Вопрос 5. Рынок: сущность, функции. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Вопрос 5. Рынок: сущность, функции.

2017-11-28 192
Вопрос 5. Рынок: сущность, функции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В экономической литературе приводятся разнообразные оп­ределения понятия «рынок».

В неоклассической экономической литературе наиболее час­то используется определение рынка, данное французским мате­матиком А. Курно и английским экономистом А. Мар­шаллом. «Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, а всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». В данном определении в качестве критерия рынка выступает свобода обмена и установления цен.

Английский экономист У. Джевонс в качестве основного критерия определения рынка выдвинул тесноту вза­имосвязей. Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исхо­дить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значе­ние. Во-первых, в собственном смысле рынок означает сбыт, который осуществляется в обмене. Во-вторых, рынок — это система экономических отношений между людьми, охваты­вающих процессы производства, распределения, обмена и по­требления. Он выступает в качестве сложного механизма фун­кционирования экономики, основанного на использовании форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредит­ной системы.

Следовательно, рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляющаяся через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере произ­водства, распределения, обмена и потребления.

Существует шесть основных функций рынка:

1) информационная функция дает возможность провести ана­лиз различного рода экономических показателей: уровня цен, доходности, процентной ставки, средней заработной платы.

2) регулирующая функция заключается в том, что происходит регулирование обществен­ного производства;

3) посредническая функция, т.е. когда рынок устанавлива­ет связь производителя с потребителем, причем каждый учас­тник рынка является одновременно и производителем и про­давцом;

4) стимулирующая функция, выражающаяся в том, что че­рез рынок происходит учет затрат на производство продукции, т.е. на рынок может поступить только та продукция, которая будет куплена по ценам выше ее издержек;

5) ценообразующая функция проявляется, когда цена на рын­ке колеблется под взаимодействием спроса и предложения, при сокращении спроса при том же предложении на какой-либо то­вар происходит снижение уровня цен на этот товар;

6) контролирующая функция заключается в том, что рынок дифференцирует производителей, в условиях конкуренции идет постоянная борьба за выживание, где остается на рынке толь­ко тот производитель, который продает товар по цене выше, чем издержки изготовленной продукции. Получается, что на рынке остаются только фирмы, действующие эффективно.

Вопрос 6. Закон спроса.

Спрос – это платежеспособная потребность покупа­телей в данном товаре при данной цене. С просом является не всякая потребность в данном товаре, а толь­ко такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической те­ории различают «потребность» и «спрос».

Спрос – это объем возможной купли товара в зави­симости от установившейся цены на него. Спрос – это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Для динамики ры­ночной системы наличие спроса как возможной купли – благо­творно, так как заставляет суетиться бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объемами производства, а коммерсантов – объемами предложения.

Каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет охарактеризовать данное устойчивое соответствие как закон спроса: между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость: Qd = f(P), - разумеется, при прочих равных условиях. Чем ниже цены – тем больше величина спроса, а чем выше цена – тем меньше величина спроса.

Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него?

1. Самое очевидное заключается в том, что удешевление товара делает его доступным для тех категорий покупателей, которым он раньше был «не по карману». А рост числа покупа­телей означает рост спроса на данный товар.

2. Сложнее объяснить поведение прежних покупателей данного товара, которые увеличивают объем его купли именно при снижении цены.

Экономисты предложили объяснение в виде трех «эффектов», возникающих при снижении цены на товар.

А. «Эффект роста выгоды». Любая покупка имеет объек­тивным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, т. е. изменяет соотношение рас­ходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупа­теля. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов (а это при снижении цены увеличивает спрос на товар), покупатель полу­чает больше выгоды (полезности), чем раньше.

В. «Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на преж­нюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупа­теля, но только по отношению к данному товару, только при по­купке данного товара. Поэтому чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными дей­ствиями реализует эту открывшуюся возможность увеличения своего дохода.

С. «Эффект замещения». Подешевевший товар относитель­но удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая «другие» товары подеше­вевшим покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

 

Вопрос 7. Закон предложения

Совокупность товаров, выносимых производителем на рынок, и обра­зует предложение, а назначаемая производителями цена есть «цена предложения».

То, что сегодня в экономической теории обозначается как «предложение», настолько многообразно, что с трудом подда­ется даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):

1) сырье (ресурсы);

2) товары производственного назначения (оборудование и т. п.);

3) труд (наемный);

4) капитал (производительный и денежный);

5) товары потребительского назначения, в том числе: I

а) изделия длительного пользования (автомобили, холо­дильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, ме­бель);

б) изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика);

в) услуги (действия, в ходе которых достигается полезный эффект, — рестораны, туризм).

Состав предложения постоянно меняется, объем увеличи­вается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты, ноу-хау).

Аналогично закону спроса в рыночной экономике действу­ет и закон предложения: величина предложения (Qs) на­ходится в прямой зависимости от направления измене­ния уровня цен (Р). Закон предложения — это реакция вели­чины предложения на динамику цены; повышение цены сти­мулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот — уменьшение величины предложения. Графически закон пред­ложения выглядит следующим образом

Закон предложения характеризует прямое влияние цены именно на величину предложения т е Qs = f(P).

Таким образом, закон предложения — такая модель эконо­мики, в которой есть только одна прямая зависимость «P=>Q». Изменение в величине предложения выражается в движении по точкам кривой предложения.

Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения; наиболее важные из них:

1) цены на ресурсы;

2) уровень технологии производства;

3) налоги и дотации;

4) цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары;

5) ожидания (прогноз) продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т. д.;

6) число продавцов.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.