Маркетинговое управление инновационными проектами — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Маркетинговое управление инновационными проектами

2017-11-22 480
Маркетинговое управление инновационными проектами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В инновационной сфере можно выделить следующие виды проектов:
- проекты развития материально-технической базы, определяемые как фундаментальные проекты, для решения которых было использовано конкретное оборудование.
- проекты создания информационных систем и баз данных, где освещаются фундаментальные проблемы или область знаний, для решения которых необходимо создание информационных систем или баз данных.
- издательские проекты: направлены на выпуск издания, монографии, где освещается научная проблема.
Инновационный проект может рассматриваться
- как форма целевого управления инновационной деятельностью, которая представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники
- как процесс осуществления инновационной деятельности, представляющий совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям
- как комплект документов, включая техническую, организационно-плановую и расчетно-финансовую документацию, необходимую для реализации целей проекта.
Инновационный проект - система взаимосвязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-инструкторских, производительных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных, оформленных проектом комплектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической проблемы, приводящий к инновации.
В зависимости от времени, затрачиваемого на реализацию проекта и достижения его целей, инновационные проекты могут быть подразделены на долгосрочные (стратегические), период реализации которых превышает 5 лет, среднесрочные, с периодом реализации от 3 до 5 лет и краткосрочные — менее 3-х лет. С точки зрения характера целей проект может быть конечным, т. е. отражать цель решения инновационной проблемы (задачи) в целом, или промежуточным, связанным с достижением промежуточных результатов ре-шения сложных проблем. По виду удовлетворяемых потребностей проект может быть ориентирован на существующие потребности или на создание новых. Классификация инновационных проектов по типу инноваций предполагает деление их на: введение нового (радикального) или усовершенствованного (инкрементального) продукта; введение нового или усовершенствованного метода производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов; реорганизация структуры управления. По уровню принятия решений и сфер, охватываемых инновационными проектами, они подразделяются на: федеральные (межгосударственные) и президентские инновационные проекты, основные задания которых могут включаться в состав федеральных научно-технических программ; региональные инновационные проекты, задания которых могут включаться в региональные научно-технические программы; отраслевые (межотраслевые) инновационные проекты, задания которых могут включаться в планы министерств и ведомств РФ; инновационные проекты отдельных предприятий и организаций, задания которых включаются в планы предприятий. (рис.6.1)

Рисунок 6.1. Виды инновационных проектов

Содержание инновационного проекта можно рассматривать в трех аспектах:
- по стадиям инновационной деятельности проект включает в себя НИР, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, освоение производства, организацию производства и его пуск, маркетинг новых продуктов, а также финансовые мероприятия;
- по элементам организации выделяют в нем две части - органы управления формированием и реализацией проекта и участники инновационного проекта.
- по процессу формирования и реализации, т. е. технологически используется концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий в течение конечного промежутка времени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельности, обеспечивающих его осуществление.
Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, охватывает следующие этапы (рис.6.2)
Основные элементы инновационного проекта:
1. однозначно сформированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта
2. комплекс проектных мероприятий по решению проблемы и поставленных целей
3. организация выполнения проектных мероприятий, т.е. увязка их по ресурсам и их исполнителям
4. основные показатели проекта: стоимость, качество, время.

Рисунок 6.2. Этапы процесса проектирования

Управление инновационным проектом — это процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и контролем за ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной идеи.
Управление инновационными проектами должно основываться на совокупности научно обоснованных и проверенных практикой принципов. К числу основных принципов относятся:
• Принцип селективного управления. Суть принципа — в поддержке проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники и адрес ной поддержке инноваторов — авторов комплексных проектов.
• Принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей. Этот принцип предполагает установление взаимосвязей между потребностями в создании инноваций и возможностями их осуществления. При этом конечные цели конкретных проектов ориентируются на потребности, а промежуточные — на конечные цели этих проектов.
• Принцип полноты цикла управления проектами. Этот принцип предполагает замкнутую упорядоченность составных частей проектов как систем. Полный цикл процесса управления предполагает всю совокупность решений: от выявления потребностей до управления передачей полученных результатов.
• Принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами. Данный принцип предполагает описание полного цикла каждого этапа формирования и реализации проекта. Принцип этапности отражает свойство последовательного накопления информации при выполнении этапов и скачкообразный, качественный переход в новое состояние при удовлетворении внешних требований к завершению данного состояния.
• Принцип иерархичности организации инновационных процессов и процессов управления ими предполагает их представление с разной степенью детальности, соответствующей определенному уровню иерархии. Все уровни деятельности согласуются друг с другом так, что нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему, а состояния (принимаемые решения, цели, промежуточные и конечные результаты) процесса на вышестоящем уровне обязательны при определении состояний на нижестоящем.
• Принцип многовариантности при выработке управленческих решений. Инновационные процессы протекают под сильным воздействием неопределенных факторов, которые необходимо учитывать в процессе управления. Для снижения степени неопределенности необходим переход к многовариантной подготовке альтернативных решений о выборе состава конечных целей проектов, альтернативных способов их достижения, вариантов комплексного обеспечения работ, включая разный состав исполнителей, стоимость и длительность выполнения работ, материально- технические ресурсы и условия стимулирования исполнителей.
• Принцип системности, состоящий в разработке совокупности мер, необходимых для реализации проекта (организационно-экономических, законодательных, административных, технологических и т. д.), во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом.
Маркетинговое управление инновационными проектами предполагает одновременно проведение работ по формированию технической идеи инновации и оценку ее реализуемости. При этом процессы генерации идей и проведения маркетинговых исследований проходят параллельно. Схема процесса маркетингового управления инновационным проектом представлена на рис.6.3.

Рисунок 6.3. Схема процесса маркетингового управления инновационным проектом

Модель управления инновационным проектом предполагает участие нескольких групп участников, каждая из которых призвана решать свой круг задач. (рис. 6.4)

Рисунок 6.4. Участники инновационного проекта

Заказчик — будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.
Инвестор — физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности; международные организации, иностранные юридические лица; физические лица — граждане РФ, иностранные граждане. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является банк.
Проектировщик — специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая Генеральным проектировщиком. За рубежом ее чаще всего представляют Архитектор и Инженер. Архитектор — это лицо или организация, имеющие право профессионально, на основе соответствующим образом оформленной лицензии выполнять работу по созданию проектно-сметной документации.
Инженер - это лицо или организация, имеющие лицензию на занятие инжинирингом, то есть комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта.
Поставщик — организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки). Исполнитель (организация- исполнитель, подрядчик, субподрядчик) — юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом. К ним относятся ИП, производственные предприятия, Вузы и т. д.
Научно-технические советы (НТС) — ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий, необходимых для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии, Проект- менеджер) — юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком.
Команда проекта — специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. В команду проекта рекомендуется включать следующих участников:
• Исследователи: участвуют на начальном этапе инновационного процесса.
• Разработчики: превращают идеи в товар.
• Эксперты-консультанты являются штатными специалистами фирмы по организации производства, торговле, маркетингу и другим вопросам.
• Спонсор: играет ведущую роль в организации взаимодействия между руководством и творческой бригадой.
• Руководители, входящие в состав творческой бригады: осуществляют непосредственное управление инновационным процессом.
• Административный персонал: выполняют некоторые контрольные и административные функции.
Инновационный проект любого уровня должен включать следующие разделы:
• содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках проекта;
• основные цели и задачи, сроки и этапы реализации проекта;
• система мероприятий программы проекта;
• состав НТС — головного и по разделам или этапам проекта);
• ресурсное обеспечение проекта за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ и т. д.;
• оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации проекта;
• механизм реализации проекта;
• организация управления проектом и контроль за ходом его реализации.
Каждый из перечисленных разделов представляется табличным или графическим материалом. К проекту должны быть приложены пояснительная записка и бизнес-план с социально-экономическими и технико- экономическими обоснованиями.
При оформлении проекта можно выделить выполнение следующих процедур:
- подготовка проектной документации;
- проектирование организационных мероприятий по реализации проекта;
- утверждение проекта;
- распределение заданий проекта по соответствующим планам;
- составление координационных планов решения проблемы на ближайший период;
- подготовка заказ-нарядов на проведение работ.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.