Сезонность в рождаемости одаренных людей — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Сезонность в рождаемости одаренных людей

2017-11-22 306
Сезонность в рождаемости одаренных людей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследование распределения по месяцам рождения 17 102 одаренных людей, также проведенное Е. С. Ви­ноградовым, показало, что среди людей, рожденных зи­мой, процент одаренных больше, чем среди людей, рож­денных летом, причем для особо одаренных этот процент выше, чем для просто одаренных.

Правда, сезонная неравномерность рождаемости ода­ренных людей может быть объяснена и действием дру­гих причин, например календарных, социальных факто­ров (обычаи, традиции, религиозные обряды и др.). Так, известна давняя крестьянская традиция играть свадьбы осенью, после уборки урожая.

Однако Е. С. Виноградов, настаивая на «лучевой гипо­тезе», подкрепляет свое утверждение наблюдением о том, что вес новорожденных меняется в течение года так же, как рождаемость одаренных: максимум в январе — марте и минимум в июне — августе. И самое удивительное: такой же закономерности подвержена и смертность ода­ренных людей.

Это дает право предполагать, что все описанные яв­ления зависят от общих причин. И если первые два мож­но объяснить действием социальных календарных факто­ров, то более высокую рождаемость зимой особо одарен­ных и тем более аналогичную закономерность смертности одаренных людей этими причинами уже не объяснишь.


«Широтный эффект»

Число одаренных людей, рожденных зимой, для тер­риторий, более удаленных от экватора, выше, чем для менее удаленных. Это явление названо «широтным эф­фектом». Зимой скачки атмосферного давления бывают более резкими и случаются чаще, чем летом, потому что зимняя разница температур между умеренными широ­тами и экватором значительно больше летней.

Соответственно, в низких широтах годовой ход пе­репада давления более плавный, чем в высоких широ­тах.

Летний солнечный цикл

И рождаемость одаренных людей

Обнаруженный астрономами 58-летний солнечный цикл также оказывает влияние на рождаемость одарен­ных людей. Максимумы рождаемости талантов прихо­дятся на минимумы солнечной активности и наоборот. В годы длительных понижений солнечной активности солнечные пятна располагаются ближе к экватору Солн­ца, и вероятность попадания Земли в струю вспышечно-го ветра возрастает.

Астрономами замечена закономерность: в эпохи дли­тельно пониженной активности Солнца в обществе воз­никают и развиваются многие прогрессивные явления и, наоборот, эпохи длительно повышенной активности Солнца — это время застоя в общественном развитии и упадка культуры.

Сверхновые и одаренность

На 1010 год приходится один из пиков рождаемости одаренных людей. Он близок к вспышке сверхновой звез­ды, наблюдавшейся в 1006 году. Это — самая яркая из семи известных за последние тысячелетие сверхновых.


 

74 | часть I. Психология детской одаренности

Она относится к первому типу, ее звездная величина — 6. Несовпадение дат объясняется тем, что год наблюде­ния вспышки (1006) соответствует приходу к Земле по­рожденных взрывом звезды фотонов, а год «пика рожде­ния одаренных» (1010) — приходу массивных частиц скорее всего протонов, скорость которых меньше.

Известно, что подавляющее большинство особей любой популяции рождается при среднем уровне фо­новой радиации и развивается до нормы. При этом не­большая часть особей рождается либо при повышен­ном, либо при пониженном уровне фоновой радиации. «Соответственно, у первых („передовики") оказывают­ся более выраженными новые черты, то есть они как бы более продвинуты по пути эволюции, — пишет Е. С. Ви­ноградов, — а у вторых („отстающие") более выражены старые черты, вплоть до атавизмов» (1989). Далее он вполне однозначно заявляет, что применительно к лю­дям «передовики» — это гении, а «отстающие» — де­билы.

Этот краткий обзор позволяет увидеть воздействие на генотип лишь незначительной части внешних, физи­ческих факторов, а через генотип и на результат разви­тия. Но если мы говорим, например, что уровень фоно­вой радиации и уровень умственных способностей но­ворожденного связаны между собой, то как определить, к какому из двух факторов следует отнести вызванные. изменения, к генотипическим или к срёдовым влияниям? Этот вопрос позволяет понять, что границы между воздействием генотипа и среды теоретически существу­ют, но сказать, где кончается реальное действие геноти­па и начинается действие среды, практически невозмож­но. В последние годы биологи и врачи все больше гово­рят о необходимости предупреждения и лечения болезней еще до рождения человека, о возможности вмешатель­ства в генотип. Это вызывает возражение и даже возму­щение борцов за ортодоксальную нравственность, но раз­витие науки остановить невозможно. А нравственные нормы не остаются неизменными.


 

II
 

глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития

Все это позволяет предположить, что опыты в
генной инженерии однажды станут нормал
ычным явлением. И никого уже в недалеком
vr не будет пугать даже клонирование человека.
Особое место в ряду рассматриваемых мер зани
многочисленные, построенные на разнообразном.

нале методики развития умственных способностей i в до_ подовой период. Их разработкой занимаются исследГ1ова. тели в разных странах, в нашей стране они мало» по_ пулярны, однако даже на уровне теории эту проб.лему нельзя считать периферийной. Активные поиски в: этом направлении, а соответственно, и яркие интересны^ на_ ходки, видимо, дело недалекого будущего.

Химические факторы,

или Можно ли стать гениальным

с помощью таблетки

Человек давно практикует употребление химических препаратов с целью повышения собст^-вен_ ных познавательных и творческих возможностей. Этот путь весьма опасен, но от него не отказываются ни -обы­ватели, ни специалисты. Так, например, О. де Баг-,ьзак (а вслед за ним и многие другие известные творцы) с этои целью в больших количествах употреблял кофе. Мь^огие пытались экспериментировать и с другими, более с^,пас_ ными веществами.

Американский биолог С. Замменгофф еще в н^чале

XX века вводил беременным крысам гормон роста ^ на_

Дежде добиться положительных качественных измен ении

физических возможностей животных. Но новорожде>|_1ные

кРысята не отличались по своим размерам и весу от счбык_

н°венных. Правда, их мозг оказался на 20 % богаче K^g.

Ньши клетками. И по результатам дальнейших од;ытов

тало ясно, что эти крысята «умнее», чем обычныеъ они

°Раздо быстрее обучались проходить лабиринт.


 

часть I. Психология детской одаренности

Этот эксперимент показывает, что возможности мозга человека также можно улучшить путем использования особых химических соединений. Известный российский психолог В. Леви еще в конце шестидесятых годов вы­сказал предположение, что движение к повышению эф­фективности функционирования мозга может пойти по этому пути (путь «химической перестройки»).

В. Леви представлял эту ситуацию так: методы усиле­ния мозга могут выглядеть до обыденности просто — жен­щинам, готовящимся стать матерями, будут давать сти­муляторы развития мозга плода; особые мозговые стиму­ляторы будут получать дети, подростки, юноши. Люди, вступающие во вторую половину жизни, будут получать вещества, препятствующие изнашиванию мозга... Еще че­рез некоторое время, может быть, появится возможность задавать мозгу нужные свойства, воздействуя особым об­разом прямо на генетический код половых клеток. Так может появиться поколение, умственное превосходство которого будет сказываться уже с первых дней жизни.

В современной медицине существует специальный термин «ноотропик», в переводе с греческого — «дей­ствующий на разум». В Бельгии был разработан лекар­ственный препарат ноотропил (пирацетам), способный воздействовать на когнитивные возможности человека. Авторы, проведя эксперименты на животных, утвержда­ют, что он даже способен оказывать регенеративное воз­действие на нервную систему.

Естественно, что существуют и другие линии возмож­ного прогресса человека. Одна из них представлена иде­ей о «машинном продолжении» человеческого мозга. Эта линия достаточно отработана современной фантастикой и состоит из нескольких ступеней: во-первых, слуги-машины сравняются со своими творцами-хозяевами, а во-вторых, превзойдут их. Потому что у них нет того биологического «мозгового потолка», которым все же ограничена психика человека.

Далее линия развития этих взаимоотношений преД" ставляется примерно такой: «паразитирование» на воз-


 

 

глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития

можностях машины, затем признание ее равноправия и, наконец, растворение в ней (идея «биороботов»). Ре­зультат — «человек как пройденный этап эволюции». Воз­можно ли это? Ответить на этот вопрос можно утверди­тельно.

Как действует механизм развития

Можно ли увеличить возможности мозга педагоги­ческим путем? Этот вопрос не относится к числу про­стых, однако современная наука дает на него положи­тельный ответ.

Развитие — это переход растущего организма на ка­чественно более высокую ступень. Этот переход зависит от «созревания», то есть развертывания внутренней, опре­деляемой генотипом, программы, и от «научения» — воздействия средовых факторов. Понимание и призна­ние значимости каждого из факторов не снимает вопро­са о том, как они взаимодействуют.

Поиски ответа на этот вопрос идут уже не первое столетие, и вариантов решения найдено множество. Мы не будем рассматривать те из них, что представляют толь­ко лишь исторический интерес. Это поле деятельности профессионалов, изучающих историю психологии и педа­гогики. Остановимся на тех теориях, которые легли в основу современных методик и технологий развития способностей ребенка.

Революционная теория

Сторонники этой теории на словах признают влия-

Ие генотипических факторов, но подчеркивают их ма-

лую значимость. Говоря о природных задатках, они на-

еРенно определяют те как анатомо-физиологические, что



часть I. Психология детской одаренности


глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития



 


уже само по себе должно указывать на сферу их действия.] Этими природными задатками, по мнению сторонников данного подхода, определяются лишь особенности внеш­него облика: рост, особенности фигуры, цвет глаз, тип

ВОЛОС И Т. П..;.; ';: •..,!,

Влияние генотипическмх факторов на особенности мышления и поведения, каю они считают, столь мало,, что практически может не учитываться. На этом осно­вании делается и главный педагогический вывод о том, что у любого человека независимо от его генотипиче­ских особенностей можно сформировать любые позна­вательные способности и поведенческие свойства. При­чем их развитие при правильном обучении и воспита­нии может быть доведено до любого уровня.

Несмотря на очевидную сомнительность этих уста­новок, данный подход к развитию имеет много после­дователей. Именно сторонники этого подхода настаи­вают на том, что все дети одарены, неодаренных детей нет, есть лишь те, кого неправильно обучали и воспи­тывали.

Функциональный подход

Модифицированным вариантом революционного под­хода является другой, называемый специалистами функ­циональным. Эта точка зрения преобладает в современ­ной отечественной педагогике, именно такой подход характерен для большинства наших психологов и педа­гогов.

Сторонники данной точки зрения не приемлют тер­мина «одаренность». Развивая революционный подход, они утверждают, что формирование и преобразование познавательных и других функций определяется в пер­вую очередь тем, как часто эти функции используются, насколько они оказываются востребованными в жиз­ни индивида. Чем больше требуется, например, функ­ция речи, чем чаще она используется, тем лучше речь


развивается; чем больше требуется, например, способ­ность бегать, тем выше уровень ее развития. Отсюда и идея о том, что для развития специальных способно­стей надо увеличивать количество занятий с ребенком этими видами деятельности. Хотим вырастить матема­тика — надо заниматься с ним математикой, по прин­ципу «чем больше, тем лучше», хотим вырастить музы­канта, художника, спортсмена — следует поступать ана­логично.

Но поклонники данной точки зрения живут не толь­ко в нашей стране. Американский психиатр и педагог Г. Доман, также относящийся к сторонникам данного подхода, добавляет еще одну идею. По его мнению, очень важно не только то, как часто функция эксплуатирует­ся, но и то, когда начата ее эксплуатация.

Он утверждает, что «чем раньше функция включена в использование, тем больших результатов можно до­стичь в ее развитии». Отсюда и родились его замеча­тельные методики обучения чтению детей полутора лет, обучения малышей иностранным языкам, энциклопеди­ческим знаниям и другие.

Эти методики дают прекрасные результаты, они за­служенно популярны и в нашей стране. Эти методики, безусловно, замечательная заслуга Г. Домана и сотруд­ников его института.

Но в нашей психологии и педагогике еще до появле­ния и распространения его книг была разработана идея «сенситивных периодов». Правда, эта идея хорошо была известна в народе еще раньше, до этих научных изыска­ний, что закреплено в ряде популярных изречений, на­пример «каждому овощу свое время».

Для каждого вида учебных занятий есть особый бла­гоприятный возрастной период. И то, что легко и есте­ственно усваивается в одном возрасте, может превратить­ся в непреодолимую преграду в другом. Например, осваи-вая родную речь в 1,5—2 года, любой ребенок способен параллельно изучить аналогичным образом любой ино­странный язык или несколько языков. Но с возрастом


80 часть I. Психология детской одаренности

большинство детей теряют свою «лингвистическую ге­ниальность». И когда мы в школе начинаем изучать ино­странный язык, большинству детей уже не дано достичь высоких результатов в овладении им. Время ушло!

Аналогично научить читать ребенка от 1,5 до 3-х лет может легко, «играючи», любая заботливая мама (по спе­циальным методикам), а для того, чтобы научить читать шести- или семилетнего, нужен уже учитель-профессио­нал, и будут слезы и нервы.

Всеобщее признание идеи существования «сенситив­ных периодов развития» не привело, как обычно бывает в нашем отечестве, к серьезным прикладным разработ­кам. А вот американцы создали на основе этой идеи ряд интересных образовательных технологий.

Причем подчеркнем — предложенные Г. Доманом методики доведены до уровня педагогических техноло­гий, то есть разработаны настолько детально и подроб­но, что позволяют пользователю тратить минимум вре­мени и сил на подготовку и обдумывание.

Эволюционная теория

Одно из главных значений слова «эволюция» — «раз­вертывание». Основная идея сторонников данного под­хода сводится к тому, что становление психики и пове­дения человека есть результат постепенного, эволю­ционного преобразования, развертывания генетически заложенных в организме возможностей (задатков).

И скорость (темп) развития, и его конечный предел (результат) заранее заложены в генотипе. Эта генетиче­ская программа постепенно «разворачивается» при взаи­модействии организма с внешней средой. Именно бла­годаря этой генетической запрограммированности из детеныша обезьяны нельзя вырастить человека, даже в том случае, если его поместить в те же условия, в кото­рых обычно развивается ребенок. По этой же причине не удается вырастить из волчонка охотничью собаку,


 

 

глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития

из лося — вьючное животное, из тигра или рыси — боль­шого домашнего кота.

Добиться таких значительных изменений в результа­тах развития можно лишь путем вмешательства в саму генетическую программу, но этим занимается уже не педагогика или психология, а генная инженерия.

Итак, сторонники данного подхода считают, что раз­витие — результат созревания организма по программе, определяемой генотипом. Внешние, средовые воздей­ствия могут либо замедлить, либо ускорить этот про­цесс, но добиться результатов развития, которые потен­циально не предусмотрены генотипом, невозможно.

Эта теория, как видим, менее оптимистична, чем пре­дыдущая. Она заставляет внимательнее относиться к ге-нотипическим особенностям. И мысль о том, что ко­нечным итогом развития может быть только то, что было заложено в виде задатков в генотипе и не более того, безусловно, представляется справедливой.

Все это было бы замечательно, если бы мы умели определять то, что заложено в генотипе конкретной личности. На этом основании можно было бы опреде­ленно говорить о потолке развития конкретного чело­века и строить прогноз возможного развития ребенка. Но вот проблема: мы этого делать не умеем, и более того, не очень непонятно, сумеем ли когда-нибудь в бу­дущем.

Периодически в специальной и популярной лите­ратуре приходится сталкиваться с эмоциональными вы­сказываниями представителей самых разных наук и ви­дов деятельности о том, что человек использует возмож­ности собственного мозга на 10—20 %. Продолжают расти мировые спортивные рекорды. Эти утверждения, постро­енные на разрозненных фактах, указывают лишь на об­щую тенденцию, говорят нам, что возможности челове­ка очень велики, но они не могут указать границы раз­вития.

Всем этим обусловлена меньшая популярность эволю­ционной теории в отечественной педагогике и психологии



 


 



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.