Философия Запада на рубеже XX-XXI вв.: Герменевтика, структурализм, постмодернизм — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Философия Запада на рубеже XX-XXI вв.: Герменевтика, структурализм, постмодернизм

2017-11-28 457
Философия Запада на рубеже XX-XXI вв.: Герменевтика, структурализм, постмодернизм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Герменевтика – Древняя Греция – основывающееся на интуиции искусство истолковывания того или иного полученного известия.

· Появление философской герм. относится в ХХ веку..

· Объект философствования: язык. Опиралась на экзистенциализм и феноменологию. Основоположник: философ и богослов Шлейермехер. Он понимал под герменевтикой учение о способах проникновения в духовный мир авторов евангельских текстов.

· Сейчас: как метод реконструирования внутреннего мира творческой личности.

· Нужно воспроизвести подлинный дух текстов, скрывающийся за их оболочкой. Дильтей возложил на герменевтику задачи раскрытия внутреннего содержания и культуры эпохи.

· Хайдеггер придал герменевтике обект изучения «Бытие».

· Гадамер объявил текст окончательной реальностью и превратил его в предмет философии. Задачей герм. стало выявление всех возможных интерпретаций в текстах. Текст приобретает самостоятельный смысл по отношению к его автору, среде, эпохе. Задача герм – создание новых смыслов.

· Главное – соотношение автора текста и интерпретатора через язык, который является основой бытия. Задача философии – заставить бытие говорить.

· Структурализм. Занимается проблемами устройства объектов познания – общества на том или ином этапе развития. Мир есть иерархия структур: одни базовые, глубинные; другие производные. В пределах каждой из структур можно определитьи облик их элементов, тенденции их связи м/у собой, направление их эволюции.

· В совр Зап социологии есть 2 подхода к изуч общ-ва: исследование общих тенденций и отдельных локальных структур. Первое – философия истории, а вторая – эмпирическая социо-гия.

· Постмодерн. Задача: сломить диктат законодательного разума, показать что его претензии на познание истины являются ложью, использованной разумом для признания своих тоталитарных притязаний.

· Принципы: объективная сущность – иллюзия. Истина неоднозначна, множественна. Обретение знания – бесконечный процесс. Действительность формируется под воздействием человеческих желаний, поступков. Человеческое сознание лишь интерпретирует мир, ни одна из трактовок не может претенд. на объективность.

· Жан Франсуа Лиотар считает, что отличие его философии от марксизма в утвержадении идеи выбора из нескольких альтернатив. Постмодернизм распадается на: постструктурализм (Бордрийяр, Деррида) и прагматизм (Рорти).

· Рорти заявляет, что вся предшествующая философия искажала личностное бытие человека и лишала его творчества. Предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Социум здесь – общение людей, главное – их интересы.

· Деррида: живого настоящего нету: оно распад на прошл и будущее. Тенденция к философствованию без субъекта.

 

 

Философия Беларуси

· Принятие христианства на Руси 988. Начало христ просвещения – Рогнеда, Ефросинья Полоцкая. Профессиональная философия – Скорина.

· Мысли белорусского Возрождения: антропоцентризм, идея абс духовной свободы. Особенности: идея ограничения индивидуальной свободы интересами общего блага, идея социального служения. Ясный, простой, доходчивый язык.

· Творческий синтез идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный). Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-полит. деятельность практически всех социальных слоев.

· Философские проблемы: природа духовной свободы, роль разума в познавательной деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию.

· Идеи Протестантизма снизили статус церкви, и дали человеку напрямую общаться с Богом. Будный – научно-рац. подход: наука должна изучать природу и общество.

· Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность. Юридическое мировоззрение – Статуты ВКЛ. Создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма. шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественногоправа (Литвин, Будный, А. Волан).

· Гуманистические тенденции этого периода, представленные Казимиром Лыщинским, отчасти Симеоном Полоцким

· В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:

o радикальное реформационно-гуманистическое. Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании.

o умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур

o атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (Лыщинский, с ним потом расправились иезуиты). отвергали идею Божественного откровения

· Развитие духовной культуры XVII-нач.XVIII вв. под знаком борьбы православия и униатства. Духовный проект филоматов задал ориентацию на идеи национально-культурного и возрождения, после вхождения в состав Российской империи.

· В 19-20 вв. в литературе В. Дунин-Мартинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич, Купала, Колас, Богданович, М. Горецкий

 

 

Русская философия

· Первый опыт русского философствования эпоха принятия христианства на Руси. Источники: евангельское вероучение, литература патристики, учение восточных отцов Церкви

· Профессион. философ – Чаадаев (Северное общество декабристов). Его «Философские письма» - его главная тема рефлексия по поводу исторического предназначения России, оценка духовной эволюции русско-православного мира, говорил о нац. самодовольстве и застое в России.

· Западничество: 40-60 гг ХIХ века. Представители: Станкевич, Герцен, Огарёв. Тенденции: критика феод, реформы по зап образцу, отрицание революц методов решения проблем. Среди западников были умеренные и радикалы.

· Славянофилы: Хомяков, Аксаковы, Киреевский. Самобытность Руси в её византийском виде. Уваровские правосл, самодерж, народность.

· Соловьёв – величайший. Он стремился объединить в великом синтезе христианский платонизм, немецкий классический идеализм и научный эмпиризм. Нужно стремиться к знанию всеединства. Единосущность Бога и мира. Различая три источника познания - опыт, разум, мистику, В. С. Соловьев утверждал, что истина постигается только путем третьего способа познания, основанного на вере.

· три коренные силы: 1) центростремительной (Восток), подчиняет многообразие единому верховному началу; 2) центробежной (Запад), инициирует личную свободу; 3) интегрированной силы, которая синтезировала бы в себе первые две, открыла бы позитивные возможности развитию человечества. Такой силой может быть только славянство. Философия Соловьева влияла на творчество символистов (Блок, Белый)

· Философия Н. А. Бердяева совокупность нескольких независимых друг от друга идейных комплексов: идеи свободы; идеи творчества и объективации; идеи личности; идеи метаисторического эсхатологического смысла истории.

· Онтология Н. А. Бердяева исходит из существования двух рядов мировых начал: 1) свободы, духа (Бога), ноумена, субъекта (личности), Я;2) необходимости, мира, феномена, объекта. Причем, как видим, в качестве «ноумена» («вещи-в-себе») у философа выступает субъект, включающий в себя непостижимую внутреннюю глубину, проявляющуюся в свободе.

· Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, усреднить ее. Основное стремление чел-ка - порыв к свободе, творчеству.

· Космизм. Преобразующая деят-ть человека – это планетарная сила. Идея всеединства; незавершенности развития мира и человека; интерпретация человечества как части космоса; идея активности, внутренне присущей человеку; идея преображения мира как смысл человеческой деятельности; идея в богочеловечестве. человек выступает как устроитель и организатор вселенной (В. С. Соловьев), создатель ноосферы (В. И. Вернадский).

Метафизика

· Аристотель говорит о «первой философии». Это с 1 в до н.э. стало метафизикой. Метафизическим познанием считается познание, опирающееся не на чувственное созерцание, а на умозрение, на созерцание интеллектуальное, когда ум «видит» в вещи ее сущность.

· Метафизика, по Арист., не преследует практических целей, материальных нужд. Это делает её самоценной, существующей ради себя, знания и понимания.

· Аристотель дал 4 определения метафизики: 1)исследование первых начал и причин; 2) познание «бытия, поскольку оно бытие»; 3) знание о субстанции; 4) знание о Боге и субстанции сверхчувственной.

· Основной постулат метафизики – тождество бытия и мышления.

· Черты метафизического типа философствования: бинарная природа категорий (единое-многое). Доминирует всегда первая категория, а вторая описывает неистинное бытие.

· Основными способами философско-категориальной интерпретации универсума наряду с созерцанием являются познавание, вопрошание, вслушивание (каждая из них на опред. истор. этапе важна).

· Исторически: метафизика субстанций (выявляет космические начала, идеи, Бога) и метафизика субъекта.

· Постклассическая метафизика связана с ситуацией забвения или тотальной ревизии принципов и идеалов классической метафизики во второй половине XIX начале XX в.

· Десакрализация теор. разума и «антропологический поворот» (С. Кьеркегор, Л. Фейербах, Ф. Ницше и др.).

· сциентизация и социологизация философии (позитивизм, марксизмм), «лингвистический поворот» (Л Витгенштейн, Ф. де Соссюр и др.)

· Основными программами преодоления классической метафизики предстают: аналитическая (Л Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик, К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд), феноменолого-экзистенциальная (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понтии др.) и юциально-критическая (К. Маркс, Д. Лукач, Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ю. Хабермаси др.)

· Иной статус метафизики связывают с ее возможностью осмысления конкр. форм челов. опыта путем анализа т.н. поверхностных структур, фиксируемых категориями общественные отношения, бессознательное, язык, текст и т. п.: для их исследования необходимы иные ресурсы языка описания, принципы и т. д. Это означает, что обновленная метафизика должна отвечать на реальные запросы общества

· В эпоху постмодерна на первый план выходит множество альтернативных проектов философствования, каждый из которых претендует на место теоретической философии. Тем самым монолитное здание классич. метафизики, построенное на идеалах Просвещения, рассыпается на частные стратегии в соответствии с идеей приобретения прагматического опыта в плюралист. универсуме.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.