В процессе обучения техническим приемам сформировать тактические умения. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

В процессе обучения техническим приемам сформировать тактические умения.

2017-11-22 128
В процессе обучения техническим приемам сформировать тактические умения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ.. 9

1.1. ИСТОРИЯ ФУТБОЛА.. 9

1.2. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ.. 12

1.3. ПОНЯТИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ.. 17

1.4. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ.. 24

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. 36

2.1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 36

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПРИМЕРЕ СЕКЦИИ ФУТБОЛА СДЮСШОР "ЮНОСТЬ" Г. ЕКАТЕРИНБУРГ, 41

2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ: 66


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Физическое воспитание является одной из важнейших составляющих единого воспитательно-образовательного процесса формирования растущей личности. Существенное место в комплексе средств физического воспитания занимают спортивные игры, в том числе футбол.

Футбол, как командная спортивная игра, в большей степени способствует разностороннему физическому развитию юного спортсмена. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, непрерывная борьба за мяч связаны с самыми разнообразными движениями и техническо-тактическими действиями. Современный футбол отличается сложностью и разнообразием технических приемов. Систематическое занятие футболом, участие в соревнованиях по этому виду спорта оказывают всестороннее влияние на будущих футболистов: совершенствуется функциональная деятельность их организма, обеспечивается нормальное физическое развитие. Занятие спортом способствует также воспитанию целого ряда положительных качеств и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощи, уважение к партнерам или соперникам в играх, сознательной дисциплины, активности, чувства ответственности, пунктуальности, спортивной этики.

Поэтому занятие в секции футбола содействуют как физическому, так и нравственному развитию подростков и молодёжи. Занятие футболом дают возможность постоянно развивать и совершенствовать работу мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, повышать общую тренированность воспитанника. Командный характер игры и высокий техническо-тактический уровень современного футбола предъявляет повышенные требования ко всем сторонам психики воспитанников секции. Футбол воспитывает не только силу, быстроту, ловкость, но и мужество, волю к победе, чувство коллективизма. Характерной особенностью отечественного футбола в последние годы является отсутствие сколь-нибудь значимых спортивных достижений национальной сборной и клубных команд на международной арене. Негативной стороной этой закономерности следует признать и невыразительные выступления молодежной и юношеских сборных команд нашей страны.

Одной из причин такого положения специалисты считают отсутствие ярких, хорошо технически и тактически подготовленных молодых игроков, что косвенно отражает уровень подготовки спортивного резерва в современном российском футболе. Отмечаемое в последние 10-15 лет отставание отечественных футболистов в спортивном мастерстве от ведущих зарубежных продолжает оставаться устойчивой тенденцией, в связи с чем подчеркивается возрастающая важность тактической подготовки как основного компонента, определяющего успешность выступлений спотсменов.

В фундаментальных исследованиях последних лет среди приоритетных направлений дальнейшей разработки проблемы повышения эффективности тактической подготовки юных футболистов выделяется необходимость построения тренировки на основе учета возрастных закономерностей соревновательного и тренировочного объемов разносторонности техники и тактики игры.

Тактическая подготовка футболистов направлена на решение трех взаимосвязанных задач:

1) вооружение спортсменов знаниями о наиболее рациональных способах решения тактических задач;

2) формирование практических умений и навыков решения тактических задач;

3) развитие тактических способностей, определяющих быстроту и точность восприятия игровых ситуаций, решения тактических задач во внутреннем умственном плане и их психомоторной реализации в тактических действиях.

В практике обучения юных футболистов обучение тактическим действиям осуществляется, как правило, целостным методом с применением игровых упражнений, моделирующих определенные тактические ситуации, возникающие в ходе соревновательной деятельности.

В меньшей степени обращается внимание на формирование у занимающихся полноценной ориентировочной основы разучиваемых тактических действий. Вследствие этого у подавляющего большинства юных футболистов она формируется стихийным путем и отличается избыточностью входящих в ее содержание элементов. Наряду с этим в ее содержании отсутствуют те элементы, учет которых необходим для правильного решения тактических задач.

Игровые ситуации, возникающие в процессе соревновательной деятельности в футболе, отличаются большим разнообразием. Однако эта вариативность не носит бесконечного характера, поскольку игровые ситуации, различаясь между собой, имеют в своем содержании и общие элементы. В условиях стихийного формирования ориентировочной основы тактических действий юные футболисты не могут выделить эти элементы: каждая игровая ситуация разрешается ими как относительно новая без привлечения приобретенного игрового опыта. В результате процесс принятия решения замедляется, а характер принимаемых решений зачастую бывает ошибочным.

Содержательная сторона, в частности технология планирования и методика тренировки на основе учета разносторонности тактики игры юных футболистов, остается недостаточно разработанной, что обусловливает актуальность настоящего исследования.

Сложившаяся ситуация во многом обусловлена недостаточной научной разработанностью проблемы формирования у юных футболистов основы разучиваемых тактических действий.

В связи с этим целью нашей работы являлось выявление педагогических условий осуществления тактической подготовки юных футболистов.

Для достижения этой цели нами последовательно решались следующие задачи:

1) рассмотреть особенности решения тактических задач в футболе;

2) Выявить степень разработанности теоретико-методических основ тактической подготовки в детско-юношеском футболе с позиций возможности учета возрастных параметров тактики игры.

3) Разработать методику тактической подготовки юных футболистов на основе экспериментально обосновать ее эффективность.

Методология исследований. Решение этих задач осуществлялось на основе анализа и обобщения современной научно-методической литературы по проблеме исследования и личного педагогического опыта в области тактической подготовки футболистов.

Гипотеза исследования успешность выступлений футболистов определяется не только количеством и эффективностью выполняемых за матч тактических действий, но и степенью разносторонности этих действий. Можно предположить, что тактическая подготовка юных футболистов будет эффективней, если планирование специализированных средств тренировки будет учитывать значения разносторонности техники и тактики игры.

Объект исследования - тактическая подготовка юных футболистов.

Предмет исследования - содержание и технология тактической подготовки юных футболистов.

Методологической основой исследования являлись положения следующих концепций: системы управления подготовкой юных спортсменов (В.П.Филин, М.Я. Набатникова, Ю.Д.Железняк, К.П.Сахновский, В.Г.Никитушкин); системы подготовки спортивного резерва в детско-юношеском футболе (А.А.Сучилин, А.П.Золотарев, A.И.Шамардин); деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.Г.Наталов); личностно-ориентированного образования (Л.С.Выготский, B.П.Зинченко).

Структура работы: работа состоит из двух глав, введения и заключения.

 



1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

1.1. ИСТОРИЯ ФУТБОЛА

 

Трудно дать полную оценку современному социальному значению футбола. Его уже нельзя рассматривать только как средство физического воспитания или предмет индустрии развлечений – он далеко шагнул за эти рамки. Футбол сегодня не только финансовое предприятие, но и центр, вокруг которого сосредоточены целые отрасли производства, сервиса, информации.

Футбол – игра миллионов, и основное её достоинство – доступность.

Любой желающий может принять в ней участие, даже не обладая специальной подготовкой. К тому же при умелом применении эта игра хорошо развивает наряду с физическими интеллектуальные способности. Футбол – поистине один из самых массовых и любимых видов спорта. Его популярность среди подростков и молодёжи чрезвычайно велика. Футбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технических и тактических приемов борьбы, эмоциональностью, слаженностью действий команды спортсменов. Кроме того, это эффективное средство укрепления здоровья, совершенствования всех функций организма.

В последние десятилетия футбол стал всё больше завоёвывать популярность по сравнению с другими видами спорта. Доступность и увлекательность, высокая эмоциональность, многообразие двигательных действий и значительные функциональные нагрузки позволяют использовать данную спортивную игру как одно из средств физического и психологического развития школьников. Кроме того, в сочетании с другими видами физических упражнений футбол и его элементы могут эффективно использоваться в различных формах физической культуры, что позволяет добиваться эффективного решения задач всестороннего развития школьников, заложить основу самостоятельной двигательной деятельности.

Футбол (англ. football, от foot — нога и ball — мяч) - спортивная игра на травяном поле, в которой две противоборствующие команды (по 11 человек в каждой), используя ведение и передачи мяча ногами или другой частью тела (кроме рук), стремятся забить его в ворота соперника и не пропустить в свои. Футбольное поле — 90-120 х 45-90 м, продолжительность игры — 90 мин (2 тайма по 45 мин с перерывом 15 мин).

Футбол - это страстное противоборство двух команд, в котором проявляются скорость, сила, ловкость, быстрота реакции. Как заметил лучший футболист современности бразилец Пеле, "футбол - это трудная игра, ведь в нее играют ногами, а думать надо головой". Футбол - это искусство, пожалуй, ни один вид спорта не может с ним сравниться по популярности. Футбол — самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться.

По числу игроков и зрителей в большинстве стран футбол - игра номер один. А в тех странах, где футбол не самый распространенный вид спорта (Австралия, США, Индия, Китай), его популярность неуклонно растет[1].

На Руси с незапамятных времен существовали игры с мячом, похожие на футбол. Играли в лаптях на льду или на базарных площадях кожаным мячом, набитым перьями. Одна из таких игр называлась «шалыгой»: игроки ногами стремились загнать мяч в «город» противника.

Интересное описание старого русского футбола дал в «Очерках бурсы» писатель Н. Г. Помяловский: «На левой стороне двора около семидесяти человек играют в килу — кожаный, набитый волосом мяч, величиной в человеческую голову. Две партии сходились стена на стену; один из учеников вел килу, медленно передвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства игре, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону - в лагерь неприятеля, где и завладели бы им… „Кила!“ — закричали ученики, — это означало, что город взят. Победители в восторге и с гордостью возвращались на свое место. Им весело…»

Немногим известно, что футбол появился в России в конце XIX века (в 1897 году), именно тогда появились первые дворовые команды. Датой основания Российского футбола считается 12 (24 по новому стилю) октября 1897 года. Тогда состоялся первый зафиксированный отечественной спортивной печатью матч футбольных команд «Санкт-Петербургского кружка любителей спорта» («Спорт») и «Василеостровского общества футболистов». В этом же году Россия была принята в ФИФА.

В каждой из Российских столиц были созданы собственные футбольные лиги. Петербуржцы боролись за кубок, учрежденный крупным предпринимателем Азбеком. Москвичи определяли победителя в соревнованиях на кубок богатого ювелира Фульда. Междоусобице двух грандов никто не мешал, если не считать англичан из Петербурга, которые то выходили из лиги, то возвращались, не желая смириться с участившимися поражениями от Русских соперников. После провала на Олимпийских играх 1912года, в том же году разыграли первенство Империи. Киев проиграл Петербургу, а Москва выиграла у Одессы. В финале победил Петербург.

К 1913 году, в стране насчитывалось более 150 клубов. Всего до образования СССР сборная России сыграла 8 игр (с Венгрией, Швецией, Норвегией, Германией); 0 побед, 3 ничьи, 5 поражений. Некоторые игроки сборной России, стали лидерами сборной СССР. Михаил Бутусов, получил звание «форварда-убийцы», и играл ещё несколько лет за сборную СССР. Он был великим игроком того времени[2].

Первый чемпионат Советского Союза был проведен в 1924 году. Победили Харьковчане из Украины.

С распадом СССР сформирован Российский Футбольный Союз, ставший преемником предыдущих организаций и восстановленный в ФИФА в 1992 году. В июле того же года создана национальная сборная России. На сегодняшней день РФС объединяет два с половиной миллиона футболистов и насчитывает 44 тыс. клубов, 156 тыс. команд и 37 тыс. судей.

· Результаты сборных России в последние годы впечатляют. В 2008 году национальная сборная России завоевала бронзовые медали на Чемпионате Европы в Австрии и Швейцарии. В 2006 году юношеская сборная России выиграла Чемпионат Европы в Люксембурге. В декабре 2008 года молодежная сборная России по мини-футболу победила на первом Чемпионате Европы в Санкт-Петербурге. Женская молодежная сборная России в свою очередь стала победителем Чемпионата Европы-2005. Относительным успехом российского футбола в этот отрезок времени можно считать появление национальной сборной страны среди участников Чемпионата Мира 1994 года и Чемпионата Европы 1996 года (свои первый официальный матч сборная России провела со сборной Мексики, выиграв со счетом 0:2).

 

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Младший школьный возраст - благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию таких координационных способностей, как точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, согласование движений, ритм, ориентирование в пространстве, а также скоростных способностей (реакция и частота движений), скоростно-силовых и выносливости к умеренным нагрузкам.

Подростковый возраст - переломный период в развитии двигательных функций ребёнка. К 11-12 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями. У них складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей[3].

В связи с этим одной из главных задач, которые должен решать учитель, становится обеспечение всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, согласование движений, быстрота и точность двигательных реакций, ритм, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, пространственных и временных параметров движений, равновесие,) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, выносливости, скоростных и гибкости) способностей учащихся, а также их сочетаний.

В этом возрасте продолжается овладение школьниками базовыми двигательными действиями, включая технику основных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, единоборства, передвижение на лыжах, плавание). Обучение сложной технике видов спорта основывается на приобретенных в начальной школе двигательных умениях и навыках.

Тактическое обучение и совершенствование учащихся в возрасте 10-11 лет наиболее тесно переплетается с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательности, системности и индивидуализации) учитель должен приучать школьников к тому, чтобы они выполняли задания на технику и тактику, прежде всего, правильно (т.е. адекватно и точно).

В данный период жизни детей развитие их координационных способностей необходимо органично сочетать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а также выносливости и гибкости. В подростковом возрасте сообщение знаний целесообразно сочетать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

В процессе индивидуального развития человека, онтогенеза, происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям развитию в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются «сенситивными» периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название «критических». По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза. Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:

- координационные способности наибольший прирост с 5 до 10 лет;

- быстрота развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;

- сила развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;

- скоростно-силовые качества развитие происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14 16 лет;

- гибкость развитие происходит в отдельных периодах с 9 до 10 лет, 13-14 лет, 15-16 лет (мальчики), 7 8 лет, 9-10 лет, 11 12 лет, 14 17 лет (девочки);

- выносливость развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет[4].

В процессе обучения двигательным действиям сенситивным периодом считают 5-10 лет. Для более успешного совершенствования в технической подготовке в дошкольном и младшем школьном возрасте следует, как можно больше накапливать двигательный потенциал у детей, т.е. создать базовую подготовленность. Критерием такой подготовленности должны быть объем применяемых средств и их разносторонности. Особую роль в технической подготовке имеют врожденные функциональные связи и приобретенные.

Задачи возрастных групп

Подготовительная группа (9-10 лет): обеспечить разностороннюю физическую под­готовку учащихся;

прививать интерес к систематическим занятиям футболом.

В этих группах юный футболисты изучают основы техники футбола, осваивают процесс игры в соответствии с правилами малого футбола, получают теоретические сведения о врачебном контроле, гигиеническом обеспечении тренировочного процесса, технике, основах тактики и правилах игры в футбол.

Детская группа (11-12 лет): укрепить здоровье и закаливать организм учащихся;

прививать устойчивый интерес к занятиям футболом;

обеспечивать всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием быстроты, ловкости и гибкости;

подготовиться и выполнить нормативы, овладеть техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре;

обучить спортсменов основам индивидуальной групповой и командной тактике игры в футбол;

освоить процесс игры в соответствии с правилами игры в футбол;

участвовать в соревнованиях по футболу;

изучить элементарные теоретические сведения о врачебном контроле, личной гигиене, истории футбола, технике, тактике и правилах игры в футбол.

Подростковая группа (13-14 лет): Укреплять здоровье, совершенствовать всесто­роннюю физическую подготовку с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, ловкости, быстроты, гибкости, скоростной выносливости;

овладеть всем арсеналом технических приемов;

овладеть индивидуальную и групповую тактику игры;

совершенствовать тактические действия в звеньях и линиях команды;

развивать тактическое мышление определить игровые наклонности юных футболистов (наличие определенных качеств и желание самого игрока выполнять функции вратаря, защитника, нападающего, полузащитника);

участвовать в соревнованиях по футболу;

воспитывать элементарные навыки судейства;

В процессе обучения у учащихся воспитывается умение заниматься самостоятельно, выполнять упражнения по физической подготовке и по индивидуальной технике владения мячом.

Юноши (15-16 лет): Совершенствовать всестороннюю физическую подготовку с пре­имущественным развитием силы, общей и специальной выносливости;

совершенствовать технические примы игры, довести до высокого уровня их выполнения в условиях ограниченного пространства и времени, с активным сопротивлением противника;

совершенствовать индивидуальную, групповую и командную тактику игры, изучать стандартные положения, продолжать развивать тактическое мышление в сложных игровых ситуациях;

определить игровые позиции в составе команды, приобрести опыт участия в республиканских, всероссийских соревнованиях;

овладеть навыками судейства, воспитывать инструкторские навыки.

Старшие юноши (17-18 лет): продолжать совершенствовать индивидуальную атлети­ческую подготовку с акцентом на развитие скоростно-силовых и собственно-силовых качеств, специальной и общей выносливости;

совершенствовать технические приемы игры в условиях сбивающих факторов, уделяя главное внимание воспитанию у учащихся творческих и комбинационных возможностей;

повышать уровень психологической подготовки;

готовится к участию в соревнованиях.

 

ПОНЯТИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Взаимодействие в командных видах спорта невозможно без тактических действий. Поскольку средством воздействия на физическое и психическое развитие ребенка я выбрал такой вид спорта как баскетбол, то и говорить в дальнейшем буду, в основном, об этой спортивной игре. Современный футбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональным возможностям занимающихся, но это лишь малая часть подготовки баскетболистов, основа успеха команды и каждого из ее членов – технико-тактическая подготовка. Стратегия успешного ведения игровой борьбы, быстрое переключение от одной игровой ситуации к другой, хорошая защита и результативное молниеносное нападение – суть игры в футбол. Овладение техникой и тактикой игры, приобретение специальных знаний, осуществляется в процессе технико-тактической подготовки; ей принадлежит одно из центральных мест в общей структуре учебно-тренировочного процесса. Технико-тактическая подготовка – это процесс овладения специальными двигательными навыками, развитие тактического мышления, творческих способностей.

К основным чертам тактики, характеризующейся простотой, целесообразностью и рациональностью действий, следует отнести:

− быстроту атакующих действий, требующих хорошей подготовки, ориентировки и умений взаимодействовать с партнером на большой скорости;

− простоту комбинационного стиля игры, основанную на использовании высокой индивидуальной техники;

− интенсивные и своевременные отвлекающие действия.

Тактическая подготовка юных футболистов включает

− развитие способности оценивать изменяющуюся ситуацию: ориентироваться в ней и быстро применять любой технический прием или игровое действие;

− овладение вариантами взаимодействия двух и трёх игроков, характерными для тактической системы игры;

− овладение тактическими комбинациями в определённый момент игры (начало игры с центра, введение мяча в игру);

− освоение систем игры и типичных для них комбинаций;

− умение переключиться с одной системы игры на другую.

Периферическое зрение, быстрота движения рук, точный расчет и тактическое мышление – вот те качества, которые характеризуют баскетболистов. Игра протекает при взаимодействии игроков своей команды и сопротивлении игроков противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решений по сравнению с представителями многих других видов спорта[5].

Важной составляющей учебно-тренировочного процесса является тактическая подготовка. В содержание тактической подготовки входит обучение воспитанников совокупности индивидуальных и коллективных действий направленных на преодоление сопротивление противника в ходе игры. Обучение тактики футбола рассчитано на несколько лет обучения и основывается на технической подготовленности игроков. Тактическая подготовка проводиться различными методами. Отрабатывается взаимодействие в парах и тройках. Индивидуальные и групповые тактические действия совершенствуются в игровых упражнениях на ограниченном участке поля, в игре в одни ворота, в игре в мини-футбол, непосредственно в игре. Программа подготовки включает обучение основным навыкам судейства и инструктажа. Обучение этим навыкам проводится в ходе двусторонних игр.

Особое место в процессе подготовки юных футболистов должно быть отведено воспитанию тактической грамотности. Владение тактикой наряду с совершенной техников создает предпосылки для достижения высоких результатов. Высокий уровень тактической подготовленности создает благоприятные предпосылки для максимального использования в игре технического потенциала как команды в целом, так и индивидуальных особенностей каждого игрока.

Содержание тактики составляют индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и в защите. Классификация тактики положена в основу при определении арсенала тактической оснащенности футболистов в многолетней подготовке, в установлении последовательности изучения тактических действий и в систематизации упражнений по тактике.

В теоретическом аспекте тактическая деятельность футболистов представляет собой это решение оперативных задач, возникающих в процессе взаимодействия с партнером и противоборства с противником. Тактическое мастерство проявляется здесь в умении принимать решения, которые позволяли бы наиболее рационально использовать имеющиеся у команды возможности для достижения победы.

В спортивных играх действия игроков возникают в ответ на внешние раздражители, что предъявляет повышенные требования к быстроте и точности зрительного восприятия, реакции выбора, скорости приема и переработки информации. Умение видеть игровую ситуацию и быстро ориентироваться в сложившихся условиях является одним из важнейших психических качеств в спортивных играх.

Важнейшим элементом деятельности спортсменов в игровых видах спорта выступает тактическое мышление, позволяющее успешно решать тактические задачи и проявляющееся в способности быстро и правильно ориентироваться в игровой ситуации, перерабатывать информацию в ходе состязаний, принимать оптимальные решения. На практике тактическая деятельность футболистов внешне выражается в целесообразности применения тактических действий. Тактическое действие строится в соответствии с тактическими знаниями, умениями и навыками, с уровнем развития физических способностей и волевых качеств. Любое тактическое действие (индивидуальное, групповое, командное) реализуется при помощи технических приемов.

Высокий уровень тактического мастерства предполагает единство имеющихся у спортсменов теоретических знаний и умений применять их при решении конкретных тактических задач, возникающих в процессе игры. Достигается этот уровень в ходе целенаправленной тактической подготовки.
Тактическая подготовка

- это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов на фоне непрерывных изменений игровых условий с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности футболистов в игре для обеспечения победы над противником.

Понятие "тактическая подготовка" шире понятия "обучение тактике". Можно хорошо изучить тактику футбола теоретически, но в игре в тактическом плане действовать малоэффективно. Изучения даже всех тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) недостаточно для достижения высокой результативности в игре. В процессе обучения тактике необходимо добиваться органического единства тактики и техники.

Поэтому успешность тактических действий футболиста в игре определяется двумя факторами:

1) высоким уровнем развития специальных качеств в сфере интеллекта, перцепции и психомоторики (объема и переключения внимания, объема поля зрения, быстроты сложных реакций и ответных действий, ориентировки, быстроты выбора и решения, тактического мышления, быстроты перемещения и т.п.), обеспечивающих ориентировку футболистов в сложных условиях игровых ситуаций и правильность выбора решения данной ситуации;

2) высокой степенью надежности технических приемов в сложных условиях игры, совершенное владение основными приемами техники.

Основные задачи тактической подготовки

Как всякий целенаправленный педагогический процесс, тактическая подготовка решает конкретные педагогические задачи

1.Создать предпосылки для успешного обучения тактике игры (развить соответствующие способности и качества).

Второй этап представляют собой формирование тактических умений в процессе обучения игроков технически приемам. Обучение следует строить так, чтобы в игровых упражнениях и играх проявлялось единство техники и тактики. Достигается это двумя путями.

Во-первых, по мере овладения техническим приемом его "соединяют" с качествами и способностями, обуславливающими успех тактических действий.

Во-вторых, на этапе изучения приема целесообразно усложнять упражнения, чтобы они способствовали формированию тактических умений. Такой подход способствует развитию тактических способностей и совершенствованию технических навыков спортсмена.
Это обстоятельство важно и в том смысле, что подобных случаях техническая и тактическая подготовка будут протекать монолитно и целенаправленно.

Третий этап тактической подготовки - изучение собственно тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и в защите. На первый план здесь выступают упражнения по тактике, игровые упражнения и двусторонняя игра.


ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Изучение тактических действий и вариантов должно протекать в двух направлениях

- индивидуальная тактическая подготовка;

- групповая и командная тактическая подготовка

На основе индивидуальной тактической подготовки создаются прочные групповые и командные взаимодействия, как защитные, так и наступательные.

Когда решается задача индивидуальной тактической подготовки, речь больше должна идти о тактическом развитии индивидуума, личности, которая сумеет в нужное время использовать индивидуальные тактические знания и умения в интересах команды и гармонически взаимодействовать с коллективом.

Обучение теории тактики футбола начинается с объяснения основных правил игры, практическое овладение которыми продолжается в ходе выполнения игровых упражнений и во время тренировочных игр.
В дальнейшем необходимо рассказывать занимающимся о распределении обязанностей внутри команды, задачах и функциях игроков и их действиях на том или ином игровом месте.

Следующий этап теоретического обучения - детальный анализ отдельных фаз игры (атаки, обороны, переход от оборонительных действий к наступательным, и наоборот, взаимодействия игроков в разных фазах встречи и т.д.). Удобнее всего такой анализ сопровождать критикой недостатков, допущенных игроками в ранее проведенном матче. После анализа фаз игры можно переходить к изучению теоретического решения тактических задач разной трудности.

Важное место в формировании тактических знаний имеет участие футболистов в разработке тактического плана на игру и разборе игры команды.

Одной из задач всесторонней подготовки подростков, является овладение основами тактики.

В процессе повышения тактической подготовки должны совершенствоваться как защитные, так и наступательные варианты Больше внимания следует уделять воспитанию умения быстро переключаться от одного движения к другому, от технического приема нападения к техническому приему зашиты, от одних тактических действий к другим. Тренер обучает игроков тактическим действиям и вариантам по общеизвестным образцам, исходя из возможностей команды. Однако механическое усвоение тактических действий и их вариантов может задержать проявление творческой мысли игроков и команды Тактическая подготовка — процесс творческий, игрок, имея необходимое тактическое мышление, должен всегда уметь приспособиться к создавшимся условиям, несмотря на то, что противник в течение игры всегда будет стремиться к противодействию.

Основным средством тактической подготовки на этом этапе является тренировка групповых и командных взаимодействий. Обучение таким взаимодействиям надо начинать по мере того, как игроки овладеют основными техническими приемами. Если спортсмен не привыкает с раннего возраста к тактическим взаимодействиям с партнерами, не развивает в себе тактическое мышление, то в дальнейшем, даже имея необходимую техническую подготовленность, в насыщенных тактическими взаимодействиями игровых ситуациях он проявить себя не сможет. Развитие творческой мысли во время изучения групповых и командных взаимодействий важно и в том смысле, что оно способствует правильному восприятию действия противника в процессе игры. Это, в свою очередь, дает возможность в ходе матча перестроить без срывов и особых усилий план ведения игры.

Следует углублять познания игроков в тактике игры. Изучение теории должно предшествовать практическим занятиям по тактике. Действенным средством в овладении тактикой являются установки на игру и разборы прошедших игр, которые развивают способность к анализу своей игры и игры партнеров, открывают путь к творческому подходу в решении тактических задач, как общекомандных, так и индивидуальных.

Проводимые разборы игры являются своеобразной школой, где не только разбираются недостатки и достоинства игры, но, главное, намечаются пути, методы и средства к устранению ошибок. Практические занятия, проводимые после разборов, должны быть методическими, ставящими цель — устранение ошибок и недостатков, закрепление положительных действий, внесение нового для


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.