Анализ учебников и учебных программ по информатике. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Анализ учебников и учебных программ по информатике.

2017-11-27 833
Анализ учебников и учебных программ по информатике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сравнение уровня и содержания образования по информатике, выявление тенденций развития учебников и учебных программ по информатике.

Схема анализа учебника:

1. Автор, название, год издания.

2. Структура учебника и нумерация.

3. Содержание отдельных пунктов учебника:

а) соответствие по содержанию и объему учебного материала Государственному стандарту и обязательному минимуму содержания образования по информатике;

б) ставятся ли автором вопросы для самоконтроля;

4. Анализ задач и упражнений учебника:

а) достаточно ли задач и упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;

б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;

в) соответствует ли содержание задач целям воспитания учащихся;

г) имеются ли задачи для устных вычислений, а также задачи повышенной сложности? Приведите примеры задач, развивающих математическое мышление или конструктивные способности учащихся.

д) имеются ли задачи с занимательным и историческим содержанием?

5. Доступным ли языком излагается содержание учебного материала; его убедительность; красочность; простота и т.п. Приведите примеры.

6. Как иллюстрирован учебник (чертежи, рисунки, графики и т.п.), их качество и правильность расположения?

7. Включен ли учебник в список рекомендованных учебников МО (и в каком качестве)?

8. Есть ли материал для внеклассной работы?

9. Реализованы ли в учебнике межпредметные связи курса информатики?

10. Каковы методические отличия учебника от учебников других авторов?

11. Какие программно-педагогические средства и программное обеспечение (системное, инструментальное и прикладное) необходимо для реализации данного курса информатики?

12. Ваше мнение об учебнике.

Анализ учебника информатики:

1. Н. Угринович, «Информатика и информационные технологии. 10-11 класс.», 2003 год.

2. Рекомендации по использованию пособия

Раздел I. Основы информатики

Введение в информатику

Глава 1. Компьютер и программное обеспечение

Глава 2. Информация. Двоичное кодирование информации

Глава 3. Основы логики и логические основы компьютера

Глава 4. Основы алгоритмизации и объективно-ориентированного программирования

Глава 5. Моделирование и формализация

Глава 6. Информатизация общества

Раздел II. Информационные и коммуникационные технологии

Глава 7. Технология обработки графической информации

Глава 8. Компьютерные презентации

Глава 9. Технология обработки текстовой информации

Глава 10. Технология обработки числовых данных

Глава 11. Технология хранения, поиска и сортировки информации

Глава 12. Коммуникационные технологии

Глава 13. Основы языка гипертекстовой разметки документов

Ответы и указания к решению

Приложения

Словарь компьютерных терминов

История развития вычислительной техники

История развития персональных компьютеров

Основные тэги HTML

 

3. Содержание отдельных пунктов учебника:

а) Содержание и объём учебного материала данного учебника соответствует Государственному стандарту и обязательному минимуму содержания образования по информатике;

б) В данном учебнике автор не ставит вопросы для самоконтроля.

4. Анализ задач и упражнений учебника:

а) В данном учебнике есть задачи для закрепления теоретического материала, но их недостаточно;

б) Задачи составлены в соответствии с теоретическим материалом и расположены с нарастанием трудности их решения;

в) Задачи не соответствуют целям воспитания;

г) В учебнике имеются задачи для устных вычислений, а задачи повышенной сложности отсутствуют.

Примеры задач, развивающих математическое мышление или конструктивные способности учащихся:

─ Экспериментальным путём определить разрешение вашей мыши. Сравнить со значением, приведённым в техническом описании.

─ Построить информационную модель локальной сети школьного компьютерного класса.

д) В учебнике имеются задачи с занимательным и историческим содержанием.

5. Учебный материал изложен доступным языком, достаточно просто и убедительности. Для красочности в учебнике имеется множество иллюстраций.

6. Учебник иллюстрирован необходимыми графиками, рисунками, чертежами, схемами. Иллюстрации расположены согласно изложению теоретического материала. Качество иллюстраций –хорошее.

7. Учебник включен в список рекомендованных учебников МО за 2006-2007 уч.г. в качестве практикум, методическое пособие 7–11 классы.

8. Материалы для внеклассной работы отсутствуют.

9.Межпредметные связи курса информатики в данном учебнике не реализованы.

10. Учебник предназначен для изучения курса "Информатика и информационные технологии" в общеобразовательных учреждениях. Данный учебник соответствует Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (профильный уровень) на 50%.

11. Для реализации данного курса информатики необходима ЭВМ и соответствующее ей ПО.

12. Учебник рекомендован Министерством образования РФ в качестве учебника по информатике 10-11 классов естественно-математического профиля общеобразовательных учреждений. В учебнике материал изложен доступно, с иллюстрациями и пояснениями. Для закрепления теоретического материала имеются вопросы для самоконтроля, а также упражнения и задачи.

Сравнительный анализ изучения определенной темы школьного курса по учебникам информатики:

Тема: «Графические редакторы».

  Курс Угриновича 10-11 классы
Объясняется ли учащимся важность изучения темы «Графический редактор» (имеется ли целеполагание)? да
В каком классе предусмотрено изучение данной темы? 10-11
Сколько часов отводится на изучении данной темы (отдельно на теорию и практику)?  
Какой учебный материал излагается в данной теме? Перечислите основные пункты. Соответствует ли он обязательному минимуму. Имеется ли дополнительный материал или ссылки на него. Растровые и векторные редакторы; Редактирование изображений в растровом редакторе Paint; Создание изображений в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора Word. Учебный материал соответствует обязательному минимуму. Дополнительного материала, а также ссылок на него, не имеется.
Сколько иллюстраций, таблиц, диаграмм и т. п. имеется в учебнике по данной теме?  
Имеются ли задания по отдельным пунктам данной теме (устные, письменные, практические, тесты)? Укажите их количество. Практических – 5 Устных - 2
Имеются ли задания итогового характера или связанные с изученными ранее темами? Нет
На основе выполненного анализа поставьте каждому учебнику оценку (по пятибалльной шкале)  

 

1. Учебник: Информатика и ИКТ, базовый уровень, практикум для 10-11 классов, Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Для учителя.

Раздел 1. Основы технологий.

Работа 1.1. Работа в среде операционной системы Microsoft Windows.

Работа 1.2. Текстовый процессор Microsoft Word: ввод, редактирование и форматирование текста.

Работа 1.3. Текстовый процессор Microsoft Word: шрифты, размер символов, начертания.

Работа 1.4. Текстовый процессор Microsoft Word: вставка объектов, работа с таблицами.

Работа 1.5. Текстовый процессор Microsoft Word: итоговая работа.

Работа 1.6. Векторная графика. Инструментальные средства для рисования в Microsoft Word.

Работа 1.7. Подготовка презентаций: знакомство с пакетом Microsoft Power Point.

Работа 1.8. Электронные таблицы: табличный процессор Microsoft Excel.

Работа 1.9. Электронные таблицы: деловая графика в Microsoft Excel.

Раздел 2. Практикум для 10 класса.

Работа 2.1. Измерение информации.

Работа 2.2. Автоматическая обработка данных.

Работа 2.3. Шифрование данных.

Работа 2.4. Структуры данных. Графы.

Работа 2.5. Структуры данных. Таблицы.

Работа 2.6. Управление алгоритмическим исполнителем.

Работа 2.7. Выбор конфигурации компьютера.

Работа 2.8. Настройка BIOS.

Работа 2.9. Представление чисел.

Работа 2.10. Представление текстов. Сжатие текстов.

Работа 2.11. Представление изображения и звука.

Работа 2.12. Подготовка презентации на тему Компьютерные сети».

Раздел 3. Практикум для 11 класса.

Работа 3.1. Гипертекстовые структуры.

Работа 3.2. Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями.

Работа 3.3. Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц...

Работа 3.4. Интернет: сохранение загруженных Web-страниц.

Работа 3.5. Интернет: работа с поисковыми системами.

Работа 3.6. Интернет: создание Web-сайта с помощью MS Word.

Работа 3.7. Интернет: создание Web-сайта на языке HTML.

Работа 3.8. Поиск информации в геоинформационных системах

Работа 3.9. Знакомство с СУБД MS Access.

Работа 3.10. Создание базы данных Приемная комиссия.

Задание на самостоятельную разработку информационной системы.

Работа 3.11. Реализация простых запросов с помощью конструктора.

Работа 3.12. Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой.

Работа 3.13. Реализация сложных запросов к базе данных Приемная комиссия.

Работа 3.14. Реализация запросов на удаление и использование вычисляемых полей.

Работа 3.15. Создание отчета.

Работа 3.16. Получение регрессионных моделей в MS Excel.

Работа 3.17. Прогнозирование в MS Excel.

Задание для самостоятельного выполнения на получение регрессионных зависимостей.

Работа 3.18. Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel.

Задание для самостоятельного выполнения по теме «Корреляционные зависимости».

Работа 3.19. Решение задачи оптимального планирования в MS Excel.

Задание для самостоятельного выполнения по теме

Оптимальное планирование».

Ответы к заданиям практических работ.

 

3. Содержание отдельных пунктов учебника:

а) Содержание и объём учебного материала данного учебника соответствует Государственному стандарту и обязательному минимуму содержания образования по информатике;

б) В данном учебнике автор не ставит вопросы для самоконтроля.

4. Анализ задач и упражнений учебника:

а) В данном учебнике есть задачи для закрепления теоретического материала, их достаточно;

б) Задачи составлены в соответствии с теоретическим материалом и расположены с нарастанием трудности их решения;

г) В учебнике имеются задачи для устных вычислений, а задач повышенной сложности очень много.

Примеры задач, развивающих математическое мышление или конструктивные способности учащихся:

─ Экспериментальным путём определить разрешение вашей мыши. Сравнить со значением, приведённым в техническом описании.

д) В учебнике нет задач с занимательным и историческим содержанием.

5. Учебный материал изложен доступным языком, однако есть небольшие сложности. В учебнике имеется очень мало иллюстраций.

6. Учебник иллюстрирован необходимыми графиками, рисунками, чертежами, схемами. Иллюстрации расположены согласно изложению теоретического материала. Качество иллюстраций – удолетворительное.

7. Учебник включен в список рекомендованных учебников МО за 2011-2013 уч.г. в качестве практикум, методическое пособие 10–11 классы.

8. Материалы для внеклассной работы присутствуют.

9.Межпредметные связи курса информатики в данном учебнике реализованы.

10. Учебник предназначен для изучения курса "Информатика и информационные технологии" в общеобразовательных учреждениях. Данный учебник соответствует Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) на 60%.

11. Для реализации данного курса информатики необходима ЭВМ и соответствующее ей ПО.

12. Учебник рекомендован Министерством образования РФ в качестве учебника по информатике 10-11 классов естественно-математического профиля общеобразовательных учреждений. В учебнике материал изложен доступно, с пояснениями. Для закрепления теоретического материала имеются вопросы для самоконтроля, а также множество упражнений и задач.

Задание 2.

Сравнительный анализ изучения определенной темы школьного курса по учебникам информатики.

Тема: «Работа в среде операционной системы Microsoft Window».

  Курс Семакина 10-11 классы
Объясняется ли учащимся важность изучения темы «Работа в среде операционной системы Microsoft Window» (имеется ли целеполагание)? да
В каком классе предусмотрено изучение данной темы?  
Сколько часов отводится на изучении данной темы (отдельно на теорию и практику)?  
Какой учебный материал излагается в данной теме? Перечислите основные пункты. Соответствует ли он обязательному минимуму. Имеется ли дополнительный материал или ссылки на него. Работа с объектами интерфейса. Навигация по файловой системе. Создание папок и документов. Учебный материал соответствует обязательному минимуму. Дополнительного материала, а также ссылок на него, не имеется.  
Сколько иллюстраций, таблиц, диаграмм и т. п. имеется в учебнике по данной теме?  
Имеются ли задания по отдельным пунктам данной теме (устные, письменные, практические, тесты)? Укажите их количество. Практических – 3  
Имеются ли задания итогового характера или связанные с изученными ранее темами? Нет
На основе выполненного анализа поставьте каждому учебнику оценку (по пятибалльной шкале)  

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.