Зволяет соотнести между собой и структурировать отдельные об- — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Зволяет соотнести между собой и структурировать отдельные об-

2017-11-27 144
Зволяет соотнести между собой и структурировать отдельные об- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разы, сохраняя их базовую форму. При этом соотношение образов

Предметов в сознании не являлось статичным, неподвижным, но

Определялось динамическими, изменяющимися соотношениями,

Которые устанавливаются в процессе познания.

В дальнейших исследованиях Вертгеймера и его коллег было

Получено множество экспериментальных данных, которые позволи-

Ли установить основные постулаты гештальтпсихологии, сформу-

лированные в программной статье Вертгеймера ≪Исследования,

относящиеся к учению о гештальте≫ (1923). Главный из них гласил,

что первичными данными психологии являются целостные структу-

Ры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компо-

нентов. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости

От таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симмет-

Ричность. Существует и ряд других факторов, от которых зависят

Совершенство и устойчивость фигуры или структурного объедине-

Ния, - ритмичность в построении рядов, общность света и цвета и

Т. д. Действие всех этих факторов подчиняется основному закону,

названному Вертгеймером законом прегнантности (или законом хо-

рошей формы), который интерпретируется как стремление (даже

на уровне электрохимических процессов в коре мозга) к простым

И четким формам и простым и устойчивым состояниям.

Считая перцептивные процессы врожденными и объясняя их

Особенностями организации коры головного мозга, Вертгеймер

Пришел к выводу об изоморфизме (взаимно-однозначном соот-

Ветствии) между физическими, физиологическими и психологиче-

Скими системами, т.е. внешним, физическим гештальтам соответст-

Вуют нейрофизиологические, а с ними, в свою очередь, соотносятся

Психические образы. Таким образом, вводилась необходимая объ-

Ективность, которая превращала психологию в позитивную, объяс-

Нительную науку.

В середине 20-х годов Вертгеймер перешел от исследования вос-

Приятия к изучению мышления. Результатом этих экспериментов

стала книга ≪Продуктивное мышление≫, которая была опублико-

Вана уже после смерти ученого, в 1945 г. и явилась одним из самых

Значительных его достижений.

Изучая на большом эмпирическом материале (эксперименты

С детьми и взрослыми испытуемыми, беседы, в том числе и с

А.Эйнштейном) способы преобразования познавательных струк-

Тур, Вертгеймер пришел к выводу о несостоятельности не только

Ассоцианистического, но и формально-логического подхода к

Мышлению. От обоих подходов, подчеркивал он, скрыт его про-

дуктивный, творческий характер, выражающийся в ≪перецентри-

ровании≫ исходного материала, его реорганизации в новое дина-

мическое целое. Введенные Вертгеймером термины реорганизация,

группировка, центрирование описывали реальные моменты интел-

Лектуальной работы, подчеркивая ее специфически психологиче-

Скую сторону, отличную от логической.

В анализе проблемных ситуаций и способов их решения Вертгей-

мер выделял несколько основных этапов мыслительного процесса:

1. Возникновение темы. На этом этапе появляется чувство ≪на-

правленной напряженности≫, которое мобилизует творческие си-

Лы человека.

Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей

Этой стадии является создание целостного образа ситуации.

Решение проблемы. Этот этап мыслительной деятельности в

значительной степени неосознан, хотя предварительная сознатель-

Ная работа необходима.

Возникновение идеи решения - инсайт.

Исполнительская стадия.

В опытах Вертгеймера обнаруживалось отрицательное влияние

Привычного способа восприятия структурных отношений между

Компонентами задачи на ее продуктивное решение. Он подчерки-

Вал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе чисто

Формального метода, несравненно труднее выработать продуктив-

Ный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.

В книге также описаны процессы значительных научных откры-

Тий (Гаусса, Галилея) и приведены уникальные беседы с Эйнштей-

Ном, посвященные проблеме творчества в науке и анализу меха-

Низмов творческого мышления. Результатом этого анализа стал

Сделанный Вертгеимером вывод о принципиальной структурной

Общности механизмов творчества у примитивных народов, детей

И великих ученых.

Он также доказывал, что творческое мышление зависит от чер-


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.