Основные этапы ознакомления учащихся с новым музыкальным произведением — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Основные этапы ознакомления учащихся с новым музыкальным произведением

2017-11-22 734
Основные этапы ознакомления учащихся с новым музыкальным произведением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выделяют основные этапы, в ходе работы над произведением по слушанию музыки.

1. Первоначальное ознакомление. Оно должно быть не длинным, направленным непосредственно к чувствам и переживаниям детей. Необходимо создать особую эмоциональную атмосферу. Форма общения может быть разной: монолог, беседа, рассказ ученика, проблемная ситуация и т.п. (Глебов "Маленький принц" – на доске шляпа – уда проглотил слона. Какая музыка у часов – Прокофьев "Полночь").

Существует ряд методических приемов организации первого знакомства с произведением.

Опорой учителю могут выступить следующие моменты:

Интересы и увлечения ребят, учителя, известных, выдающихся людей, случаи из жизни.

История создания произведений.

Сведения о стране.

Литературный герой. Историческая эпоха. Передачи по телевидению, радио, выставки. Тембры голоса, инструментов.

Подвиги, дела, поступки.

Нравственная ситуация. Игра, сказка.

Художественная деталь в произведении.

Наглядные пособия, репродукции.

Самостоятельное определение названия.

Сочинение музыки на заданный сюжет, образ, характер. Вокализация доступных тем.

Сравнение с другими произведениями.

Показ произведения

Перед показом учитель четко формулирует вопросы к произведению, дает определенную установку. Очень важна хорошая запись или собственное исполнение. Важно умение пользоваться аппаратурой.

Художественно-педагогический анализ музыкального произведения

На данном этапе происходит основная работа по раскрытию содержания произведения и его познанию. Исходя из темы, задач урока, особенностей произведения, возраста и уровня подготовки детей, и т.д. учитель, опираясь на вышеприведенный порядок познания музыкального произведения, (используя приемлемые для данного момента положения) организует деятельность учащихся, выстраивает вопросы, создает проблемную ситуацию.

Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия Русский психолог В. Петрушин предлагает следующий порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия: (при постановке вопросов следует учитывать возрастные особенности детей, их жизненный и музыкальный опыт).

4. Выявление главного настроения.

При характеристике музыки следует использовать абстрактные существительные (грусть, нежность, радость), а не имена прилагательные (грустная, нежная, радостная).

- Какие чувства передаются в предлагаемой музыке?

- Какие эпизоды понравились тебе больше всего?

- Какие чувства передает композитор – добрые или злые?

Определение средств музыкальной выразительности.

- Какие средства использовал композитор для передачи характера героя?

- Какие средства создают выразительность интонации? Как музыка изменяется?

- Почему композитор выбрал именно такие средства музыкальной выразительности?

Развитие художественного образа.

Перед учениками следует задавать вопросы, по средством которых они могли бы переводить содержание музыкальных произведений, развитие его образов на язык адекватных вербальных понятий. Объясняя содержание музыкального произведения словами, ученик начинает лучше его понимать. Развитию образного мышления способствует поиск своего названия. Для этого хорошо подходят задания на продолжение предложений незаконченного типа. "В этой музыке как будто…"

- Как это произведение начинается? Какой образ возникает в твоем сознании?

- Какое настроение у героя? Какой он по характеру? Какие у него движения и звукопроявления?

- Какая интонация выражает характеристику героя

- Как он дальше развивается – плавно или с резкими контрастами?

- Как заканчивается произведение? К чему привело развитие образа?

Постижение главной идеи произведения.

- Как ты думаешь, для чего автор создал это произведение?

- Какая основная мысль владела им в процессе его создания?

- Что он хотел сказать людям своей музыкой?

- Почему автор назвал это произведение именно так, а не иначе?

Ответы на эти вопросы ставят учащихся перед проблемой размышления над общечеловеческими ценностями, находящими свое воплощение в звуках музыки. Понимание этих проблем ведет к нравственному возвышению личности школьника.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.