МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

2017-11-22 1571
МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГБПОУ ТУЙМАЗИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

(заочная форма)

Туймазы, 2016 г.


Составитель: Валеева Зульфия Зульфатовна, преподаватель ГБПОУ ТПК

 

Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование» в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3+.

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам заочной формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО 3+, обеспеченность занятия, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

Основная цель практических занятий – совершенствование

профессиональной подготовки будущих воспитателей детских образовательных учреждений. В ходе практических занятий студенты должны закрепить теоретические знания по курсу теории и методики музыкального воспитания дошкольников и овладеть умениями и навыками практической работы: познакомиться с организацией музыкально-образовательного процесса в детском саду через самостоятельное моделирование видов музыкальной деятельности детей и форм организации, апробировать разные методы и приемы работы по музыкальному воспитанию, проработать систему диагностирования музыкальных способностей ребенка. Первоначальные умения и навыки в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной, производственной и преддипломной практики.

По итогам выполнения практических работ выпускник должен владеть умениями:

§ определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства музыкальной деятельностью детей;

§ использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на музыкальных занятиях;

§ анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы,

§ составлять программу работы с детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;

§ использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

§ петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать;

§ организовывать детский досуг;

§ анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений;

§ осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий.

СОДЕРЖАНИЕ

Темы практических занятий Страницы
Освоение элементов музыкальной грамоты  
Виды музыкальной деятельности: слушание  
Виды музыкальной деятельности: пение  
Виды музыкальной деятельности: музыкально – ритмические движения  
Формы организации музыкальной деятельности  

 

 

Основы музыкальной грамоты

 

Практическая работа № 1

Освоение элементов музыкальной грамоты

 

Цель: формировать практические письменные и ритмические навыки по основам музыкальной грамоты.

Материалы и оборудование:

сборники музыкального материала по возрастным группам;

словарь музыкальных терминов и понятий;

наглядный материал: схема «Длительности нот».

раздаточный материал: нотные карточки;

нотные тетради.

Музыкальное оформление:

Попевки

Содержание:

1)Определение свойств музыкального звука на слух, упражнения в правописании нот, пауз, ключей, знаков альтерации, расположение их на нотном стане;

2)Чтение и прохлопывание ритмического рисунка попевок, определение разученных мелодий по ритмическому рисунку;

3)Написание ритмических диктантов, исполнение дошкольного песенного репертуара с тактированием в различных музыкальных размерах, определение размера музыкального произведения.

 

Образовательные результаты, заявленные ФГОС 3+:

Студенты должны:

- определять свойства музыкального звука: высоту, громкость, тембр, длительность, прослушивая одиночные звуки,

- упражняться в грамотном правописании нот, пауз, ключей, знаков альтерации, запоминая расположение нот на нотном стане;

-используя раздаточные нотные карточки, прочитать, прохлопать ритмические рисунки детских песен и попевок, выложить ритмические полоски и определить ранее разученные мелодии по ритмическому рисунку.

-правильно написать 3-4 ритмических диктанта, используя целые, половинные, четвертные и восьмые ноты, грамотно оформив нотный стан, определив размер диктанта;

-исполнить детские песни с тактированием в различных музыкальных размерах, используя двухдольные, трехдольные и четырехдольные фигуры взмахов и, прослушав фрагменты фортепианных и симфонических произведений, определить размер музыкального произведения.

 

Задания для практического занятия:

Задание: 1. Прохлопать ритмические рисунки попевок, используя раздаточные карточки.

2.правильно написать ритмический диктант, используя целые, половинные, четвертные и восьмые ноты, грамотно оформив нотный стан, определив размер диктанта;

Форма отчётности: Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл.

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в виде проекта документа на отдельном нотном листе.

Практическая работа №2

Цель: формировать практические навыки по освоению средств музыкальной выразительности.

Материалы и оборудование:

записи музыкальных произведений;

сборники музыкального материала по возрастным группам;

словарь музыкальных терминов и понятий;

раздаточный материал: карточки с нотными текстами;

Музыкальное оформление:

П. Чайковский Времена года

Э. Хачатурян Вальс

Г. Свиридов Вальс

М. Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Д. Шостакович Романс

Н. Римский-Корсаков Ария Снегурочки

М. Равель Болеро

Ф. Шуберт Тема с вариациями

А. Дворжак Юмореска

К. Делиб Пиццикато

Ф. Лист Этюд

Ф. Крейслер Вальс

Р. Шуман Веселый крестьянин

Ф. Шопен Вальс

Дж. Верди Хор цыган

Л. Боккерини Менуэт

К. Дебюсси Лунный свет

Л.-В. Бетховен Адажио

Содержание:

1.Слушание и анализ музыкальных произведений с целью выявления преобладающих средств музыкальной выразительности и их воздействия на художественный образ;

2.Использование афоризмов, пословиц, поговорок, стихов о музыке в процессе слушания музыки;

3.Определение динамического плана музыкального произведения;

4.Определение темпового плана музыкального произведения;

5.Анализ тембральных особенностей певческих голосов, различных видов хоров и оркестров.

 

Образовательные результаты, заявленные ФГОС 3+:

Студенты, прослушав музыкальные произведения или их фрагменты, должны правильно определить средства музыкальной выразительности, объяснить их воздействие на художественный образ, используя афоризмы, пословицы, стихи о музыке; проанализировать динамический и темповый план, тембральные особенности певческих голосов.

Задания для практического занятия:

Задание: Подготовить для прослушивания инструментальное музыкальное произведение(на выбор репертуар по слушанию и возраст детей) и дать анализ музыкального произведения с целью выявления преобладающих средств музыкальной выразительности и их воздействия на художественный образ;

Форма отчётности: Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл.

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа предоставляется преподавателю в виде проекта документа в формате а4 на отдельном листе.

Практическая работа №3

Освоение методов и приемов организации музыкально-дидактических игр. Анализ музыкально-дидактической игры .

Цель: формировать практические навыки организации музыкально – дидактических игр на развитие звуковысотности, на развитие тембрового и динамического слуха, чувства ритма

Материалы и оборудование: Наглядные пособия к музыкально – дидактическим играм

Содержание:

1)Проведение студентами музыкально - дидактических игр на выбор: развитие звуковысотности «В лесу», «Кто как поет», «Найди нужный колокольчик», «Угадай - ка», «Птицы и птенчики», «Утка и утята», «Повтори звуки», «Кто в домике живет?», «Лесенка – чудесенка», «Ступеньки».

2) развитие тембрового – слуха: «На чем я играю?», «Догадайся, кто поет», «Узнай по голосу», «Музыкальный домик», «Слушаем внимательно», «Музыкальный паровозик», «Угадай, какой инструмент звучит».

3) на развитие динамического слуха «Громко – тихо запоем», «Выбери квадрат», «Колобок».

4) на развитие чувства ритма «Музыкальное лото», «Прогулка», Музыкальный молоточек», «Учитесь танцевать», «Большие и маленькие ножки», «Часы», «Тень – тень», «Лесные гости», «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Петушок, курочка и цыпленок».

 

Образовательные результаты, заявленные ФГОС 3+:

Студент должен уметь подобрать музыкально – дидактическую игру, разработать методику проведения, используя наглядный материал.

Задания для практического занятия:

Задание: Подгруппа студентов подбирает музыкально – дидактическую игру, разрабатывает конспект проведения игры, готовит наглядный материал, соответствующий этой игре, затем проводит ее с группой студентов. При анализе проведенной работы следует использовать как самооценку, так и экспертную оценку других студентов.

Схема анализа:

1.Соответствие содержания музыкально – дидактической игры целям и задачам обучения;

2.эмоциональность проведения игры;

3. оценка методов и приемов формирования интереса к музыке;

4. эффективность применения наглядных пособий и их соответствие требованиям к наглядным средствам обучения;

5.собственные варианты проведения игры, направленные на решение поставленной задач;

6. уровень подготовки воспитателя к проведению игры.

Форма отчётности: Выполненная работа оформляется и вкладывается в отдельную папку с файлами.

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа предоставляется преподавателю в виде проекта документа в формате а4 в папке.

Практическая работа №4

Цель: Формировать у студентов навыки анализа детских песен.

Материалы и оборудование:

Музыкальное оформление:

М.Р. Раухвергер «Птичка»

В.И. Ребиков «Медведь»

С.Н. Василенко «Кукла спит»

А. Филиппенко «На мосточке»

А. Филиппенко «Сегодня мамин праздник»

В. Витлин «Серенькая кошечка»

А. Филиппенко «Веселая девочка Алена»

Е. Тиличеева «Узнай по голосу»

В. Карасева «Зима»

Образовательные результаты, заявленные ФГОС 3+:

Студенты, пропев детскую песню, должны проанализировать ее, используя схему.

Схема анализа песни

1. Авторы музыки и слов песни.

2. Возрастная группа.

3. Воспитательная ценность музыкального произведения.

4. Анализ литературного текста: наличие сюжета, обращения, диалога; наиболее значительные в выразительном отношении слова; непонятные детям данной возрастной группы слова и словосочетания; наличие образных выражений (эпитетов, метафор, сравнений); сложные в дикционном отношении слова и словосочетания.

5. Анализ мелодии песни: лад; размер; темп; динамика; структура мелодии (количество фраз); характер, интонационная выразительность мелодии; ритм, его выразительность, трудности воспроизведения ритмического рисунка; диапазон, его соответствие возрастным возможностям детей.

6. Аккомпанемент: художественные достоинства; соответствие эмоционально-образному содержанию песни; доступность для восприятия детьми; наличие вступления и заключения, их характер, мелодические и ритмические особенности.

7. Структура песни:одночастная, двухчастная, куплетная, запевно-припевная.

8. Педагогические выводы.

Задания для практического занятия:

Задание: Пропеть детскую песню и сделать анализ по схеме.

Форма отчётности: Выполненная работа оформляется и вкладывается в

файл.

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа предоставляется преподавателю в виде проекта документа в формате а4 на отдельном листе.

 

Практическая работа №5:

Цель: Изучить особенности проявления музыкальных способностей детей в процессе проведения групповой и индивидуальной диагностики.

Материалы и оборудование:

записи музыкальных произведений;

сборники музыкального материала по возрастным группам;

словарь музыкальных терминов и понятий;

Образовательные результаты, заявленные ФГОС 3+:

Уметь проводить диагностику музыкального развития детей. Обрабатывать полученные данные, оценить уровень развития музыкальных способностей детей, заполнить таблицу, согласно критериям по 3-м уровням(по данным, полученным в детском саду).

Задания для практического занятия:

Задание: Изучить особенности проявления музыкальных способностей детей в одной из возрастных групп.

Методические указания

Данное практическое занятие проводится в детском саду. Студенты делятся на 2 подгруппы для проведения и наблюдения диагностики детей в 2-х возрастных группах (младший и старший дошкольный возраст). Каждый студент наблюдает за тремя детьми одной возрастной группы и принимает посильное участие в индивидуальной диагностике», которую проводит музыкальный руководитель.

При проведении индивидуального обследования рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

Дети 3-4 лет

1. Ладовое чувство:

· просьба повторить;

· наличие любимых произведений;

· узнавание знакомой мелодии;

· высказывания о характере музыки (двухчастная форма);

· узнавание знакомой мелодии по фрагменту;

· определение окончания мелодии (для детей средней группы);

· определение правильности интонации в пении у себя и у других (для детей средней группы).

2. Музыкально-слуховые представления:

· пение знакомой мелодии с сопровождением (для детей младшей группы - выразительное подпевание);

· воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне (для детей средней группы);

· воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии;

· соответствие эмоциональной окраски и ритма движений характеру и ритму музыки с контрастными частями. Дети 5-7 лет

1. Ладовое чувство:

· просьба повторить, наличие любимых произведений;

· эмоциональная активность во время звучания музыки;

· высказывания о музыке с контрастными частями (использование образных сравнений, «словаря эмоций»);

· узнавание знакомой мелодии по фрагменту;

· определение окончания мелодии;

· окончание на тонике начатой мелодии.

2. Музыкально-слуховые представления:

· пение малознакомой мелодии без сопровождения;

· подбор по слуху на металлофоне хорошо знакомой попевки;

· подбор по слуху малознакомой попевки.

3. Чувство ритма:

· воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);

· выразительность движений в соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;

· соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

 

Полученные результаты необходимо занести в протокол обследования в виде таблицы.

Таблица

 

№ п/п   ФИ ребенка Ладовое Чувство   Музыкально- слуховые представления Чувство Ритма  
    Задания Оценка Задания Оценка Задания Оценка
               

Оценивать уровень развития музыкальных способностей рекомендуется по трехбальной системе: 3 балла - высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием): 2 балла - средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого): 1 балл - низкий уровень (ребенок не справляется с заданием).

Задание 2. По завершению практической работы в детском саду обработать полученные данные, оценить уровень развития музыкальных способностей детей, заполнить таблицу, согласно критериям по 3-м уровням: высокий, средний, низкий.

 

Форма отчётности: Выполненная работа оформляется и вкладывается в

файл.

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа предоставляется преподавателю в виде проекта документа в формате а4 на отдельном листе.

Практическая работа №6:

Цель: Изучить вокально – хоровые навыки детей младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе группы.

Материалы и оборудование:

сборники музыкального материала по возрастным группам;

словарь музыкальных терминов и понятий;

Образовательные результаты, заявленные ФГОС 3+:

Студент должен подбирать методы и приёмы на развитие вокально – хоровых навыков дошкольников.

 

Задания для практического занятия:

Задание: Раскройте игровые задания, подберите приемы, упражнения, наглядные пособия, направленные на формирование вокальных и хоровых навыков у детей младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе группы.

Оформить в виде таблицы

группа Вокально-хоровые навыки Методы и приёмы Игровые задания, упражнения Наглядные пособия(название)
Младшая        
Средняя        
Старшая        
Подготовительная        

Заполнить таблицу в соответствии с заданием, вписав в соответствующую ячейку таблицы нужную информацию.

 

Форма отчётности: Выполненная работа оформляется и вкладывается в

отдельную папку с файлами.

Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа предоставляется преподавателю в виде отдельной папки с файлами в формате а4.

Практическая работа №9

1. Цель: Знать виды музыкального занятия и специфику его организации.

Научить студентов грамотно составлять календарный план музыкального занятия,

реализуя основные задачи музыкального воспитания в содержании занятия, соответствие задач возрастным особенностям детей, не нарушая структуру занятия, соотношение всех видов музыкальной деятельности, их чередование, взаимосвязь.

Материалы и оборудование:

сборники музыкального материала по возрастным группам;

словарь музыкальных терминов и понятий;

Образовательные результаты, заявленные ФГОС 3+:

Используя разные источники (интеренет- ресурсы, методическую литературу и т.п.) умело составлять конспекты календарных занятий.

Задания для практического занятия:

Задание: План- конспект (календарного) интегрированного музыкального занятия (ООД) в зависимости от этапов разучивания музыкального репертуара в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС.

2. План-конспект (календарного)тематического музыкального занятия (ООД) в зависимости от этапов разучивания музыкального репертуара в младшей группе в соответствии с ФГОС.

3.План-конспект (календарного)доминантного(на выбор студента: по пению, по обучению музыкально – ритмическим движениям, слушанию)музыкального занятия (ООД) в зависимости от этапов разучивания музыкального репертуара в средней группе в соответствии с ФГОС.

Методические рекомендации по выполнению работы:

На основе перспективного плана составляется и календарный (повседневный) план работы и учёт. В календарном плане указывается воспитательная работа, проводимая в течение всего дня. В нём предусмотрено конкретное музыкальное занятие и игра в утреннее, дневное, вечернее время. Воспитатель (вместе с музыкальным руководителем) должен продумать и спланировать включение музыки, песни, танца в различные моменты жизни ребёнка. В отдельной графе плана фиксируется выполнение намеченного (учёт).

В календарном плане музыкальных занятий отражены воспитательные задачи, получаемые и формируемые навыки, а также репертуар и некоторые наиболее существенные методические приёмы. Календарный план составляется 1-2 недели, т.е. планируются 2 или 4 занятия. На музыкальных занятиях происходит смена материалов и видов деятельности, поэтому целесообразно отразить в плане ход занятия. Надо стремиться к тому. Чтобы занятие было уплотнённым, чётким по своей организации.

В календарном плане отражается:

1. последовательность разучиваемого материала;

2. программные требования, над которыми ведётся работа в связи с намеченным репертуаром;

3. некоторые методические приёмы.

Эти приёмы не указываются, если в плане обозначены упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие (например, упражнения на отработку какого-либо элемента танца). Обычно это тренировка, и педагог только поправляет неточности исполнения, иногда вновь повторяет показ. Приведём пример планирования одного занятия в подготовительной группе.

Примерный календарный план музыкального занятия

Вход и построение в колонны. «Марш» И.О.Дунаевского, ориентировка в пространстве, ходьба в соответствии с метрической пульсацией.

Упражнения в элементах танца: «Полянка» - русская народная мелодия – усвоение шага с притопом; «Мельница» Т.П.Ломовой – мягкие, плавные движения рук, точная смена движений на музыкальные фразы.

Пение

1. «Небо синее» Е.Тиличеева, упражнения на развитие чувства ритма. Методические приёмы: индивидуальный опрос детей – поют попевку, выкладывают ритмический рисунок из карточек на фланелеграфе, играют на металлофоне. Вызвать для ответа Зину П., Олю М., Сашу Д.

2. «Что ты хочешь кошечка?» Г.С.Зингера – творческое задание на импровизацию «Музыкальных ответов». Методические приёмы: индивидуальный опрос (сначала отвечают более способные дети Таня П., Коля Л., затем Олег З.,

3. «Без труда не проживёшь» Агафонникова В.Г. – познакомить с песней, обратить внимание на светлый, радостный характер песни. Методические приёмы: исполнение запева музыкальным руководителем, припева – вдвоём с воспитателем. Беседа о видах труда, воспитание уважения к людям труда.

4. «Во поле берёза стояла – русская народная песня – правильное интонирование мелодии. Методические приёмы: исполнение педагогом мелодии песни без сопровождения (обращается внимание детей на вариационные изменения мелодии); пение без сопровождения – поочередное вступление на музыкальные фразы (опрашивается небольшая группа детей).

5. «Здравствуй, родина моя» Ю. Чичкова – повторное выразительное исполнение песни. Методические приёмы: дети вспоминают, как надо исполнить песню, чтобы она звучала выразительно; пение песни, стоя; оценка качества своего пения.

Музыкально-ритмические движения

1. «Полянка» - русская народная мелодия – обработка знакомых танцевальных движений в новых комбинациях. Методические приёмы: «перепляс» - соревнование танцевальных пар (мальчик и девочка) – выигрывает тот, кто придумает больше движений.

2. Самостоятельные движения детей в соответствии с музыкой (ходят по кругу торжественно, празднично, мягко-плавно. Уходят из зала спокойным шагом). Используются пьесы: «Марш» музыка И.Кишко, «Как пошли наши подружки» русская народная мелодия.

Пример оформления доминантного занятия для вкладывания в портфолио.

Конспект доминантного музыкального занятия по пению «В гости к Гномику пойдем, чудо-песенку найдем!» (подготовительная группа)

Задачи:
Образовательные:
1.Учить детей петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.
Развивающие:
2.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
Воспитательные:
3.Воспитывать у детей интерес к пению.
4.Формировать нравственные качества: чувство сопереживания, желание оказать помощь (Гномику).
Словарная работа: Активизация словаря: «нотный стан».
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных стеснительных детей.
Предшествующая работа: предварительное разучивание песни «Пестрый колпачок» Г.Струве, распевок «Чудо-лесенка», «Ау», танца «Чик и Брик».
Используемый материал:
Дидактические средства: нотный стан на мольберте, нотки-бусинки разного цвета (7 штук);
Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки.
Методические приёмы по структуре занятия:
Мотивация: музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой помочь Гному собрать нотки-бусинки (мотив личной заинтересованности).
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, гости!»
Коммуникативная игра «Приветствие» И. Картушиной
Игра с пением «Кто поздоровался?» И. Картушиной
Упражнение «Едем, едем на лошадке»
Работа над дыханием. Упражнения «Холодный ветер», «Греем ручки», «Снежинка», «Эхо».
Вокально-интонационные упражнения: «Ау», «Чудо-лесенка», «Сугробы».
Игра с движением. «На дворе у нас мороз…»
Вокально-интонационное упражнение «Вьюга».
Слушание песни «Тилли-бом» Е. Зайцевой
Разучивание песни «Тилли-бом» Е. Зайцевой
Исполнение песни «Пестрый колпачок», муз. Г. Струве
Музыкально-ритмический танец «Чик и Брик» Т.Суворовой

Ход занятия:

Дети заходят в зал.
Музыкальное приветствие музыкального руководителя с детьми «Здравствуйте, ребята». Ответное музыкальное приветствие детей.
Муз. руководитель: Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуем и наших гостей.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, гости» под музыку
«Здравствуйте, здравствуйте, Дорогие гости!
Здравствуйте, здравствуйте, Милости мы просим!»
Муз. руководитель: А теперь, поздороваемся друг с другом под музыку.
Коммуникативная игра «Приветствие». Под музыку дети свободно гуляют по залу, с окончанием музыки останавливаются и здороваются разными способами с теми, кто оказался рядом. Повторяется 3 раза.
Муз. руководитель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в музыкальную игру «Кто поздоровался?»
Игра с пением «Кто поздоровался?». Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей поет: «Здравствуй, Мария (имя водящего)!», водящие отгадывает по голосу ребенка, подходит к нему и пожимает ему руку.
Музыкальный руководитель берет конвертик.
Муз. руководитель: Сегодня утром я встретила Почтальона, он передал для вас письмо от Гномика из волшебного леса, (показывает конвертик), хотите узнать, что он нам пишет? (открывает):
«Дорогие друзья, у меня случилась беда! Сердитая вьюга налетела на наш лес, и мои нотки-бусинки разлетелись по всему лесу и теперь я не могу петь свою любимую песенку. Ребята, помогите мне, пожалуйста, собрать нотки-бусинки! Гномик»
– Ну что, хотите отправиться в лес и помочь доброму Гному собрать его нотки-бусинки?
Дети: Да!
Муз. руководитель: А на чем мы поедем?
Дети: На лошадке! На санках!
Упражнение «Едем, едем на лошадке»
Едем, едем на лошадке (дети щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (Щелкают языком)
Сани скрипят (скрип, скрип, скрип)
Бубенчики звенят (динь, динь, динь)
Дятел стучит (тук, тук, тук)
Вьюга свистит (свист)
Едем, едем на лошадке (щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (щелкают языком)
Холод, холод, стужа, стужа (у-у-у)
Снег пушистый кружит, кружит (кружатся)
Ехали мы ехали, наконец, доехали.
Тпру-у, приехали!
Муз. руководитель: Ой, ребята, смотрите, вот и первая нотка-бусинка! (показывает на нотку-бусинку, которая лежит на пенечке) Надо вернуть нотку на свое место, на нотный стан. (Музыкальный руководитель прикрепляет первую нотку-бусинку) Куда надо вернуть нотку?
Дети: На нотный стан.
Муз. руководитель: А какая погода в лесу? Вам холодно?
Дети: Да, холодно в лесу, снежок идет.
Муз. руководитель: Сейчас я предлагаю вам согреться. Немножко старания – разовьешь дыхание.
Упражнения на дыхание.
Почувствуйте холод на своих ладошках.
Словно волшебник – мороз
На окна узоры нанес.
Упражнение «Холодный ветер».
Мы погреемся немножко
Согревай свои ладошки.
Упражнение «Греем ручки».
Появился ветерок,
Мы подуем на снежок
Упражнение «Снежинка».
Муз. руководитель: Ну, вот мы и согрелись. Ребятки, я открою вам секрет, в этом лесу живет волшебное эхо. Послушаем его.
Упражнение «Эхо».
Муз. руководитель: Эхо, скажи нам, пожалуйста, ты не видело нотки-бусинки, которые потерял Гномик?
Эхо: Видело-ло-ло-ло! На елочке-елочке-елочке!
Муз. руководитель: Посмотрите, какая красивая елочка, а что это на ней? (дети находят вторую нотку-бусинку на елочке и один их детей прикрепляет ее на нотный стан).
Муз. руководитель: Где мы разместим нотку-бусинку?
Дети: На нотном стане.
Муз. руководитель: Молодцы, еще одну нотку-бусинку нашли! Как вы думаете, чей домик виднеется вдалеке?
Дети: Домик Гномика!
Муз. руководитель: Надо нам позвать Гномика.
Упражнение «Ау!» – добиваться звучания головного резонатора на звуке «У», повтор 3 раза с повышением на полтона.
Муз. руководитель: Что-то Гномик не появляется, может, его нет дома? Заглянем в домик, посмотрите – здесь лесенка! Предлагаю вам спеть попевку «Чудо-лесенка», может Гномик нас услышит!
Упражнение-попевка «Чудо-лесенка».
Муз. руководитель: Я заметила на крыше, еще одну бусинку? (прикрепляют третью нотку-бусинку) Куда ее нужно прикрепить?
Дети: На нотный стан.
Муз. руководитель: Гномика дома нет, наверное, он тоже ищет в лесу нотки-бусинки для своей песенки. Пойдем по его следам. Посмотрите, сколько снега намело! Обращает внимание на волнообразно разложенную на полу верёвку, снежинки-точки – между волнами вверху и внизу. Посмотрите, на что похож этот рисунок?
Ответы детей.
Муз. руководитель: Мне тоже кажется, что этот рисунок похож на снежные сугробы. Снежные сугробы часто имеют причудливые формы. Сейчас так и хочется спеть песенку сугроба.
Упражнение «Сугробы». Пение по линии и точкам на звук «у» и «о» (На полу из верёвочки выкладываются «сугробы»)
Муз. руководитель: Кто хочет придумать свою песенку? Дети меняют движение верёвки и поют «новую песенку». После упражнения находят четвертую нотку-бусинку.
Игра с движением «На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Муз. руководитель: А как называется природное явление, когда дует сильный ветер и идёт снег?
Дети: вьюга, метель…
Муз. руководитель: Попробуем изобразить вьюгу.
Упражнение «Вьюга». Пение в унисон с повышением на полтона.
Муз. руководитель: Ребята, я хочу вас познакомить с новой песенкой?
«Тилли-бом» Е. Зайцевой – слушание.
Вопросы:
•Про кого эта песня?
•Какая музыка по характеру (печальная, тоскливая, веселая, добрая, нежная, задушевная)
«Тилли-бом» Е. Зайцевой – разучивание.
Приемы:
•Пение музыкального руководителя.
•Музыкальный руководитель поет куплет, дети припев.
Муз. руководитель: Ребята, как хорошо спели! У нас появилась еще одна нотка-бусинка (на фортепиано находит шестую нотку-бусинку)
Под музыку «Пестрый колпачок» заходит Гномик. У него в руках седьмая нотка-бусинка.
Гномик: Здравствуйте, ребята! Вы получили мое письмо?
Дети: Да! Мы нашли шесть ноток-бусинок.
Гномик: Спасибо, вам ребята, что помогли мне собрать нотки-бусинки и теперь я могу спеть вам свою веселую песенку!
Гномик поет первый куплет песни «Пестрый колпачок».
Гномик: Хотите споем все вместе?
Дети вместе с Гномиком исполняют песню «Пестрый колпачок»
Исполнение песни «Пестрый колпачок»
Приемы:
•Пение по фразам «цепочкой».
•Тихо – громко.
Инсценировка песни «Пестрый колпачок»
Гномик: Как с вами весело, что хочется даже потанцевать!
Танец «Чик и Брик»
Гномик: Спасибо вам еще раз и до свидания!
Дети прощаются с гостями и уходят в группу.

Пример оформления интегрированного занятия для вкладывания в портфолио.

План-конспект интегрированного занятия «В музыкальной стране» в средней группе

Цель:

Раскрыть основные понятия музыкального языка в доступной для детей форме, используя несколько видов деятельности: песенную, танцевальную, речевую, изобразительную.

 

Задачи:

1. Активизировать умственные способности, логическое мышление;

2. Формирование различных вокальных навыков у детей;

3. В игровой форме освоить разучиваемый материал;

4. Развитие детского творчества в движениях и пластике;

5. Приобщение детей к искусству;

6. Формирование эстетического вкуса;

7. Развитие эмоциональной сферы.

 

Используемый материал:

Бумажная бабочка на ниточке, магнитная доска, ватман, клей, заготовки для аппликации (листья, трава, цветы, бабочки, птички, солнце, облака), музыкальное сопровождение.

План занятия:

Вход детей под «волшебную» музыку.

Музыкальное сопровождение «Танец Феи Драже» П.Чайковский

1. Приветствие в шутливой форме:

Здравствуйте, котятки!

Здравствуйте, утятки!

Здравствуйте, ребятки!

2. Распевки и упражнения. Пение включает разнообразные вокальные упражнения на выполнение определенных задач:

♪ Упражнение на дыхание «Бабочка, лети!» (вдох через носик и ровный выдох ротиком, при выдохе поток воздуха приводит бабочку, которая висит на ниточке, в движение.

♪ «Скороговорка»- чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка

♪ Песенка-попевка на различные штрихи

«Солнышко-тучка» - legato(связно) и staccato(отрывисто)

♪ Песенка-попевка «Жираф», помогающая усвоить интонирование широких интервалов от низкого звука к высокому.

3. Изучение основных музыкальных понятий (дать понять, что без таких разнообразных приемов музыка была бы однообразной и неинтересной):

«Лад» (грустно-весело), «Темп» (быстро-медленно), «Регистр» (низкий-средний-высокий), «Штрихи» (стаккато, легато), «Динамические оттенки» (громко-тихо).

Обсуждение данных понятий на примере природы и природных явлений. Прослушивание музыкальных фрагментов и музыкальных примеров.

4. Разминка «Весенняя история»

Собрать детей в круг.

Обсуждение смены времени года. Заканчивается зима и наступает весна. Сравнение времен года.

Итак, ребята представьте!

Жила-была куколка (показываются движения и дети повторяют)

Выглянуло ласковое, теплое солнышко. Он


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.188 с.