Сэмюэль Беккет и Виктор Собчак — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Сэмюэль Беккет и Виктор Собчак

2017-11-28 143
Сэмюэль Беккет и Виктор Собчак 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сэмюэль Беккет и Виктор Собчак

ДИДИ. – Он думает?

ПОЦЦО. – Превосходно. Вслух. Когда-то он даже очень красиво думал, я мог слушать его часами. А теперь… (Вздрагивает.) Ладно, тем хуже. Значит, вы хотите, чтобы он нам что-нибудь подумал?

ГОГО. – Может, пусть лучше станцует? Все-таки веселее.

ПОЦЦО. – Я в этом не уверен.

ГОГО. – Правда, Диди, веселее?

ДИДИ. – Я бы лучше послушала, как он думает.

ГОГО. – А мог бы он сначала станцевать, а потом подумать? Если это его не слишком затруднит.

ДИДИ (к Поццо). – Такое возможно?

ПОЦЦО. – Нет ничего легче. Как-никак, это естественный порядок вещей. (смех.)

ДИДИ. – Тогда пусть станцует. (Пауза.)

ПОЦЦО (к Лакки). – Ты слышал?

ГОГО. – Он никогда не отказывается?

ПОЦЦО. – Потом объясню. (К Лакки.) Танцуй, скотина неумытая!

Лакки ставит на землю чемодан и корзину, подходит чуть ближе к рампе, поворачивается к Поццо. Гого встает, чтобы лучше видеть. Лакки танцует. Останавливается.

ГОГО. – Не ну смешно, да, и это все?

ПОЦЦО. – Еще! Лакки повторяет те же движения, останавливается.

ГОГО. – Слушай! (Имитирует движения Лакки.) Так я и сама могу. (Имитирует движения Лакки, но, чуть не упав, садится.) Если немножко потренируюсь.

ДИДИ. – Он устал.

ПОЦЦО. – Когда-то он танцевал менуэт, фарандолу, жигу, фанданго, танец живота и даже «яблочко». Он скакал и подпрыгивал. Теперь это все, на что он способен. Знаете, как он это называет?

ГОГО. – Смерть козла отпущения. ДИДИ.- Чума во время холеры. ГОГО.- Закупорка кишок.

ДИДИ (вертляво, как эстет). – В этом что-то есть… Лакки приготовился вернуться к поклаже.

ПОЦЦО (как будто лошади). – Тпруу! Лакки останавливается. Долгая пауза.

ДИДИ (к Поццо). – Скажите ему, пусть подумает.

ПОЦЦО. – Дайте ему его шляпу.

ДИДИ. – Шляпу?

ПОЦЦО. – Он не может думать без своей шляпы.

ДИДИ (Гого). – Дай ему шляпу.

ГОГО. – Я? Он меня пнул, а я ему шляпы подавай? Ни за что!

ДИДИ. – Я подам. (Не двигается.)

ГОГО. – Пусть сам поднимет.

ПОЦЦО. – Лучше ему подать.

ДИДИ. – Я подам. Поднимает шляпу и протягивает ее Лакки издалека. Лакки не двигается.

ПОЦЦО. – Нужно на него надеть..

ДИДИ. – Я надену.

Он осторожно обходит Лакки, тихо приближается к нему сзади, надевает на него шляпу и быстро отскакивает назад. Лакки не двигается. Молчание.

ГОГО. – Чего он ждет?

ПОЦЦО. – Ну-ка посторонитесь. (Гого и Диди отходят от Лакки. Поццо дергает за веревку. Лакки смотрит на него.) Думай, свинья! (Пауза. Лакки принимается танцевать.) Стой! (Лакки останавливается.) Думай! (Пауза)

ЛАККИ (монотонно). – Учитывая наличие личного Бога, каковое стало первопричиной работ Штемпеля и Ватмана вне пространства и времени, каковой любит нас самозабвенно, за некоторыми исключеньями по неизвестной причине, а впрочем всему свое время страдая словно божественная Миранда с теми кто по неизвестной причине но можно об этом подумать в адском огне чей огонь пламенем длившимся в общем недолго однако едва ли кто сомневается скоро в финале резво взметнется по балкам вознося преисподнюю к небу столь голубому еще иногда и сегодня, столь безмятежному той безмятежностью что и в непостоянстве не менее дорога, но с другой стороны не забегая вперед и приняв во внимание что в ходе незавершенных исследований ясно что человек противно противному мненью, что якобы человек несмотря на прогресс в сфере питания и отправлений втянулся в процесс оскуденья и в это же самое время параллельно всему, по неизвестной причине на земле в небесах и на море и в счастье и в горе в это же самое время параллельно всему по неизвестной причине оскудевает сужается, я повторяю творенья море эфир земля для камней глубинами холодами на земле в небесах и на море о горе в виду непосильных трудов прерванных незавершенных не менее важно что душа населенья …(Драка. Лакки успевает выкрикнуть еще несколько слов.) Камни!.. Море!..Незавершенных!...

ПОЦЦО. – Шляпу! Снимите с него шляпу! Диди срывает с Лаки шляпу, тот замолкает и падает. Мертвая тишина. Победители тяжело дышат.

ГОГО. – Я отомщен.

Диди рассматривает шляпу Лакки, заглядывает внутрь.

ПОЦЦО. – Дайте-ка ее мне! Дайте, дайте. (Вырывает шляпу из рук Диди, бросает ее на пол, топчет ногами.) Впредь не будет думать!

ЗАНАВЕС

 

 

ВИКТОР СОБЧАК

«ПРИШЕСТВИЕ ГОДО ИЛИ ТОТ, КТО НИКОГДА НЕ ПРИХОДИТ...»

(Посвящение С.Беккету)

 

В глубине сцены, в неясном свете сидит человек в ниспадающем балахоне, с посохом в руке. Весь его облик похож на картину Н.Ге «Христос в пустыне».

Сзади, почти у задника, сидит девочка-подросток. Она находится на одной линии с Годо, так что его почти не видно зрителям.

Плащ, посох, капюшон и вся одежда Годо в серо-пыльных тонах. Одежда девочки в светлых, близких к белому. Она так же малоопределена как и ее точный возраст. В какие-то моменты она смотрится ангельским одеянием, в какие-то костюмом Пьеро, в другие на длинную рубаху и штаны крестьянского мальчика. Иногда она кажется очень маленьким, иногда почти взрослым.

Свет очень медленно вырисовывает фигуру Годо, не доходя до яркости и опять угасает, но не дойдя до полной темноты опять усиливается и опять, не дойдя до полной яркости уходит почти на нет.

Вместе со светом «мерцает» и неопределенно-тревожная музыка, то еле различимая, то доходящая до гула...

Эти колебания света и музыки нарастают, паузы между колебаниями становятся все короче и внезапно, на полу-фразе все это замирает. Очень короткая пауза.

Посланник – Почему вы так и не приходите к ним, месье Годо?

Годо - Я жду...

П - Так долго...

Годо - Путь долог...

П - Они так ждут...

Годо - Ожидание долго...

П - Но вы...

Годо - Да....

 

Тревожный звук.Девочка встает и прислушивается. Вздыхает и подходит к Годо. Тот безучастен.

П - Опять...

Годо - Да...

П - Они зовут вас...

Годо - Да...

П - И вы...

Годо - Нет...

П - Почему?

Годо - Я уже говорил.

П - Они не готовы?

Годо - Нет...не в этом дело...

П - А в чем?

Годо - Иди...они зовут...

П - Они зовут вас...

Годо - Они жду не меня...

П - Но они зовут ВАС...

Годо - Да...

 

Тревожный звук.

 

П - (в луче света)...А прихожу я...нежданный, никому не нужный, бесполезный Посланник...»Месье Годо задержался...Месье Годо в пути...Сегодня месье Годо не прийдет...может быть завтра...»....Я ухожу и прихожу – но зачем? Это не нужно ни им ни Вам...ни мне...Они ждут не меня, Вы и так это знаете, что они Вас ждут, а я...я...что – Я? Я ничего не жду...я-как блестящая новая фальшивая монета – перехожу из рук в руки не теряя своего блеска и не приобретая царапин и матовой подлинности, истинной полновестности...стоимости...не задерживаясь подолгу в одних руках...обманывая, даря ложную надежду на что-то, на то что мой приход, что-то да значит, что-то да стоит...и каждый небрежно и даже с удовольствием избавляется от фальшивки...

«Месьер Годо снова не прийдет?...Как жаль...Но он прийдет завтра? Наверное?...Так будем ждать месье Годо!!!»...который никогда не приходит, а фальшивку – вон!

Годо - Иди...

П - (идет к выходу, останавливается и не оборачиваясь)... Что мне им сказать?

Годо - Что Годо уже идет...

П - Но они захотят знать, когда они его увидят...

Годо - Когда?...Завтра...

П - Они поверят...

Годо - Да...

П - Да...(уходит)

 

Годо - (в луче света)...Они поверят...тебе...Не мне, ибо имя твое –надежда...пусть и такая уставшая, вылинявшая и почти бузнадежная...Никто и никогда не променяет фальшивый, но блестящий, почти как настоящий, золотой на подлинную, но тусклую, в царапинах, почти фальшивую копейку...Опять колесо завершит свой поворот и выпадет последнее зернышко из рук того старого грека и забудет женщина все свои счастливые дни, которые так могли бы быть, исчезнут письмена и знаки со старой стены, и ребенок станет мужем, а муж ребенком, и дорога вернется к своему началу, оставив весь путь бесполезно пройденным, весь пот и все слезы напрасными...

 

(поднимается со своего места, свет освещает его так, что видны только очертания его темной фигуры, силуэт в сиянии. Делает несколько шагов к авансцене.)

 

...Вы-ждавшие, вы-падавшие, вы-верившие...вот Я!!! Я пришел к Вам!, говорю я. Вы дождались! Ваша вера не обманута и награда блестит в ваших увлажненных глазах...Вот я – говорю вам! Я пришел!...

 

(Тревожный звук. Годо стоит, воздев руки с посохом. Потом медленно опускает руки. Горбится и отворачивается. Свет становится тусклым. Годо медленно возвращается и садится на свое место.)

...Ну, и что дальше?...Что дальше – спрашиваю я вас?...и себя...Я пришел...предположим...ко всем ждавшим...наконец пришел...я не знаю...готовы ли вы...готов ли я....готовы ли вы принять меня, а я вас...что мы скажем дург другу? Ах, да...Я хорошо знаю, что скажете вы...и что я вам должен буду ответить...слишк о м хорошо...слишком...

 

П - (которая незаметно появился на последних фразах Годо)...Но не переполнится ли чаша?

Годо - Нет...

П - Не испарится ли в ней влага?

Годо - Нет...

П - Не забудут ли они вас?

Годо - Нет.

П - А вы никогда не думали об одной вещи?

Годо - Я только о ней и думаю...всю жизнь...всю их жизнь...

П -...что в один прекрасный момент вы станете им не нужны? Они не забудут вас, но перестанут ждать, надеяться...

Годо - Я только этого и жду...

П - (не слушая)...как восторженный влюбленный юноша, месяц за месяцем, год за годом, добивающийся внимания гордой красавицы, не видя ее, только слыша о ее неземной красоте...и вот, в один прекрасный день, она благосклонно допускает его к себе...и что же?...Красота поблекла, очарование растаяло...Для чего? Зачем? Что сделает этот юноша? Насмешливо скривит рот, отпустит безразличный комплимент и уйдет? Или бросится на нее с кинжалом, чтобы отомстить за поруганную надежду?

Годо - Что они тебе сказали?

П - А?...(вздыхает)...Они ждут вас...завтра...они почти счастливы...

Годо - Вот видишь...

П - (вздыхает)...Мы будем репетировать?

Годо - Нет...не знаю...не сейчас...

П - Что я должен делать?

Годо - Как всегда...

П - Значит – ничего...

Годо - Думать...

П - Это не дело-думать. Я не думать приставлен сюда...Я-вестник, а вестник не думает, потому что если я начну думать... Мне нужно больше говорить, чтобы не думать...

Годо- Говори...

П - Что?

Годо - Я не знаю...спой песню...

П - Песню? Я...я не умею...

Годо - Это ничего не значит. Пой...

П - Петь?

Годо - Да...

П - Хм...а что?

Годо - Не знаю...пой песню вестника...

П - Песню вестника?

Годо - Песню надежды...

П - Надежды...

Годо - Радостную песнь принесшего весть о победе...

П - Победе?

Годо - Песнь сбывшихся надежд и мечтаний...

П - Мечтаний...мечта...Опять!!!...Как все это глупо, однако...Вы опять провели меня, месье Годо! Опять я поверила в... В вас...

Годо - Это моя профессия – рождать веру...в себя...

П - И никогда не приходить...

Годо - И никогда не приходить...

П - Но ведь вы обещали...

Годо - Пой...

П - Что?

Годо - Песню...

П - (вздыхает)...И вы еще шутите...

Годо - Я не шучу...

П - Да? Хм...ну что же...Я спою...смотрите, потом не жалуйтесь –сами же приказали...Так...хм...

 

(принимает комическую позу оперного певца и ломаясь, объявляет)

 

...Итак! Дамы и господа! Выходная ария Вестника!...Хм...

 

(очень ненатурально поет-кричит)

 

......Я-а-а-а! Вестник!...Во-о-о-т я при-и-ишел к ва-ам!!!!

 

(перестает петь и вопросительно смотрит на Годо)

 

...Ну?...

Г одо - Что?...Я слушаю....

П - Мне петь? Дальше?

Г одо - Да, конечно, пожалуйста....

П -...Но...хм...(опять становится в позу)...Я-а-а-а! Ве-естни-и-ик! Я при-и-ише—еел е ва-а-ам!!! Прии-и-инес я ве-е-есть!....

 

(пауза)

 

Г одо - Очень интересно....

П - Интересно? Что?

Г одо - То что ты поешь...Продолжай....

П -...нет!!!...Я не знаю, что мне петь! Я все спела уже! Я все спела! Вестник пришел и сказал, что он принес весть – а дальше не его дело!

Г одо - Не его дело...да...жаль...

П - Что? Что жаль?

Г одо - Что правда так коротка...

П - Какая правда?

Г одо - Твоя...моя...

П - Моя...ваша...разве они неодинаковы?

Г одо - Конечно, нет...послушай, мой вестник...вот сейчас ты спела свою изумительную по краткости и точности арию...

П - Хм...

Г одо - Да...а теперь подумай вот о чем...Так ты говоришь – они ждут меня?

П - Да! Давно...

Г одо - Вот...видишь ли в чем дело...мой маленький друг...мой мучитель...моя ария будет очень похожа на твою, когда я...если все же я...явлюсь к ним...

П - На мою?

Г одо - Да...на твою. Кстати, по музыкальности тоже...Что я им скажу? А? Вот, я пришел! Вот он я – Годо!

П - (восторженно) Да!

Г одо - И они восторженно подхватят – «Вот он пришел к нам! Вот он - Годо!»

П - Да!

Г одо - И они все будут счастливы?

П - Да!

Г одо - Пять секунд...ну, десять от силы...при счастливом стечении обстоятельств...если не будет дождя и бури...пять секунд...

П - Разве этого мало?

Г одо - Ты что смеешься? Ты! Ты, который каждый день приходишь к ним! И это всё?! Пять секунд счастья!? Всего-то? Он- не Годо!!! Он- шут! Он- подлец!...вот что они скажут...

П - Нет!...

Г одо - Ага, ты вспомнила, как это было...

П - Нет! Нет! Вы ведь не только это принесете! Не только эти первые секунды счастья! Вы...вы...вы...

Г одо - Ну, смелей...

П - Вы...

Г одо - Ну, же! Давай! Что -я? Что -они?

П - Вы...они...Я не з наю!!!! Я не знаю!!! Я не Годо! Я - вестник! Вестник и больше никто!

 

(начинает плакать и говорить взахлеб)

 

…месье Годо, миленький, ну...ну, сделайте что-нибудь! Ну! Сколько можно ждать?! Сколько можно готовиться? Ну же! Я прошу вас! Ну же! Пожалуйста! Пожалейте их, они все так жду вас! Вы же их последняя надежда – вот придет месье Годо и все переменится, все будет совсем по-другому! Ну же! Я очень прошу вас, месье Годо!....

 

(стоит на коленях перед годо, держа его за посох)

 

Г одо - (гладит его по голове и тихо спрашивает)....Так ты думаешь, что пора?

П - Да!...да...

Г одо - (вздыхает)...Ну что же....может ты и прав....

(Годо медленно идет к авансцене и свет меняется на контражур)

 

...Я пришел к вам...К вам, столь долго и тяжко ожидавших меня...Откройте же глаза и увидьте – Я пришел!...(стоит воздев руки)...Говорю вам -Я пришел!...

 

(Тревожный звук. Он тянется достаточно долго, так что напряжение все возрастает и возрастает. Резкий огушительный взрыв хлопушки взрывает напряжение. Свет становится цветным, насыщенным и цирковым...звучит веселая музыуа, сверкают бенгальские огни...Годо срывает с себя плащ с капюшоном и оказывается под ним в клоунском наряде - с красным носом, рыжими кудрями, старом пыльном котелке, штанами с заплатами и в огромных ботинках. Он разламывает посох и он превращается в букет цветов и зонтик. Годо приплясывает и жонглирует)

 

...Оп -ля!!! Ха-ха-ха!!! Улю -лю!!! А вот и я – Годо! Ваш покорный слуга! Не ждали?! Охо -хо-хо!!! Оп- ля!

 

(останавливается и устало плетется на свое место)

 

...Ноги болят...вечные мозоли...как странно – чем больше башмаки, тем скорее они натирают ноги...

 

(снимает башмак – нога в ярком, но заштопанном и полинявшем носке. Шевелит пальцами)

 

...Уфф!...

 

(Достает из башмака конфету, разворачивает ее и кладет в рот. Смотрит на потрясенного и онемевшего Посланника. Усмехается. Достает еще одну конфету и бросает мальчику.)

 

...Хочешь конфетку?...

 

(Мальчик машинально ловит конфету, недоуменно ее разглядывает, затем смотрит на Годо, словно пытаясь, что-то понять...разжимает кулак и конфета падает на пол.)

 

Г одо - Не хочешь...(подмигивает мальчику и раскрывает зажатый кулак – в нем еще одна конфета...грустно говорит)...Фокус-покус...

П - (тихо)...Старый шут...

 

(Годо начинает снимать парик, грим, накладной нос и так далее)

 

П - (громче)- Старый шут!...Старый шут!!! Клоун!!!

Г одо - (отрываясь от работы строго и внимательно смотрит на мальчика) Да, а ты разве не знал?

П - (распаляясь)...Фигляр!!! Скоморох!!! Комедиант!!! Юродивый!!!

Г одо – (продолжая прерванную работу)...Кричи, вестник, кричи...Я тоже кричал, когда...

П - Ты! Ты! Ты обманул меня! Ты обманул их! Ты всех обманул! И как подло! Господи, как подло!

Г одо - Обманул?

П - И ты еще смеешь о чем-то меня спрашивать?! Ты?! Ничтожество! Ноль!

Г одо - Ты ведь хотел представления...

П - Представления?

Г одо - Или явления...чуда...светопреставления...раздачи хлебов и вина...не так ли, маленький?

П - Я? Нет! Я...я...

Г одо - А чего же ты хотела? На что ты надеялась? Что я должен сделать дл я них? Что я мог у сделать для них? Что? Я тебя спрашиваю, мой маленький обвинитель...

П - Что? Как -что?...Но ты же сам говорил, что придешь к ним...

Г одо - Да...

П - И...

Г одо - Что – «и»?...Я только и могу, что обещать...я только и существую, чтобы обещать...А иначе – кто я?...Что я – как не вечное обещание...хм...своего прихода...надежд...Послушай, Мальчик, ты ведь хорошо знаешь ч т о они связывают с моим приходом...ч е г о они ждут от меня, ч е г о они потребуют от меня, немедленно потребуют, как только я к ним прийду...Да...Мы-то с тобой знаем...знаем...

П - Но ведь тогда...

Г одо - (устало)...А что я могу? Что может Годо? Только обещать...только обещать, что он когда-нибудь придет...

П - Но может...может еще рано...может быть они просто еще не готовы?

Г одо - Хм...когда-то я тоже так думал...

П - Может быть надо подождать...

Г одо - Я жду...

П - Может...может...

Г одо - Ты все понял, мой вестник...Не так ли?

П - Нет!

Г одо - Да...

П - Нет! Я не хочу! Этого нельзя понимать! Нет! Я всего лишь вестник! Мне нельзя этого понимать!

Г одо - Ты понял...

П - Нет... я -вестник...я всего лишь вестник...

Г одо - Нет...

П - Что?

Г одо - Ты понял...понял...ах, как хорошо...слава Бог...слава Годо...

 

(достает из складок плаща кинжал)

...Держи...

П - Что это?

Г одо - Ты знаешь...

П -...н-н-нет...

Г одо - Убей Годо...

П - Нет!

Г одо - Ты знаешь, что должен это сделать...Годо нет...но мир не может существовать без Годо...не так ли?

П - Я не знаю...

Г одо - В ту минуту, когда умер старый Годо, родился новый...иначе и быть не может...иначе миру конец...(в сторону)...хотя, может быть, миру действительно пришел конец, когда я...

П - Что?

Г одо - (вкладывая кинжал в руки вестника)...Я знаю, как тебе тяжело сделать это...знаю, мой вестник..но иначе нельзя...старых богов уничтожают...особенно когда они перестают быть богами...

П - Я не...

Г одо - Молчи...я знаю...так легче...Я помогу тебе...(берет руки вестника и направляет острие кинжала себе в грудь)...Я тебя всегда любил, мой маленький вестник...не бойся...ты не останешься одна...он уже идет...идет...

П - (шепотом) Кто?

Г одо - Вестник...твой вестник...мой маленький...Годо...

 

(Годо резко вонзает кинжал себе в грудь и какое-то время он и Вестник стоят друг против друга, руки их соеденены на кинжале...затем Годо отступает, поворачивается к зрителям, как будто хочет им, что-то сказать, улыбается и падает. Вестник бросается к нему и замирает на распростертым телом.Тревожный звук. Вестник медленно распрямляется.Из-за кулис слышен детский голос)

 

Мальчик-Месье Годо!...Месье Годо!...Вы здесь?

(голос маленького мальчика за сценой)

...Я пришел, месье Годо...это вы?

П-(замерев на мгновение) Что?...Да...Это я...

 

(Пока мальчик за сценой, он утаскивает тело старого Годо за кулисы и переодевается в его костюм)

...Подожди немного...мой маленький вестник..я сейчас...сейчас...

М - Я подожду...

П - Подожди...тебе не придется долго ждать...сейчас...сейчас...(уже одетый как Годо стоит в луче света)...Каждый раз, когда умирает Годо, в ту же самую минуту рождается новый...каждый раз? Каждый...Значит ли это, что Годо вообще существует?...был ли он когда-то?..истинный Годо...самый первый...тот, которого ждут и который...никогда не приходит...и значит ли это, что он действительно никогда не прийдет?...никогда...(вздыхает, смотрит на кинжал)...теперь я понимаю...понимаю тебя...себя...Годо...тебя во мне и меня в тебе и нас в...в Вечном Никогда...

М - Месье Годо...Вы еще здесь?

П - Да...подожди...(прячет кинжал, бормоча)...ты мне еще понадобишься...тебя-то я оставлю...

 

(Усаживается на место Годо, берет в руки посох и изменившимся голосом говорит)

 

...Ты можешь войти...вестник Годо....

 

(свет гаснет вместе с нарастанием тревожного звука)

1994 (Орландо)

 

Сэмюэль Беккет и Виктор Собчак


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.