Учения Л.А. Кетле и Д.С. Милля о социальном познании — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Учения Л.А. Кетле и Д.С. Милля о социальном познании

2017-11-22 374
Учения Л.А. Кетле и Д.С. Милля о социальном познании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выдающийся франко-бельгийский ученый: математик, астроном, географ, социолог, основатель национальных статистических обществ Англии и Франции, организатор Первого международного статистического конгресса (Брюссель, 1853 г.). Основные социологические идеи Кетле изложены в трудах: “Социальная физика или опыт исследования о развитии человеческих способностей” (1835 г., т.1-2), “Социальная система и законы, ею управляющие” (1866 г.).

Не претендуя на роль великого реформатора, Кетле привнес в социологию не только новые теоретико-методологические идеи, но и новый образец исследовательской деятельности, ориентированные на конкретные прикладные проблемы. Возражая против противопоставления природных и социальных явлений, он приводит множество примеров, свидетельствующих о том, что даже самые “интимные” события (супружество, преступления, самоубийства и т.п. повторяются в общественной жизни с неизменной закономерностью.

Кетле существенным образом обогатил возможности применения статистических методов в социологии, первым перешел от анализа простых распределений к исследованию корреляционных связей. Исходя из статистической трактовки социальных законов, Кетле выделил два основных вида причинно-следственных связей и действующих факторов: социальные константы, т.е. факторы, воздействующие на социальную ситуацию постоянным образом (пол, возраст, профессия, религиозные и хозяйственные институты и т.д.), и случайные факторы, действия которых вносят отклонения от средней тенденции. Задача научной социологии состоит в том, чтобы методами статистики изменить границы этих отклонений и выявить определяющие их факторы. Для этих целей Кетле разрабатывал оригинальные методики многомерного корреляционного анализа. Социальные законы Кетле понимал, таким образом, как законы больших чисел, статистическую зависимость между случайными социальными событиями.

Статистический метод у Кетле выступал как метод социологии, лучше всех других выражающий специфику ее предмета исследования. Отсюда и знаменитая “концепция статистического человека”, некого среднего представителя народа, класса социальной группы. В социологическом плане “статистический человек” представлял норму, т.е. более желательное состояние совокупности людей. Полнота и точность знаний об обществе и человеке в трактовке Кетле зависят от технических возможностей статистики, а не от принципиальных трудностей, связанных с отличием социальных явлений от природных.

Кетле внес исключительно большой вклад в разработку методов статистического анализа в социологии, социальной, демографической, медицинской статистики, особенно методов измерения качественных характеристик. По сути, он создал - под именем “социальная физика” - социологию, значительно близкую к прикладной социологии XX века. В истории социальных учений Кетле вошел как один из основателей эмпирической, прикладной школы в социологии.

Джон Стюарт Милль (1806— 1873) - крупнейший британский философ XIX в.Важнейшей чертой социологии Милля является эмпиризм, основанный на признании разработанной им индуктивной логики в качестве единственно возможной методологии социальных наук, позволяющей обобщать наблюдаемые факты в общие правила и законы, не отражающие, однако, истинной сути явлений, недоступной познанию в полном объеме, т. к. знание, полученное даже на основе "истинной" индукции, всегда гипотетично.

 

Стремясь к созданию позитивной науки "о духе", "о человеческой природе", Милль в значительной мере психологизировал общественно-исторические законы развития и деятельности человека и вследствие этого социологию как науку. Милль впервые разработал разнообразные схемы логического доказательства наличия или отсутствия причинно-следственных связей явлений, используемые до сегодняшнего дня в социальном эксперименте на основе принципа сравнения двух и более групп. Основные "четыре метода опытного исследования" - это методы единственного сходства, единственного различия, сопутствующих изменений и остатков. Однако сложность общества как объекта исследований, трудности в однозначномдетерминировании связей экспериментальных переменных, неразвитость современников Милля научно-экспериментальной базы привели его к признанию ограниченности, а затем и полному отрицанию возможностей применения эксперимента в социальных науках. Важным элементом социально-филоской концепции Милля является последовательная разработка принципов этического утилитаризма Бентама в сочетании с принципами альтруизма, ограничивающими извечный эгоизм человека в интересах достижения всеобщего счастья. Милль критиковал пороки капитализма с буржуазно-реформистских позиций, сводя возможные социальные преобразования к перераспределению прибылей на путях популяризации взглядов о "добровольном ограничении потребностей". В вопросе о тенденциях роста народонаселения он занимал мальтузианские позиции. Милль был одним из первых сторонников женского равноправия.


 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.