Фактически работа в институте началась еще в 1912 г., однако — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Фактически работа в институте началась еще в 1912 г., однако

2017-11-27 147
Фактически работа в институте началась еще в 1912 г., однако 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

формальное открытие состоялось 23 марта 1914 г. На торжествах,

посвященных этому событию, Челпанов выступил с речью ≪О за-

дачах Московского психологического института≫, в которой под-

Черкнул, что свою главную цель он видит в объединении всех пси-

Хологических исследований под одной крышей, для того чтобы

Сохранить единство психологии.

Наполненная научная и педагогическая деятельность Челпано-

Ва, к сожалению, прервалась в 20-х годах. После революции судьба

Его сложилась трагически. В 1923 г. его изгнали не только из уни-

Верситета, но и из созданного им Психологического института.

Челпанов, который писал о том, что психология, как математика,

Физика и другие положительные науки, должна быть вне любой

Философии, в том числе и марксистской, остался без работы.

Однако в первое время судьба оставалась еще достаточно мило-

Стивой к нему. В конце 1923 г. он начал работать в Государствен-

ной академии художественных наук (ГАХН), вице-президентом

Которой стал Шпет. Работа в физико-психологическом отделе-

Нии, главным образом в комиссии по восприятию пространства,

Привлекала Челпанова возможностью продолжения его научной

Работы по изучению пространства, которая была начата им еще

В киевский период. В этот же период Челпанов прочел в Доме

Ученых цикл научно-популярных лекций об основных психологи-

Ческих школах начала века. Последняя книга Челпанова была

Опубликована в 1927 г. Его надеждам на дальнейшую работу не

Суждено было сбыться.

В конце 1929 г. появились первые постановления о педологии и

Введении единообразия в школьное обучение. Новые веяния кос-

нулись и ГАХНа, начались проверки ≪идеологического соответст-

вия≫ научных исследований, проводимых в академии, марксистской

Философии. В 1930 г. ГАХН закрыли, и Челпанов, так же как и

другие ведущие сотрудники академии, остался без работы. Не оп-

Равдались и его надежды на сконструированный им в 1925 г.

≪универсальный психологический аппарат для психологических и

психотерапевтических исследований≫, который так и не удалось

Внедрить в производство.

Он был также лишен возможности продолжать педагогическую

Работу, хотя все его ученики отмечали, что Челпанов - прекрасный

Педагог. Он умел интересно и подробно разобрать любое философ-

Ское и психологическое произведение, проанализировать его по-

Ложительные и отрицательные моменты. Причем это касалось не

только близких ему концепций (Вундта, Гартмана), но и далеких

от него идей, например позитивизма, который был ему совершен-

Но чужд.

Стиль Челпанова отличали четкость, логичность, простота, он

приводил большое количество примеров, придавая большое зна-

Чение описанию экспериментальной процедуры и приборов. Не

Меньшее внимание в своих учебных занятиях уделял он обсужде-

Нию вопросов о природе этического акта, о соотношении этических

И познавательных суждений. Эти проблемы не были для него толь-

Ко отвлеченными и теоретическими рассуждениями, Челпанов

Стремился и свою жизнь, свои отношения с учениками строить на

Основе данных воззрений. Один из его учеников - В.В.Зеньков-

Ский вспоминал, что честность и духовная правдивость с самим

Собой, не мешая его широте, педагогической заботливости и вни-

Манию, определяли его моральные взгляды на конкретные про-

Блемы жизни. Он также отмечал исключительное педагогическое

Чутье Челпанова, умение привлечь молодежь и помочь каждому

Найти свой путь.

В своей психологической концепции Челпанов последовательно

отстаивал принцип ≪чистой, эмпирической≫ психологии, продол-

Жая традиции западноевропейской школы. Он доказывал, что пси-

хология есть независимая, самостоятельная экспериментальная

Наука. Ее предметом является изучение субъективных состояний

Сознания, которые так же реальны, как и любые другие явления

Внешнего мира. Таким образом, Челпанов считал психологию

Наукой о сознании индивида, феномены которого не могут быть

Сведены к физиологическим явлениям или выведены из них.

Духовная эволюция постепенно привела Челпанова к мысли о

Том, что психологическая наука не должна основываться на уста-

Ревшей к XX в. позиции Вундта и Титченера. В 20-х годах на его

Взгляды оказала некоторое влияние феноменология Гуссерля, при-


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.