Ность организма, способность к творчеству, созиданию нового, — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Ность организма, способность к творчеству, созиданию нового,

2017-11-27 140
Ность организма, способность к творчеству, созиданию нового, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

построению, как писал Бернштейн, образца ≪потребного резуль-

тата≫. Тем самым он ввел в науку принципиально новое понима-

Ние причин поведения живых существ: важнейшей причиной вы-

Ступает не прямое действие раздражителя на органы восприятия,

А создание модели возможного будущего действия.

Исходя из этого, Бернштейн выдвинул идею разработки особой

Физиологии, которую он назвал физиологией активности. Получен-

Ные Бернштейном результаты и его новаторский взгляд на поведе-

Ние, его регуляцию, самоорганизацию, активность оказали глубокое

И плодотворное влияние на исследования в области психологии,

В частности на работы по восстановлению движений после травмы.

Бернштейну приходилось вести исследования в сложных усло-

Виях идеологического преследования со стороны тех философов и

физиологов, которые инкриминировали ему ≪идеализм≫, ≪космо-

политизм≫, ≪механицизм≫ и тому подобные ≪извращения≫. Эти пре-

Следования привели к тому, что Бернштейна лишили лаборатории,

Но он не отрекся от своих убеждений и, продолжая развивать нова-

Торскую концепцию, привлек к работе большую группу научной

Молодежи. Бернштейна преследовали также за критическое отно-

Шение к учению Павлова, которое в те годы было догматизирова-

Но и крайне примитивно истолковано теми, кто объявил себя его

Последователями. Он, действительно, не соглашался с рядом по-

Ложений Павлова, но при этом придерживался строго научных

Принципов критики. Всем своим творчеством он явил образец ис-

Следователя, преданного научной истине как высшей ценности.

Свою модификацию науки о поведении предложил К. Н. Корни-

Лов (1879-1957), который стремился соединить достижения объ-

Ективной и экспериментальной психологии, сделав их методоло-

Гической основой диалектический материализм.

Основным элементом психики Корнилов предложил считать

Реакцию, в которой объективное и субъективное нераздельно

Слиты. Реакция наблюдается и изменяется объективно, но за этим

Внешним движением скрыта деятельность сознания. В отличие от

Рефлекса реакция, по мысли Корнилова, неразрывно связана с

Активностью живого существа, являясь не отдельной составляющей

Поведения, но отражением его целостности и направленности на

Объекты внешнего мира. Именно таким образом данные, получен-

Ные при исследовании рефлексов, могут быть связаны с результа-

Тами интроспекции.

Став директором Психологического института, Корнилов начал

Широкомасштабное исследование реакций, при этом в качестве

таковых изучались и психические процессы, например восприятие,

Память, внимание. Фактически же были выявлены скорость и сила

Разных реакций, а также проанализированы различия между сен-

Сорными и моторными реакциями в динамике протекания и инди-

Видуальных проявлениях. Подобный подход не мог привести к

Значительным успехам, а потому программа Корнилова через не-

Которое время была исчерпана, тем более что появились другие,

Более перспективные пути построения новой психологии, пред-

Ложенные Выготским, Блонским, Лурией и другими психологами.

Предложенный Корниловым путь развития отечественной пси-

Хологии на основе марксистской методологии, так же как и реф-

Лексология, был не единственным, разрабатывавшимся в те годы.

До начала 30-х годов была предпринята попытка сформировать

Школу, ориентированную на философию, дореволюционные тради-

Ции изучения культуры и ее роли в развитии личности. Эта школа,

Созданная Г.Г.Шпетом (1879-1937), стала альтернативой как марк-

Систской психологии, так и науке о поведении.

Окончив киевскую гимназию, Шпет в 1898 г. поступил на физи-

ко-математический факультет Киевского университета св. Влади-

Мира. Увлечение психологией и новые интересы привели его к

мысли о переводе на историко-филологический факультет, к кото-

Рому, по традиции того времени, были приписаны кафедры фило-

софии и психологии. В университете, который он окончил в 1905 г.,

Шпет стал учеником Челпанова, принимал активное участие в ра-

Боте его психологического семинария. После переезда Челпанова

В Москву Шпет по его приглашению также перебрался в этот го-

Род. Он преподавал на Высших женских курсах, в Университете

Шанявского, ас 1910 г. - в Московском университете.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.