Бакинский съезд народов Востока 1920 года — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Бакинский съезд народов Востока 1920 года

2017-11-22 513
Бакинский съезд народов Востока 1920 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Еще не закончились бои на полях Гражданской войны, как в сентябре 1920 года удалось собрать I съезд народов Востока, в котором участвовали уже и представители многих других стран. Решение провести этот съезд в Баку было принято в конце июня 1920 года Исполкомом Коминтерна и ЦК РКП (б). Было создано организационное бюро по подготовке съезда, в которое вошли Серго Орджоникидзе, Елена Стасова, НариманНариманов и Ашот Микоян.

Это был съезд не только коммунистов, но и беспартийных, антиимпериалистически настроенных национальных деятелей, представителей широких масс трудящихся и их организаций. В нем приняли участие представители 37 национальностей, в том числе из Афганистана, Египта, Индии, Персии, Китая, Кореи, Сирии, Турции и других стран, треть из них не была коммунистами. Это была важная работа большевиков по привлечению представителей молодой интеллигенции угнетенных народов, которые в последующем стали основателями коммунистических партий или дружественных СССР организаций в своих странах.

У.Фостер так описывает эти события: «Вскоре после конгресса Коминтерна, в сентябре 1920 года, состоялась конференция колониальных народов в Баку, в которой участвовали представители 37 народов. Конференция получила наименование съезда народов Востока. В числе 1891 делегата было 235 турок, 192 перса, 157 армян, 100 грузин, много китайцев, индийцев и представителей других народов. Принятые три важные резолюции выражали генеральную ленинскую линию в отношении к антиимпериалистской борьбе в колониальных странах. Был избран Совет из 47 человек, представлявших 20 различных национальностей, и издана газета «Народы Востока»». [10]

Съезд под председательством Г. Зиновьева и К. Радека, которые выступали от имени ЦК РКП(б), работал неделю и принял ряд важных решений, выразил солидарность с тезисами состоявшегося за месяц до этого II конгресса Коминтерна по национальному и колониальному вопросам. Были одобрены и вскоре опубликованы воззвание к народам Востока с призывом к борьбе против колонизаторов и воззвание к трудящимся Европы, Америки и Японии с призывом поддержать освободительное движение народов Востока. На съезде выступили представители компартий Европы и Америки: Бела Кун (Венгрия), Джон Рид (США), Томас Квелч (Англия), Россмер (Франция), представители многих народов Востока.

Ленин дал весьма высокую оценку этому съезду. В своей речи 15 октября 1920 года на совещании председателей уездных, волостных и сельских исполнительных комитетов Московской губернии, говоря о II конгрессе Коминтерна и съезде народов Востока в Баку, он отметил, что «это те международные съезды, которые сплотили коммунистов и показали, что во всех цивилизованных странах и во всех отсталых восточных странах большевистское знамя, программа большевизма, образ действий большевиков — есть то, что для рабочих всех цивилизованных стран, для крестьян всех отсталых колониальных стран является знаменем спасения, знаменем борьбы, что действительно Советская Россия за эти три года не только отбила тех, кто бросался, чтобы ее душить, но и завоевала себе сочувствие трудящихся во всем мире, что мы не только разбили наших врагов, но мы приобрели и приобретаем себе союзников не, по дням, а по часам». [11]

В последующем уже в январе 1922 года в Москве собрался I съезд трудящихся Дальнего Востока. Созданный в 1921 году в Москве Коммунистический Университет народов Востока (КУТВ) при Коминтерне подготовил для колониальных народов тысячи политических руководителей. В разные годы в КУТВ, упраздненном в 1938 г., обучались представители 73-х национальностей из десятков стран мира.

Роль этого мероприятия 1920 года в Баку трудно переоценить. Именно после съезда народов Востока во всех колониальных странах начался процесс создания коммунистических партий. Коммунистическая партия в Израиле была образована в 1919 году, в Турции и Индонезии — в 1920 году, в Китае — в 1921 году, в Японии — в 1922 году, в Малайе — в 1926 году, во Вьетнаме и на Филиппинах — в 1930 году, в Индии — в 1933 году, в Бирме — в 1941 году. Коммунистические партии возникли также во многих других странах Ближнего и Среднего Востока, но большая часть из них находилась на нелегальном положении. Во всех этих странах развернулась активная работа по созданию и развитию профсоюзов. Одновременно с помощью Коммунистического Интернационала шло создание коммунистических партий в полуколониальных странах Латинской Америки.

В числе 21 условия приема в Коминтерн от 30 июля 1920 г., разработанных В.И. Лениным, указывалось, что партия, желающая принадлежать к III Интернационалу, «обязана беспощадно разоблачать проделки “своих” империалистов в колониях, поддерживать не на словах, а на деле всякое освободительное движение в колониях, требовать изгнания своих отечественных империалистов из этих колоний…». [12]

Помимо этого, на международной арене Советское правительство открыто и яростно выступило против сговора империалистов стран Антанты и США после окончания первой мировой войны в деле нового передела колоний в Азии и на Ближнем Востоке. Совнарком обнародовал в 1920 году заявление с осуждением мандатной системы в отношении бывших немецких и турецких колоний, как неприемлемого элемента в системе международных отношений: «И когда говорят о раздаче мандатов на колонии, мы прекрасно знаем, что это — раздача мандатов на расхищение, грабеж, что это — раздача прав ничтожной части населения земли на эксплуатацию большинства населения земного шара». [13]

Эти действия Советского правительства и РКП(б) способствовали прорыву изоляции и блокады вокруг РСФСР и заключению договоров в 1919 – 1921 годах с Персией, Афганистаном и Турцией. Нельзя отказать в справедливой оценке ситуации, сложившейся на Востоке И.В. Сталину, писавшему в 1921 г. в работе «Октябрьская революция и национальная политика русских коммунистов»: «Коренное улучшение отношений Турции, Персии, Афганистана, Индии и прочих восточных стран к России, считавшейся раньше страшилищем этих стран, представляет из себя факт, против которого не решается теперь спорить даже такой храбрый политик, как лорд Керзон». [14]

Новый характер отношений между Советской Россией и кемалистской Турцией также резко менял соотношение сил на Ближнем Востоке. Подтверждением этому может служить требование премьер-министра Великобритании Д. Ллойд-Джорджа к советской стороне отказаться от поддержки кемалистов, которое он выдвинул на торговых переговорах в Лондоне летом 1920 г. в качестве одной из «предпосылок торговых сношений».

Как писал Г. Астахов в своей работе «От султаната к демократической Турции» в 1926 году: «Ориентация на Советскую Россию оправдала себя даже в глазах тех элементов, которые вначале относились к «союзу с большевиками» с неприязнью. В настоящее время о помощи, которую оказывала и оказывает Советская Россия национальному движению Анатолии, знает каждый крестьянин. Политическая поддержка со стороны Советской России, особенно наглядно выразившаяся в нашем требовании приглашения Турции на Генуэзскую конференцию, также достаточно ясна. Усвоено также и различие между старой Россией, мечтавшей о Дарданеллах, и новой, отказавшейся от капитуляций, долгов и даже части территории. Как отметил официоз «Хакимиет-Миллие», «русский мужик протянул свою мозолистую руку турецкому крестьянину. Оба народа хорошо узнали друг друга и восстали против общего врага»». [15]

Лидеры национально-освободительных движений, не имевшие к марксистско-ленинскому учению никакого отношения, не могли не видеть в большевиках своих союзников. Так, Сирийский комитет единения арабов в декабре 1920 г. заявлял: «Правительство Ленина и его друзей и поднятая ими Великая Революция для освобождения Востока от ига европейских тиранов почитается арабами великой силой, способной дать им счастье и благополучие. Счастье и покой всего мира зависит от союза арабов и большевиков… Да здравствует Ленин, его товарищи и советская власть! Да здравствует союз всего ислама с большевиками!». [16]

Находясь под влиянием таких же настроений, ведущий идеолог арабского национализма и лидер сирийских друзов эмир ШакибАрслан в 1927 г. признавал, что «Ленин был первым, кто внушил пролетариату чувство братской дружбы к народам колоний, и коммунисты были первыми, кто распространял эту идею и применил ее на практике». [17]

 

Дискуссия об автономизации и образование СССР

Интернационализм большевиков не был декларативным и применялся жестко и повседневно на практике в рамках социалистического строительства и всей внешней и внутренней политики. Принципиальная позиция Ленина наиболее полно отразилась в дискуссии об автономизации, то есть о вопросах дальнейшего развития объединения Советских республик, возникших на обломках бывшей Российской империи. Первый руководитель Советского государства открыто выступил тогда против сторонников урезания прав независимых национальных республик: Украинской ССР, Закавказской СФСР, Белорусской ССР и включения их в качестве автономий в состав РСФСР.

Сам термин «автономизация», возник в связи с работой комиссии, созданной по решению ЦКРКП(б) в августе 1922 для выработки предложения по объединению в единое государство независимых советских республик. В работе комиссии принимали участие: И. В. Сталин (председатель, нарком национальностей), Г. И. Петровский, А. Ф. Мясников, С. М. Киров, Г. К. Орджоникидзе, В. М. Молотов, А. Г. Червяков и др. План автономизации, предложенный Сталиным и принятый комиссией, предполагал провозглашение РСФСР государством, в которое входят на правах автономных республик УССР, ЗСФСР, БССР; соответственно высшими органами власти и управления в стране должны были стать ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Текущие же взаимоотношения, сложившиеся к этому времени между независимыми республиками, строились на основе равноправных договоров о военно-политических и экономических союзах. Задачи укрепления обороны, восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства по пути социализма, политического, экономического и культурного подъёма всех национальностей требовали более тесного сплочения советских республик в единое многонациональное государство. Вопрос о политической форме многонационального советского социалистического государства и был главным в работе комиссии ЦК партии.

В. И. Ленин, ознакомившись с материалами комиссии и побеседовав с рядом товарищей, направил 26 сентября 1922 письмо членам Политбюро ЦК РКП(б), в котором выступил с принципиальной критикой плана автономизации Сталина, выдвинул и обосновал идею образования союзного государства на основе полного равенства всех независимых советских республик: «Мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию», — писал Ленин. Он подчёркивал, что надо не уничтожать независимость республик, а создать «ещё новый этаж, федерацию равноправных республик». [18]

6 октября 1922 Ленин направил в Политбюро ЦК партии записку, в которой категорически настаивал на равноправном представительстве всех союзных республик в руководстве общефедеральным ЦИКом. Ленинский план создания Союза Советских Социалистических Республик лёг в основу нового проекта комиссии, который был доложен Сталиным и утверждён Пленумом ЦК РКП(б) 6 октября 1922.

К критике плана автономизации Ленин вернулся в одном из своих последних писем — «К вопросу о национальностях или об «автономизации»». Ленин писал, что «…вся эта затея, «автономизация», в корне была неверна и несвоевременна» [19], что она может принести только вред, извращая в духе «великодержавного шовинизма» идеи объединения советских республик. Проект нарушал принцип самоопределения наций, предоставляя независимым республикам лишь право автономного существования в пределах РСФСР.

Ленин выступал против чрезмерного централизма в вопросах объединения, требовал максимального внимания и осторожности в решении вопросов национальной политики. Объединение республик, по его мнению, должно осуществляться в такой форме, которая действительно обеспечит равноправие наций, укрепит суверенитет каждой союзной республики: «Следует оставить и укрепить союз социалистических республик; — писал Ленин, — об этой мере не может быть сомнения. Она нам нужна, как нужна всемирному коммунистическому пролетариату для борьбы с всемирной буржуазией и для защиты от её интриг». [20]

Письмо Ленина было оглашено на заседании руководителей делегаций 12-го съезда РКП(б) в апреле 1923 года, его указания легли в основу резолюции съезда «По национальному вопросу».

В итоге за союзным центром сохранялись функции общей внешней политики, общего экономического пространства, строительства единых вооружённых сил. Также вводилось единое для всех союзное гражданство. За республиканскими властями оставался приоритет в решении ряда вопросов внутренней политики. Ленину также удалось включить положение о праве республик на самоопределение и выход из состава Союза, которое так возмутило Путина в январе 2016 года. 30 декабря 1922 года союзный договор был, наконец, заключён…

В самом СССР в разное время появились новые независимые союзные республики: Карело-Финская ССР, Молдавская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР. В 1940 году была восстановлена Советская власть в республиках Прибалтики: Эстонская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, а в составе РСФСР и союзных республик возникло также множество новых национальных автономных образований, краев и областей. В результате большевистской национальной политики более ста народов и народностей получили свою письменность, образование, литературу, искусство, науку и возможность самостоятельного развития.

Образование в результате Великой Октябрьской Социалистической революции сначала РСФСР, а затем и СССР в целом послужило невероятным в истории толчком в культурном, социальном и экономическом развитии всех народов бывшей империи, особенно его окраин, включение их всех в социалистическое строительство. В международном масштабе это событие стало прорывом целого звена размером 1/6 части земной суши в цепи стран международного капитализма, и ребром поставило вопрос освобождения трудящихся и угнетенных народов во всем мире.

История китайской революции 1949 года, антиколониальной революции 50-70-х годов и национальных революционных движений второй половины XX века показывает со всей очевидностью историческую и политическую силу идей большевизма, способствовавших разрушению старых империй и всей мировой колониальной системы. Само существование Советского Союза обеспечивало в международном масштабе право наций на самоопределение, закрепленное потом в уставе ООН. В результате того великого импульса, данного в октябре 1917 года в России, две трети населения земли получило свою национальную независимость и государственность.

В последующем коммунистические партии в Восточной Европе после Второй Мировой Войны пытались использовать опыт образования большевиками Союза республик, что выразилось в появлении Социалистической Федеративной республики Югославии, в попытках образования Балканской Социалистической Федерации из числа Болгарии, Югославии, Албании и Румынии. Это еще раз показывает, что после завоевания власти трудящимися, открывается небывалое поле как для национального развития, так и для формирования свободных федераций равноправных республик.

Даже после победы контрреволюции и крушения СССР и Социалистического Лагеря, успешный опыт русских большевиков всегда будет привлекательным примером для трудящихся, угнетенных народов и будущих поколений революционеров. Выводы, которые сделал Ленин и его соратники в отношении Соединенных Штатов Европы, как реакционного объединения капиталистов, сейчас находят свое отражение в современной политике и на примере нынешнего Европейского Союза.

Буржуазная пропаганда против ленинской национальной политики в современной России

После реставрации капитализма, в современной России и в республиках СНГ идет постоянная работа по уничтожению всех демократических преобразований, проведенных большевиками, в том числе и в национальной сфере. Так 21 января 2016 года на совещании, посвященном развитию науки в Москве, президент России Владимир Путин обрушился на Ленина, назвав его разрушителем Советского Союза. Подобный тезис был повторен им через несколько дней во время совещания руководителей и активистов отделений «Народного Фронта» в Сочи.

По его словам якобы Ленин и большевики заложили под здание России «атомную бомбу» в виде новой национальной политики во время дискуссии об автономизации в 20-е годы, дав равные права национальным окраинам бывшей империи и свободу создания национальных государственных образований с возможностью отделения. Добровольный Союз был создан, оказывается, в ущерб интересов России и русских, и в итоге разрушился.
«Преступлением» основателя СССР, по словам Путина, является также и то, что он прервал поступательное развитие страны, уничтожив молодой нарождающийся капитализм, и провел беспощадные репрессии в отношении духовенства, дворянства и интеллигенции, убив царскую семью и других представителей династии Романовых. Не менее опасными и утопичными идеями для Кремля оказались и лозунги о «мировой революции». По сути, по мнению президента РФ, во всех бедах виновата сама Октябрьская Социалистическая Революция и соответственно её вожди, толкнувшие народные массы на путь безответственных экспериментов.

Подобные выпады против первого руководителя советского государства не случайны, так как именно он и его большевистская партия являются олицетворением пролетарского интернационализма, удачным примером возможности осуществления революционных социалистических изменений в пользу большинства. Да и сам СССР был антиподом разрушенной Российской империи, рабочим государством с равноправным объединением республик с общественной собственностью на средства производства.

На первый взгляд абсурдные обвинения Ленина и его соратников, на самом деле несут в себе серьезную подоплеку и основу в современной политике нарождающегося российского империализма, заинтересованного в ревизии и пересмотре исторических итогов развития стран бывшего Советского Союза и созданных автономных республик в составе РСФСР, с целью пересмотра их границ и изменения их статуса.

Начав дискуссию о вредности ленинской национальной политики, повлекшей якобы разрушение страны, Путин тем самым поднимает тему постепенного восстановления унитарности и ликвидации прав национальных автономий в составе нынешней России. И это касается не только политических, юридических и культурных вопросов, но и вопроса перераспределения ресурсов и возможности еще большей эксплуатации московскими олигархами богатых недр территорий краев и автономных республик.

В условиях усиливающейся блокады санкций, падения мировых цен на нефть, обострения межимпериалистической борьбы на мировой арене за рынки сбыта, за доступ к источникам сырья, и наконец, потребности в политическом выживании, будет толкать Кремль к еще большему урезанию свобод автономий, главы, которых уже стали номинальными назначенцами. Это уже не равноправное объединение народов, в рамках капитализма невозможное, но сознательное угнетение и новое закабаление окраин.

События в Украине также изменили прежний statuscuo на постсоветском пространстве. Начали обостряться прежние и образовываться новые конфликты между республиками, как, например, в Нагорном Карабахе в апреле 2016 года. Можно сказать, что стала подрываться стабильность и режимов бывшей советской Центральной Азии, а также протурецкого Азербайджана.

Это еще раз говорит, что на сегодняшний момент история борьбы за национальное освобождение, невозможное без борьбы против капитализма, как и за право на самоопределение, вовсе не закончилась, но оно тесно связана с борьбою за социализм, и, естественно, не имеет ничего общего с разными империалистическими планами. Жизненность большевистских идей подтверждается сейчас каждый день, как и необходимость нового революционного подъема трудящихся всех стран за свое социальное и политическое освобождение, за новое равноправное объединение народов!

Айнур Курманов

«Октябрь-100». АВГУСТОВСКАЯ (2017) ДЕКЛАРАЦИЯ

 

«Октябрь-100». АВГУСТОВСКАЯ (2017) ДЕКЛАРАЦИЯ участников международной научно-практической конференции коммунистических и рабочих партий «100 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, УРОКИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИСТОВ»

Мы публикуем принятую на Ленинградской Международной научно-практической конференции Декларацию «Октябрь-100». О подписании этой Декларации сообщили 38 партий, участвовавших в Конференции. Ниже приводится текст этой декларации на русском, французском и арабском языках.

Текст на английском языке приведен на английской странице нашего сайта: http://inter.rkrp.ru/articles/declaration-of-august-2017-of-the-participants-in-the-international-theoretical-conference-of-communist-and-workers-parties-100-years-after-the-great-october-socialist-revolution-the-lessons-and/#more-599

Наше будущее — не капитализм, а новый мир победоносной социалистической революции и строительства коммунизма!

Мы, участники Международной конференции, собравшиеся в Ленинграде в дни 100-летнего юбилея VI-го Съезда РСДРП(б), взявшего курс на непосредственную подготовку вооруженного восстания и социалистическую революцию, представляем настоящую Декларацию как общую позицию партий, опирающихся на марксизм-ленинизм — учение о социалистической революции как объективной закономерности, обусловленной неразрешимыми противоречиями мирового капитализма.

Великий Октябрь 1917 года подтвердил правоту марксистско-ленинской теории о неизбежности социалистической революции как необходимого ключевого звена для победы пролетариата в классовой борьбе с буржуазией и успешного строительства социализма и полного коммунизма, свободного всестороннего развития всех членов общества. А попытки вырваться из мира, в котором господствует капитал, посредством постепенного социального реформаторства так или иначе ведут только к закреплению социального неравенства и совершенствованию форм эксплуатации.

Октябрь 1917 года подтвердил верность ленинского вывода о возможности победы социалистической революции в условиях империализма «первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой стране». В отличие от всех прежних революций, приводивших к смене одной эксплуататорской формации другой, социалистическая революция не завершается, а начинается с завоевания политической власти — установлением диктатуры пролетариата как необходимого условия победы пролетариата в дальнейшей борьбе за строительство социализма и полного коммунизма при подавлении сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, контрреволюционных элементов и защиты от угрозы внешней империалистической агрессии.

Путь, на который открыто впервые встала Парижская коммуна, — это путь первопроходцев. Коммунизм из призрака XIX века, о котором писали К. Маркс и Ф. Энгельс, реально начал свой путь с Великой Октябрьской социалистической революции в России. Социализм в одной стране перерос во второй половине ХХ века в мировую систему социализма, а СССР стал второй сверхдержавой мира. В постоянной борьбе с внешними и внутренними врагами, в смертельной схватке с фашизмом, с миром угнетения и мракобесия создавался новый мир – общество свободы и справедливости без эксплуатации и паразитизма. В течение 70 лет своего существования СССР горел факелом, освещая путь угнетенным народам, гремел набатом, поднимая на борьбу и помогая в этой борьбе пролетариям за свое освобождение.

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало кризиса колониальной системы капитализма, который развился после победы Советского Союза во второй мировой войне, что привело впоследствии к крушению всей этой системы.

Мы твёрдо стоим на позициях солидарности с борьбой народов, отстаивающих независимость своих стран и суверенные права в противостоянии с империалистической агрессивной политикой, поскольку эта борьба коммунистами всегда увязывается с борьбой рабочего класса против власти капитала и в мировом масштабе, и в своих странах.

Теория научного коммунизма и практика строительства социализма в ХХ и ХХI веке убедительно показали, что власть, установившаяся в результате победы социалистической революции, по сути своей не может быть ничем иным, кроме диктатуры пролетариата, то есть власти рабочего класса, не разделяемой ни с каким другим классом и в то же время выражающей интересы всех трудящихся и потому ими активно поддерживаемой.

Великая Октябрьская социалистическая революция установила в стране Советскую власть как форму власти рабочего класса. Уже на следующий день после революционного переворота 7 ноября 1917 г. и свержения Временного буржуазного правительства на Втором съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов была провозглашена Советская власть, сущность которой — диктатура пролетариата. Именно Советы ещё в условиях царской России зародились как органы борьбы рабочих. Борьбы сначала экономической, а затем борьбы политической за установление рабочей власти. После революции Советы явились готовой организационной формой осуществления диктатуры пролетариата.

Третья русская революция — Октябрьская революция 1917 года по её содержанию (социально-экономическому и политическому) явиласьсоциалистической революцией, решившей в то же время и прежде всего ряд общедемократических вопросов, которые достались Советской власти в наследство от буржуазного правительства и даже от реакционного самодержавного царского режима. Но с первых же дней Октябрьская революция взялась за решение коренных вопросов, которые ни самодержавие, ни буржуазная демократия решить не могли и не хотели. Первыми декретами Советской власти были декреты о мире, о земле, об образовании Рабочего и Крестьянского правительства, о полноте власти советов, декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов, о национализации банков, железных дорог, связи и ряда крупнейших предприятий, положение о рабочем контроле и др.

15 ноября 1917 года была принята Декларация прав народов России, которая провозгласила:

— Равенство и суверенность народов России.

— Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

— Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

— Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Так Советская власть с первых шагов реализовывала социалистическое содержание лозунгов, которыми большевики поднимали народ на революцию: «Мир — народам!», «Власть-Советам!», «Земля — крестьянам!», «Фабрики — рабочим!», «8-часовой рабочий день трудящимся!» В политическом смысле, с точки зрения формы завоевания, построения власти и утверждения её через немедленные меры октябрьскую социалистическую революцию можно и нужно характеризовать как советскую.

Всемирно-историческое значение открытой русским рабочим классом организационной формы диктатуры пролетариата заключается в том, что Советы опираются в своем формировании и работе на объективную реальность — организованность трудящихся в процессе общественного производства, и потому обеспечивают суть диктатуры пролетариата. Советы, депутаты которых избираются в трудовых коллективах, пронизывая общество единой сетью, обеспечивали пролетарский характер власти, контроль над властью со стороны трудящихся масс.

В главном содержании их деятельности Советы всегда и везде смыкаются с практическими мерами, нащупанными ещё Парижской коммуной в её стремлении сделать трудящихся подлинными хозяевами общества.

Опыт Парижской коммуны показал, а весь опыт СССР доказал незаменимую роль революционной партии рабочего класса как авангарда класса, руководящего строительством нового общества. Полностью сохраняет свое значение ленинская теория о партии, исторической практикой подтверждено, что не может быть революционного движения без революционной партии. Такой партией была партия большевиков, партия Ленина – Сталина. Под ее руководством в СССР были решены многие фундаментальные исключительно важные проблемы, которые никогда по существу не решала и не может решить ни одна капиталистическая страна. Это подтвердил и опыт братских партий стран социалистического содружества. А именно, была решена проблема полной занятости, обеспечены бесплатное образование, медицинское обслуживание, пользование достижениями науки и культуры. В СССР практически были почти бесплатными жилье, коммунальное обслуживание, транспорт и т.д. Ни в одной капиталистической стране безопасность человека не была такой высокой, как в социалистическом Советском Союзе. В СССР был самый низкий в мире пенсионный возраст.

Опыт СССР также убедительно подтвердил верность программного требования марксистско-ленинской партии, сформулированного К. Марксом и Ф. Энгельсом ещё в «Манифесте Коммунистической партии» о социалистическом обобществлении основных средств производства как одной из важнейших общих закономерностей социалистической революции. А опыт Великой Октябрьской социалистической революции доказал на деле, что после завоевания государственной власти перед рабочим классом встает задача экспроприации экспроприаторов и овладение всеми экономическими командными высотами в стране, что необходимо для того, чтобы ликвидировать экономическое господство буржуазии и подвести под диктатуру пролетариата экономическую базу — общественную собственность на средства производства, без чего рабочий класс не сможет удержать политическую власть и проводить социалистические преобразования. Экономической основой осуществления, укрепления и развития Советской власти как формы диктатуры пролетариата является общественная собственность на средства производства, планомерно организованное непосредственно общественное производство, нацеленное на обеспечение полного благосостояния и свободное всестороннее развитие всех членов общества.

Не самовозрастание стоимости, не прибавочная стоимость, а обеспечение полного благосостояния и свободное всестороннее развитие всех членов общества является целью социалистического производства. Отказ от этой цели, курс на рынок приводит к разрушению социализма, поскольку товарно-рыночное хозяйство принципиально не может быть экономической основой рабочей власти. Всеобщее товарное производство — это капитализм, экономическая основа для диктатуры буржуазии.

Марксистско-ленинская теория не диктует детальных рецептов и идеальных моделей будущего общества. Маркс и Энгельс писали, что коммунизм — не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность, а действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние, несправедливое и тормозящее развитие общества.

Потребность пролетариата в своём государстве определяется задачей подавления тех действий, которые противоречат интересам рабочего класса, выражающего по большому счету интересы всех слоев трудящегося населения. Пока существуют классы, государство является организацией, инструментом диктатуры господствующего класса. Следовательно, необходимость в государстве диктатуры пролетариата отмирает только с достижением конечных целей коммунистов: с полным уничтожением классов, то есть различий между городом и деревней, физическим и умственным трудом, завершением строительства полного коммунизма, исчезновением угрозы агрессии капитализма не только изнутри, но и извне.

Идейно-политическое перерождение верхушки партийно-государственного аппарата, ревизия марксизма-ленинизма, совершенная вначале на XX и XXII съездах КПСС и нашедшая свое наиболее полное воплощение в горбачевской политике перестройки, отказ от основополагающих принципов построения полного коммунизма в теории и на практике, помноженные на карьеризм и бюрократизм, привели к контрреволюции и реставрации капитализма, которая завершилась в СССР в 90-х годах прошлого века. При поддержке международного империализма произошло разрушение социализма в СССР и создание вместо него ряда буржуазных государств. После разрушения Советского Союза империалистическая реакция во всем мире перешла в наступление. Разрушена мировая система социализма. Число социалистических государств уменьшилось. Во многих странах поднята мутная волна антикоммунизма и антисоветизма, гонений против компартий и коммунистов, которые продолжаются и по сей день и в которых ведущую роль играют США и ЕС с участием практически всех буржуазных правительств.

В этих условиях коммунисты открыто заявляют: Антикоммунизм и антисоветизм не пройдут! Контрреволюционные перевороты последних 30 лет не меняют характер нашего времени, времени перехода от капитализма к коммунизму во всемирном масштабе! Революция не может останавливаться! За контрреволюцией обязательно грядет революция! И коммунисты всегда являются революционерами!

В последние годы стала более очевидной тенденция существенных изменений в отношениях между капиталистическими государствами под влиянием закона неравномерности капиталистического развития. США остаются в настоящее время самой мощной экономической и военной силой, но существенно снижается их доля в мировом валовом продукте, в то же время важную роль в глобальных процессах играет ЕС, а также другие силы, в которых доминируют капиталистические производственные отношения, как например, страны БРИКС и ШОС. Межимпериалистические противоречия, которые привели в прошлом к десяткам местных, региональных и к двум мировым войнам, продолжают и сегодня порождать суровые конфликты и кровавые схватки (экономические, политические и военные) за источники сырья, энергию, пути транспортировки, доли рынков. В этой борьбе ведущую роль привычно играют военные машины США и НАТО, а также других капиталистических держав, например, таких, как Израиль в регионе Ближнего Востока.

Наряду с этим продолжается наступление на трудовые и социальные права трудящихся в капиталистической части мира. Их идейным оружием выступают неолиберальные и социал-демократические теории социального партнерства, классового сотрудничества, гражданского мира и исчерпанности лимита на революции. Дополняют этот арсенал ревизионизм и оппортунизм, ставшие в настоящее время управляемым оружием империализма.

В то же время на основе производства, основывающегося на частной собственности, человечество не может развиваться в интересах рабочего класса и народных слоев. Жизнь и развитие человека не должны быть ограничены размером собственности или желанием одних индивидов быть господами, а других держать как слуг. Мировое коммунистическое движение обязано укреплять свои усилия для развития классовой борьбы, за интересы рабочего класса. На буржуазные лозунги «мировой глобализации» или государственного национализма коммунисты отвечают: только борьба против империализма с перспективой строительства социализма и полного коммунизма, только путь, начатый Великой Октябрьской социалистической революцией, есть магистральная дорога человечества к действительной свободе и равенству в смысле уничтожения возможности всякой эксплуатации, ликвидации классов, братству и счастью всех народов и сохранению самой жизни на Земле.

Реорганизация международного коммунистического движения, выход из сегодняшней ситуации кризиса и отступления, формирование единой стратегии на основе марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма, признания роли и вклада СССР, а также необходимости революционного свержения капитализма и построения социалистического, а затем и полного коммунистического общества, является неотложной задачей, решить которую требуют нынешние условия


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.