Оптимизация в педагогической деятельности это достижение максимально возможного качества обучения и воспитания в конкретных условиях среднего или высшего учебного заведения в определенный период. Оптимизируя учебный процесс, мы всегда должны четко представлять себе цель и стремиться ее добиться. Оптимизация обучения и воспитания студентов связана с сознательным выбором средств, приемов и методов, способных при наименьшей затрате сил и энергии, здоровья, времени и финансов дать наибольшие и наиболее прочные результаты, которые бы соответствовали поставленной цели.

 

Добиться оптимального процесса можно при выполнении трёх принципов, таких как:

 

1 .Системность, предполагающая всестороннее взаимосвязанное развитие всех частей, компонентов процесса.

2. Конкретность, предусматривающая максимальность в достижении поставленных целей не вообще, а для реальных условий.

3 .Мера, не допускающая гипертрофированного развития одного компонента в ущерб другим.

 

Ю. К. Бабанский обращает внимание, что на оптимизацию обучения существенно влияют личностные особенности преподавателя: творческий, неформальный, поисковый стиль, мобильность, конкретность и систематичность мышления при умении выделять главное; чувство меры в использовании тех или иных методов преподавания; эмоциональная отзывчивость; контактность в общении.

 

Для мотивации учения необходимо:

-создание четкой целевой установки, включающей в себя непосредственные и более отдаленные цели

-указание на необходимость данного учебного материала для изучения других тем курса или учебных дисциплин (межпредметные связи) и для будущей профессиональной деятельности специалиста

-отбор содержания обучения в соответствии с познавательными требованиями учащихся

-обеспечение профессиональной направленности этого содержания, т. е. математика для инженера, биолога и учителя должна преподаваться несколько по-разному

-обеспечение оптимального уровня требований по каждой дисциплине в соответствии с ее значимостью в Государственном стандарте образования.

 

Для активизации познавательных процессов внимания, восприятия, мышления важно:

-проводить занятия в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям

-давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажения при передаче и восприятии и облегчает сохранение устойчивости внимания;

-соблюдать при использовании средств наглядности норм яркости, освещенности, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории

-полностью использовать возможности устной ре чи как средства управления вниманием и восприятием.

-учитывать возможность прямого управления

-учитывать эмоциональный фактор, за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает.

 

Умение оптимально организовывать учебный процесс является одним из важнейших признаков педагогического мастерства.

 

 

Педагогические инновации – это идеи, процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы. Педагогическая система – это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают допустимый предел, система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами. Более высокая продуктивность учебно-воспитательного процесса всегда следствие совершенствования педагогической системы.

Главных путей совершенствования педагогической системы два: интенсивный, экстенсивный.

Интенсивный путь предусматривает развитие педагогической системы за счет внутренних резервов.

 

Экстенсивный путь развития педагогической системы основывается на привлечении дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капиталовложений и т. п.

 

Выход – так называемые «интегрированные инновации», открывающие возможности соединения интенсивного и экстенсивного путей развития педагогической системы.

 

Объектами инноваций являются следующие педагогические вопросы:

– повышение мотивации учебно-воспитательной деятельности;

– пути увеличения объема изучаемого на уроке материала;

– как ускорить темпы обучения;

– как устранить потери времени и т. д.

 

 

14.Воспитание как целенаправленная деятельность.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

В образования главной цельюявляется развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним. Таким образом, воспитание носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ему для жизни в обществе.

Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.