Обеспечить высокую степень надежности технических приемов игры в сложной обстановке на поле. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Обеспечить высокую степень надежности технических приемов игры в сложной обстановке на поле.

2017-11-22 68
Обеспечить высокую степень надежности технических приемов игры в сложной обстановке на поле. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и в защите.

Совершенствовать тактические умения с учетом игрового амплуа футболиста.

Сформировать умение эффективного использования технических приемов и тактических действий в зависимости от условий (от состояния партнеров и противника.

Развивать способности к быстрым переключениям от нападения к защите и от защиты к нападению.

Изучать технический арсенал, тактическую и волевую подготовленность противника.

Изучать тактику ведущих команд страны и сильнейших зарубежных клубов и сборных.

Тактическую подготовку с учетом задач и содержания можно условно подразделить на две взаимосвязанные части:

- теоретическую подготовку, т.е. усвоение специальных знаний по тактике;

- практическую подготовку, т.е. овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями, а также развитие творческих способностей игроков.

Этапы тактической подготовки

Тактическую подготовку как педагогический процесс можно условно разделить на несколько этапов.

Первый этап тактической подготовки должен быть направлен на развитие у занимающихся качеств и способностей, лежащих в основе успешных тактических действий. Тактика команды складывается, прежде всего, из разумных индивидуальных действий отдельных игроков. В этой связи целесообразно считать, что индивидуализация тактической подготовки не только одно из условий спортивного совершенствования, но и первый этап обучения тактике. Только после прохождения этого этапа тренер должен переходить к обучению групповой и командной тактике игры[6].

Второй этап представляют собой формирование тактических умений в процессе обучения игроков технически приемам. Обучение следует строить так, чтобы в игровых упражнениях и играх проявлялось единство техники и тактики. Достигается это двумя путями.

Во-первых, по мере овладения техническим приемом его "соединяют" с качествами и способностями, обуславливающими успех тактических действий.

Во-вторых, на этапе изучения приема целесообразно усложнять упражнения, чтобы они способствовали формированию тактических умений. Такой подход способствует развитию тактических способностей и совершенствованию технических навыков спортсмена.
Это обстоятельство важно и в том смысле, что подобных случаях техническая и тактическая подготовка будут протекать монолитно и целенаправленно.

Третий этап тактической подготовки - изучение собственно тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и в защите. На первый план здесь выступают упражнения по тактике, игровые упражнения и двусторонняя игра.


ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Изучение тактических действий и вариантов должно протекать в двух направлениях

- индивидуальная тактическая подготовка;

- групповая и командная тактическая подготовка

На основе индивидуальной тактической подготовки создаются прочные групповые и командные взаимодействия, как защитные, так и наступательные.

Когда решается задача индивидуальной тактической подготовки, речь больше должна идти о тактическом развитии индивидуума, личности, которая сумеет в нужное время использовать индивидуальные тактические знания и умения в интересах команды и гармонически взаимодействовать с коллективом.

Обучение теории тактики футбола начинается с объяснения основных правил игры, практическое овладение которыми продолжается в ходе выполнения игровых упражнений и во время тренировочных игр.
В дальнейшем необходимо рассказывать занимающимся о распределении обязанностей внутри команды, задачах и функциях игроков и их действиях на том или ином игровом месте.

Следующий этап теоретического обучения - детальный анализ отдельных фаз игры (атаки, обороны, переход от оборонительных действий к наступательным, и наоборот, взаимодействия игроков в разных фазах встречи и т.д.). Удобнее всего такой анализ сопровождать критикой недостатков, допущенных игроками в ранее проведенном матче. После анализа фаз игры можно переходить к изучению теоретического решения тактических задач разной трудности.

Важное место в формировании тактических знаний имеет участие футболистов в разработке тактического плана на игру и разборе игры команды.

Одной из задач всесторонней подготовки подростков, является овладение основами тактики.

В процессе повышения тактической подготовки должны совершенствоваться как защитные, так и наступательные варианты Больше внимания следует уделять воспитанию умения быстро переключаться от одного движения к другому, от технического приема нападения к техническому приему зашиты, от одних тактических действий к другим. Тренер обучает игроков тактическим действиям и вариантам по общеизвестным образцам, исходя из возможностей команды. Однако механическое усвоение тактических действий и их вариантов может задержать проявление творческой мысли игроков и команды Тактическая подготовка — процесс творческий, игрок, имея необходимое тактическое мышление, должен всегда уметь приспособиться к создавшимся условиям, несмотря на то, что противник в течение игры всегда будет стремиться к противодействию.

Основным средством тактической подготовки на этом этапе является тренировка групповых и командных взаимодействий. Обучение таким взаимодействиям надо начинать по мере того, как игроки овладеют основными техническими приемами. Если спортсмен не привыкает с раннего возраста к тактическим взаимодействиям с партнерами, не развивает в себе тактическое мышление, то в дальнейшем, даже имея необходимую техническую подготовленность, в насыщенных тактическими взаимодействиями игровых ситуациях он проявить себя не сможет. Развитие творческой мысли во время изучения групповых и командных взаимодействий важно и в том смысле, что оно способствует правильному восприятию действия противника в процессе игры. Это, в свою очередь, дает возможность в ходе матча перестроить без срывов и особых усилий план ведения игры.

Следует углублять познания игроков в тактике игры. Изучение теории должно предшествовать практическим занятиям по тактике. Действенным средством в овладении тактикой являются установки на игру и разборы прошедших игр, которые развивают способность к анализу своей игры и игры партнеров, открывают путь к творческому подходу в решении тактических задач, как общекомандных, так и индивидуальных.

Проводимые разборы игры являются своеобразной школой, где не только разбираются недостатки и достоинства игры, но, главное, намечаются пути, методы и средства к устранению ошибок. Практические занятия, проводимые после разборов, должны быть методическими, ставящими цель — устранение ошибок и недостатков, закрепление положительных действий, внесение нового для дальнейшего развития и совершенствования, уже известного[7].

На этом этапе футболисты уже знакомятся с системами игры. Тренеру следует подробно и доходчиво рассказать занимающимся о распределении обязанностей и функций игроков. Объяснение надо строить на будущих действиях игроков. Это и является первым шагом к его специализации. Известно, что футболисты, играющие на одном месте, лучше понимают поставленные перед ними задачи и лучше с ними справляются. Однако, иногда следует переставлять игроков, чтобы, играя на новых местах, они шире понимали игру, знакомились и овладевали бы функциями игроков других мест в команде. Это способствует лучшему пониманию взаимных действий, помогает анализировать игру каждого игрока в команде, вырабатывает умение предвидеть замыслы соперника и принимать более правильные решения в интересах всего коллектива

Как известно, футбольная игра ведется непрерывно. Поэтому следует специально рассмотреть отдельные игровые состояния. Назовем их условно тактическими фазами (фаза атаки и фаза обороны).

Что же представляет атака? Для фазы атаки характерны три стадии: начало, развитие и завершение. Начало атаки — это момент, когда команда овладела мячом. Развитие атаки — подготовка к взятию ворот. Завершение атаки — взятие ворот.

Методы атаки могут быть различными. Они определяются тренером и творчески дополняются игроками с учетом сил, игровых ситуаций и возможностей играющих команд. При разборе плана атак тренер, в основном, учитывает сильные стороны игроков своей команды и использует слабые стороны в игре соперника. Если команда располагает быстрыми, высокотехничными нападающими, опытными в индивидуальных и коллективных действиях, а соперник атакует большими силами, то выгоднее всего применить метод скоростных, малоходовых комбинаций. Если же он держит в обороне большое количество игроков, то малыми силами результата не достичь. В этом случае атаки готовятся с подтягиванием сил из тыла. Применяется широкий маневр, смена мест игроками. Средние передачи перемежаются с короткими, но в том и другом случае они должны быть очень точными и, конечно, своевременными. Завершающая стадия атаки проводится молниеносно, без дополнительных обработок мяча.

Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответ­ствующим образом на действие партнеров и соперника. Выбор момен­та и способа передвижения для "открывания" на свободное место с целью получения мяча.

Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное исполь­зование изученных способов ударов по мячу. Применение необходи­мого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ве­дения. Применение различных видов обводки в зависимости от игро­вой ситуации.

Групповые действия. Взаимодействия двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, ни­зом или верхом. Комбинация "игра в стенку".

Выполнять простейшие комбинации при стандартных положени­ях: в начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасы­вании мяча (не менее одной по каждой группе).

Говоря о тактике обороны, прежде всего, следует определить, на чем она базируется и чему подчинена. Общеизвестно, что игроки оборонных линий на современном этапе развития футбола должны уметь не только разрушать, но также организовывать атаки и даже их завершать. Однако главная задача защитников состоит все-таки в том, чтобы бдительно и умело охранять свои ворота от наступающего противника. В связи с этим методика подготовки игроков защитных линий имеет свои особенности, связанные со спецификой их игры.

Защитники должны уметь предвидеть развивающие события; определять наиболее важные направления в развитии атаки соперника, отличать ложные ходы от истинных, принимать травильные решения, в плане как индивидуальных действий, так и коллективных.

На этом этапе используются уже знакомые футболистам средства тактической подготовки, но скорость и сложность их выполнения повышаются.

Применение тактических комбинаций, игровых упражнений, учебных и контрольных игр имеет более строгий характер. Здесь ставится задача не только четко выполнять задания, но и вносить элементы творчества в игру.

Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять "закрывание". Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оце­нить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным спосо­бом.

Групповые действия. Противодействие комбинации "стенка". Взаимодействие игроков при розыгрыше противником "стандартных" комбинаций.

Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воро­тах при различных ударах в зависимости от "угла удара", разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) 'от­крывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

Для решения этих задач необходимы разнообразные средства. Ведущее место в тактической подготовке занимают, естественно, упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные) и двусторонняя игра, контрольные и календарные матчи, теория тактики футбола. Кроме того, большое значение имеют подготовительные упражнения для развития быстроты реакции, ориентировки; упражнения на скорость переключения с одних движений (действий) на другие и т.д.; подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты, упражнения по технике (повышение степени надежности и гибкости навыков).

Методы тактической подготовки те же, что и при решении задач технической подготовки. При этом, естественно, учитывают специфику тактики. Так, при показе используют макеты поля, кинокольцовки, фильмы. При изучении в упрощенных условиях сложные тактические действия разучивают по частям, применяя сигналы, ориентиры и т.д. Усложненные условия создают с помощью приборов и специальных устройств (специальное оборудование, тренажеры и пр.)

При использовании сопряженного метода на первый план выступает тактика, однако условия проведения упражнений и их дозировка способствуют совершенствованию техники игры.

На этапе закрепления изученных тактических действий применяют метод анализа своих действий и действий соперника. Для этого используют записи игровых действий, видеомагнитофонную и магнитофонную запись, киносъемку. Типичен для тактической подготовки метод моделирования действий соперника (отдельного игрока или команды в целом). Особое место занимает метод переключения в тактических действиях - от нападения к защите и от защиты к нападению. Эффект дают многократные переключения в условиях дефицита времени и в ответ на сигнал.

Тактическая подготовка должна быть органически связана с другими видами подготовки. Так, в физической подготовке (общей и специальной) эта связь выражается в использовании подвижных и спортивных игр, развитии специальных качеств, содействии (в общих чертах) овладению групповыми и командными действиями, принятыми в футболе (например, в упражнениях с набивными мячами - расположение занимающихся, направление передач мяча и перемещений)[8].

При организации технической подготовки имеют значение выбор действий в ответ на сигнал (ситуацию), взаимодействия занимающихся при выполнении, как подводящих упражнений, так и упражнений по технике, а также технических приемов в рамках тактических действий.

Проводя теоретическую подготовку, тренер также много внимания уделяет изучению занимающимися тактических действий своих игроков и команды, игроков и команд соперника, ведущих советских и зарубежных команд.

В ходе интегральной подготовки связь между разными видами подготовки облегчает постановку заданий во время учебных двусторонних игр, подбор спарринг- партнеров для контрольных игр, формирование установок на игру во время соревнований и последующие разборы игр, и анализ действий футболистов.

Современный футбол отличает тенденция развития скоростной игры и усложнения тактических комбинаций. Поэтому особенно важно научить футболиста оценивать расположение игроков (своих и противника) на поле, положение и направление полета мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел противника, быстро анализировать сложившуюся обстановку и выбрав наиболее целесообразное действие, эффективно выполнить его.

Учитывая изложенное, можно наметить основные направления тактической подготовки: постоянное внимание развитию специальных способностей и качеств; определение рациональной последовательности изучения технических приемов, их сочетания и чередования; воспитания умения реализовать развиваемые качества и способности (тактического характера) в процессе выполнения технических приемов; формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам; установление рациональной последовательности изучения тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и защите с учетом последовательности изучения технических приемов в нападении и защите; совершенствование навыков тактических действий в процессе интегральной подготовки (взаимосвязь тактической подготовки с технической, система заданий в учебных играх, установка в контрольных играх и соревнованиях).

Тактическая подготовка включает теоретическую подготовку, т.е. усвоение специальных знаний по тактике, и практическую, т.е. овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями, а также развитие творческих способностей игроков.

Теоретические знания помогают правильно ориентироваться в сложных игровых ситуациях, анализировать, оценивать возможные решения и выбирать из них самое эффективное.

Теоретическое познания в тактике включают знания правил игры, владение индивидуальными средствами тактики. Игрок должен знать основные системы игры и их варианты, задачи игроков определенных амплуа в команде, взаимодействия звеньев команды в различных фазах игры. Сюда входят и знания о воздействии объективных условий на ход игры и об использовании погодных условий, грунта площадки, размеров поля. Все это игрок должен учитывать в каждом действии.

Обучение тактике и совершенствование в ней происходят с использованием следующих основных методов:

1. Метод упражнения, т.е. многократное повторение разучиваемых и знакомых упражнений. При этом у занимающихся образуются двигательные динамические стереотипы, что и является физиологической сущностью тренировки в тактике.

2. Метод демонстрации и показа.

3. Метод слова.

4. Целостный и расчлененный методы. Прежде чем перейти к тактическим действиям в целом, осваивают их основные части. К целостному методу прибегают обычно для закрепления и совершенствования тактических действий.

5. Анализ видеоматериалов по тактике. Он оказывает неоценимую помощь при оценке игры команды соперника. Ценность киносъемки заключается в возможности многократного просмотра игры, кроме того, это один из эффективнейших способов анализа собственных тактических действий.

6. Анализ своих действий и действий соперника. Обычно тренеры предпочитают вести наблюдения самостоятельно и давать готовые рецепты своим игрокам, что лишает футболистов инициативы и самостоятельности. Поэтому важно привлекать к наблюдению за соревнованиями самих футболистов.

Спортсмены должны не просто смотреть игру, а обращать внимание на тактические варианты, применяемые командой, на способы организации игры в атаке и обороне, на средства, применяемые игроками при решении тактических задач, на тактику игры отдельных игроков и т.д. В то же время, чем чаще футболист продумывает и решает тактические задачи и ситуации, чем глубже анализирует свою тактику, свой опыт встреч с разными соперниками в различных условиях, тем лучше подготавливает себя к пониманию и правильной оценке игровых ситуаций, к самостоятельному, творческому решению всевозможных задач.

Тактические действия, как уже говорилось, изучаются одновременно с техникой игры. С первых же занятий важно воспитывать у футболистов самостоятельность, быстроту ориентировки и творческую активность. Следует подбирать упражнения, при выполнении которых занимающиеся вынуждены осмысливать обстановку принимать определенные решения, оценивать и обобщать свои действия.

На начальном этапе овладения тактикой развитие у футболистов быстроты сложных реакций, ориентировки, сообразительности осуществляется преимущественно в процессе физический и технической подготовки, для этого в упражнения вводят дополнительные условия и частичные усложнения:

применяют звуковую и зрительную сигнализацию для того, чтобы игроки могли быстро изменять те или иные действия с мячом и без мяча;

увеличивают количество мячей, предметных ориентиров и ограничителей;

используют более сложные перемещения, в которых смену мест занимающиеся производят в зависимости от направления действий партнера по упражнению;

применяют активное и пассивное сопротивление условного противника. При этом важно следить за тем, чтобы дополнительные условия и усложнения не сказывались отрицательно на развитии физических качеств или формировании двигательных навыков, лежащих в основе технических приемов.

Перед тем как выполнить то или иное упражнение по технике, целесообразно подобрать посильное для занимающихся тактическое задание, не затрудняющее освоения приема, а помогающее осмыслить его и правильно применять в изменяющихся условиях. Так, например, можно выполнять упражнение в таких условиях, в которых футболист должен одновременно выбирать момент для начала действий и определять направление удара или ведения мяча в зависимости от расположения партнера и его перемещения. Затем освоение индивидуальных действий продолжается в упражнениях без соперника, с пассивным соперником и, наконец, с активно действующим соперником в игровых упражнениях.

Важную роль на этом этапе играет соперник, действия которого направляются тренером.

Закрепление изученного навыка осуществляют путем многократного повторения в условиях игры, где игроку дают конкретные задания, например, закрыть определенного игрока, играть в определенной зоне, открываться на скорости, отобрать мяч в момент приема, на перехвате, ударить в ворота после обводки и т.д.

В учебных товарищеских играх целесообразно особое внимание уделять выбору места при переходе от защиты к нападению и от нападения к защите, при введении мяча в игру. Нужно добиваться того, чтобы игроки могли отрываться от соперника и выходить на свободное место в момент, когда команда овладела мячом, а также своевременно и правильно закрывать игрока соперника сразу после потери мяча.

Развитию тактической грамотности способствует также обмен опытом с лучшими командами с помощью совместных тренировок. Очень полезны для Юношеских команд совместные тренировки с взрослыми футболистами. На таких тренировках юноши получают возможность не только ознакомиться в действительности с различными тактическими приемами, но и видеть их, воспринимать и применять на практике.

Не менее важно организовать просмотры игр лучших отечественных и зарубежных команд. Здесь наблюдающие могут видеть индивидуальные, групповые и командные тактические взаимодействия, а также ознакомиться со всеми тактическими вариантами, которые применяются в ходе игр. Чтобы сделать эти просмотры более целенаправленными, нужно зафиксировать в той или иной форме (запись на специальные карты, видеозапись и пр.) всю игру, вовлекая в это дело учащихся. Затем надо проанализировать тактические взаимодействия наблюдаемых команд в связи с обстановкой, созданной противником. При этом акцент должен ставиться не только на результатах игр, но и на технических действиях и физических возможностях спортсменов.

Таким образом, тактическая подготовка по своему характеру является одним из сложных этапов спортивной тренировки, который требует серьезного, повседневного и творческого труда.

Соревнование позволяет педагогу дополнительного образования выявить эффективность методов обучения, и содействуют формированию морально-волевых качеств воспитанников. В зависимости от уровня подготовленности команды могут принимать участие в соревнованиях различного уровня, от внутриклубного до городского и выше.

 


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.