Внутренняя структура эмпирического знания — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Внутренняя структура эмпирического знания



Эмпирические протокольные записи содержат не толькоинформацию – явления, но и ошибки наблюдателя, наслоения внешних воздействий, случайные ошибки приборов. Основанием для теоретических построений они служить не могут. Как же можно получить экспериментальные знания, обладающие объективной достоверностью? Такими знаниями – фактами являются эмпирические факты, получаемые в строго определённых условиях. Эмпирический базис в только таких условиях является опорой научных теорий. Как же наука создаёт цепочку перехода ототдельных наблюдений к эмпирическим фактам, и что обеспечивает объективный статус научного факта? Эта проблема -проблема науки 20 –го столетия.

Определённый вклад в решение этого вопроса сделали позитивисты, но адекватность их описания реальности снижалась изучением только внутренних связей объекта наблюдения. Для этого нуженбыл деятельный подход к исследованию. Заключается он не в пассивном созерцании изучаемых процессов, а в особой предварительной организации опытов, обеспечивающей контроль над его протеканием. Такая организация требует выделения и устранения (ослабления)несущественных связей, обеспечивает реальное протекание процессов, существенных в данных условиях. При этом возникает необходимость сепарировать все виды движения для выделения связей, обеспечивающих возможность выявления того или иного свойства. Описанное действиев опытном деле называется «выделением приборной ситуации», т.е. возможности фиксации изучаемого явления.

Конечная цель естественного научного исследования состоит в том, чтобы найти законы (существенные связи объектов), которые управляют природными процессами, а потом на этом основании предсказать будущие возможные состояния этих процессов.

Глобальные цели познания - выявление существенных связей и отношений природы. На разных уровнях познания они разные: на теоретическом уровне они выявляются в чистом виде через систему абстракций; на эмпирическом уровне - они изучают явления, непосредственно проявляющиеся в наблюдаемых эффектах. Между ними имеется глубокая связь. Переход от одного состояния объекта в другое (при многократном проведении эксперимента) фиксирует самой структурой деятельности соответствующий закон природы.

Систематические наблюдения проводятся приборной фиксацией, а случайные наблюдения - это тоже побудительный импульс научному исследователю для создания приборной ситуации.



Человек всегда при наблюдении устанавливает некоторую привязку наблюдаемого предмета к окружающему пространству. Ориентирование объектов относительно такого размеренного пространства – уже элемент приборной ситуации. Приборная ситуация даже в этом случае даёт возможность наблюдать изменение в системе. Фиксация предмета исследования в рамках экспериментальной деятельности является тем признаком, по которому можно отличить эксперимент и систематические наблюдения от случайных наблюдений. Случайные наблюдения могут обнаружить побочные явления, связанные с новыми характеристиками объекта. Подтвердить это можно созданием приборной ситуации (например, открытием радиоизлучения млечного пути). Здесь следует заметить: наблюдения не являются чистой эмпирией, а несут отпечаток предшествующего развития теории. Эмпирические факты объясняются не только их проявлениями, но и всем теоретическим материалом, накопленным наукой (пульсары и существующие теории нейтронных звёзд).

 

2.3 Структуры теоретических исследований.

Можно отметить два уровня в этой структуре: частные теоретические законы и законы на уровне теории ограниченной области явлений; развитые научные теории, включающие частные теории в качестве следствий, выводимых из фундаментальных законов. К первым относятся законы механического движения,законы колебания маятника, законы Кеплера, свободного падения и др. Ко вторым - полностью ньютоновская механика, обобщающая всё предыдущее. Все теоретические модели имеют двухуровневую структуру: теоретическая модель и формируемый относительно неё теоретический закон. Построение теоретических моделей происходит на базе абстрактных моделей, сформированных на базе конструктов теоретических моделей с применением относительно них теоретических законов.

Абстракции касаются различных сторон выделенного объекта: размера тела, фиксации системы отсчёта, фиксации времени и положения в пространстве, квазиупругой силы. Всё это и есть модель, на базе которой строится математическая модель малых колебаний. Теоретические модели входят в состав теории (это не аналоговые модели). Если модель входит в состав теории, то она называется теоретической схемой, которая выражает сущность моделируемого объекта.а аналоговые модели – это средство построения теории.



Ньютоновская механика формулирует свою теорию относительно материальной точки при действии сил в инерциальной пространственной временной системе отсчёта. Частные теоретические модели рассматривают частные вопросы общей теории. Они могут трансформироваться или вовсе исчезать, когда создаётся общая теория.

 

2.4Особенности функционирования теории.

 

Раньше всегда логико - методологической системой теория представлялась гипотетико- дедуктивнымструктурным образованием как формализованная математическая модель и иерархическая система высказываний. Из базисных утверждений выводилась система нужных высказываний, сравниваемых с опытными данными. Уточнение этой методики пошло по модифицированному пути: использованием некоторых коррекций дополнительными допущениями, связанными с изменением и дополнением абстрактных структур модели на базе мысленных экспериментов.

В таких математических теориях использовалось соединение имеющихся теоретических выводов с мысленным перестроением объектов и с формулировкой новых выводов. Интерпретация теоретических положений осуществлялась на базе модельных уравнений с учётом условий нового опыта (мысленного). Интерпретация включала и включает: описание идеализированной процедуры измерения в рамках мысленного эксперимента, описание построения данной процедуры в установленных теперь рамках. На базе таких действий можно было получить частные теории из общих.

 

Основания науки

 

К основаниям науки можно отнести три компонента научной деятельности:идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки.

К первым относятся представления о целях научной деятельности и способах их достижения. К целям относятся познавательные установки научной деятельности и социальные нормативы, ценностные мотивы для общественной жизни. Познавательные установки включают в себя процессы воспроизведения объекта в различных формах научного знания, а социальные нормативы - всё, что относится к социальным мотивам, определяющим ценность науки на определённом этапе исторического развития сложившихся отношений в учёном сообществе. Таким образом,в науке определяют два аспекта её существования: как познавательной деятельности и как социального института.

Познавательные идеалы включают: 1) идеалы и нормы объяснения описания, 2) формы доказательства и обоснованности знания, 3) пути построения и организации знаний.Всовокупности они формируют схему исследования. Общие черты исследования характеризуют специфику научной деятельности, а особенные - выражают исторические и дисциплинарные разновидности. В целом они призваны решать три взаимно связанных задачи: 1) учитывать отличие науки от других видов познания (обыденного, стихийно – эмпирического, искусства, религиозного представления мира и т.д.), 2) использовать при этом исторические изменения установок, характеризующих стиль и мышление нового времени; 3) использовать конкретные методы к специфике предметной области каждой науки.

Во все временасуществования науки использовались в первую очередь существующие модели и нормы, например, И. Ньютон строил свою теорию по нормам эвклидовой геометрии.

Второй блок основания науки – способ достижения научных результатов – создаёт научную картину мира. В современных научных дисциплинах особую роль играют обобщённые схемы – образы предмета исследования, с помощью которых формируются системные характеристики изучаемой реальности – социальные картины мира, т.е. научная картина мира. Она включает представления: 1) о фундаментальных объектах, на базе которых строятся все остальные; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях их взаимодействия; 4) о пространственно- временной реальности. Это онтологические принципы, характеризующие картину исследуемой реальности. На основании этой картины создаются научные дисциплины (их теории), ими обосновывается современная картина мира, изменяющаяся в соответствии с изменением онтологии. С развитием научных направлений меняется или модифицируется картина мира, вернее её видение, а не она сама. Развитие этой картины идёт уточнением отдельных сторон науки, иногда, может даже чаще, соревнованием различных теорий оснований науки.

Все эти преобразования теперь связаны ещё с продумыванием роли наблюдателя картины мира. Научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и структуры науки (схема метода) нуждаются в «стыковке». Её обеспечивает философское осмысление оснований науки. Философские основания гетерогенны: они стимулируют порождение новых структур научных теорий.

В философии изучаются не только онтологические системы, формирующие категории объектов, но и эпистимологические, включающие категориальные схемы познавательных процедур (понимание истины, доказательства, объяснения). Развитие философских оснований – предпосылка экспансии науки на новые предметные области.

 

Динамика научного познания.






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.