К участию в Республиканской олимпиаде — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

К участию в Республиканской олимпиаде

2017-11-22 214
К участию в Республиканской олимпиаде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА

ПодготовкИ обучающихся

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

К участию в РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЕ

ПО литературе

Донецк

Программа подготовки обучающихся

общеобразовательных организаций

К участию в Республиканской олимпиаде

По литературе

Сведения о составителях Программы.

Мельникова Лариса Васильевна, заведующий отделом русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

Король Галина Николаевна, методист отделарусского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

Боброва Виктория Викторовна, методист отделарусского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

Рубинская Наталья Олеговна, методист отделарусского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

Цель программы:

- подготовка обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики к участию во всех этапах Республиканской олимпиады по литературе;

- формирование и развитие творческого потенциала обучающихся.

 

Задачи программы:

- ознакомить с требованиями, предъявляемыми к участникам олимпиады;

- ознакомить с моделями заданий всех этапов Республиканской олимпиады по литературе;

- ознакомить с критериями оценивания уровневых заданий, критериями оценивания конкурса выразительного чтения произведений (или отрывков из них) художественных произведений;

- поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;

- обеспечить общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;

- сохранить и обогатить опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника;

- обеспечить осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях;

- обеспечить освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста;

- развивать эстетический вкус обучающихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора;

- развивать функциональную грамотность (способность обучающихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения);

- развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

 

Участники олимпиады должны

· знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;

· вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;

· уметь создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;

· владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования;

· знать основные литературоведческие понятия и термины: стихотворные размеры, определения литературных родов и жанров, средств выразительности и т. д.

· владеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

· обладать навыками интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы.

· продемонстрировать представления обучающихся о литературоведении как науке, о неотделимости формы и содержания, о нюансах литературного произведения;

· уметь интерпретировать художественное произведение и строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

· находить и использовать в речи средства выразительности художественной речи, определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора;

· продемонстрировать знание критической литературы, литературоведческих статьей.

Н.С. Лесков

А.Н. Островский, драма «Гроза», драма «Бесприданница»

Ф.И. Тютчев, стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»

Литература конца XIX - начала XX века

А.П. Чехов, комедия «Вишневый сад», рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Из литературы первой половины XX века

И.А. Бунин, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

А.А. Ахматова, поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева, стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький, драма «На дне», рассказ «Старуха Изергиль»

С.А. Есенин, стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Б.Л. Пастернак, роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

О.Э. Мандельштам, «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

В.В. Маяковский, поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

А.А. Блок, поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

М.А. Шолохов, роман-эпопея «Тихий дон», рассказ «Судьба человека», «Донские рассказы»

М.А. Булгаков, повесть «Собачье сердце», романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»

А.Т. Твардовский, поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»

А.П. Платонов

Из литературы второй половины XX века

Проза второй половины XX века: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский

Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин

2) перечень тем (вопросов) для подготовки к заключительному этапу Олимпиады.

Вопросы, предлагаемые для подготовки к заключительному этапу олимпиад, выходят за рамки изучаемой учебной дисциплины для соответствующего класса и соответствующего временного интервала, включают материал программ профильного (углубленного) уровня, а также некоторые вопросы, выходящие за рамки учебных программ общеобразовательных организаций.

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»

Г.Р. Державин, стихотворение «Памятник».

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»

В.А. Жуковский, стихотворение «Море», баллада «Светлана»

А.С. Пушкин, романы: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»

М.Ю. Лермонтов, поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени», «Песня про... купца Калашникова», стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Пророк», «Как часто, пёстрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...»

Н.В. Гоголь, пьеса «Ревизор», поэма «Мертвые души», повесть «Шинель».

Литература второй половины XIX века

А.А. Фет, стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Н.А. Некрасов, поэма «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

И.С. Тургенев, стихотворения в прозе, «Записки охотника», роман «Отцы и дети»,

М.Е. Салтыков-Щедрин, сатирические сказки: («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», роман «История одного города» (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой, роман-эпопея «Война и мир»

Ф.М. Достоевский, роман «Преступление и наказание»

И.А. Гончаров, роман «Обломов»

Н.С. Лесков, рассказы

А.Н. Островский, драма «Гроза», драма «Бесприданница»

Ф.И. Тютчев, стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...».

Литература конца XIX - начала XX века

А.П. Чехов, комедия «Вишневый сад», рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».

Из литературы первой половины XX века

И.А. Бунин, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

А.А. Ахматова, поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева, стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький, драма «На дне», рассказ «Старуха Изергиль»

С.А. Есенин, стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Б.Л. Пастернак, роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

О.Э. Мандельштам, «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

В.В. Маяковский, поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

А.А. Блок, поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

М.А. Шолохов, роман-эпопея «Тихий дон», рассказ «Судьба человека», «Донские рассказы»

М.А. Булгаков, повесть «Собачье сердце», романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»

А.Т. Твардовский, поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»

А.П. Платонов.

Из литературы второй половины XX века

Проза второй половины XX века: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский

Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин.

Проза второй половины XX века*:

Ф.А. Абрамов ("Деревянные кони"), Ч.Т. Айтматов ("Плаха"), В.П. Астафье ("Царь-рыба"), В.В. Быков ("Сотников", "Обелиск"), В.С. Гроссман ("Жизнь и судьба"), С.Д. Довлатов ("Заповедник", "Компромисс"), В.Л. Кондратьев ("Сашка"), В.П. Некрасов ("В окопах Сталинграда"), Е.И. Носов (Рассказы, 1959), В.Г. Распутин ("Прощание с Матерой"), В.Ф. Тендряков ("Расплата"), Ю.В. Трифонов ("Дом на набережной"), В.М. Шукшин (Рассказы).

Поэзия второй половины XX века*:

Б.А. Ахмадулина ("Осень", "Ночь", "Мы расстаемся"),

И.А. Бродский ("Не выходи из комнаты", "Элегия", "Стансы"),

А.А. Вознесенский ("Сага", "Заповедь", "Песня Офелии"),

В.С. Высоцкий ("Песня о друге", "Я не люблю", "Грусть моя, тоска моя"),

Е.А. Евтушенко ("Мой пёс", "Женщинам", "Цензура равнодушием"),

Н.А. Заболоцкий ("Не позволяй душе лениться", "В новогоднюю ночь", "Старая актриса"),

Ю.П. Кузнецов ("Цветы", "Стихия", "Русский лубок"),

Б.Ш. Окуджава ("Грузинская песня", "У поэта соперников нету"),

Н.М. Рубцов ("Поэт", "Березы", "В горнице"),

Б.А. Слуцкий ("Голос друга", "Сон", "Совесть"),

В.А. Солоухин ("Не прячьтесь от дождя"),

А.А. Тарковский ("Малиновка", "Стань самим собой"). (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Драматургия второй половины ХХ века*: А.Н. Арбузов ("Таня"), А.В. Вампилов ("Утиная охота"), А.М. Володин ("С любимыми не расставайтесь"), В.С. Розов ("В добрый час"), М.М. Рощин ("Анна Каренина").

 

Методический комментарий (рекомендации)*

По литературе

Время написания работы – 3 астрономических часа (9.00-12.00) письменный тур + устный тур: конкурс выразительного чтения наизусть художественного произведения или отрывка из него (участие является обязательным; балл за выразительное чтение суммируется с баллом за письменную работу).

Тетради (или чистые листы), в которых выполняются работы, должны быть промаркированы; страницы пронумерованы, начиная с третьей, т.е. без обложки.

Задания множатся, копируются и раздаются каждому обучающемуся для выполнения.

Отсчёт времени для выполнения работы начинается с момента получения участниками заданий (после оформления обложки олимпиадной работы), но не позднее 9.00.

Во время выполнения участниками олимпиады работ члены жюри не должны присутствовать в классах.

После выполнения обучающимися заданий работы и обложки шифруются представителем оргкомитета. Далее обложки снимаются, а работы передаются на проверку членам жюри.

За каждый вид работы выставляются баллы согласно критериям. Пакет заданий рассчитан на обучающихся 7-11-х классов общеобразовательных организаций. В ходе выполнения работ ученикам не разрешается пользоваться словарями, в том числе орфографическими, другой справочной литературой, текстами художественных произведений, хрестоматиями, учебными пособиями, вспомогательными таблицами и гаджетами.

В конце работы выставляется сумма баллов, подписываются председатель жюри и члены комиссии. Подписи расшифровываются. Сумма баллов переносится на первую страницу в сводную таблицу:

Количество баллов за задания I-го уровня Итого II-го уровня Итого III-го уровня Итого IV-го уровня Общая сумма баллов
                           
                             

Количество победителей не должно превышать 50% от числа участников соревнований соответствующего класса (курса) с ориентировочным распределением количества дипломов 1:2:3.

Дешифруются работы после их полной проверки, при условии наличия всех подписей членов комиссии и председателя жюри; баллы за каждый уровень заданий переносятся в протоколы.

Протоколы жюри по предмету, рейтинг победителей и рейтинг призёров публикуются организатором соответствующего этапа олимпиады на его официальном сайте / блоге в сети «Интернет» не позже, чем через три дня после проведения олимпиады. В течение суток после оглашения предварительных результатов участник олимпиады имеет право подать заявление в апелляционную комиссию. Предметом апелляции может быть только объективность оценивания заданий. По вопросам содержания и формы заданий олимпиады, критериев оценивания апелляции не принимаются и не рассматриваются! Заявление в произвольной форме подаётся на имя председателя апелляционной комиссии. В заявлении обучающийся должен указать причину апелляции и конкретный вопрос, который является предметом апелляции. Заявления от других лиц, в том числе от близких родственников и учителей, не принимаются и не рассматриваются! Участник олимпиады имеет право ознакомиться со своей работой в присутствии представителей жюри и оргкомитета. Во время ознакомления с работой запрещается делать пометки, записи, исправления в проверенной работе, выносить её из комнаты, где проводится апелляция.

Подчёркиваем, что участниками данной процедуры являются только апеллянт и члены апелляционной комиссии. Другие лица, в том числе близкие родственники и учителя, не могут принимать участия в апелляции.

Отчёты о проведении соответствующего этапа олимпиады по литературе с указанием количества участников по классам, протоколы результатов олимпиады (см. приложение 2) и заявки от каждого города (района) на участие в заключительном этапе обучающихся, набравших наибольшее количество балловпо одному от каждого класса, необходимо прислать в оргкомитет заключительного этапа не позднее 5 дней после завершения муниципального/межлицейского этапа Республиканкой олимпиады на электронный адрес [email protected] (центр воспитания и развития творческой личности Донецкого РИДПО) и [email protected] (отдел русского языка и литературы). После указанного срока заявки приниматься не будут.

Вместе с заявками и отчётами (в бумажном виде) необходимо предоставить в отдел русского языка и литературы (ул. Артёма, 129А, каб. 107) работы участников олимпиады, занявших первое место (или по 1 лучший работе в параллели).

Участники олимпиады по литературе будут выполнять четыре уровня заданий. Первый уровень заданийреспонсивно-репродуктивный: на проверку знаний по истории и теории литературы (задания по курсу литературы за текущий и предыдущие годы обучения); второйрепродуктивно-конструкторский: на проверку уровня предметных компетенций обучающихся; умения выполнять анализ текста (целостный, проблемный, пообразный, структурный, литературный, сопоставительный, компаративный, комплексный, культурологический и др.), в том числе из литературы родного края, а также литературные задачи; третийтворческий: написание сочинения объёмом от 0,75 до 1,5 страницы (обязательным условием является демонстрация круга чтения и культуры чтения), где проверяется уровень литературной и речевой компетенции и общей культуры, умение писать творческую работу, способность обучающегося к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию (сотворчество); уровень усвоения необходимых теоретико - и историко-литературных знаний, сформированности аналитических интерпретационных умений, литературно-художественного и литературно-критического творчества; уровень подготовленности к самостоятельному общению с искусством слова; четвёртыйуровеньвыразительное чтение наизусть лирического произведения или отрывка из прозаического (драматического) текста по выбору участника олимпиады, где обязательным является знание автора и названия произведения; обучающийся предлагается объяснить выбор текста для чтения наизусть.

Учащиеся 7-11-х классов, выполняя задания, должны показать уровень овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для предмета «Литература»). Программа по литературе* для каждого класса заканчивается основными требованиями к знаниям и умениям учащихся; в Программу включены Критерии оценивания учебных достижений учащихся по литературе.

 

Декабря 2017 г.

Работа

В родительном падеже)

Учитель ____________________________(ФИО полностью)

(на последней строке листа)

 

С целью мотивации участия школьников в Республиканской олимпиаде обучающихся по литературе рекомендуем по желанию обучающихся выставить оценки за выполнение олимпиадных заданий в журнал.

Примерная сетка перевода баллов в отметки по 5-балльной шкале:

 

Количество баллов, полученных за выполненную работу Отметка Вербальная оценка
100 – 70 баллов   отлично
60 – 50 баллов   хорошо
Менее 50 баллов   удовлетворительно

 

С целью самопроверки и самооценки, а также составления дорожных карт, индивидуальных образовательных маршрутов и программ самообразования на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО после 11 декабря текущего года (и после предоставления всех работ победителей муниципального/межлицейского этапа) будут размещены варианты эталонных ответов на задания муниципального/межлицейского этапа Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по литературе.

 

Приложение

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

Ø авторов, названия прочитанных произведений;

Ø сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;

Ø особенности композиции прочитанных произведений;

Ø тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;

Ø основные признаки изученных теоретических понятий: гипербола, постоянный эпитет, художественная деталь, антитеза, символ, композиция произведения, лирический монолог, былина, былинный стих, баллада, поэма, рассказ, новелла, героическая повесть, цикл произведений.

Учащиеся должны уметь:

ü правильно, осознанно, бегло читать изученные художественные произведения, учебные, научно-популярные тексты, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

ü выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;

ü раскрывать идейно-тематическую направленность и художественное своеобразие изученного произведении;

ü выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в произведении;

ü владеть различными видами пересказа;

ü составлять простой, сложный и цитатный планы к прочитанному произведению, его фрагменту (описанию природы, интерьера и др.), строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;

ü участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, учитывая мнение оппонента;

ü словесно воспроизводить художественные образы и картины;

ü составлять простой и сложный планы индивидуальной и сравнительной характеристики литературных персонажей с последующей развёрнутой характеристикой образов;

ü аргументировать принадлежность произведений литературы (фольклора) к определённому жанру;

ü обосновывать смысл названия изученного произведения;

ü высказывать собственное аргументированное суждение об актуальности или популярности изученного художественного произведения в наши дни;

ü сравнивать изученное художественное произведение (фрагменты) с его интерпретациями в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного восприятия;

ü давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или кинофильме;

ü создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

ü авторов, названия прочитанных произведений;

ü сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;

ü идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;

ü характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;

ü тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;

ü основные признаки изученных теоретических понятий: лирика, эпос и драма как роды литературы, трагедия, комедия, вечные образы, монолог, диалог, лирический герой, сатира, гротеск, подтекст, образ повествователя.

Учащиеся должны уметь:

ü правильно, осознанно, бегло и выразительно читать художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;

ü раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;

ü выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

ü различать лирические, эпические и драматические произведения, аргументировать принадлежность произведений литературы к определённому жанру;

ü обосновывать смысл названия произведения;

ü владеть различными видами пересказа;

ü давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) произведения;

ü составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные): к тексту (фрагменту) изучаемого эпического произведения,

ü составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев;

ü сравнивать художественное произведение с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;

ü строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;

ü участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;

ü высказывать собственное суждение о популярности или актуальности изученного художественного произведения в наши дни;

ü готовить сообщение, доклад на заданную тему, используя рассказ учителя, статьи учебника, самостоятельно подобранные дополнительные источники;

ü давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или кинофильме по мотивам литературного произведения;

ü готовить письменное сочинение-рассуждение на литературную тему проблемного характера по изученному произведению.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса

 

Учащиеся должны знать:

ü авторов, названия прочитанных произведений;

ü общие сведения о литературных эпохах и художественных направлениях в контексте мировой культуры;

ü сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;

ü идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;

ü характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;

ü основные признаки изученных теоретических понятий: классицизм, романтизм, реализм как художественные направления, романтический герой, роман в стихах, социально-психологический роман;

ü тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть.

Учащиеся должны уметь:

ü правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;

ü раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;

ü выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

ü давать общую характеристику литературным эпохам и художественным направлениям в контексте мировой культуры;

ü определять и аргументировать жанрово-родовую принадлежность изученного произведения;

ü владеть различными видами пересказа;

ü давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) изучаемого произведения;

ü составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные): к тексту (фрагменту) изучаемого эпического произведения, индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики героев; собственного устного или письменного высказывания;

ü обращаться к отдельным интерпретациям изученного произведения в искусстве при его анализе;

ü сравнивать изученное произведение литературы с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;

ü участвовать в инсценировании драматического художественного произведения;

ü строить устные и письменные высказывания, принимать участие в диалоге и полилоге в ходе изучения художественного произведения;

ü участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;

ü высказывать собственное обоснованное суждение об актуальности и популярности изученного художественного произведения в наши дни;

ü составлять устный и письменный отзыв (рецензию) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;

ü подготовить устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению;

ü самостоятельно составлять тезисы, конспекты литературно-критических статей;

ü писать эссе по изучаемым произведениям на основе жизненных впечатлений;

ü подготовить сообщение, реферат на литературную тему по одному или нескольким источникам.

Основные требования к знаниям учащихся 10 класса

Учащиеся должны знать:

ü имена и основные произведения выдающихся авторов второй половины XIX века;

ü ведущие закономерности развития литературы второй половины XIX века;

ü выборочные тексты, предложенные для самостоятельного прочтения;

ü основные художественные направления (реализм, критический реализм);

ü основные теоретические категории, с помощью которых анализируется художественное произведение (тема, идея, сюжет, композиция, авторский стиль и д<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.