Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы». — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы».

2017-11-22 276
Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Далее слово предоставляется 2 группе.) Они представят 2 том лирики.

Сообщение учащихся 2 группы.

Меняется ли тональность лирики А. Блока?

«Антитеза» -2 книга стихов (1904г.-1908г.) Отход от мистицизма, от идеала мировой гармонии, устремленность к обыденности и повседневности, погружение в мир людских страстей, борьбы и страданий.

Во втором томе поэт в значительной мере отходит от мистицизма, от идеала мировой гармонии. Вокруг кипела жизнь. Период, когда создавался второй том, совпал с революционными событиями. Однако Блок еще не ощущает себя сопричастным революции, он как бы стоит в стороне, наблюдая и оценивая. Размышления, на которые наводят Блока происходящие события, вызывают к жизни тему "народ и интеллигенция". Немаловажен во втором томе и созданный блоком образ Родины. Часто для поэта Родина приобретала об­раз женщины. Иногда - представала таинственной, сказочной страной: "и в тай не ты почиешь, Русь".

Циклы стихов:

«Пузыри земли», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска», «Фаина».

Начинает звучать одна из главных проблем- народ и интеллигенция.

Чтение и анализ стихотворений. «Фабрика», «Незнакомка».

Лирический герой стихотворения отчужден и одинок. Мир, рожденный его фантазией, - это его «сокровище», дающее возможность остаться самим собой. И этот мир одухотворен образом прекрасной Незнакомки. Именно она вселяет веру в светлое начало жизни.

1907 г. Циклы стихов «Нечаянная радость» и «Снежная маска».

В этих произведениях А. Блока появляется социальная тема. В лирике возникает поэтический символ стихии. Герой оказывается перед необходимостью выбора пути, он должен найти в хаосе порядок.

(Далее слово предоставляется 3 группе.) Они представят 3 том лирики.

Сообщение учащихся 3 группы.

«Какая тема становится главной в творчестве А. Блока?»

«Синтез» - 3 книга (1909г.-1916г.) «Страшный мир»- это обличение буржуазного существования, дисгармония окружающей действительности; мир замкнут, но поэт верит в победу света и жизни.

Третий том открывается циклом "Страшный мир". Надо сказать, что эта тема присутствовала и в первом, и во втором томе. Душа героя греховна, пуста, лишена веры. Часто он раздваивается сам в себе. Это еще одна тема третьего тома - тема двойника.

Циклы стихов:

«Страшный мир», «Пляски смерти», «Возмездие», «Кармен», «Родина»


О, я хочу безумно жить,

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

 


"Страшный мир" замкнут, из него нет выхода. Он пугает своей цикличностью. Вспомним знаменитое "Ночь, улица, фонарь, аптека...". Это стихотворение совершенно неожиданно заканчивается теми же словами, но в другом порядке, - "аптека, улица, фонарь..." Замкнутость времени и пространства пугают Блока. И все же он верит в победу света, жизни:


О, я хочу безумно жить:
Все сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!


В этом стихотворении наконец прозвучало давно ожидаемое слово "вочеловечить". Это мысль, к которой поэт шел долгие годы. Может быть, в том, чтобы вочеловечить безличное, и заключается высокая миссия поэта. Все три тома трилогии - это история души художника.

В третьем томе - апогей его духовного развития, выраженный всего несколькими строками стихотворения " О, я хочу безумно жить... "

Надо заметить, что третий том посвящен в немалой степени и так называемой "чистой поэзии", то есть поэзии музыки, природы, красоты. Неизменной остается тема Родины.

Путь и автора, и его лирического героя к "вочеловечению" - это путь, полный ошибок, противоречий, сомнений. Но Блок преодолевает этот путь: от юношеского, не совсем еще осознанного мистицизма он переходит к серьезным размышлениям о реальной жизни, о России. Мы видим, как поэт растет, развивается и, наконец, становится тем классиком, которого мы знаем, как Александра Блока.

Отзыв

..В стихах о «Прекрасной Даме» как бы совсем нет ничего реального, - все чувства, все переживания перенесены в какой-то идеальный мир. Всему, что совершалось в жизни, поэт в стихах придает смысл иносказаний. В ранних стихах Блока река - не просто река, но символ границы, отделяющей его от Идеала, белая церковь вдали, которая утром кажется приближенной, не просто церковь; «терем», «дверь», «ступени», «дорога», «заря», «небеса» - едва ли не все слова берутся поэтом в особом условном значении. Надо освоиться с этим языком иносказаний, чтобы верно понимать смысл стихов... В. Я. Брюсов

О блоковской Прекрасной Даме много гадали - хотели видеть в ней - то Жену, облаченную в Солнце, то Вечную Женственность, то символ России. Но если поверить, что это просто девушка, в которую впервые был влюблен поэт, то, мне кажется, ни одно стихотворение в книге не опровергает этого мнения, а сам образ, сделавшись ближе, станет еще чудеснее и бесконечно выиграет от этого в художественном отношении. В этой книге... нам явлен новый лик любви; любви, которая хочет ослепительности, питается предчувствиями, верит предзнаменованиям и во всем видит единство; любви, которая лишний раз доказывает, что человек - не только усовершенствованная обезьяна Н. Гумилев.

Поэма «Двенадцать».

Выступление студента

Поэт-символист, закончив работу над своим, пожалуй, главным произведением – поэмой «Двенадцать». Октябрьская революция 1917 года, которой посвящена поэма, стала событием, разделившим жизнь всех людей начала ХХ века на ДО и ПОСЛЕ. Те, кто не смог принять новую власть и ценности, установленные ею, эмигрировали из России навсегда. Те же, кто остался, должны были раз и навсегда определиться со своим отношением к тому, что произошло. Символист Блок услышал «музыку революции» и призвал всех современников последовать его примеру. Из биографии поэта вы знаете, что он - один из немногих среди русской интеллигенции - принял революцию и встал на сторону большевиков. О своем настроении поэт искренне пишет в стихотворном послании «З. Гиппиус»:

Страшно, сладко, неизбежно, надо

Мне - бросаться в многопенный вал...

Тема народа, исторической судьбы России органически сливается в стихах Блока с темой революции. Гимном революции стала поэма «Двенадцать» (1918). Она была завершением всей трилогии вочеловечения, всего «романа в стихах», хотя формально в него не входит. Своё отношение к революции Блок выразил в статье «Интеллигенция и Революция» (1918). «Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым, чтоб лживая, грязная, скучная, безобразная жизнь наш стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасно жизнью».

«Двенадцать» - это символистское произведение, отнюдь не политическое. В поэме звучат темы и мотивы «трилогии вочеловечения»: неукротимой стихии, «страшного мира», надежды на «преображение» мира и человека, борьбы света и тьмы.

История создания

Поэма написана в январе 1918 года. Первая запись автора о ней сделана 8 января. Поэма получает широкую известность. В ноябре 1918 года поэма «Двенадцать» выходит отдельной брошюрой.
Смысл названия

Почему поэма названа «Двенадцать»?

Название многозначно: двенадцать глав, двенадцать красногвардейцев в патруле, двенадцать учеников у Иисуса Христа. А еще – трижды совершенное число по пифагорейской школе, смутный час между сутками, наконец, время, когда появляется нечистая сила...
Возникает следующий вопрос: Почему Христос? Что этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце занятия.

«Двенадцать» - эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп. Сюжет довольно прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.

Появление поэмы вызвало бурю разноречивых толкований. Ее решительно и окончательно не приняли многие современники Блока, даже бывшие близкие друзья и соратники. В числе непримиримых противников «Двенадцати» оказались З. Гиппиус, Н. Гумилев, И. Бунин. С восторгом приняли поэму Иванов Разумник, В. Мейерхольд, С. Есенин. Блоку был передан одобрительный отзыв А. Луначарского.
работа над текстом

Начинается поэма с символического образа ветра – некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем свете». Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»: «барыньку в каракуле», «расстригу-попа», старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.

Самая первая глава написана раешным стилем, что очень напоминает нам театр, где даже проза говорится, как стихотворение. «Черный вечер», «Под снежком - ледок. Скользко, тяжко...» - эти словосочетания сразу заставляют нашу душу съежиться 6т холода и настроиться совсем не на светлое будущее. «Ветер хлесткий! Не отстает и мороз!» Ветер - буря жизни, мороз - лед души. Или, сказать проще, проблемы, беды жестокой жизни не покидают нас. Продажная чистота, нельзя не заметить сатирическое обращение: «Товарищ поп». Кроме того, через пару строф в смысловые контрасты не забудем включить «Ветер веселый. И зол, и рад». Непрекращающееся падение прохожих, может, из-за всемогущего в поэме «Двенадцать» ветра, а может, из-за льда, создает впечатление кукольного театра, где к каждому привязана своя веревочка, и кто-то один небрежно дергает за эти веревочки.

· «Черное, черное небо.

· Злоба, грустная злоба кипит в груди...

· Черная злоба, святая злоба.

· Товарищ! Гляди. В оба!»

В экспозиции (1 глава) представлены основные образы - символы поэмы: стихия (ветер, метель, чёрное небо, белый снег), старый мир (буржуй, товарищ поп, барыня в каракуле, старушка, бродяга).

Многие из этих образов станут сквозными в поэме.

Во второй главе опять же встречается тот же ветер, и заостряет внимание число 12, которое не только является отражением смысла названия поэмы, но и заставляет нас вспомнить, что были еще 12 апостолов, что весьма немаловажно. «Огня, огня, огня». Огонь - уничтожающая сила, это не костер, размораживающий лед души.

Двенадцать красногвардейцев. Это новый мир - «апостолы новой веры», как принято их называть. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее. Новые герои характеризуются автором весьма противоречиво: люди, участвующие в революции, весьма далеки от идеала:

в зубах цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Как известно, туз на одежде заключенных. И в то же время «свобода... без креста...», «холодно, товарищи, холодно» - интерактивный текст к «в ногу, товарищи, в ногу». И опять огни... Такой каламбур «революционный держите шаг!», где не поймешь, какой шаг и как его держать, непременно отнесем к смысловым контрастам. Во второй главе незаметно автор поднимает нам настроение, пусть даже при помощи простой стихотворной формы, в отличие от тяжелого раешного стиля.

Третья глава весело, как будто частушками поется, нас не покидает чувство неизбежной боли, тяжести, льда, причем Блок опять напоминает нам о всеуничтожающем пожаре, который разгорелся из маленьких огоньков.

В четвертой главе опять происходит перемена настроения. Но слова в этой главе более «легкие», более веселые. К смысловым контрастам можно отнести:

«Катьку-дуру обнимает, заговаривает...»,

«ах ты, Катя, моя Катя, толстоморденькая...»

Катька-то - Русь наша.

Пятая глава представляет собой «жестокий романс», но тут же мы замечаем плясовую: «Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!»

И опять же в смысловые контрасты записываем:

«Гетры серые носила.

Шоколад Миньон жрала,

С юнкерьем гулять ходила,

С солдатьем теперь пошла?»

Это четверостишие показало нам, что было и что сейчас, а оказалось, что было ведь лучше... «Эх, эх, согреши! Будет легче для души!» - как будто призывает нечистая сила, ведь сейчас плохо... Пятая глава, где четверостишия напоминают «жестокий романс».

В шестой главе умирает Катька. Но кроме этого не забудем, что Катька - Россия. Кульминация поэмы. «Убийство Катьки - единственное событие поэмы - символично, оно связано с «чёрной злобой вооружённых людей, направленной против «старого» мира.

Не случайно в этот момент снова прозвучал «революционный призыв» «Революционный держите шаг! / / Неугомонный не дремлет враг!», Совершённое насилие и произвол ненадолго вызвали переживания героя: очень скоро, поддавшись уговорам товарищей Петруха повеселел и принял участие в расправе над буржуями. Эта стремительность, с которой происходит перемена в настроении героя, свидетельствует о его нравственной незрелости. Для Петрухи не существует моральных пределов, когда он совершает жестокое преступление.

Седьмая глава. Повторяется число 12, и получается каламбур (учитывая, что 12 апостолов) - 12 апостолов с ружьецами, хотя очень похоже на ранее (и всегда) употребляемое «Русь» и «без креста». На душе не легче, когда согрешишь, да и платок на шее - не веревка ли? Далее Петька рассказывает, из-за чего он опечален, и мне кажется, что автор, представив нам это признание в частушечном веселом ритме, просто показал, как обсмеяли его чувства. И Петька спрятал их подальше.

Восьмая глава (развитие действия) поэмы рисует страшную картину погромов:
уж я ножичком

полосну, полосну!..

В этих строках - падение человеческое, ужас, кровь, произвол. Автор создал у нас впечатление, что убить, как семечки полущить, а ведь убить - это большой грех.

В девятой - двенадцатой главах появляются новые образы: «буржуй» на перекрёстке (перекрёсток - символ распутья, на котором оказалась Россия), паршивый пёс, следующий неотступно за отрядом. «Старое» и «новое» пока ещё неразрывны.

Революция положила начало движению «новой» жизни, к «новой» (преображённой) личности, но путь этот пролегает через мрак, хаос, кровь. Изображая эти процессы, Блок «не скрыл их трагических противоречий, … не умолчал о разорванности, запутанности, безысходности страдания, и не дал Никакого решения …».

В поэме удивительно совмещены разные временные измерения: прошлое «старый мир»), из которого выходят герои, настоящее (революционные будни) и будущее, к которому «незримо» ведёт героев Христос, появившийся в финале, в заключительной главе поэмы.

Образ Христа

Картина, нарисованная в последней главе поэмы, - двенадцать красноармейцев, за которыми ковыляет голодный пес, всегда охотно воспроизводилась тогда, когда надо было подтвердить, что Блок прославил поход победителей. Однако в первую очередь эта картина показывает, что поэт прекрасно понимал: прошлое и будущее неразрывно связаны между собой, неотделимы друг от друга на таких крутых поворотах истории, как революции. Отсюда и их совместный путь в последней главе.

Последняя строфа поэмы - апогей этого шествия. Любопытно проследить за «расстановкой» героев: «позади - голодный пес» (образ-символ старого мира), центр группы - «двенадцать», а впереди них, впереди старого мира, невидимый ими и - как они считают абсолютно им не нужный (что и словом, и делом доказывалось ими на протяжении всего пути) - Иисус Христос.

- Случайно ли появление Христа в последней главе поэмы?

При обсуждении этого вопроса обращается внимание на то, что это появление нельзя считать неожиданным: начиная с первой же строфы поэмы, образ Творца постоянно присутствует в ней. Однако для невнимательного читателя этот образ возникает неожиданно. Любопытно, что и горячие сторонники поэмы Блока, и ее ярые противники были единодушны в своем неприятии этого образа в последней строфе. Одни - видевшие в поэме «прославление» Блоком революции - считали, что Христос чужд революции и ее идеалам (отсюда и строки «Впереди идет матрос»!), другим виделось кощунство в том, что Блок поставил Христа впереди убийц (каковыми, как мы видели, «двенадцать» и являются). Необходимо обратиться к записной книжке поэта, к записи от 18 февраля.

= Почему поэту «страшно, что опять Он с ними»?

Вспоминаем, что изначально христианство - религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе. Вероятно, можно говорить о том, что та революция, которая вихрем пронеслась по России и принесла столько горя, - это «конец исторического процесса», конец когда-то начатого именем Христа похода. Отсюда и страх перед повторением бессмысленного по сути - ибо он не принес ни мира, ни добра - похода.

- Что значит «Надо другого»? О ком это? Почему Он нужен?

Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение - человека - наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан... Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра... Без Него такой надежды быть не может... Наверное, поэтому поэма, начинающаяся с черного цвета («Черный вечер»), заканчивается все-таки белым: «В белом венчике из роз...».

V. Закрепление новых знаний и умений студентов

(Групповая форма работы. Учащиеся могут между собой в группе распределить для работы отдельные главы поэмы.)
1-я группа: Как создает поэт образ Революции?
2-я группа: Отберите лексику со значением отношения поэта к историческому событию, его гражданского и творческого выбора.
3-я группа: Кто герои поэмы и как вы их поняли?
VI. Итоги занятия

Заключительное слово преподавателя.

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами. Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт.

Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни.

Порядок - космос, в противоположность беспорядку - хаосу.

Поэт - сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре.

VII. Домашнее задание

Л. 5, С. 140 – 159, 166 – 172





Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.