Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-11-22 | 225 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Формула | Название | Формула | Название |
LiOH | гидроксид лития | Ca(OH)2 | гидроксид кальция |
NaOH | гидроксид натрия | Cu(OH)2 | гидроксид меди(II) |
KOH | гидроксид калия | Fe(OH)3 | гидроксид железа(III) |
Получение оснований
Щелочи | 1.Металл+вода | 2Na+2H2O=2NaOH+H2 Ba+2H2O=Ba(OH)2+H2 |
2.Оксид+вода | Li2O+H2O=2LiOH CaO+H2O=Ca(OH)2 | |
3.Электролиз растворов щелочных металлов | 2NaCl+2H2O=2NaOH+Cl2+H2 | |
Нерастворимые основания | Соль + щелочь | CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4 |
Химические свойства оснований
| Нерастворимые основания | ||
1.Взаимодействие с кислотами | |||
|
| ||
2.Взаимодействие с кислотными оксидами | |||
2KOH+CO2=K2CO3+H2O | не характерны | ||
3.Действие индикаторов | |||
лакмус-синяя, фенолфталеин-малиновая | окраска не изменяется | ||
4.Взаимодействие с амфотерными оксидами | |||
2KOH+ZnO=K2ZnO2+H2O | не реагируют | ||
5.Взаимодействие с солями, если образуется малорастворимая соль или малорастворимое основание | |||
NaOH+CuCl2=Cu(OH)2 + 2NaCl | не реагируют | ||
6.При нагревании | |||
не разлагаются (кроме LiOH) | Cu(OH)2=CuO+H2O | ||
Амфотерные гидроксиды(Al(OH)3, Zn(OH)2, Be(OH)2, Fe(OH)3 и другие. | |||
Взаимодействуют с кислотами Zn(OH)2+2HCl=ZnCl2+2H2O | Взаимодействуют с щелочами Al(OH)3+NaOH=Na[Al(OH)4] |
Кислоты - сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов, и кислотных остатков. Число атомов водорода определяет основность кислот.
Кислородсодержащие кислоты | Бескислородные кислоты |
HNO2, HNO3, H2SO3, H2SO4, H2CO3, H2SiO3, H3PO4 | HCl, HF, HI, H2S |
Получение кислот
Кислородсодержащие | 1.Кислотный оксид+вода | SO3+H2O=H2SO4 P2O5+3H2O=2H3PO4 | ||
2.Неметалл+сильный окислитель | P+5HNO3+2H2O=3H3PO4+5NO | |||
3.Cоль+менее летучая кислота | NaNO3+H2SO4=HNO3+NaHSO4 | |||
Бескислородные |
| H2+Cl2=2HCl | ||
2.Cоль+менее летучая кислота | NaCl+H2SO4=2HCl+NaHSO4 |
|
Химические свойства кислот
| Бескислородные | |||
1.Изменяют окраску индикаторов | ||||
лакмус-красный, метилоранж-красный (только для растворимых кислот) | ||||
2.Взаимодействие с металлами, стоящими до водорода | ||||
H2SO4+Ca=CaSO4+H2 | 2HCl+Ca=CaCl2+H2 | |||
2.Взаимодействие с основными оксидами | ||||
H2SO4+CaO=CaSO4+H2O | 2HCl+CaO=CaCl2+H2O | |||
3.Взаимодействие с основаниями | ||||
H2SO4+Ca(OH)2=CaSO4+2H2O | 2HCl+Ca(OH)2=CaCl2+2H2O | |||
4.Взаимодействие с амфотерными оксидами | ||||
H2SO4+ZnO=ZnSO4+H2O | 2HCl+ZnO=ZnCl2+H2O | |||
5.Взаимодействие с солями, если образуется малорастворимое, летучее или малодиссоциирующее вещество | ||||
H2SO4+BaCl2=BaSO4+2HCl | 2HCl+Na2CO3=2NaCl+H2O+CO2 | |||
6.При нагревании | ||||
Слабые кислоты легко разлагаются H2SiO3=H2O+SiO2 | H2S=H2+S |
Соли - сложные вещества, состоящие из атомов металлов металлов (иногда входит водород) и кислотных остатков.
Получение солей
1.С использованием металлов | Металл+неметалл | Mg+Cl2=MgCl2 | |||
Металл+кислота | Zn+2HCl=ZnCI2+H2 | ||||
Металл+соль | Fe+CuSO4=FeSO4+Cu | ||||
2.С использованием оксидов |
| CaO+2HCl=CaCl2+H2O | |||
кислотный оксид+основание | CO2+Ca(OH)2=CaCO3+H2O | ||||
Кислотный+основной оксиды | CaO+CO2=CaCO3 | ||||
Основной+амфотерный оксиды | Al2O3+CaO=Ca(AlO2)2 | ||||
3.Реакция нейтрализации | Кислота+основание | H2SO4+2NaOH=Na2SO4+2H2O | |||
4.Из солей | Соль+соль | AgNO3+NaCl=AgCl+NaNO3 | |||
Соль+щелочь | CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4 | ||||
Соль+кислота | Na2CO3+2HCl=2NaCl+H2O+CO2 | ||||
Кислые соли получают такими же способами, что и средние, но при других мольных соотношениях (при избытке кислоты) | |||||
NaOH+H2SO4=NaHSO4+H2O | |||||
Основные соли образуются при взаимодействии некоторых солей со щелочами (при избытке щелочи) | |||||
ZnCl2+NaOH=ZnOHCl+NaCl | |||||
Химические свойства солей
Разложение при прокаливании | CaCO3=CaO+CO2 |
Cоль+металл | Fe+CuSO4=FeSO4+Cu |
Соль+соль | AgNO3+NaCl=AgCl+NaNO3 |
Соль+щелочь | CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4 |
Соль+кислота | Na2CO3+2HCl=2NaCl+H2O+CO2 |
Гидролиз – это процесс взаимодействия ионов соли с водой, приводящий к образованию слабого электролита. Все соли можно разделить на 4 группы:
|
1. Соль образована сильным основанием и сильной кислотой (К2SО4, NaNO3)– гидролиз не идет, среда нейтральная рН = 7.
2. Соль образована слабым основанием и слабой кислотой (MgСО3, Al2S3, Zn(NO2)2) - гидролиз протекает практически в нейтральной среде рН ближе к 7, гидролиз идет по катиону и аниону.
3. Соль образована сильным основанием и слабой кислотой (Na2СО3, К2S, Ва(NO2)2, СН3СООLi) -гидролиз протекает в щелочной среде рН >7, гидролиз идет по аниону.
4. Соль образована слабым основанием и сильной кислотой (MgSО4, AlCL3, Zn(NO3)2) - гидролиз протекает в кислой среде рН< 7, гидролиз идет по катиону.
Глубина гидролиза зависит от температуры (чаще всего ее приходится повышать) и концентрации раствора (при разбавлении раствора гидролиз усиливается).
Если продукты гидролиза летучи или нерастворимы, то он необратим.
Ход работы
Опыт | Результат | |
Опыт №1 Испытание растворов индикаторами | В первую пробирку налейте 2 мл соляной кислоты и добавьте 1 каплю метилоранжа. Во вторую – 2 мл раствора гидроксида натрия и 1 каплю фенолфталеина, в третью – 2 мл сульфата алюминия и 1 каплю метилоранжа. | Что наблюдаете? 1 пробирка _____________________________________________ ______________________________________________ 2 пробирка _____________________________________________ ______________________________________________ 3 пробирка ____________________________________________ ______________________________________________ |
Опыт №2 Взаимодействие кислот с металлами. | Поместите в пробирку немного железных стружек, прилейте к ним 2 мл соляной кислоты и осторожно нагрейте. | Что наблюдаете? ______________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ______________________________________________ _____________________________________________ ______________________________________________ |
Опыт №3 Взаимодействие кислот с оксидами металлов. | В пробирку поместить оксид меди (II), прибавить 2 мл раствора серной кислоты. | Что наблюдаете? _____________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ |
Опыт №4 Взаимодействие кислот с основаниями | В пробирку поместить 2 мл раствора гидроксида натрия, добавьте 1 каплю фенолфталеина и прилить 2 мл раствора соляной кислоты. | Что наблюдаете? _____________________________________________ _____________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ |
Опыт №5 Взаимодействие кислот с солями | В пробирку поместить 1 мл раствора серной кислоты и добавить 1 мл раствора хлорида бария. | Что наблюдаете? _____________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ |
Опыт №6 Взаимодействие щелочей с солями | В пробирку поместить 1 мл раствора сульфата меди (II) и прилить 1 мл раствора гидроксида натрия. | Что наблюдаете? __________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ |
Опыт №7 Разложение нерастворимых оснований | Пробирку с осадком, полученным в предыдущем опыте, осторожно нагреть. | Что наблюдаете? _____________________________________________ Напишите уравнение реакции _____________________________________________ |
Опыт №8Взаимодействие солей с металлами | Внесите гранулу алюминия в пробирку с 2 мл раствора хлорида меди (II) | Что наблюдаете? ______________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ |
Опыт №9 Взаимодействие солей друг с другом | В пробирку поместить 1 мл раствора хлорида натрияи прибавить 1 мл раствора нитрата серебра. | Что наблюдаете? ______________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ |
Опыт №10Гидролиз солей различного типа | В первую пробирку поместить 0,5 мл раствора ацетата натрия, а во вторую – 0,5 мл раствора карбоната натрия и добавить в каждую по 1 капле фенолфталеина. | Что наблюдаете? _____________________________________________ _____________________________________________ Напишите уравнения реакций. _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ __________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ Определите реакцию среды растворов ______________________________________________ |
В пробирку поместить 0,5 мл раствора хлорида цинка и добавить 1 каплю метилоранжа. | Что наблюдаете? _____________________________________________ Напишите уравнения реакций. _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ______________________________________________ Определите реакцию среды растворов _____________________________________________ __________________________________________ |
Общий вывод:_________________________________________________________________
|
|
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вопросы для закрепления материала:
Вариант 1
1. С какими из следующих веществ может реагировать оксид серы (VI)?
А NaClБNa20
В HN03ГСа(ОН)2
2. С какими из следующих веществ может взаимодействовать оксид цинка?
А Н2Б КОН
В H2S04ГA12(S04)3
3. При взаимодействии каких двух веществ происходит реакция нейтрализации?
А NaCl+AgN03 БFe(OH)3 + H2S04
В NaOH + HN03ГBaCl2 + H2S04
4. С какими металлами может взаимодействовать раствор хлорида меди (II)?
А ZnБHg
В FeГ Ag
5. Какая кислота образуется при взаимодействии оксида фосфора (III) с водой?
А Н3Р04 Б Н4Р2О7
В НР03 ГН3Р03
6. Какой газ выделяется при взаимодействии разбавленной серной кислоты с железом?
А H2S БН2
В S02 Г SO3
7. Растворы каких двух солей взаимодействуют друг с другом?
А Na2S04и КС1 БK2S04и ВаС12
В Na2S04и NH4C1 Г CH3COONaи Cu(N03)2
Вариант 2
1. С какими из следующих веществ может реагировать оксид азота (III)?
А СаС12 Б Н2О
В H2SО4 Г КОН
2. С какими из следующих веществ может взаимодействовать оксид натрия?
А Н2О Б ВаО
В HN03 Г BaSО4
3. При взаимодействии каких двух веществ происходит реакция нейтрализации?
А Fe2О3+ НС1 БFe(OH)3+ НС1
В FeCl3+ HSCNГ Fe+НС1
4. С какими металлами может взаимодействовать раствор нитрата свинца (II)?
А Hg Б Zn
В Ag Г Fe
5. Какая кислота может образоваться при взаимодействии оксида фосфора (V) с водой?
А Н3Р02 Б НР02
В Н3Р03 Г НР03
6. С какими из металлов может взаимодействовать соляная кислота?
А Mg БСu
В Pt Г Ag
7. Растворы каких двух солей взаимодействуют друг с другом?
А Na2S04и КС1 БNa2S04и Ba(N03)2
В Ca(N03)2и (NH4)2C03ГNaClи KBr
Ответы на тест
Вариант | |||||||
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: 90 мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№3
|
Тема работы: Химические реакции
Цель: изучить типы химических реакций
Техника безопасности
1. Работа с нагревательными приборами.
2. Работа с химической посудой.
3. Работа с химическими реактивами.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, железный гвоздь, медная проволока,оксид кальция, карбонат кальция, растворы: сульфата меди (II), хлорида бария, серной и соляной кислоты, карбоната натрия, перманганата калия, сульфита натрия, вода, фенолфталеин.
Задание: Выполните опыты и оформите отчет, заполнив таблицу.
Теоретическая часть
Превращения одних веществ в другие называются химическими реакциями, или химическими явлениями. В результате химических реакций всегда образуются новые вещества. Исходные вещества, которые вступают в химическую реакцию, называются реагентами, а новые вещества, которые образуются в результате химической реакции, называются продуктами реакции.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!