Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

По номенклатуре основания называют гидроксидами

2017-11-22 225
По номенклатуре основания называют гидроксидами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск
Формула Название Формула Название
LiOH гидроксид лития Ca(OH)2 гидроксид кальция
NaOH гидроксид натрия Cu(OH)2 гидроксид меди(II)
KOH гидроксид калия Fe(OH)3 гидроксид железа(III)

Получение оснований

  Щелочи 1.Металл+вода 2Na+2H2O=2NaOH+H2 Ba+2H2O=Ba(OH)2+H2
2.Оксид+вода Li2O+H2O=2LiOH CaO+H2O=Ca(OH)2
3.Электролиз растворов щелочных металлов 2NaCl+2H2O=2NaOH+Cl2+H2
Нерастворимые основания Соль + щелочь CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4

 

Химические свойства оснований

Щёлочи  
Нерастворимые основания
1.Взаимодействие с кислотами
KOH+HCl=KCl+H2O
Cu(OH)2+2HCl=CuCl2+2H2O
2.Взаимодействие с кислотными оксидами
2KOH+CO2=K2CO3+H2O не характерны
3.Действие индикаторов
лакмус-синяя, фенолфталеин-малиновая окраска не изменяется
4.Взаимодействие с амфотерными оксидами
2KOH+ZnO=K2ZnO2+H2O не реагируют
5.Взаимодействие с солями, если образуется малорастворимая соль или малорастворимое основание
NaOH+CuCl2=Cu(OH)2 + 2NaCl не реагируют
6.При нагревании
не разлагаются (кроме LiOH) Cu(OH)2=CuO+H2O
Амфотерные гидроксиды(Al(OH)3, Zn(OH)2, Be(OH)2, Fe(OH)3 и другие.
Взаимодействуют с кислотами Zn(OH)2+2HCl=ZnCl2+2H2O Взаимодействуют с щелочами Al(OH)3+NaOH=Na[Al(OH)4]

 

Кислоты - сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов, и кислотных остатков. Число атомов водорода определяет основность кислот.

  Кислородсодержащие кислоты   Бескислородные кислоты
HNO2, HNO3, H2SO3, H2SO4, H2CO3, H2SiO3, H3PO4 HCl, HF, HI, H2S

 

Получение кислот

  Кислородсодержащие   1.Кислотный оксид+вода SO3+H2O=H2SO4 P2O5+3H2O=2H3PO4
2.Неметалл+сильный окислитель P+5HNO3+2H2O=3H3PO4+5NO
3.Cоль+менее летучая кислота NaNO3+H2SO4=HNO3+NaHSO4
  Бескислородные
1.Водород+неметалл  
H2+Cl2=2HCl
2.Cоль+менее летучая кислота NaCl+H2SO4=2HCl+NaHSO4

 

Химические свойства кислот

    Кислородсодержащие
Бескислородные
1.Изменяют окраску индикаторов
лакмус-красный, метилоранж-красный (только для растворимых кислот)
2.Взаимодействие с металлами, стоящими до водорода
H2SO4+Ca=CaSO4+H2 2HCl+Ca=CaCl2+H2
2.Взаимодействие с основными оксидами
H2SO4+CaO=CaSO4+H2O 2HCl+CaO=CaCl2+H2O
3.Взаимодействие с основаниями
H2SO4+Ca(OH)2=CaSO4+2H2O 2HCl+Ca(OH)2=CaCl2+2H2O
4.Взаимодействие с амфотерными оксидами
H2SO4+ZnO=ZnSO4+H2O 2HCl+ZnO=ZnCl2+H2O
5.Взаимодействие с солями, если образуется малорастворимое, летучее или малодиссоциирующее вещество
H2SO4+BaCl2=BaSO4+2HCl 2HCl+Na2CO3=2NaCl+H2O+CO2
6.При нагревании
Слабые кислоты легко разлагаются H2SiO3=H2O+SiO2 H2S=H2+S

 

Соли - сложные вещества, состоящие из атомов металлов металлов (иногда входит водород) и кислотных остатков.

Получение солей

1.С использованием металлов Металл+неметалл Mg+Cl2=MgCl2
Металл+кислота Zn+2HCl=ZnCI2+H2
Металл+соль Fe+CuSO4=FeSO4+Cu
2.С использованием оксидов
    основнойоксид+кислота
CaO+2HCl=CaCl2+H2O
кислотный оксид+основание CO2+Ca(OH)2=CaCO3+H2O
Кислотный+основной оксиды CaO+CO2=CaCO3
Основной+амфотерный оксиды Al2O3+CaO=Ca(AlO2)2
3.Реакция нейтрализации Кислота+основание H2SO4+2NaOH=Na2SO4+2H2O  
4.Из солей Соль+соль AgNO3+NaCl=AgCl+NaNO3
Соль+щелочь CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4
Соль+кислота Na2CO3+2HCl=2NaCl+H2O+CO2
Кислые соли получают такими же способами, что и средние, но при других мольных соотношениях (при избытке кислоты)
NaOH+H2SO4=NaHSO4+H2O
Основные соли образуются при взаимодействии некоторых солей со щелочами (при избытке щелочи)
ZnCl2+NaOH=ZnOHCl+NaCl
 

Химические свойства солей

Разложение при прокаливании CaCO3=CaO+CO2
Cоль+металл Fe+CuSO4=FeSO4+Cu
Соль+соль AgNO3+NaCl=AgCl+NaNO3
Соль+щелочь CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4
Соль+кислота Na2CO3+2HCl=2NaCl+H2O+CO2

Гидролиз – это процесс взаимодействия ионов соли с водой, приводящий к образованию слабого электролита. Все соли можно разделить на 4 группы:

1. Соль образована сильным основанием и сильной кислотой24, NaNO3)– гидролиз не идет, среда нейтральная рН = 7.

2. Соль образована слабым основанием и слабой кислотой (MgСО3, Al2S3, Zn(NO2)2) - гидролиз протекает практически в нейтральной среде рН ближе к 7, гидролиз идет по катиону и аниону.

3. Соль образована сильным основанием и слабой кислотой (Na2СО3, К2S, Ва(NO2)2, СН3СООLi) -гидролиз протекает в щелочной среде рН >7, гидролиз идет по аниону.

4. Соль образована слабым основанием и сильной кислотой (MgSО4, AlCL3, Zn(NO3)2) - гидролиз протекает в кислой среде рН< 7, гидролиз идет по катиону.


Глубина гидролиза зависит от температуры (чаще всего ее приходится повышать) и концентрации раствора (при разбавлении раствора гидролиз усиливается).
Если продукты гидролиза летучи или нерастворимы, то он необратим.

Ход работы

Опыт Результат
Опыт №1 Испытание растворов индикаторами В первую пробирку налейте 2 мл соляной кислоты и добавьте 1 каплю метилоранжа. Во вторую – 2 мл раствора гидроксида натрия и 1 каплю фенолфталеина, в третью – 2 мл сульфата алюминия и 1 каплю метилоранжа. Что наблюдаете? 1 пробирка _____________________________________________ ______________________________________________ 2 пробирка _____________________________________________ ______________________________________________ 3 пробирка ____________________________________________ ______________________________________________
Опыт №2 Взаимодействие кислот с металлами. Поместите в пробирку немного железных стружек, прилейте к ним 2 мл соляной кислоты и осторожно нагрейте. Что наблюдаете? ______________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ______________________________________________ _____________________________________________ ______________________________________________
Опыт №3 Взаимодействие кислот с оксидами металлов. В пробирку поместить оксид меди (II), прибавить 2 мл раствора серной кислоты. Что наблюдаете? _____________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
Опыт №4 Взаимодействие кислот с основаниями В пробирку поместить 2 мл раствора гидроксида натрия, добавьте 1 каплю фенолфталеина и прилить 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? _____________________________________________ _____________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
Опыт №5 Взаимодействие кислот с солями В пробирку поместить 1 мл раствора серной кислоты и добавить 1 мл раствора хлорида бария. Что наблюдаете? _____________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
Опыт №6 Взаимодействие щелочей с солями В пробирку поместить 1 мл раствора сульфата меди (II) и прилить 1 мл раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? __________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________
Опыт №7 Разложение нерастворимых оснований Пробирку с осадком, полученным в предыдущем опыте, осторожно нагреть. Что наблюдаете? _____________________________________________ Напишите уравнение реакции _____________________________________________
Опыт №8Взаимодействие солей с металлами Внесите гранулу алюминия в пробирку с 2 мл раствора хлорида меди (II) Что наблюдаете? ______________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________
Опыт №9 Взаимодействие солей друг с другом В пробирку поместить 1 мл раствора хлорида натрияи прибавить 1 мл раствора нитрата серебра. Что наблюдаете?   ______________________________________________ Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________
Опыт №10Гидролиз солей различного типа В первую пробирку поместить 0,5 мл раствора ацетата натрия, а во вторую – 0,5 мл раствора карбоната натрия и добавить в каждую по 1 капле фенолфталеина. Что наблюдаете? _____________________________________________ _____________________________________________ Напишите уравнения реакций. _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ __________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ Определите реакцию среды растворов ______________________________________________  
В пробирку поместить 0,5 мл раствора хлорида цинка и добавить 1 каплю метилоранжа. Что наблюдаете? _____________________________________________ Напишите уравнения реакций. _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ______________________________________________   Определите реакцию среды растворов _____________________________________________ __________________________________________  

Общий вывод:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вопросы для закрепления материала:

Вариант 1

1. С какими из следующих веществ может реагировать оксид серы (VI)?

А NaClБNa20

В HN03ГСа(ОН)2

2. С какими из следующих веществ может взаимодей­ствовать оксид цинка?

А Н2Б КОН

В H2S04ГA12(S04)3

3. При взаимодействии каких двух веществ происходит реакция нейтрализации?

А NaCl+AgN03 БFe(OH)3 + H2S04

В NaOH + HN03ГBaCl2 + H2S04

4. С какими металлами может взаимодействовать рас­твор хлорида меди (II)?

А ZnБHg

В FeГ Ag

5. Какая кислота образуется при взаимодействии окси­да фосфора (III) с водой?

А Н3Р04 Б Н4Р2О7

В НР03 ГН3Р03

6. Какой газ выделяется при взаимодействии разбав­ленной серной кислоты с железом?

А H2S БН2

В S02 Г SO3

7. Растворы каких двух солей взаимодействуют друг с другом?

А Na2S04и КС1 БK2S04и ВаС12

В Na2S04и NH4C1 Г CH3COONaи Cu(N03)2

 

Вариант 2

1. С какими из следующих веществ может реагировать оксид азота (III)?

А СаС12 Б Н2О

В H24 Г КОН

2. С какими из следующих веществ может взаимодей­ствовать оксид натрия?

А Н2О Б ВаО

В HN03 Г BaSО4

3. При взаимодействии каких двух веществ происходит реакция нейтрализации?

А Fe2О3+ НС1 БFe(OH)3+ НС1

В FeCl3+ HSCNГ Fe+НС1

4. С какими металлами может взаимодействовать рас­твор нитрата свинца (II)?

А Hg Б Zn

В Ag Г Fe

5. Какая кислота может образоваться при взаимодей­ствии оксида фосфора (V) с водой?

А Н3Р02 Б НР02

В Н3Р03 Г НР03

6. С какими из металлов может взаимодействовать со­ляная кислота?

А Mg БСu

В Pt Г Ag

7. Растворы каких двух солей взаимодействуют друг с другом?

А Na2S04и КС1 БNa2S04и Ba(N03)2

В Ca(N03)2и (NH4)2C03ГNaClи KBr

 

Ответы на тест

 

Вариант              
               

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: 90 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».

Лабораторная работа№3

Тема работы: Химические реакции

Цель: изучить типы химических реакций

Техника безопасности

1. Работа с нагревательными приборами.

2. Работа с химической посудой.

3. Работа с химическими реактивами.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, железный гвоздь, медная проволока,оксид кальция, карбонат кальция, растворы: сульфата меди (II), хлорида бария, серной и соляной кислоты, карбоната натрия, перманганата калия, сульфита натрия, вода, фенолфталеин.

Задание: Выполните опыты и оформите отчет, заполнив таблицу.

Теоретическая часть

Превращения одних веществ в другие называются химическими реакциями, или химическими явления­ми. В результате химических реакций всегда образуются новые вещества. Исходные вещества, которые вступают в химическую реакцию, называются реагентами, а новые вещества, которые образуются в результате химической реакции, называются продуктами реакции.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.