Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Цветы на объектах озеленения

2017-11-22 435
Цветы на объектах озеленения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Особенно большое значение в композиции цветочного оформления имеет цветовое решение. Цветы укра­шают парки, сады, бульвары, скверы, жилые кварталы и микрорайоны, терри­тории вокруг школ, детских и обще­ственных учреждений, заводов и фаб­рик. Цветущие растения представляют собой живую природу в квартирах, учебных и общественных зданиях, в производственных помещениях.

Принципы архитектурно-художест­венной композиции цветочного оформ­ления. В практике садово-паркового строительства применяют различные типы цветочного оформления (цвет­ники). Цветник – это участок геомет­рической или свободной формы с вы­раженными однолетним, дву- и много­летним цветочными растениями.

Клумбы – небольшие, компактнее (не расчлененные дорожками) участ­ки различных геометрических форм, площадь которых обычно не превышает 10-15 м2 и очень редко достигает 50 м2 и более. По форме клумбы представляют собой цветник правиль­ной геометрической формы. Они быва­ют круглыми, овальными, квадратны­ми, ромбовидными, прямоугольными, многоугольными. Чаше всего на них высаживают цветущие растения, но иногда в оформление клумб включают декоративные цветущие кустарники (розы, сирень) или кустарники с деко­ративной листвой (самшит, юкки и др.). В композицию клумб включают также газоны, представляющие собой поверх­ности, мощенные плитами, галькой, ли­бо посыпанные песком или толченым кирпичом; ограждения из металла, дерева, керамики, естественного кам­ня, бетона, кирпича.

Рабатки – участки прямоугольной формы, зачаженные цветущими расте­ниями. Ширина их обычно не превы­шает 1—1,5 м и лишь в редких случаях (при большой длине) дости­гает 2 и даже 3 м.

Бордюры – узкие полосы цветущих растений или растений с декоратив­ной листвой, окаймляющие какой-либо участок на озелененной территории. Ширина бордюров обычно не превы­шает 30—50 см. Их применяют как самостоятельный или составной эле­мент типов цветочного оформления.

Цветочные и декоративные травянистыерастения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. При помощи цветников оформляют планировочные узлы парка – партер­ные площади, входы, места отдыха, создают акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций—мест у водое­мов, на полянах, у опушек, скульпту­ры и др. Их применяют как самостоя­тельный тип цветочного оформления или как составной элемент других типов цветочного оформления.

Клумбы, рабатки, бордюры по характеру используемых растений под­разделяются на три группы. В первую группу входят виды цветочного оформ­ления, в которых используют растения с цветами большой декоративной цен­ности; во вторую – растения с деко­ративными по форме и цвету листья­ми (ковровые); в третью – цветущие и ковровые растения. Одиночные экземпляры травянистых растений, применяют как самостоятельный тип цветочного оформления какого-либо участка озелененной территории. Груп­пы и массивы таких растений служат также самостоятельным типом цветоч­ного оформления.

Миксбордеры (смешанные бордю­ры) – цветники правильной или не­правильной формы, создаваемые на фо­не стены или плотной посадки, из различных видов цветочных растений, гармонично увязанных в единое целое и обеспечивающих непрерывность цве­тения.

Ленты – вытянутые, относительно узкие (шириной до 3 м) цветники свободной волнистой формы. Это сравнительно новый вид цветника. Они создаются для красочного оформления дорог, полян, партеров.

Солитер – отдельно стоящий экземпляр растения. В качестве соли­теров используют большей частью мно­голетники, а также летники.

Группа – цветник свободной фор­мы. Такие группы используют для оформления пейзажных, реже – регу­лярных композиций.

Массив – цветник значительных размеров (цветочная площадь) регу­лярной и свободной формы. Красоч­ный эффект обеспечивается за счет одновременного цветения всех расте­ний. В городском оформлении и в парках-выставках ассортимент цветов состоит преимущественно из летников, в пейзажных парках — многолетников. Широко используются луковичные ра­стения.

Модульный цветник – композиция, решаемая в виде различных, повторя­ющихся форм (квадратов, кругов, прямоугольников), заданных в опре­деленных соотношениях. В состав мо­дульного цветника включают цвету­щие и ковровые растения, газон, инертный материал, воду.

Цветники-выставки – моносады и сады длительного цветения.

Каменистые сады, или рокарии – плоские или холмистые, решаются как в свободных формах, так и регу­лярно.

Цветы в емкостях – контейнерах и вазах переносных и стационарных (без дна). Располагают на площад­ках, улицах, у кафе – там, где устройство обычных цветников невоз­можно. Следует избегать размещения емкостей на газоне.

Каждый вид цветочного оформле­ния должен иметь свое место в парко­вой композиции. Цветники, как прави­ло, размещают: на наиболее важных местах – у входов; на входных видо­вых площадках; на пересечении дорог; в местах тихого отдыха; на полянах; у водоемов, вдоль дорог и т. д.

Определяя места для цветников, не­обходимо учитывать пейзажные карти­ны и вводить их в состав пейзаж­ных композиций. Форма цветников зависит от места их размещения.

Кроме перечисленных групп, су­ществуют и специальные типы цве­точного оформления. К ним относятся посадки из различных видов и сортов одной культуры, например, георгины (георгинарий), розы (розарий), сирени (сиренгарий), горные цветущие расте­ния (альпинарий). Это своего рода кол­лекционные участки, но в отличие от обычных коллекционных участков их решают в виде законченных архитек­турно-планировочных композиций, час­то с включением беседок, трелья­жей, водоемов, фонтанов, скульптур.

К специальным типам цветочного оформления относятся также перго-лы – перекрытие «цветущим сводом» аллеи; трельяжи, при помощи которых образуются «цветущие стены и бе­седки»; конструкции, позволяющие создать впечатление «цветущей колон­ны», «цветущей пирамиды» и т. д.

Сады непрерывного цветения – еще один вид цветочного оформле­ния, возникший не так давно в прак­тике садово-паркового строительства. Садом непрерывного цветения может быть целый городской сад и небольшой участок в парке или на бульва­ре. Для этого типа оформления подбирают растения, которые обеспечивают непрерывное цветение на протяжении наиболее длительного периода, в идеале «от снега до снега» – с ранней весны до поздней осени. В садах непре­рывного цветения используют не только травянистые растения, но также цветущие кустарники и деревья.

Различные типы цветочного оформ­ления широко применялись на протя­жении всей многовековой практики садово-паркового искусства. В VIII- XIX вв. в парках Италии, Франции, Англии, России часто устраивали боль­шие партеры с фонтанами, декоратив­ными водоемами, скульптурами, а так­же элементами топиарного искусства (фигурной стрижки). Позднее в город­ских парках, скверах, на бульварах появились, а затем завоевали широ­кое признание клумбы и рабатки со сложным рисунком, создаваемым разнообразными однолетними цвету­щими и ковровыми растениями. Иног­да узорчатые клумбы и рабатки заменяли большими массивами одной культуры, но также четких геометрических форм.

В настоящее время преобладаю­щим приемом в композиции парков, садов и других категорий городских насаждений стала пейзажная, сво­бодная планировка с широким приме­нением групповых посадок деревьев и кустарников. На смену геометри­ческим приходят живописные груп­повые посадки цветов, главным образом из многолетних культур. При умелом подборе многолетних растений цве­тение их продолжается с ранней весны до поздней осени. Многие многолетние растения цветут непродолжительное время, причем по окончании периода цветения некоторые из них имеют неприглядный вид. Поэтому там, где надо сохранить яркость красок в тече­ние 2-2,5 мес, весной и летом выса­живают однолетние растения.

Использование многолетних или однолетних растений определяется видом цветочного оформления и его художественным решением. Выбор ви­да оформления зависит от целого ряда архитектурно-планировочных условий, и в первую очередь от того, какое значение имеет цветовое оформление и какое место оно занимает в дан­ном ансамбле. В одних случаях цветочное оформление – центр всей композиции, например в сквере перед крупным общественным зданием; в дру­гих – цветы обрамляют памятники, скульптуры, водоемы. Очень часто цветы используют в группе растений из деревьев и кустарников, иногда составляют группы из кустарников и цветов.

При выборе вида цветочного оформ­ления в каждом отдельном случае тщательно изучают и учитывают все архитектурно-планировочные и худо­жественные задачи.

Большое значение имеют условия обозрения цветочной композиции. Одно решение может быть принято при со­здании цветочного оформления город­ской улицы или площади, которое будут видеть прохожие или проезжаю­щие мимо пассажиры. По-другому решается цветочное оформление, если им предполагают любоваться с тер­рас, балконов и из окон домов. Нако­нец, решение (в известной степени) может определяться тем, на каком расстоянии будет находиться зритель, т. е. он будет близко подходить к данной цветочной композиции или смотреть на нее издали.

Самое важное в композиционном решении цветочного оформления лю­бого вида – это подбор и размещение растений. При этом приходится опре­делять рисунок отдельных элементов и всей композиции в целом, а также устанавливать размеры ее компонен­тов.

Прежде всего, надо установить пере­чень растений данной композиции, решив, будут в ней использоваться красивоцветущие кустарники и деревья, одни однолетние цветы, либо, наоборот, одни многолетние, или те и другие.

Сирень, чубушник, шиповник, розы и другие красивоцветущие кустарники во многих случаях могут занимать значи­тельное, а иногда и ведущее место в композиции оформления. Немало­важную роль в нем играют и цветущие деревья. Достаточно вспомнить весен­нее убранство сквера перед Большим театром в Москве, где раскидистые и сплошь усыпанные цветами кроны яблонь не уступают по декоративному эффекту большим массивам чудесных тюльпанов, высаженных у их подно­жия.

Надо также подобрать растения по времени цветения. В каждом отдельном случае важно найти правильные и наи­более эффективные цветовые сочета­ния (с учетом сроков цветения).

Важно помнить о том, что цветоч­ные растения в сочетании друг с другом обладают различными свойствами: красный, желтый и оранжевый с розо­выми оттенками как бы приближают к зрителю поверхности, окрашенные в эти цвета; удаление, углубление поверхно­сти свойственно синему цвету и его от­тенкам. Белый, серый и черный цвета как бы усиливают, подчеркивают те, которые расположены рядом с ними, а цвета, близкие по гамме, обогащают и развивают ведущий среди них цвет.

Сочетания различных окрасок мо­гут быть констрастными или нюанс­ными, гармоничными или дисгармонич­ными. Основные цвета с дополнитель­ными создают гармоничные сочетания (красный с зеленым, желтый с фиоле­товым, синий с оранжевым).

При решении конкретных задач цветочного оформления необходимо также учитывать фон поверхности, на которую проектируются цветущие растения. Приемы создания фона могут существенно повлиять на общую гар­монию цветочного оформления. Чаще всего газон имеет зеленый цвет. Некоторые цвета (белые, голубые, светло-желтые, оранжевые, ярко-крас­ные) кажутся на фоне газона ярче, а другие (синие, фиолетовые, темно-красные) бледнеют и становятся ме­нее выразительными. Но то и другое впечатление создается только при усло­вии, если газон имеет ровную одно­тонную поверхность, густой и низко подстриженной травостой.

Довольно часто фоном цветочного оформления служит земля условно-черного цвета. На этом фоне все краски воспринимаются ярко. Для создания нужного фона землю нередко посыпают так называемыми «мерт­выми», или инертными материалами (песком различных расцветок, гра­нитной или мраморной крошкой, толче­ным кирпичом) или покрывают плита­ми разнообразной расцветки. Фоном могут быть не только поверхности, на которых размещены цветущие расте­ния, но и объемные элементы окру­жения – листва деревьев и кустарни­ков различной окраски, стволы и ветви растений, а также зданий и таких сооружений, как подпорные стены, балюстрады и т.п. С цветовой характеристикой всех этих компонентов окружения надо считаться при создании цветочного оформления.

Существенное влияние на выбор и размещение растений оказывает их объемная характеристика, например высота и ширина куста, размеры соцветий и т. д.

Успехи или неудачи в цветочном оформлении определяются прежде все­го качественными показателями, т. е. правильным решением художествен­ных и агротехнических вопросов. Вмес­те с тем необходимо установить ориен­тировочные нормы, которыми можно пользоваться при проектировании цве­точного оформления. Без этих норм невозможно также планирование го­родских цветочных хозяйств. Анализ проектных предложений позволяет ус­тановить такие количественные показа­тели цветочного оформления.

В зависимости от значения того или иного объекта, его размещения в городе, размеров территории и архи­тектурно-планировочного решения удельный вес цветников в одних и тех же категориях насаждений может заметно колебаться. Средние нормы удельного веса цветников (% к об­щей площади озелененных территорий) следующие: в парках площадью более 10 га –1, до 10 га – 2, в городских и микрорайонных садах – 2, в скверах и на бульварах – 3, в насаждениях ограниченного пользования – 0,5.

Каменные композиции

 

Для создания декоративных композиций рокариев и альпинариев широко используют камни природной формы.

Наилучшим материалом для деко­рирования городского ландшафта яв­ляются крупные камни твердых гор­ных пород – гранит, песчаник, из­вестняк. Хорошо смотрится в компози­циях и туф. Следует избегать приме­нения колотых камней, которые резко контрастируют с окружающим ланд­шафтом.

Величину и число камней выбирают в соответствии с размерами участка и увязывают с окружающей расти­тельностью, объектами малых архитек­турных форм, водоемами и пр.

Выразительны группы камней, ко­торые составляют законченную компо­зицию, хорошо вписывающуюся в окружающий ландшафт. Группируя камни, следует добиваться объемности композиции. Каждая группа камней по своей композиции должна быть индивидуальной, т, е. различной по размеру, соотношению плоскостей и т. п. Возможных решений может быть много, например камни уклады­вают с нависанием, большие глыбы нагромождают на малые по размерам камни, один камень оставляют в есте­ственном состоянии, а другому при­дают простую, удобную для сидения форму и т. п. Интересно может смот­реться уголок отдыха в живописном затененном месте, оборудованный с применением камней и колод старых деревьев.

Очень важно разместить камни так, как они обычно встречаются в природе. Плитняк, например, кла­дут послойно, валуны неправильной формы размещают свободно с учетом общей композиции, углубляя в землю более тяжелую сторону. При создании каменных композиций следует брать камни одной породы.

В сочетании с камнями используют древесно-кустарниковые растения, сос­ну горную, ель обыкновенную и ее фор­мы, тую западную и ее формы, сосну крымскую, тисе ягодный, можже­вельник обыкновенный, виргинский, ка­зацкий, березу бородавчатую, рябину обыкновенную, кизильник горизонталь­ный, юкку нитчатую, форзицию сви­сающую, дрок красильный и др. В качестве цветочных растений исполь­зуют алиссум скальный, иберис вечно­зеленый, флокс шиловидный, ясколку войлочную, арабис кавказский, дорони-кум восточный, обристу, очитки и многие другие.

Камни группируют по-разному. Из­меняя положение отдельных компонен­тов, создают разные варианты камен­ных композиций.

В практике встречаются различные варианты включения камня в компо­зицию городских зеленых насаждений, но во всех случаях он должен спо­собствовать выявлению задуманной идеи пейзажа.

 

Архитектурные элементы

 

Сады и парки создают не только из живых материалов. Содержа­ние и облик зеленых пространств дополняют различные сооружения и малые формы архитектуры. Малые формы садово-парковой архитекту­ры – это элементы художественного оформления объекта, объединенные общим стилем и выполняющие ути­литарные функции (фонари, огражде­ния, скамьи, фонтаны, беседки, вазы и др.). Любой архи­тектурный элемент, от крупного па­вильона до вазы или скамьи, должен украшать участок зеленых насаж­дений, разнообразить и гармонически сочетаться с главным – зеленью, не вносить разнобой в окружающую среду.

Входы. Если их оформление не зависит от ансамбля окружающей за­стройки, то решать входы следует в основном той же зеленью.

Ограды по периметру ставят лишь в случаях действительной их необхо­димости. Они должны обладать высо­кими художественными достоинствами.

Фонтаны обычно устраивают на видных, ответственных местах и они выполняют роль доминирующего эле­мента. Фонтан – принад­лежность регулярного сада, парка и является его динамической скульпту­рой.

Скульптура, как и фонтаны, укра­шает зеленые пространства, вносит раз­нообразие, обогащает, являясь произ­ведением искусства. Она должна воздействовать на настроение человека.

Вазы – тоже скульптура, но наи­более близкая зелени, для оформления парков необходимо подбирать только высокохудожественные образцы.

Не надо стремиться к перенасы­щению зеленых пространств фонтана­ми, скульптурой и вазами.

Каскады, террасы – прием обра­ботки перепадов рельефа с использова­нием падающей воды и растений, вы­саженных ярусами.

Перголы и берсо – это крытые ал­леи из растений, вьющихся по деревян­ным, металлическим или иным осто­вам. Перголы в основном принадлеж­ность регулярных парков. В качестве вьющихся растений используют дикий виноград, хмель, турецкие бобы, ипо­мею и др.

В современных садах встречаются легкие декоративные перголы с несу­щей основой из железобетона. Во всех случаях пергола должна быть красива даже без зелени.

Назначение пергол – отдых в про­хладной тени и парадное соединение различных участков сада или парка.

Вьющиеся и цепляющиеся расте­ния – принадлежность не только пер­гол. Они могут покрывать беседки, трельяжи, стены более крупных садово-парковых сооружений.

Подпорные стенки и лестницы – желательный элемент озелененных территорий, так как свидетельствует о неровном рельефе, который сам по себе является украшением сада, парка.

Скамьи – необходимая принад­лежность любого озелененного участка.

Стенды, как и другие элементы, должны гармонировать с зеленью и подчиняться ей.

Беседки должны быть легкими, изящными.

Киоски размещают в местах боль­шого скопления народа.

Парковые дорожки

 

Планировка парка, трассировка его дорог зависят от организации рельефа территории и часто играют существенную роль в его преобразо­вании.

Прогулочные дорожки, собранные в пучок, могут быть различной кривизны. Следует помнить, что начертание дорог зависит от их пропускной способ­ности. Так, основные дороги, рассчи­танные на массовый поток посе­тителей, будут иметь плавные очер­тания.

Покрытия парковых дорожек по­мимо прочности должны удовлетворять санитарно-техническим требованиям: не перегреваться, не пылить, быть мяг­кими и упругими при ходьбе. Асфаль­товых покрытий следует здесь избе­гать, так как поверхность асфальта в летние дни сильно перегревается, медленно отдает тепло и жестка для пешеходов. Кроме того, с эстетичес­кой точки зрения ее однообразная темная поверхность плохо гармонирует с зеленью и цветами.

Санитарно-техническим требовани­ям и требованиям прочности в наи­большей мере отвечают парковые до­рожки из укатанного щебня или гра­вия. Добавление примесей может дать разнообразие цвета и фактуры. Следует широко применять мощения из плитняка, естественного камня, брекчии, бетона с вкраплением плит­няка, керамики, из цементно-песчаной плитки.

Дороги и площадки занимают около 15 % всей территории парка. Мини­мальная ширина дорожек прогулочного типа – тропинок – 1-1,5 м. Ширина главных аллей определяется интенсив­ностью пешеходного движения. Обыч­но аллеи проектируют шириной 4-10 м. Хозяйственные проезды проекти­руют с таким расчетом, чтобы избежать сквозного проезда грузового транспор­та через парковую территорию: они должны иметь твердое покрытие. Ши­рину проезжей части принимают 3,5 м при одностороннем движении и 6 м – при двустороннем. Пожарные проезды могут совмещаться с хозяйственными проездами.

Садово-парковые стили

 

По характеру и расположению системы дорожек, площадок, архитек­турных элементов, водоемов и расти­тельности озелененные пространства делятся на три стиля (или приема планировки): регулярный, свободный (он же ландшафтный или пейзаж­ный) и смешанный (является сочета­нием первых двух стилей).

Регулярный стиль характеризуется симметричо-осевым расположением геометрически правильных линий дорожек и площадок, где осью компо­зиции обычно является главная аллея, от которой симметрично отходят площадки или дорожки второго порядка. Дорожки имеют прямую или жесткую геометрическую форму. Архитектурные элементы располагают, строго подчи­няя общей симметрии.

Водоемы, цветочные партеры, клум­бы, рабатки имеют геометрически пра­вильные формы. Этому стилю присущи рядовые посадки деревьев и кустарни­ков в виде строгих, ритмично выдер­жанных аллей и живых изгородей, подстригаемых в геометрические фор мы. Характерно для объектов регуляр­ных стилей наличие скульптурных ук­рашений, фонтанов, лестниц, павильо­нов.

Свободный стиль (ландшафтный, пейзажный) характеризуется природ­ной красотой натуральных ландшафтов и пейзажей. Планировка дорожек и площадок здесь почти не признает симметрии и длинных прямых линий. Дорожки, плавно изгибаясь, обходят возникающие на их пути препятствия, заходят в тенистые массивы, выходят на открытые лужайки с разнообразными группами деревьев и кустар­ников, цветов; проводят от одного пейзажа к другому. Водоемы, цвет­ники имеют свободную форму. Ряды деревьев и живые изгороди почти не применяют

Смешанный, стиль, как регулярный, так и свободный, имеет свои преи­мущества. В практике проектирова­ния применяют оба стиля (рис. 3.19).

Регулярный стиль создает в садах и парках условия для большей вмести­мости, для быстрого рассредоточения посетителей. Сады или части парков, предназначенных для тихого отдыха, обычно выигрывают от свободной пла­нировки. Неровный рельеф почти всег­да желателен для свободных решений и неудобен для решений регулярных.

 

 

 


Рисунок 3.19 – Пример регулярной и пейзажной планировки.

Участок Трианона в Версальской парке

 

Большинство новых советских пар­ков имеют смешанный стиль, где он применен как продуманное, логически и художественно оправданное сочета­ние двух основных стилей, а не случай­ное их смешение.

Какой же стиль следует предпо­честь при проектировании? Такой воп­рос ставить нельзя. Стиль надо не выбирать, а определять по сумме требо­ваний архитектурно-пространственного и функционального порядка, а также по естественным условиям участка.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.