Тема 5. Виды методов обучения — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 5. Виды методов обучения

2017-11-27 154
Тема 5. Виды методов обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В пятой теме уделяется внимание методам художественного образования. В проекте новой концепции общего среднего образования сказано, что школа и общество неотделимы. Общество живет и развивается так, как оно учится. И еще отмечается, что интересы ребенка и потребности обще­ства постепенно оказались за порогом школы. В отечественной педагогике обучения подразделяются на три группы:

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В этом контексте гуманизация рассматривается как поворот школы к ребенку, уважение его личности, его достоинства, принятие его личных интересов, запросов, целей, т.е. создание максимальных благоприятных условий для раскрытия его способностей, для его самоопределения.

Это возможно реализовать, если в образовании будет востребован учи­тель с новым педагогическим мышлением, направленным: на формирование творческой личности, раскрытие своеобразия ин­дивидуального развития каждого ребенка, учитывая его собственную волю и жизненные устремления, когда ребенок является свободным субъектом школьной жизни, учебно-воспитательного процесса, всех видов деятель­ности (художественной, трудовой, общественно-организационной); приоритет гармоничного комплексного воспитания человека перед дифференцированным процессом его обучения через использование видов деятельности (игровой, трудовой, художественной, учебной, спортивной), когда коллективная, фронтальная ее форма ста­новится индивидуальной; творческое начало образования, деятельное ознакомление ребенка с миром, соединение обучения с художественным и производительным тру­дом. Сегодня таким мышлением обладает учитель искусства.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «методы обучения».

2. Назовите организационные формы и системы обучения.

3. Приведите примеры современных организационных форм обучения.

4. Приведите примеры методов обучения в современной школе.

5. Дайте определение понятия «приемы обучения».

6. Чем отличаются методы обучения от приёмов обучения?

Тема 6. Сущность методов воспитания и их классификация

В шестой теме обосновывается смысл методов воспитания. Рассмотрим традиционную классификацию методов Г.И Щукиной. Она выделяет три группы методов: формирования сознания личности; организации деятельности; стимулирования поведения и деятельности.

1. Формирование сознания через убеждения использует: назидательные истории, притчи, басни, рассказ на этические темы, объяснения, лекции, этические беседы, разъяснения, увещевания, внушения, инструктаж, диспут, доклад, пример.

2. Методы организации деятельности – через упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

3. Методы стимулирования – поощрение, наказание, соревнование. Виды поощрения – одобрение, благодарность, награждение, похвала, предоставление почетных прав, награждение почетными грамотами, подарками.

В науке существуют и другие классификации методов воспитания:

· по характеру: убеждение, упражнение, поощрение, наказание (Болдырев, Гончаров, Королев);

· по характеру: убеждение, организация деятельности, стимулирование (Ильина, Огородников);

· приучения и упражнений, стимулирования и торможения, руководства, самовоспитания (Марьенко).

Методы воспитания представлены следующими группами:

1. Традиционные – убеждение, поощрение, принуждение, пример.

2. Инновационнодеятельностные - моделирование, творческая инвариантность.

3. Неформальные - воспитание через личностно значимых людей.

4. Тренинговоигровые - деловые игры, социально психологические тренинги.

5. Рефлексивные - осознание собственного «Я» и деятельной действительности.

В последнее время в воспитательном процессе успешно используются методы психотерапевтического воздействия на воспитанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «методы воспитания»

2. Назовите методы формирования сознания личности.

3. Перечислите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.

4. Какие вы знаете методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.

5. Назовите методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

6. Назовите условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

7. Назовите классификацию методов воспитания.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.