Философское учение о природе. Противоречивость системы «природа-общество» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Философское учение о природе. Противоречивость системы «природа-общество»

2017-11-28 230
Философское учение о природе. Противоречивость системы «природа-общество» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философская антропология, в широком смысле – это философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века. Школа, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии.

Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.

Впервые о взотнош-ях природы и общ-ва задумались фр просветители. Б.Монтескье- впервые заметил, что климат условия, величина тер-рии опр образом влияют на хар-р общ-ва. Утв-е, что природ условия опред обществ особ-ти- геогр детерминизм. В 19 в Маркс, не отриц знач-е геогр среды, прих у выводу, что опред фактор разв-я О- способ пр-ва матер благ- экономич детерминизм. В 20 в. фил-фы- культурологи открыв, что особ-ти и темпы разв-я О во многом опр культур – истор традициями- культур детерминизм.

Все эти детерминации не искл др др, а должны учится в опред иерарх послед-ти. До 19 в воздействие чел-ва на природу б не очень значит, в лучш случае- оно проявл-сь в локал видоизменении ландшафтов и фауны. С сер 19 в –н 20 в благодаря применению науки и техники в производ дет-ти картина кардинал меняется. С сер 20 в наступ ЭРА НТР- непосред применение Н и Т в пр-се орг-ции и ведения матер пр-ва. НТР породила т.н. «глобал проблемы» соврем-ти: воздействие на зем шар: 1. проблема войны и мира и примен-я ядер оружия. 2. экономич проблема: загрязнения почвы, воды, воздуха; энергетич кризис; угроза генетич коду чел-ва, вследствие загрязнения, употреб-я искусств продуктов, СПИДа, наркотиков; демограф проблема-неоднознач в раз регионах мира (сер 19в-1 млрд, 2003-6 млрд). Ученые счит, что превышение числ-ти чел-ва за 12 млрд приведет к катастрофе. Развитые страны- послед 70 лет демограф плато (умершие=родивш) почти нет прироста-«золотой млрд». В развивающ странах- демограф взрыв (Лат Амеик, Африка, Индия- за 50 лет население возпросло в 2,5 раза). Единств страна, где обуздали взрыв эк методами- Китай. Россия за 10 лет- упало вна 7 млн. Прогноз на 30-50 лет – упадок в 2 раза притом что сам низ плотность и богатая страна.

 

50. Общество как предмет философского анализа. Структура и сферы общества

Античность: “Как развивается общество?” – Гесиод (6 в до н.э.) – поэма “Труды и дни”: Человечество начинается с золотого века, затем медный, бронзовый, век Гесиода – железный – идея регресса.

“Что есть общество?” – Платон – диалоги “Гос-во и законы”: общество – множество людей

В средневековье Ф. вопрос об обществе решался просто

А. Аврелий: лишь то общ-во счастливое, кот подчиняется невидимой силе “града божьего”

В 18 в Гоббс “Теория общественного договора”: разграничение различных состояний: 1) естественное состояние (до государственное); 2) гражданское (государственное)

Монтескье “Дух законов” (решение проблемы развития общества)управление страной завис от размеров: большая - монарх, маленькая- республика. Государственное устройство зависит от климато-географических характера территории (географический детерминизм).

В 19 в. самый значительный вклад – марксизм. Интерес к обществу – главный. К тому, что общество – совокупность людей, Маркс добавляет, что общество ещё совокупность отношений м/у ними. 2 вида отношений:

• отнош-я по воспроизводству

• отнош-я и связи в процессе пр-ва мат. благ

В 20 в философы разных направлений приходят к выводу: общ-во – надбиолог-ий орг-зм, кот. имеет иерар-хически организованную стр-ру, в кот. части опред-ся целым. Т.к. люди – сущ-ва природные, общ-во – часть природы, но выделившееся над ней и начиная с 19 в, благодаря технике пытается покорять природу.

1. Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

2. Общественное бытие имеет две стороны:• объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;• субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей.

Основными сферами жизни общества являются:

• экономическая;

• социальная;

• политическая;

• духовная.

3. Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

• производство;

• распределение;

• обмен;

• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Экономическая сфера существует в следующих формах.

• экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

• деятельность институтов управления экономикой;

• способ производства материальных благ.

4. Социальная сфера — система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основные элементы социальной структуры общества:

• классы;

• страты;

• сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);

• люди города и деревни;

• представители физического и умственного труда;

• социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);

• национальные общности.

5. Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Элементами политической системы общества являются:

• государство и государственные органы;

• политические партии;

• общественные организации;

• профсоюзы;

• иные институты.

Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих государственную власть.

Основными функциями государства являются:

• представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);

• регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);

• охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

• внешнеполитическая;

• интеграционная.

Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.

 

51. Проблема соотношения общественного бытия и общественного сознания

Общественное бытие - материальная сторона общественной жизни; включает в себя не только материальные производства, но и трудовую и бытовую деятельность, все формы общественных отношений и борьбы, воздействие групп, войны, революции, реформы и т.д. А также - материализовавшаяся часть интеллек-туально-духовной деятельности людей в форме поведения, техники, произведений искусства и т.д.

Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементами общественного сознания являются:

• обыденное и теоретическое сознание;

• общественная идеология и психология;

• формы общественного сознания.

Обыденное сознание — непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.

Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.

Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.

Формами общественного сознания являются:

• политическое;

• правовое;

• моральное;

• научное;

• религиозное.

 

52. Общественное сознание, структура, законы развития

Общественное сознание — система идей, теорий, взглядов, характерная для общества в определенный исторический период.

В своем развитии оно имеет тенденцию к усложнению. В условиях первобытного общества оно содержало эмпирические знания, мораль, верования, зачатки искусства (наскальная живопись, мифы, скульптура). В дальнейшем с расширением материального производства увеличивалось число его компонентов, т.е. корни его изменений находятся не в нем самом, а в общественном бытии (материальная деятельность, материальное производство и производственные отношения). Но автоматической зависимости в этой системе связей нет. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью: его отдельные элементы могут отставать или опережать общественное бытие. В нем всегда осуществляется преемственность в возникновении нового.

Структура общественного сознания содержит уровни, стороны и формы.

Уровни: обыденное и теоретическое сознание.

Обыденный уровень — совокупность знаний, обслуживающих каждодневные потребности людей. Отличается поверхностью, ненаучностью, консерватизмом, преимущественно основывается на традициях. Его главным компонентом является здравый смысл. Довольствуется фактами, бессистемно вырабатывается всеми людьми.

Теоретический уровень — система знаний, формируемая профессионалами. Для него характерна доказательность, динамичность изменений, стремление постичь сущность явлений. Часть теоретических знаний носит научный характер, где работает строгая система понятий, категорий, законов и осуществляется проверка положений на практике. Со временем ряд теоретических знаний в упрощенном виде переходит в обыденное сознание.

Стороны: общественная психология и общественная идеология.

Общественная психология_ — совокупность чувств, эмоций, настроений, иллюзий людей, господствующая в определенный исторический период. Как и обыденный уровень, формируется в результате жизнедеятельности всех людей, носит поверхностный, спонтанный характер. Итоговым компонентом выступает общественное мнение. Является объектом интенсивного изучения не только наукой (социальная психология), но и общественной идеологией.

Общественная идеология — целенаправленная система внедрения, защиты интересов и взглядов господствующего класса. Она создается профессионалами высокой квалификации, строго специализирована, структурирована (политическая, экономическая, правовая, эстетическая, религиозная, этическая идеология и т. д.), имеет избирательную преемственность, тщательно камуфлируется.

Формы. Их десять: политическая, правовая, философская, научная, эстетическая, этическая, религиозная, атеистическая, экономическая, экологическая.

Формы — это элементы общественного сознания, которые обслуживают отдельные сферы общества. Чем примитивнее жизненные процессы, тем меньше форм у общественного сознания. Исторически первыми образовались этическая и эстетическая формы. Остальные сформировались с появлением государства (политическая, правовая, философская, религиозная, научная и т. д.).

 

53. Человек как философская проблема

Для человека нет более интересного объекта, чем сам объект. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений на Земле, разумным центром Вселенной. М. Шелер выдвинул пять “идеальных типов” философского самовосприятия человека.

Первая “идея человека”, это идея религиозной веры как сущности человека. Человеку свойственно божественное происхождение, грехопадение и будущее спасение.

Второй идеальный тип – тип homo sapiens, человек как носитель разума. Логос, сознание, дух.

Третья идея человека – это представление человека как homo faber, человек работающий, развиваемые в рамках натурализма, позитивизма, прагматизма. Между человеком и животным существуют только количественные различия. Разум выполняет лишь техническую, приспособительную функцию. Человек – это существо, который пользуется знаками, орудием, это “мозговое существо”, обладающее интеллектом.

Существует 3 основные системы влечений, которым соответствуют три типа человека: к продолжению рода, к власти, к питанию.

Четвертая идея находится на оппозиции ко всем предыдущим, она говорит о прогрессирующем 2 и 3, что соответствует деградации человека. Человек как бы деградирует от естественной жизни, к разумной организации жизни.

Пятый идеальный тип, свободное, нравственное существо - “личность”. Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать. Философия познания человека требует прежде всего становления самого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом этого процесса. В античной философии человек рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе. В системе христианского мировоззрения он стал существом, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Философия Нового времени видела человека как духовную личность, было также признано автономность человеческого разума в деле познания собственной сущности. Философия 19 – нач. 20 в. Человек либо рациональное, либо иррациональное. Задумываясь над тем, какой признак самый отличительный для человека. Можно, ответить, что это труд. Труд – не просто отличительный, а существенный признак человека. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими развивающимися потребностями, создает мир материальный и духовный. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный.

 

54. Проблема человека в современной философии. Природа и сущность человека

Рассмотрим человека с 4-х разных его измерениях: биологическое, психическое, социальное, космическое. Биологическое выражается в анатомофизиологических, генетических, а также в нервно-мозговых, электрохимических. Под психическим понимается внутренний душевно-духовный мир – его сознательное и бессознательное, воля, переживание, память, характер, темперамент. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же такое мышление, либо только биологическое или социальное? Человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный образ. Ребенок появляется на свет уже со всеми анатомофизиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия. Но ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается самым не приспособленным к жизни из всех существ. Человек в собственном смысле есть существо социальное. Сущность человека можно трактовать, как субъекта трудовой деятельности, на основе которой формируются и развиваются социальные отношения. Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время, это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью речи. Биологическое определяет индивидуально-неповторимые особенности людей: набор генов, получаемых от родителей, уникален. Он несет информацию, о характере, темпераменте, черт тела и лица и вообще весь телесный облик. Еще Аристотель определял человека как “политическое животное”, тем самым подчеркивая, биологическое и социальное, как субъект общественных отношений.

Одни считают, что существующая наследственная система человека полностью отражает его развитие как уникального биологического вида.

Другие говорят, будто человек как биологический вид уже клонится к угасанию. Причина этого, создание собственной среды жизни и успех медицины, которая способна уклонить мутацию.

Третьи полагают, что человек, будучи биологически молодым видом, все еще несет в своей наследственности слишком много генов животных. Социальная среда, в которой он живет, создана не историей человечества, а деятельностью лишь избранных. Обе последние исходят из того, что генетическая природа человека требует исправления, иначе грозит гибелью человечества из-за биологических факторов. Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальное. Человек рождается как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с не полностью сформированным анатомофизиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, т.е. генетически они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя и социальную сущность. Новорожденный – не tabula rasa, на которой среда рисует свои узоры. Наследственность снабжает ребенка не только биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально обладает особой способностью к подражанию взрослым – их действиям, звукам. Он способен огорчатся, испытывать страх, радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка – это привилегия человека. Т.о., ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И все таки в момент рождения – это кандидат в человека. Его вводит в мир общество, оно наполняет его поведение социальным содержание. Нужно отметить, что сознание не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, овладения языком, миром культуры. Т.о. общественное начало проникает через психическое внутрь биологического индивида. Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух – природного и социального, наследственного и приобретенного. Если ежемоментное функционирование живых систем не может быть отделено от постоянно взаимодействующего излучения, идущего из Космоса, то человек и космическое существо тоже. Земля возникла под действием космических процессов. Идеи Циолковского, Вернадского, о том, что мы со всех сторон окружены потоками космической энергии, которые поступают к нам, преодолевая огромные расстояния, от Солнца, звезд. По мысли Чижевского, солнечная энергия не является единственным созидателем сферы живого на Земле. Все космические тела, их системы, так или иначе, постоянно влияют на все органическое и неорганическое на Земле, в том числе и на человека. Вернадский ввел термин “ноосфера”, обозначающий сферу живого и разумного на нашей планете. Жизнь и разум, возможно, есть и в иных мирах, так что человек как частица ноосферы – это социально-планетарно-космическое существо.

 

55. Человек и общество. Индивид, индивидуальность, Личность

Личность в различных типах общества:

Исторический процесс становления индивидуальности начинается с родового строя. Сознание человека в этот период во многом архаично. Для первобытного человека характерно переносить собственные качества на природные объекты, неспособность отчетливо различать субъективное от объективного, материальное от духовного, предмет и знак, вещь и слово, существо и его имя, единичное и множественное, статичное и динамичное, пространственное и временное. На ранних стадиях индивид не воспринимает себя отдельно от своих социальных ролей. Анализ своих собственных индивидуальных особенностей нередко заменяется анализом группового поведения. Судьба человека предполагалась немыслимой отдельно от судьбы его сородичей.

В первобытной общине основным средством передачи социального опыта являлось следование традициям. В древних обществах жизненный путь человека от рождения до смерти в основном детально регламентирован. Этот способ регуляции взаимоотношения человека и общества прост и устойчив, но его негативной стороной является консерватизм и вариативная бедность поведения.

В условиях рабовладения и феодализма возникает новый тип отношений человека и общества, а следовательно, и новый исторический тип личности. Человек как разумное существо обязан контролировать и регулировать свои действия собственным сознанием. А это в свою очередь предполагает рациональное самопознание, самоанализ, внутренний диалог с самим собой. Это сословно-иерархическое устройство жизни и всех социальных отношений порождало специфический тип мировоззрения и морали. Господствующее влияние при этом оказывала религия. Общество представлялось как целое, в котором каждый выполняет свои функции. Зависимость человека от сословного мира и божественной воли обусловили ее ничтожно малую ценность. Она есть всего лишь продукт конструкции по заранее заданному образцу.

Для средневековой культуры человек - это прежде всего конгломерат сословных качеств и соответствующих поступков. Таким образом, внутренний мир средневекового человека представлял собой противоречивое единство религиозной духовности и иерархической сословности. Эта сила подчиняла себе индивидуальность человека, его разум и чувства. Разум нужен для того, чтобы отдельный человек мог отвечать перед богом, но не для самостоятельных решений.

Буржуазное общество на место личной зависимости людей ставит отношения экономической зависимости. Общественное разделение труда и товарное производство разрушают сословные рамки, которые ограничивали развитие личности. Социальные связи выступают по отношению к отдельным личностям и как внешняя необходимость, и как средство достижения поставленный целей. Это значительно повысило меру свободы индивида, возможность выбора жизненного пути. Более того, этот выбор становится даже необходимым. Политическая власть и общественное управление превращаются в силу, осуществляющую принуждение человека к отчуждающему труду. В сфере духовного потребления человек попадает во власть мнимых ценностей, которые также навязываются ему и превращают его в объект манипуляции. Поддержание человека в повиновении и послушании вызвало развитие бюрократии. Идеалом этой бюрократической системы был безликий человек в системе организации, а главным его достоинством считалась не личная инициатива и способность принимать самостоятельные решения, а умение подчиняться, выполнять приказы, ничем не выделяться из массы таких же безликих людей. Остающийся творческий труд предполагал развитие личности, наполнил его деятельность содержанием и привлекательностью. Переход к новым принципам деятельности, управления, организации производства и жизни осуществлялся в рамках требований, исходящих из материального экономического закона. Индивид: Особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода. Отдельный представитель социальной группы, общества, народа. Человек с момента рождения — индивид, индивид — это не «один», а «один из» человеческого общества. Понятие подчёркивает зависимость человека от общества. Индивидуум — человек, обладающий только ему свойственными харак

Личность - это результат исторического и индивидуального развития в конкретных социальных условиях. Личность - субъект и творец общественной истории. Сущность личности определяется развитостью общества. Личность несет в себе черты цивилизации, исторической эпохи и определенного образа жизни теристиками, как внешнего, так и внутреннего характера.

 

57. Наука. Система знаний. Социальный институт

Наука по сравнению с мифом, религией, искусством – более поздн продукт челов истории, особ в том виде, как она сложилась в евр цивил-и. Предпос-ки возн-я Н:

1. Достат выс ур разв-я матер пр-ва, треб-щий накопл-я знаний и обществ навыков, такие как земледелие, ирригац работы, стр-во больших обществ зданий, создание достат сложной военн техники

2. Такое соц-эк разв-е общ-ва, кот привод к раздел-ю труда на умств и физ.

Эти предпос-ки склад-ся лишь при переходе к цивилиз-му типу разв-я, но наука склад далеко не во всех цивил регионах.

Напр в Егип, Ближ Вост, Месопотам, Кит и Инд теоретич наука не сложилась, хотя огромн комплекс научно-практич знаний в эих регионах уже сложился. Однако он был сокрализован и применялся в виде готовых формул и рецептуры, кот не доказ-сь, не обосновывались.

Научн стиль и способ мышления смог сложиться лишь в относит свободе мыслителей от религ норм. Относит свобода мышления в Гр, где наука рожд в едином комплексе с Ф. Первонач научн знание – знание научной филос-и.

Специф черты Н как формы дух культуры:

1. Н – рез-т совокуп деят-ти челов-ва, их творч-ва, как практич, так и теоретич-мыслит.

2. Н занята поиском повтор-го, общего, закономер-го. Поиск з-нов соверш-ся: путем наблюд-я и путем обобщ-я связей и отнош-й конкр объектов.

3. Следствием поиска общего и т. д. явл специфич формы реализ-и науч знаний: категории, з-ны, теории, гипотезы и технол-и.

4. Наблюд-е и поиск общего возм лишь в усл-ях относ свободы мышл-я. Хар-ная черта Н сомн-е, пост. измен-е знаний, невозм-ть остан. на месте.

5. Науч зн-е нос всеобщ, обязат х-р, т.к. оно подтвержд-ся практикой: науч или практ эксперим-тами, с-мой док-в, соц практикой жизни челов О.

6. Науч зн-е треб док-в => носит объектив х-р. Рез-т объективен, т. к. док-н опытом.

Научн зн-е, сложивш в Европ рег достат поздно, стало глобал силой лишь при переходе к индустриализму способу пр-ва Европ Н, на кот основана тех-ка, станов-ся достоянием др рег-в и централ, ведущим эл-том обществ созн-я не только Европы, но и др рег-в планеты.

56. Культура и цивилизация

Культура:

1. Рез-т челов Т, все, что созд умств и физ трудом Ч за 40 тыс лет его сущ-я

2. Спос челов приспособл-я к прир, способ челов жизнедеят-ти (у жив-х – генетич-природн, у Ч – культурн-видовой).

3. Способ передачи накопл опыта, знаний, навыков, матер и дух достиж-й от старш покол-й к младшим; соц наследств-ть Ч.

4. По отнош-ю к индивиду – объектив феномен; не только способ удовлетвор-я челов потреб-тей, но и основа их усложн-я, порожд-я и утонч-я.

5. Регулятор соц общежития Л. с пом обычаев, традиций, ритуалов, правил, идеалов и цен-тей.

6. Призма, через кот Ч. восприн окр мир, как природн, так и социал, + самого себя.

7. Показ-ль уровня разв-я О, на осн кот в совр Н, И, Ф разделяют первобыт К, формацион К, а также К индустр О и К постиндустр О (информацион).

Цивилизация: 4 осн знач-я

Обыденная Ж, журналистика+учение Запада: Ц=К (Ц поним-ся как К городск насел-я, более выс по сравн с деревенск).

Ц – этап истор разв-я челов-ва, след за первоб-ю (34-35 тыс лет наз); Ц – 5-6 тыс лет наз. Но разв-е челов-ва имело неравномер х-р. Термин Ц 18 в. А. Фергюссоном. 19 в. – разв-е термина by Легран и Энгельс. 20 в. – вклад Г. Чайльда («Урбанистич револ-я»). Чайльд предлаг 10 призн Ц как опр истор этапа. 3 матер (обнаруж-ся археолог-ски): города, монумент обществ сооруж-я, писм-ть.

В 20 в. арх-ги: – громад откр-е: в разн местах планеты возник оригинал Ц (по предпос-кам возн-я): Первич – возн на осн первоб К, и они по врем самые древн. Вторич – возн на осн исп-я достиж-й более древн Ц

Нематериал призн Ц: 1. раздел-е О на правящие классы или слои и осн массу насел-я. 2. налоги/дань (дают возм-ть сущ-ть правящим слоям). => 3. престижн потребл-е (одежда, оружие, жилища). 4. углубл раздел-е труда => появл-е лиц, заним-хся только 1 видом деят-ти. 5. переход от коллект к инд. творч-ву.

●Ц – тип регионал/локал культуры. Классиф-я ООН: европ, китайск, индо-буддийск, арабо-исламск, латино-амер, африкан.

Различ-е и изуч-е локал цивилиз-й началось в 19в. Пионер –Н.Я. Данилевский.+ Тойнби

●Ц как кризисн сост-е К. впервые Шпенглер в 1/4 20 в.; 30-40 гг. рассм-ся Бердяевым (показ, как переход европ К к доминир-ю в ней тех-ки и технол-и привод не только к деформ-и и оскудн-ю дух К, но и к деград-и дух мира Ч).

Совр уч-е огр вним-е удел проблеме возн-я разл-й (и их причин) локал-ых Ц. Разл-т группы Ц, кот услов обозн терминами «Восток» и «Запад». Это не геогр, но историко-культур понятия. Первонач Ц развив-сь на Востоке.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.