Общие правила проведения исследования — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие правила проведения исследования

2017-11-22 236
Общие правила проведения исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Начинать исследование нужно лишь убедившись, что у испытуемого
есть желание выполнять задание, надо стараться до начала исследования
«вызвать улыбку», создать «хорошее настроение».

2. Общая инструкция для испытуемого. У испытуемого не должно воз­
никнуть впечатление, что его экзаменуют. Начинать надо примерно так: «Я
хотел бы о чем-нибудь поговорить с тобой. Ты, в принципе, не возража­
ешь, нет? Ну, хорошо. Давай я о чем-нибудь спрошу тебя. Если знаешь,
ответишь, а если нет
не беда. О чем бы тебя спросить?» Таким обра­
зом, все должно начинаться как бы с «экспромта». Вход в работу для ребенка
должен быть незаметен, как в игру.

3. При постановке вопроса следует уделять большое внимание точно­
сти формулировки и четкости в произношении.

4. Любой ответ, кроме явно отрицательного, нужно поощрять: «правиль­
но»,
«молодец», «вот видишь, как хорошо ты все сделал», «очень хорошо».

5. Неудачные ответы необходимо обязательно «амортизировать»,
чтобы не вызвать отрицательного отношения к дальнейшему исследова­
нию. Если испытуемый говорит «не знаю», надо ответить: «Ну что ж,
это не имеет значения», «да, это тебе рановато знать», «не беда
я же не учитель, отметок не ставлю», «ну, знаешь, не будем на
этом останавливаться; займемся чем-нибудь другим».

6. Если вместо ответа испытуемый молчит, необходимо любым спосо­
бом стимулировать его к ответу вообще, а не какому-либо конкретному. Не
подсказывать, не наводить на определенный ответ! Но не переходить к сле­
дующему заданию, если на предыдущий вопрос не было никакого ответа.

7. Если дается 2 непротиворечивых ответа, но разного качества —
оценивав по лучшему из них. В случае противоречивых высказываний
спросить: «Ну, так как правильно?».

8. Повторение вопроса.

Вопрос повторяется полностью в первоначальной формулировке, если в течение 10-15 сек. не было ответа. Исключение — 6-ой субтест («Повторе­ние цифр»). В 3-м субтесте («Арифметическом») можно повторить задачу по просьбе испытуемого, но время отсчитывать с момента первого прочтения.

9. Дополнительные вопросы ставятся только в случаях, когда ответ ис­
пытуемого невозможно оценить в 0 или 1 балл. При ответе, находящемся
между 1 и 2 баллами, дополнительный вопрос не задается и ответ оценива­
ется в 1 балл. Форма постановки дополнительного вопроса должна быть са­
мой общей: «Расскажи мне что-нибудь еще об этом», «А ты знаешь еще
об этом?», «Скажи мне что-нибудь еще».

10. При тестировании нередки случаи, когда ребенок выполнил.задание
неправильно, но не подозревает этого, а время, положенное на его выполне-


 




ние, не истекло. Экспериментатору в этих случаях необходимо сделать вид, что он еще не видел результата, так как чем-то занят. Испытуемому же в те­чение положенного для этого задания времени необходимо говорить: «Я пока занят, а ты занимайся своим делом, старайся все делать аккурат­но, хорошо».

11. Правило пользования контрольными ответами.

Стремясь дать возможно большее количество ответов и в то же время не перегрузить текст повторениями, нами в записи контрольных ответов введена система альтернативных слов, частей фраз или полных фраз. Наряду с основ­ным определением, в тексте в скобках приводятся альтернативные слова, выра­жения, замена на которые не изменяет данную оценку. Например, в 1-ом субте­сте, в задании 4, в записи ответа «От коровы (или козы, или верблюда)» следует признать правильным любой из ответов: «от козы», «от коровы», «от верблю­да». Альтернативные выражения ограничиваются с обеих сторон скобками и стоят сразу после замещаемого слова. Например, в 5-ом субтесте в задании 18 в записи: «Когда человек играет и все забывает (или не может оторваться...)» замене на альтернативное выражение, данное в скобках, подлежат слова «все забывает», а не слова «играет и все забывает».

Слова-задания набраны прописными буквами. Стоящая после них цифра «1:» или «2:» означает оценку в баллах тех ответов, которые следу­ют за этой цифрой. Ответы, следующие после цифры «0:» считаются неу­довлетворительными. После знака «?:» следуют ответы, на которые необ­ходим дополнительный вопрос в общей форме. В ряде случаев приводятся нестандартные дополнительные вопросы. Как и примечание для экспери­ментатора, они выделены разрядкой. Если после дополнительного вопро­са качество ответа не изменяется, ответ оценивается в 0 баллов.

Равноценные ответы разных испытуемых разделяются точкой.

Субтест 1 ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Для детей младше 8-ми лет и старше, подозреваемых в умствен­ном снижении: начинать с задания №1, прекратить при 5 отрицательных ответах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном сниже­нии: начинать с задания №4. Если одно из заданий №4, №5 или №6 не вы­полнено, то, прежде чем переходить к следующему, необходимо возвратить­ся к заданиям №№1, 2, 3. Если все три задания — №№4, 5, б выполнены, то дать аванс за №№1,2,3 и переходить к заданию №7. Прекратить при 5-ти не­удачных подряд. Оценки: 1-0.


Задания и контрольные ответы

1. Сколько у тебя ушей?

1: Два. Пара.

2. Как называется этот палец?

1: Указательный.

3. Сколько ног у собаки?

1: Четыре.

4. Or какого животного мы получаем молоко?

1: От норовы (или козы, или верблюда).

5. Что нужно сделать, чтобы вода закипела?

1: Поставить на огонь (или газ, или плиту). Нагреть.

6. В каком магазине продают сахар?

]: В продовольственном (или гастрономе, или булочной, или в другом, где в действительности могут продавать сахар).

7. Сколько единиц в пятерке?

1: Пять.

8. Сколько дней в неделе?

1: Семь.

9. Кто основал город, который называется Санкт-Петербург?

1: Петр Первый. 0: Строители.

?: Ленин («Верно, город раньше назывался по имени Ленина. Кто его основал?»).

10. Что такое пара?

1. Два. Двое, два человека (или предмета). Оценка в школе.

0: Пара ног (или предметов).

?: Это количество. Парочками ходят в детском саду. («Верно. Так

значит, что такое пара?»).

11. Назови мне четыре времени года

1: Зима, лето, осень, весна (в любом порядке).

12. Какого цвета рубины?

1: Красного (любого от светло-розового до темно-красного). 0: Рубинового.

13. Где садится солнце?

1: На западе (при указании руной на запад или при ответе «за гори­зонтом»: «Верно, но какое это направление?»). 0: За тучу (или горы, или др.).


 




14. Для чего нужен желудок?

1: Он переваривает пищу. Обрабатывает пищ своим соком. Перера­батывает пищу.

15. Почему нефть или масло плавают на воде?

1: Потому, что плотность воды больше (или нефти меньше). Легче.?: Легкая («Да, но монета тоже легкая, а не плавает»).

16. Кто написал «Евгений Онегин»?

1: Пушкин (или Чайковский).

17. Что празднуют 9 мая?

1: Годовщина Победы в Великой отечественной войне. День Победы над фашистами.

18. Что такое SOS?.

1: Сигнал бедствия. Призыв (или сигнал) о помощи. Сигнал, когда ко­рабль тонет. «Спасите наши души».?: Когда корабль тонет. Сигнал на корабле.

19. Каков примерно средний рост взрослого человека?

1:150-180 см.

20. Где расположена Италия?

1: На юге Европы. На Аппенинском полуострове. В Средиземном море. 0: В Европе. На юго-западе Европы. На Балканском полуострове. Око­ло Франции. На острове.

21. Сколько килограммов в центнере?

1:100 кг.

22. Как называется столица Греции?

1: Афины.

23. Из чего получают скипидар?

1: Из хвойных деревьев (или дерева, или сосны, или ели, или смолы). 0: Из спирта (или бензина, или нефти).

24. Сколько километров от Москвы до Владивостока?

1: 8-11 тыс. км

25. Когда бывает 29 февраля?

1: Через каждые 4 года. В високосном году.

0: Зимой. В феврале.

?: В этом (или таком-то году). (Если год високосный, спросить: «А

когда будет еще?»).

26. Кто открыл Южный полюс?

1: Амундсен.


27. Что такое барометр?

1: Прибор для измерении атмосферного давления. Прибор, пред­сказывающий погоду. 0: Измеряет температуру.?: Для измерений температуры.

28. Что такое иероглиф?

/: Письменные знаки в некоторых странах (Египте, Китае, Японии и др.) или у древних. Вид (или знак) письменности. Буквы в Китае (или др.). 0: Клинопись. Что-то нарисовано. Знак. Буквы.

29. Кто был Александр Македонский?

1: Великий полководец древности. Древнегреческий полководец. За­воеватель, жил до нашей эры. Покоритель Персии (или Египта). Гла­ва греко-македоно-персидской державы. 0: Великий русский полководец.

?: Великий полководец. Военачальник. Предводитель македонцев. Полководец Македонии.

30. Что такое конфискация?

1: Принудительное (или безвозмездное) изъятие имущества в собст­венность государства по приговору суда (или в административном порядке, или по закону). Отбор имущества по закону.?: Отнятие (или изъятие) имущества. Насильственное (или прину­дительное) изъятие имущества.

Субтест 2 ПОНЯТЛИВОСТЬ.

Особенность инструкции для 2-го субтеста: перед заданием №6 испы­туемому необходимо сказать: «До сих пор ты отвечал все правильно, очень хорошо. Теперь я тебя попрошу, говори мне как можно больше. Го­вори до тех пор, пока сам все не скажешь или я тебя не остановлю».

Начинать с задания №1. Прекращать при 3-х неудачах подряд. Оценки:1 2-1-0. Общие критерии оценок для заданий №№1-5:2 балла — если испыту­емый проявляет собственную активность, т. е. сам принимает решение или пытается сам исправить предложенную ситуацию; 1 балл — если испытуе­мый предлагает исправить положение кому-нибудь другому или обращается за помощью к кому-либо. На задания 1-5 нужно обязательно добиться пози­тивного ответа. Ответа «не знаю» не должно быть.

Общие критерии оценок для задания №№б-14: 2 балла — если указы­вается не меньше 2 причин, 1 балл — если указывается 1 причина.


 




Задания и контрольные ответы

1. Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?

2: Помажу йодом. Забинтую. Заклею пластырем. Вымою водой с мылом. 1: Скажу маме. Пойду к врачу. 0: Плакать. Пойду домой. Ничего.

2. Что ты будешь делать, если потеряешь мячик, который тебе дали поиг­
рать? (куклу, книгу — в зависимости от возраста, пола).

2: Куплю новый. Отдам свой (или такой же, или другой). Заплачу.

1: Извинюсь. Скажу маме.

0: Плакать. Скажу ему, что потерял.

?: Искать пока не найду («А если не найдешь?»)

3. Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба в магази­
не не оказалось?

2: Пойду в другой магазин. Куплю булку. 1: Спрошу у мамы, что делать. 0: Пойду домой. Отдам деньги.

4. Что ты будешь делать, если маленький мальчишка, меньше тебя ростом,
стал бы с тобой драться? (для девочек «девчонка»).

2: Успокою (или займу чем-нибудь, или остановлю, или утихомирю) его. Объясню (или внушу) ему, что тан нельзя. Переведу на шутку. 1: Попрошу кого-нибудь остановить его. Скажу маме. Поставлю в угол. 0: Повалю и буду держать. Оттолкну. Дам сдачи.?: Ничего. Отойду.

5. Что бы ты сделал, если увидел поезд, приближающийся к поврежденным
рельсам?

2: Попытаюсь остановить поезд. Встану на рельсы и буду делать знаки. Буду махать чем-нибудь (или красным платком). 1: Скажу стрелочнику (или кому-нибудь). 0: Отойду. Убегу. Посмотрю.?: Закричу.

Дополнительная инструкция.

6. Почему лучше строить дом из кирпича, чем из дерева?

Прочнее (или крепче). Не гниет (или долговечнее, или меньше под­вержен коррозии). Кирпич не горит. Из кирпичей можно строить мно­гоэтажные дома.

0: Удобнее (или легче) строить. Лучше изоляция. Красивее. Теплее. Дешевле. В дерево молния ударит, а в камень нет.?: Выгоднее. Безопаснее. Практичнее.


7. Почему преаумников сажают в тюрьму?

Дпя июпяции от общества (или могут совершить другое преступление). 0: Чтобы не сбежали. Для других урок. Чтобы отбыл срок наказания. Законы непьзя нарушать.

?: Они преступники (или совершили преступление) («Верно. Так поче­му их сажают в тюрьму?»).

8. Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?

Женщины слабые (или мужчины сильнее женщин). Женщины более необходимы для ухода за детьми. Дети дольше будут жить. 0: Они не умеют /ьювать. Так принято. Чтобы не было паники.?: Женщины —- слабый пол.

9. Почему выгоднее хранить деньги в банке, чем дома?

Уберечься от соблазна истратить. Безопаснее (или дома могут украсть или сгореть при пожаре). Идут проценты. Выгодно госу­дарству, оно использует эти деньги. 0: Дома можно потерять.

?: Выгодно. Удобно. Надежно. Сохранение. Накопление. Польза государству.

10. Чем выгодны пункты проката (видеопроката)?

Если вещь нужна только на короткое время (или на один раз, или на сезон). Не каждую вещь человек в состоянии купить.

11. Почему для поступления в институт необходимо сдавать экзамены?

Отобрать (или выявить) знающих (или подготовленных, или силь­нейших). Отсеять не знающих (или не подготовленных). Отобрать (или выявить) талантливых (или способных). Проверить способ­ность учиться в институте (или отсеять «тупых»). Чтобы для всех были равные условия (или чтобы не поступали нечестным путем). Конкурс (или желающих много, а мест мало).

0: Узнать, хорошо ли все знают. Пополнить (или вспомнить) свои знания.?: Проверить знания (или что ты знаешь, или на что способен). Иметь представление о поступающих (или знаниях, или способностях). Нель­зя принимать всех подряд. («Верно. Так почему надо сдавать экзамены, чтобы поступить?»).

12. Почему для производства детских игрушек чаще используют пластмассу,
чем дерево?

Она легче. Легко делать (или обрабатывать).. Гигиеничнее. Занозы не будет. Дешевле. Экономия древесины. Легко штамповать. 0: Прочнее. Красиво (или эстетично).?: Удобно. Выгодно. Практично.

13. Почему мы выбираем депутатов парламента?

Отбор достойных (или лучших). Не все могут управлять. Потому


 




что каждый из нас имеет право голоса (или выбора). В этомпро­явление демократии (или народной власти). У нас власть осуществ­ляется через представителей народа (или депутатыпредстави­тели народа). Власть основана на выборности.?: У нас демократия (или народная власть). Депутаты отражают (отстаивают или защищают) интересы народа.

14. Почему нужно выполнять обещания?

Подведешь другого. Тебе не будут верить (или будут считать лгу­ном). Для пользы дела.

0: Так принято. Это нехорошо. Это нечестно.?: Это дело чести. Вопрос морали.

Субтест 3 АРИФМЕТИЧЕСКИЙ

Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №1. Прекратить при 3-х неудачах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном сниже­нии: начинать с задания N-4. Если задания №№4 и 5 оба не выполнены, нуж­но вернуться к заданиям №№1, 2, 3. Если выполнены оба или одно из зада­ний №№4, 5, то дается аванс за №№1, 2, 3 и переходят к №б. Прекращать при 3-х неудачах подряд. Оценки: 1-0. Выполнение задания ограничено време­нем. Отсчет времени начинать по окончании чтения задачи.

Примечание. Задания №№1-3 выполняются на кубиках. Задания №№14-16 даются испытуемому на карточках. Испытуемый читает задачу сам, обязательно вслух. Секундомер включается по окончании чтения. Если испытуемый не запомнил задачу, то по его просьбе можно повторить вопрос, но время от-считывается с момент первого прочтения.

Задания, ответы и временные лимиты

1. Сосчитать все кубики в ряду (9 кубиков)......................................... 45"

2. Убрать все кубики, оставить только четыре.................................. 45"

3. Убрать все кубики, оставить только семь....................................... 45"

4. Если разрезать яблоко пополам, сколько будет частей? (две).. 30"

5. У тебя было четыре рубля, мама дала тебе еще два рубля.
Сколько стало? (б рублей)................................................................. 30"

6. У тебя было 8 шариков, ты купил еще б. Сколько стало?

(14 шариков)......................................................................................... 30"

7. У продавца было 12 газет, он продал 5. Сколько осталось?

(7 газет).................................................................................................. 30"


 

8. Сколько стоят 3 карандаша по 7 рублей каждый? (21 руб.).... 30"

9. У продавца было 25 бутылок молока. 11 бутылок он продал.
Сколько осталось? (14 бутылок)....................................................... 30"

10. У 4-х мальчиков было 72 руб. Они разделили их поровну.
Сколько стало у каждого? (18 рублей)............................................ 30"

11. Рабочий заработал 36 руб. Ему платили 4 руб. в день.

Сколько дней он работал? (9 дней)................................................ 30"

12. Ты купил 3 десятка апельсинов по 30 руб. за десяток.

Сколько получишь сдачи со 100 руб. (10 руб.)............................. 60"

13. Каким будет число, если 2/3 его равняется 36? (Число 54)..'.. 30"

14. Если 3 карандаша стоят 5 руб., то сколько будут стоить

24 карандаша? (40 руб.)..................................................................... 60"

15. Если проезд на такси стоит 20 руб. за первую четверть
километра и по 5 руб. за каждую последующую четверть
километра, то сколько надо заплатить за 2-х километровую
поездку? (55 руб.)............................................................................... 120"

16. Саша и Боря играли в экономическую игру «Коммерсант».
Они взяли себе капитал по 27 руб. каждому. При этом
договорились, что в конце каждой партии проигравший
выплачивает победителю одну треть того, что победитель
выиграл. Саша выиграл первые три партии. Сколько имеет

Боря к началу четвертой партии? (8 руб.).................................. 120"

2.5. Субтест 4 СХОДСТВО

Для детей младше 8-ми лет и старше, подозреваемых в умственном снижении. Инарукция: «Я сейчас начну говорить, а ты продолжи, хоро­шо? Ну, давай попробуем: «Лимоны кислые, а сахар...». При неудаче дать правильное окончание фразы и перейти к заданию №2. При неудаче снова оказать помощь. Больше не помогать! Если из первых 4-х заданий выполнено не менее 2-х, перейти к №№5-16. В противном случае — прекратить.

Для детей 8-ми лет и старше, не подозреваемых в умственном сни­жении. Инструкция: «Я тебе назову какие-нибудь два предмета, а ты попробуй сказать, что между ними общего, чем они одинаковы. Только старайся говорить как можно больше, до тех пор, пока ты сам все не скажешь, или пока я тебя не остановлю. Ну, давай попробуем...». Пред­ложить задание №5. При неудаче оказать помощь: «У них есть косточки, кожица, они растут на деревьях, это фрукты». Перейти к заданию №6. При неудаче — также оказать помощь. Больше не помогать! Прекратить при трех неудачах подряд. Если при прекращении теста, т. е. при наличии 3-х не­удач подряд, испытуемый имеет не менее 3-х баллон за №№5-1б, дать аванс за задания №№1-4 (4 балла), если менее 3-х, потратиться к этим заданиям.


Оценки за задания №№1-4:1-0, за задания №№5-16: 2-1-0. Ответы, где пред­лагалась помощь, в оценку не включать. Общие кршерии оценок за члдяния №№5-16: 2 балла — если дается обобщающее слово (проводится классифи­кация); 1 балл — если перечисляются отдельные признаки.

Задания и контрольные ответы

1. Лимоны кислые, а сахар... (сладкий).

2. Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

3. Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами
или тетеньками).

4. Нож и кусок стекла оба... (острые).

5. Слива — персик (или вишня).

2: Фрукты. Фруктовые деревья. Плоды.

1: Еда. Их едят, (любые два признака из следующих: косточка, кожи­ца, круглые, форма, сок, сладкие). 0: Вкусные. Вкус. Маленькие. Нравятся. Ягоды.

б: Кошка — мышка.

2: Животные. Млекопитающие. Живые существа. Четвероногие. 1: Четыре ноги, (любые два признака из следующих: глаза, хвост, лапы, уши, усы, шерсть). 0: Едят. Шкурки. Быстро бегают. Ловкие.

7: Вино — пиво.

Часто под ответом «не знаю» подразумевается: «не пил, не пробо­вал». Необходима следующая форма вопроса: «Как ты думаешь, что меж­ду ними общего?».

2: Алкогольные (или спиртные) напитки. Опьяняющие вещества.

1: Напитки. Их пьют, жидкие. Жидкость. Кружится голова. Крепкие.

С градусами. Возбуждающие напитки. Горькие. В них спирт.

0: В бутылках. Одинакового цвета (или вкуса).

8. Пианино — скрипка.

2: Музыкальные (струнные) инструменты. Инструменты, на кото­рых играют.

1: На них играют. Струны. Имеют мелодию (звуки). Музыкальные предметы. Предметы, на которых играют. 0: Одинаково играют. Из дерева.?: Инструменты.

9. Бумага — уголь.

2: Органического (или растительного) происхождения. Содержат уг­лерод. В их состав входит углерод. Органические вещества.


1: Горят. Из дерева получаются. 0: Топливо.

?: По происхождению. Продукты промышленного производства.

10. Килограмм — метр.

2: Единицы системы СИ (или измерения). Меры. Измерительные величины.

1: Ими измеряют. Говорят о величине.

0: Оба говорят о длине и/или весе. В килограмме 1000 граммов и в

метре 1000 мм. Кг/м=дж.

?: Виды измерения.

11. Ножницы — медная сковородка.

2: Предметы домашнего обихода. Сделаны из металла. 1: Используются в быту (или в хозяйстве, или дома). Из стали. Име­ют металлический блеск. 0: Блестят. Имеют ручки. Железные.?: Из одного материала.

12: Гора — озеро.

2: Изломы земной коры. Топографические понятия (названия). Геогра­фические названия. Природные образования. Рельеф местности. Эле­менты (или составные части) рельефа.

1: Неровности поверхности земли. Элементы (или явления) природы. Элементы пейзажа. Имеют полезные вещества. 0: Имеют воду и землю. Всегда на месте. Поверхность земли.?: Природа. Из природы. Пейзаж. Вид. Местность. 13. Соль — вода.

2: Химические (или неорганические) вещества (или соединения). Необ­ходимые для жизни вещества. Входят в состав пищевых продуктов.. 1: Употребляют с пищей. Их едят. Продукты (или предметы) пита­ния. Вещества, содержащиеся в природе. Состоят из молекул. 0: Оба в океане. Соль получают из воды. Химические элементы.?: Их используют.

14. Свобода — справедливость.

2: Философские (или гуманные, или идеологические, или юридические) понятия. Философские категории. Социальные идеи (или ценности). Демократические права.

I: Лозунги борющихся за независимость народов (или прогрессивные или гуманные). Принципы, за которые борются народы мира. Это же­лание любого народа. Без них человек не может счастливо жить. 0: Равенство. Законы. Близкие понятия. Гражданские права. Без спра­ведливости нет свободы.

?: (ишь с борьбой?(/ (прапедлиоость. Права человека. Человеческие потребности.


г\


15. Первый — последний.

2: Крайние члены (или концы) ряда. Замыкающие. Замыкают концы (или ряд). Этапы какого-либо действия.

1: Находятся на краях. Крайние. Крайние точки. Концы. Обозначают место (или порядок), ограничивают что-то. Противоположные. 0: Первыйначало, последнийконец. Есть первый, есть и послед­ний. Два конца. Начало и конец. Счет. Цифры. Конечные числа. Поряд­ковые числительные. Меры счета. Номерной порядок.?: В ряду (или очереди) порядок.

16. Число 49 — число 121.

2: Квадраты простых (первоначальных или нечетные) чисел.

1: Нечетные. Не делятся на два. Натуральные (или целые) числа.

Квадраты чисел 7 и П.

0: Их корничисла 7 и 11. Делятся только сами на себя или единицу (или

одно и тоже число). Числительное. Числа. Цифры. Состоят из цифр.

?: Квадраты.

Субтест 5 СЛОВАРНЫЙ

Для детей младше 8-ми лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №1, прекратить при 5-ти неудачах подряд.

Для детей 8-ми лет и старше, не подозреваемых в умственном сни­жении: начинать с задания №10. Если за задания №№10-14 испытуемый имеет 10 баллов, то авансировать задания №№1-9 (18 баллов) и перейти к заданию №15. В противном случае вернуться к заданию №9 и следовать в обратном порядке, пока 5 заданий подряд не будут оценены в 2 балла. В этом случае авансировать оставшиеся задания (по 2 балла) и перейти к за­данию №15. Прекратить при 5-ти неудачах подряд. Оценки за задания №№1-5: 2-0, за задания №№6-40: 2-1-0.

Оценку ответов рекомендуется проводить по следующим этапам:

1 этап. Выяснить, возможно ли оценить ответ испытуемого как (+),
т. е. слово-задание ему знакомо, или как (-),т. е. слово-задание испытуе­
мому не знакомо. Если из ответа это не очевидно, испытуемому задается
дополнительный вопрос, с тем, чтобы можно было оценить ответ или как
(+), или как (-).

2 этап. Если ответ испытуемого оценивается как (-), он получает 0
баллов. Если ответ оценивается как (+), то за задания №№1-5 выводится
по 2 балла, за задания №№б-40 по 2 или по 1 баллу. При этом в 2 балла оце­
ниваются ответы, в которых либо дается точное, развернутое определение
(«припев — часть песни, повторяющаяся после каждого куплета»), либо
дается близкий синоним («храбрый» — «смелый»). Ответы оцениваются в
1 балл, если они содержат либо неполное, но правильное определение


(«Припев — слова в песне, повторяемые несколько раз»), либо описание отдельных признаков («Азартная игра — в которой трудно остановиться»), либо испытуемый показывает понимание на примере («Храбрый — который не побоялся броситься в холодную воду, чтобы спасти другого»).

Оценивая качество ответа, следует отличать изящество, которым можно пренебречь, от полноты ответа, от которой во многих случаях за­висит уровень оценки.

Задания и контрольные ответы

1. ВЕЛОСИПЕД.

2: Вид транспорта. На нем катаются (или ездят). Как мотоцикл, но без мотора (или: но надо ногами крутить). У него педали, колеса (другие частине меньше двух). 0: У меня такой есть. Такой большой.?: Трехколесный. Для детей.

2. НОЖ.

2: Инструмент для резания. Режущая часть инструмента. Холодное оружие. Им можно резать. Им режут хлеб (или мясо, или др.). 0: У меня есть. Железный.?: Острый.

3. ШАПКА.

2: Головной убор. Носят на голове. Надевают на голову, чтобы не за­мерзнуть. 0: Фуражка.?: Ее носят. Зимой носят. («Как это «носят»?»).

4. ПИСЬМО.

2: Написанный текст с сообщением, который посылают. Сообщение кому-то. Бабушке в деревню пишут. Его кладут в конверт. Его посы­лают. Написать и отправить. 0: Написано на бумаге. Бумага. Конверт.?: То, что пишут.

5. ЗОНТИК.

2: Приспособление для защиты от дождя или, солнца. Из палки, пру­тьев, и на них натянута тряпка. То, что мы берем, когда идет дождь. Укрываются от дождя (или солнца). Берут, чтобы не промокнуть. 0: Его носят.?: Раскрывают.

6. ПОДУШКА.

2: Постельная принадлежность. Мешок, набитый перьями (или пу­хом, или сеном), который кладут под голову. 1: Его кладут под голову. Мешок, в нем перья (или пух, или сено). Состо-



ит из наволочки, внутри перья (или пух, или сено). Мягкое сидение.

0: Мягкая. Спит мальчик. Белье.

?: Четырехугольный мешок. На котором спят. («Как это спят?»).

7. ГВОЗДЬ.

2: Металлический (или железный) стержень (или палочка), заост­ренный на одном конце и со шляпкой. Металлический стержень (или палочка) для скрепления предметов. Строительный материал. 1: Предмет для скрепления чего-нибудь. Им прибивают деревянные вещи. Его вбивают. Из металла, его забивают. Его прибивают мо­лотком. Забивают, чтобы повесить что-нибудь. 0: Им ударяют. Острый. Железный. Орудие труда.?: Которым крепят. Строительный инструмент.

8. ОСЕЛ.

2: Животное, родственное лошади, но меньше размером (или домаш­нее, или вьючное, или у которого длинныеуши и он громко кричит, или на котором на юге (или в горах, или в Азии) перевозят вещи). Упря­мый (или тупой) человек.

1: На нем возят грузы (или людей) в горах (или на юге, или в Азии). Как лошадь, но меньше. Упрямое (или тупое) животное. 0: Животное в лесу бегает (или дикое, или с рогами).?: Травоядное животное. Животное.

9. МЕХ.

2: Шкура животного. Пушнина. Волосяной покров животного.

1: Волосы у лисы (или кошки, или др. жив.). Покров зайца (или собаки,

или др.). С зверька снимают, когда убьют. Из меха шьют шубу (или

воротники, или шапку, или др.).

0: Мягкий, пушистый предмет. У кошки (или зайца, или др.). Предмет

для утепления. Теплый. Растет в лесу на пнях. (Мох! Не исправляйте,

а снова повторите вопрос четно).

?: Покров животного. Добывают у животных. Для пошива меховых

изделий.

10. АЛМАЗ.

2: Драгоценный камень. Самый прочный кристалл. Минерал очень прочный (или драгоценный). Модификация чистого углерода. Инст­румент для резки стекла.

1: Камень очень твердый (или красивый, или дорогой, или в кольцах, или в брошках, или для украшения). Рудный камень. Чем режут стекло. 0: Украшение.?: Полезное ископаемое. Кристалл. Минерал.

11. СОЕДИНИТЬ (не «соединять»!).

2: Составить из нескольких одно целое. Сложить вместе. Объединить. Слить воедино. Совместить. Установить сообщение (или связь).


1: Делать что-то вместе (или целое). Сваривать. Связывать. Склеи­вать. Сбивать друг с другом. Скреплять. Сплачивать. 0: Сближать. Приближать.?: Прилагать. Смешивать. Соединять предметы (или вагоны, или др.).

12. ЛЕЗВИЕ.

2: Острый край (или часть) режущего (или рубящего) предмета (или орудия, или ножа или др.). Режущий предмет для бритья. Стальная (или тонкая) заточенная пластинка для бритья. Отточенная грань ножа (или сабли, или др.).

1: То, чем режут у ножа (или др.). Острая часть ножа. Острый тон­кий (или металлический) предмет для битья. Заостренный-конец у бритвы. То, чем бреются. Бритва.

0: Конец острого предмета. Острый конец ножа. Острый. Холодное оружие. Тонкий металл. Инструмент.

?: Вещь для резания. Режущий предмет. Заточенная часть металли­ческого предмета. Острая часть предмета.

13. МЕЧ.

2: Холодное оружие с обоюдоострым клинком (или древнее, или рубя­щее). Древнее (или старинное) орудие с обоюдоострым клинком (или рубящее). Оружие обоюдоострое (или рубящее). 1: Оружие холодное (или древнее, или старинное, или рубящее). Из ру­коятки и длинного лезвия. Чем сражались раньше (или рыцари). Как длинный нож.

0: Битва на мечах. Колющее орудие. Тяжелый. Железный. Чем защи­щаются. Круглый, чем защищаются.

?: Оружие, полоска металла. Как сабля. Оружие. Оружие борьбы. Сра­жаться. Предмет, которым сражались. Чем сражаться.

14. НЕПРИЯТНОСТЬ.

2: Факт (или сообщение, или случай), вызвавший плохое настроение (или огорчение, или неудовлетворение, или расстройство). 1: Когда у человека наступает (или когда что-то делает человеку) плохое настроение (или огорчение, или неудовольствие, или рас­стройство). Когда у человека неудача. Плохое известие. Когда че­ловека обидели.

0: Чувство ненависти (или презрения). Беда. Горе. Несчастье.?: Когда человеку плохо (или не по себе). Что-то случилось плохое. Что-то причинило боль. Плохое настроение. Неудовольствие. Рас­стройство. Огорчение. Иногда такое ощущение у человека.

15. ХРАБРЫЙ.

2: Смелый. Бесстрашный. Отважный. Мужественный. Человек без страха. 1: Человек, который не обращает внимания на опасности (или не бо­ится ничего, или трудностей, или опасности, или др.). Небоящийся.


 




Решительный.

0: Сильный. Делает добро (или полезное). Его другие боятся. Кото­рым руководит рассудок. Который совершил подвиг.?: Свойство (или черта) человека. Храбрый солдат, сражался. Когда большой мальчишка бьет маленького, он заступается.

16.ЧЕПУХА.

2: Не имеющее значения. Не существенное. Пустяковое. Пустяки. Ерунда. Вздор. Чушь. Несуразица. Мелочь, на которую не стоит обра­щать внимания.

1: Что-нибудь легко сделать. Что-то непонятное. Не то говорит. Не имеющее смысла. Бессмыслица. Нелепость. Набор бессмысленных слов. Неправдоподобное. Неправда. Глупость. 0: Неправильно решил задачу. Бред.?: Ненужное занятие. То, чего не может быть. Несовместимое.

17. ГЕРОЙ.

2: Человек, совершивший подвиг (или выдающийся поступок). Главное действующее лицо литературного произведения (или пьесы, или др.). 1: Кто сделал что-то полезное, чего не могут сделать другие. Кто победил врагов. Кто совершил смелый (или храбрый) поступок. 0: Кто сделал хорошее дело (или может все сделать). Храбрый. Сме­лый. Сильный. У которого медали.?: Отличился чем-то (или каким-то поступком).

18. АЗАРТНАЯ ИГРА.

2: Игра, в которой выигрыш зависит от случая. Игра на деньги (или вещи, или др.).

1: Игра увлекающая (или страстная, или задорная, или захватываю­щая, или на что-нибудь, или в которой трудно остановиться, или в которой, чем больше играешь, тем интереснее). Когда человек игра­ет и все забывает (или не может оторваться, или не контролирует свои поступки). Игра в карты.

0: Игра запрещенная (или веселая, или интересная, или быстрая). Пу­стое провождение времени. Когда балуются.?: Нехорошая игра.

19. НИТРОГЛИЦЕРИН.

2: Маслянистая, тяжелая, взрывчатая жидкость. Вещество (или химическое вещество) взрывчатое (или которое может взрывать­ся, или используется как лекарство). Лекарственный (или медицин­ский) препарат (или средство).

1: Химическое (или органическое) вещество. Взрывчатка. Употреб­ляют для взрывов. Таблетки.

0: Жидкость (или лекарство, или средство) для смягчение кожи.?: Жидкость. Опасная жидкость.


?(). МИКРОСКОП.

2: Прибор с увеличительными стеклами для рассматривания (или увеличения) невидимых простым глазом предметов, например, микро­бов (или клеток, или насекомых, или др.).

1: Прибор (или предмет), чтобы увидеть мелкие частицы (или для рассматривания микробов, или клеток, или др.). 0: Дается полное определение с указанием в примере на звезды, кар­тинки на стене, на поверхность моря«у подводной лодки». Р: (Полное определение без названия рассматриваемых предметов).

21. ДОЛЛАР.

2: Денежная единица в США (или Канаде, или Австралии). Деньги в Америке. Американская монета, состоит из 100 центов. Валюта. 1: Американский рубль. Американская монета. Деньги. Иностран­ные деньги. О: Деньги н Англии. Рубль.

гг. басня.

2: Литературное произведение (или стихотворение, или проза, или др.) с иносказательным (или аллегорическим) и нравоучительным смыслом, где под видом животных (вещей, или др.) подразумеваются люди. Вымысел. Выдумка. Небылица.

1: Литературное произведение (или стихотворение, или др.), ино­сказательное (или аллегорическое, или нравоучительное, или поучи­тельное, или с моралью, или с наставлением, или где под видом жи­вотных высмеивают людей, или где высмеивают пороки людей, или где высмеивают недостатки людей). 0: В котором высмеиваются звери.

?: Стихотворение. Где под зверьми подразумеваются люди. Устное народное творчество.

23. КУПОЛ.

2: Крыша в форме полушария (или сферической формы). Вершина че­го-либо в виде полушария. Выпуклый верх здания. 1: Крыша в цирке (или у церкви). Верх у дерева. В соборах верхотура округлой формы. 0: Дом. Круглый. Шар.

?: Крыша куполообразная. У цирка (или церкви). Вершина. Полукруг­лый верх чего-либо. Круглая крыша.

24. ШПИОНАЖ.

2: Преступная деятельность (или действия противника) с целью вы-fif-'junninin (ипи (обирания, или похищения) (чмрртнш сведении (или секретной информации, или секретов военных (или промышленных, или политических)). Разведка противника. 1: Когда у другой стороны узнают тайны. Разведчики добывают све-


 




дения в другой стране для своей. Чтобы узнать тайны (или секре­ты). Слежка.

0: Предательство. Махинации. Нечестное.

?: Когда шпионят. Когда шпионы разведывают. Собирание каких-ли­бо сведений по чему-либо заданию. Разведка. Преступление. Проник­новение в другую страну.

25. ПРИПЕВ.

2: Часть песни, повторяющаяся после каждого куплета. 1: Часть песни (или слова в песне), повторяемые несколько раз. У пес­ни несколько раз повторяется. Короткая песня, которая идет


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.36 с.