В ожидании Годо, того кто никогда не приходит — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

В ожидании Годо, того кто никогда не приходит

2017-11-28 154
В ожидании Годо, того кто никогда не приходит 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Перевод Натальи Санниковой

АКТ ПЕРВЫЙ (МОЙ №1)

 

ЯВЛЕНИЕ№1

ГОГО (безнадежно). – Все бессмысленно.

ДИДИ (приближается мелкими шажками, раскорячив негнущиеся ноги). – Мне тоже начинает так казаться. (Останавливается.).

Ну вот, мы опять вместе.

ГОГО. – Ты уверена?

ДИДИ. – Рада тебя видеть Гого. Я думала, ты ушел навсегда.

ГОГО. – Я тоже рад тебя видеть Диди.

ДИДИ. – Как бы нам отметить нашу встречу? (Размышляет.) Встань, я тебя обниму. (Протягивает Гого руку.)

ГОГО (раздраженно). – Подожди, не так быстро. (Молчание).

ДИДИ (обидевшись, холодно). – Могу я узнать, где ты провел ночь?

ГОГО. – В овраге.

ДИДИ (пораженная). – В овраге! Где это?

ГОГО (без единого жеста). – Там.

ДИДИ. – И тебя не били?

ГОГО. – Били… чуть-чуть.

ДИДИ. –Все те же?

ГОГО. – Те же? Откуда я знаю? (Молчание)

ДИДИ. – Когда я обо всем этом думаю… я спрашиваю себя… чем бы ты стал… если бы не я… (Решительно.) Кучкой костей вот чем.

ГОГО (задетая за живое). - Ты это к чему?

ДИДИ (удрученно). – В одиночку этого не вынести. (Пауза. С воодушевлением.) С другой стороны, я говорю себе: какой теперь смысл отчаиваться? Раньше надо было об этом думать, когда мир был юн.

ГОГО. – Хватит. Лучше помоги мне снять эту дрянь.

ДИДИ. – Взявшись за руки, мы бросились бы вниз с Эйфелевой башни, одними из первых. Мы тогда были в хорошей форме. Теперь-то, пожалуй, поздновато. Нас даже наверх подняться не пустят. (Гого пытается снять ботинок.) Что ты делаешь?

ГОГО. – Ботинки снимаю. Тебе никогда не приходилось?

ДИДИ. – Я тебе давно твержу, что их положено снимать каждый день. А ты меня слушать не желаешь.

ГОГО (слабым голосом). – Помоги мне.

ДИДИ. - Тебе больно?

ГОГО. - Больно? Она еще спрашивает?

ДИДИ. – Иногда мне кажется, что это вот-вот случится. Тогда я испытываю странные чувства. (Снимает шляпу, заглядывает внутрь, шарит в ней рукой, трясет, снова надевает.) Как бы это сказать? Облегчение и в то же время… (подбирает слово) Ужас. (С пафосом.) Ужас. (Снова снимает шляпу, заглядывает внутрь.) Однако! (Стучит по шляпе, как будто пытается что-то из нее вытряхнуть, снова заглядывает внутрь, надевает.) В конце концов… (Гого, ценой неимоверных усилий, удается стащить ботинок. Он заглядывает внутрь, шарит рукой, переворачивает его, трясет, ищет, не выпало ли чего на землю, ничего не находит, снова засовывает руку в ботинок, бессмысленно глядя перед собой.) – Что там?

ГОГО. – Ничего.

ДИДИ. – Дай посмотреть.

ГОГО. – Нет там ничего.

ДИДИ. – Попробуй еще раз надеть.

ГОГО (осмотрев свою ногу). – Сначала ногу проветрю.

ДИДИ. – Вот они, люди; виновата нога, а достается ботинку. (Еще раз снимает шляпу, заглядывает внутрь, засовывает туда руку, встряхивает шляпу, стучит по ней, дует в нее, опять надевает.) Меня это начинает беспокоить. (Молчание. Эстрагон качает ногой, шевеля пальцами, чтобы лучше их проветрить.) (Пауза.) Гого…

ГОГО. – Что?

ДИДИ. – Давай покаемся, а?

ГОГО. – В чем? В том, что на свет родились?

Диди заходится смехом, который быстро подавляет, с искаженным лицом схватившись за низ живота.

ДИДИ. – Даже посмеяться нельзя... Слушай Гого.

ГОГО (раздраженно). – Чего тебе?

ДИДИ. – Ты читал Библию?

ГОГО. – Библию… (Размышляет.) Должно быть, заглядывал, так, одним глазком…

Я помню карты Святой земли. Разноцветные. Красивые. С бледно-голубым Мертвым морем. При одном только взгляде на него мне сразу хотелось пить. Я воображал, как мы туда поедем. Будем плавать. Будем счастливы.

ДИДИ. – Тебе бы поэтом быть.

ГОГО. – Я им была. (Показывает на свои обноски.) А что, не видно?

ДИДИ. – Ах, да, об этих двух разбойниках. Помнишь эту историю?

ГОГО. – Нет.

ДИДИ. – Хочешь, расскажу?

ГОГО. – Нет.

ДИДИ. –Скорее время пройдет. Слушай. (Пауза.) Это про двух разбойников, которых распяли в одно время со Спасителем.

ГОГО. – С кем?

ДИДИ. – Со Спасителем. Двух разбойников. Говорят, что один из них был спасен, а другой… (ищет противоположное по смыслу слово)… проклят.

ГОГО. – Спасен от чего?

ДИДИ.- От ада.

ГОГО.- От ада?

ДИДИ.- Да нет же от смерти.

ГОГО.- А мне показалось, что ты сказала от ада.

ДИДИ.- От смерти, от смерти.

ГОГО. – Ну и что?

ДИДИ. – Да то, что они оба должны были быть прокляты.

ГОГО. – Ну и что?

ДИДИ. – Они были там, все четверо. Но только один говорит о спасенном разбойнике. Почему ему верят больше, чем остальным?

ГОГО. – Кто ему верит?

ДИДИ. – Да все кругом. Все знают только эту версию.

ГОГО. – Кругом одни придурки.

 

Гого тяжело поднимается, хромая, идет к левой кулисе, останавливается, смотрит вдаль, рукой заслонив глаза от света, поворачивается, идет к правой кулисе, смотрит вдаль. Диди провожает его взглядом, затем поднимает ботинок, заглядывает внутрь, поспешно бросает.

 

ДИДИ. – Тьфу ты! (Сплевывает на землю.)

Гого возвращается на середину сцены, смотрит в сторону задника.

ГОГО. – Отличное местечко. (Поворачивается, доходит до рампы, смотрит на публику.) Весело, ничего не скажешь. (Поворачивается к Диди.) Давай уйдем.

ДИДИ. – Мы не можем.

ГОГО. – Почему?

ДИДИ. – Мы ждем Годо.

ГОГО. – А, ну да. (Пауза.) Ты уверена, что это здесь?

ДИДИ. – Что это?

ГОГО. – Ну, то, чего мы ждем?

ДИДИ. – Он сказал под деревом. (Смотрит на дерево.) Ты где-нибудь видишь другое?

ГОГО. – Что это за дерево?

ДИДИ.- Не знаю. (Спохватившись.) Что ты имеешь в виду? Что мы пришли не на то место?

ГОГО. – Он уже должен быть здесь.

ДИДИ. – Он не обещал, что точно будет.

ГОГО. – А если он не придет?

ДИДИ. – Вернемся завтра.

ГОГО. – А потом послезавтра. Пока он не придет.

ДИДИ. – Это жестоко.

ГОГО. – Мы уже приходили вчера.

ДИДИ. – Неправда, ты ошибаешься.

ГОГО. – А, по-моему, мы были здесь.

ДИДИ (оглядываясь вокруг). – Ты узнаешь это место?

ГОГО. – Я этого не говорил.

ДИДИ. – Все-таки… это дерево… (Поворачиваясь к зрителям.) и это болото…

ГОГО. – Ты уверена, что ждать нужно сегодня вечером?

ДИДИ. – Он сказал в субботу. (Пауза.) Кажется.

ГОГО. – Кажется?

ДИДИ. – Я где-то записала. (Роется в карманах, набитых всякой дрянью.)

ГОГО. – В какую именно субботу? А что у нас сегодня? Суббота? Или, может, воскресенье? Или понедельник? Или пятница?

ДИДИ (растерянно оглядываясь по сторонам, как будто число может быть записано в пейзаже.) - Не может быть. Что нам делать?

ГОГО. – Если он зря приходил вчера, то сегодня уже не вернется, будь уверена.

ДИДИ. – Ты же сам говоришь, что вчера мы были здесь.

ГОГО. – Я могу ошибаться. (Пауза.) Давай немного помолчим, хочешь?

ДИДИ (слабым голосом). – Хочу. (Гого садится. Диди возбужденно ходит по сцене из угла в угол, время от времени останавливаясь, чтобы всмотреться вдаль. Гого засыпает. Диди останавливается перед Гого.) Гого… (Молчание.) Гого… (Молчание.) Гого!

(Гого вздрагивает и просыпается).

ГОГО (вспомнив весь ужас своего положения). – Я спал? (С упреком.) Почему ты никогда не даешь мне поспать?

ДИДИ. – Мне было одиноко.

ГОГО. – Мне снился сон.

ДИДИ. – Не рассказывай.

ГОГО. – Мне снилось, что…

ДИДИ. – Не надо!

ГОГО (делает жест, охватывающий весь мир). - Тебя хватает и этого, да? (Молчание.) Нехорошо, Диди. С кем еще я могу поделиться своими кошмарами?

ДИДИ. – Они твои, вот пусть с тобой и останутся. Ты же знаешь, я этого не переношу.

ГОГО (холодно). – Случаются минуты, когда я думаю, что нам лучше разойтись.

ДИДИ. – Недалеко бы ты ушел.

ГОГО. – Это было бы ужасно досадно. (Пауза. Ласково.) Ну правда, Диди?

ДИДИ. – Отстань от меня!

 

Диди уходит. Гого встает, идет за ним до кулисы. Диди возвращается, проходит мимо Гого и пересекает сцену, потупив взгляд. Гого делает несколько шагов ему навстречу, останавливается.

 

ГОГО (с нежностью). – (Диди не отвечает. Гого делает шаг вперед.) Ты хотела мне что-то сказать? (Молчание. Еще шаг вперед.) Скажи, Диди…

ДИДИ (не оборачиваясь). – Мне нечего сказать.

ГОГО (делает шаг вперед). – Ты сердишься? (Молчание. Шаг вперед.) Ну прости! (Молчание. Еще шаг. Трогает Диди за плечо.) Послушай, Диди. (Молчание.) Дай руку! (Диди оборачивается.) Обними меня! (Диди сопротивляется.) Ну хватит, давай помиримся! (Диди смягчается. Они обнимаются. Гого отскакивает в сторону.) Да от тебя чесноком воняет!

ДИДИ. – Это хорошо для почек. (Молчание. Гого внимательно разглядывает дерево.) ГОГО.- Что мы теперь будем делать?

ДИДИ. – Ждать.

ГОГО. – Нет, а пока ждем?

ДИДИ. – А что если нам повеситься?

ГОГО. – На ветке? (Подходит к дереву, рассматривает его.) Что-то я сомневаюсь, боюсь не выдержит.

ДИДИ. – Можем попробовать.

ГОГО. – Попробуй.

ДИДИ. – Сначала ты.

ГОГО. – Нет, ты первая.

ДИДИ. – Почему я?

ГОГО. – Ты легче меня.

ДИДИ. – Вот именно.

ГОГО.. – Я тебя не понимаю.

ДИДИ. – Сейчас объясню. (Размышляет.) Вот ветка… Ветка… (Разозлившись.) Диди легкая – ветка не сломается – Диди мертвая. Гого тяжелый – ветка хрусть – Гого один. (Пауза.)

ГОГО. – Один.Мне это в голову не приходило… Думаешь, я тяжелее?

ДИДИ. – Ты сама сказал. Я знать ничего не знаю. Наши шансы - пятьдесят на пятьдесят. Примерно.

ГОГО. – Ладно, что делать будем?

ДИДИ. – Да ничего. Так безопасней.

ГОГО. – Подождем, что он нам скажет.

ДИДИ. – Кто?

ГОГО. – Годо.

ДИДИ. – А, ну да.

ГОГО. – Подождем, пока он нам что-нибудь предложит. (Передышка.)

ГОГО (с беспокойством). – А мы? Какую роль мы в этом играем?

ДИДИ. – Какую роль?

ГОГО. – Не торопись отвечать.

ДИДИ. – Какую роль? Роль попрошаек.

ГОГО. – Да значит, уже до этого докатились? Мы утратили наши права?

ДИДИ (четко). – Мы их растеряли.

Молчание. Они застывают в неподвижных позах, на полусогнутых ногах, опустив руки повесив головы.

ГОГО (слабым голосом.) – Скажи, мы как-то связаны? (Пауза.)

ДИДИ (поднимая руку). – Слышишь? Они прислушиваются, застыв в гротескных позах.

ГОГО. – Не слышу.

ДИДИ. – Тсс! (Они прислушиваются. Гого едва не падает, потеряв равновесие. Он хватает за руку Диди. Тот тоже пошатнулся. Они продолжают прислушиваться, навалившись друг на друга, лоб в лоб.) Я тоже. Вздох облегчения. Напряжение падает. Они отодвигаются один от другого.

ГОГО. – Ты меня напугала.

ДИДИ. – Я думала, это он.

ГОГО. – Кто?

ДИДИ. – Годо.

ГОГО. – Тьфу ты! Это ветер в камышах.

ДИДИ. – Я точно слышала крики.

ГОГО. – С чего ему кричать?

ДИДИ. – Лошадь поторопить. (Молчание)

ГОГО. – Давай уйдем.

ДИДИ. – Куда? (Пауза.) Может, вечером мы уже будем спать у него, в тепле, в сухости, с полными животами, на сеновале. Стоит ради этого ждать? Или нет?

ГОГО. – Всю ночь напролет.

ДИДИ. – Еще день не кончился. (Молчание).

ГОГО. – Я хочу есть.

ДИДИ. – Дать морковку?

ГОГО. – А больше ничего нет?

ДИДИ. – Нет.

ГОГО. – Давай морковку. (Диди роется в карманах, вытаскивает морковку и протягивает ее Гого.) Спасибо. (Откусывает.)

ДИДИ. –. (Продолжает искать.)Это последняя. (Гого вытирает ее о рукав и начинает есть.) Сразу всю не ешь, другой не будет…. Ну как морковка?

ГОГО. – Сладкая.

ДИДИ. – Вот и отлично. (Пауза.) Так что ты хотел узнать?

ГОГО. – Не помню. (Жует.) Как раз это меня и беспокоит. (Оценивающе смотрит на морковку, вертит ее в пальцах.) (Откусывает морковку.)

ДИДИ. – Ну?

ГОГО (с набитым ртом, неразборчиво). – Мы связаны или нет?

ДИДИ. – Как это, связаны?

ГОГО. – По рукам и ногам.

ДИДИ. – С кем? И кем?

ГОГО. – С этим твоим стариканом.

ДИДИ. – С Годо? Связаны с Годо? Глупости! Никогда и ни за что!

ГОГО. – Его зовут Годо?

ДИДИ. – Думаю, да.

ГОГО. – Надо же! (Поднимает огрызок морковки за ботву и вертит перед глазами.) Забавно, как к концу вкус притупляется.

ДИДИ. – А у меня – все наоборот.

ГОГО. – То есть?

ДИДИ. – Я постепенно вхожу во вкус по мере того, как ем.

ГОГО (основательно подумав.) – Это и есть наоборот?.. Доедать будешь?

 

Совсем близко раздается страшный крик. Гого выпускает из рук морковку. Они застывают на месте, затем бросаются к кулисам. Гого останавливается на полпути, возвращается назад, подбирает морковку, запихивает ее в карман, устремляется к Диди, которая ждет его, снова останавливается, возвращается назад, подбирает ботинки и бежит к Диди.. Прижавшись друг к другу, втянув головы в плечи, отвернувшись от опасности, они ждут.

 

ЯВЛЕНИЕ№2

Появляются Поццо и Лакки. Первый командует последним с помощью веревки, обмотанной вокруг шеи, так что сначала виден только Лакки, за которым тянется веревка, достаточно длинная, чтобы он мог дойти до середины сцены, прежде чем Поццо появится из-за кулис. Лакки держит тяжелый чемодан, складной стул, корзину с провизией и пальто (перекинутое через руку); Поццо – кнут.

ПОЦЦО (из-за кулис). – Живее! (Щелканье кнута. Появляется Поццо. Они пересекают сцену. Лакки проходит перед Диди и Гого и исчезает со сцены. Поццо, увидав Диди и Гого, останавливается. Веревка натягивается. Поццо резко дергает за нее.) Назад! (Шум падения. Это Лакки падает со всем своим скарбом. Диди и Гого смотрят на него, разрываясь между желанием помочь ему и страхом ввязаться не в свое дело. Диди делает шаг в сторону Лакки. Гого удерживает ее за рукав.)

ДИДИ. – Пусти.

ГОГО. – Не суйся не в свое дело.

ПОЦЦО. – Осторожно! Он злой. (Гого и Диди смотрят на него.) С чужими.

ГОГО (шепотом). – Это он?

ДИДИ. – Кто?

ГОГО. – Ну этот, как его…

ДИДИ. – Годо?

ГОГО. – Ну да.

ПОЦЦО. – Разрешите представиться: Поццо.

ГОГО. – Он сказал Годо.

ДИДИ. – Да нет.

ГОГО (к Поццо). – Вы случайно не месье Годо?

ПОЦЦО (страшным голосом). – Я Поццо! (Пауза.) Вам не знакомо это имя? (Пауза.)

ГОГО (делает вид, что вспоминает). – Боццо… Боццо…

ДИДИ. – Поццо или Боццо?

ГОГО. – Поццо…нет, что-то не припомню.

ДИДИ (примиряюще). – Я знала одно семейство Гоццо. Мамаша, та еще, так вышивала на пяльцах… (Поццо грозно приближается).

ГОГО (торопясь сказать). – Понимаете, мы не местные.

ПОЦЦО (останавливаясь). – Однако, вы существа человеческой породы. (Надевает очки.) Насколько я вижу. (Снимает очки.) Той же породы, что и я. (Разражается громким смехом.) Божественного происхождения!

ДИДИ. – Понимаете…

ПОЦЦО (обрывает его). – Кто такой Годо?

ГОГО. – Годо?

ПОЦЦО. – Вы приняли меня за Годо.

ДИДИ. – О нет, месье, ни на секунду.

ПОЦЦО. – Кто он?

ДИДИ. – Ну, в общем, это… это один наш знакомый.

ГОГО. – По правде говоря, мы с ним почти не знакомы.

ДИДИ. – Я бы его даже не узнала при встрече.

ПОЦЦО. - Вы приняли меня за него? Вы его ждали?

ДИДИ. – Понимаете…

ПОЦЦО. – Здесь? На моей земле?

ДИДИ. – Мы не хотели ничего плохого.

ГОГО. – Мы с самыми лучшими намерениями.

ПОЦЦО. – Дорога открыта для всех.

ДИДИ. – Так мы и думали.

ПОЦЦО. – Стыдно сказать, но это так.

ГОГО. – С этим ничего не поделаешь.

 

ПОЦЦО (делая широкий жест). – Не будем об этом. (Дергает за веревку.) Встать! (Пауза.) Как падает, так сразу засыпает. (Дергает за веревку.) Встать, скотина! (Слышно, как Лакки поднимается и собирает вещи. Поццо дергает за веревку.) Назад! (Пятясь, появляется Лакки.) Стоять! (Лакки останавливается.) Повернись! (Лакки поворачивается. Диди и Гого, приветливо.) Друзья мои, как я счастлив, что встретил вас. (Видя их недоверие.) Действительно счастлив. (Дергает за веревку.) Ко мне! (Лакки приближается.) Стоять! (Лакки останавливается. Диди и Гого.) Видите ли, дорога кажется длинней, когда бредешь по ней один-одинешенек целых… (смотрит на часы) целых… (считает) шесть часов, да, именно так, шесть часов подряд, не встретив ни одной живой души. (К Лакки.) Пальто! (Лакки ставит чемодан, подходит, подает пальто, пятится назад, снова берет в руки чемодан.) На-ка, подержи. (Поццо протягивает ему кнут, Лакки подходит и, поскольку его руки уже заняты, наклоняется, берет кнут зубами, затем отходит назад. Поццо начинает надевать пальто, но останавливается.) (Лакки оставляет вещи, подходит, помогает Поццо надеть пальто, возвращается, снова берет их в руки.) Что-то прохладно становится. (Застегнув пальто, наклоняется, осматривает себя, выпрямляется.) Кнут! (Лакки подходит, наклоняется, Поццо вырывает кнут у него из зубов, Лакки отходит назад.) Видите ли, друзья мои, я не способен долго находиться вне общества себе подобных (рассматривает обоих себе подобных), даже если это всего лишь мои жалкие подобия. (К Лакки.) Стул! (Лакки ставит чемодан и корзину, подходит, раскладывает стул, ставит его, пятится, снова берет в руки чемодан и корзину. Поццо смотрит на стул.) Ближе! (Лакки ставит чемодан и корзину, подходит, передвигает стул, возвращается, поднимает чемодан и корзину. Поццо садится, приставляет хлыст к груди Лакки, толкает его.) Назад! (Лакки пятится.) Еще! (Лакки пятится еще.) Стоять! (Лакки останавливается. Диди и Гого.) Так что, с вашего позволения, я побуду с вами, прежде чем двинуться дальше. (К Лакки.) Корзину! (Лакки подходит, дает ему корзину, отходит.) Аппетит разыгрался на свежем воздухе. (Открывает корзину, достает кусок цыпленка, ломоть хлеба и бутылку вина. К Лакки.) Корзину! (Лакки подходит, забирает корзину, пятится, замирает без движения.) Дальше! (Лакки пятится.) Стой! (Лакки останавливается.) От него воняет. (Отпивает прямо из горлышка.) Ваше здоровье. (Ставит бутылку и принимается за еду.)

Молчание. Постепенно осмелевшие Гого и Диди вертятся вокруг Лакки, тщательно его осматривая. Поццо жадно грызет цыпленка, обсасывая кости, прежде чем их выбросить. Лакки медленно оседает, пока чемодан не касается пола, резко выпрямляется, снова начинает оседать. В ритме человека, который спит на ногах.

ГОГО. – Что это с ним?

ДИДИ. – Устал, наверно.

ГОГО. – Почему он не ставит вещи на землю?

ДИДИ. – Ты меня спрашиваешь? (Подходят ближе к нему.) Осторожно!

ГОГО. – Может, поговорить с ним?

ДИДИ. – Смотри!

ГОГО. – Куда?

ДИДИ (показывая). – На шею.

ГОГО (смотрит на шею). – Ничего не видно.

ДИДИ. – Встань сюда, на мое место. (Эстрагон становится на место Владимира.)

ГОГО. – Ничего себе!

ДИДИ. – До крови.

ГОГО. – Это из-за веревки.

ДИДИ. – Натирает.

ГОГО. – Крепко завязано. Там же узел. (Возобновляют осмотр)

ДИДИ.- Видишь слюна у него.

ГОГО.- От натуги.

ДИДИ.- Смотри и пена.

ГОГО.- Может он идиот?

ДИДИ (вытянув голову). – Кретин.

ГОГО (делая то же самое). – Это еще неизвестно.

ДИДИ. – Он задыхается.

ГОГО. – Неудивительно.

ДИДИ. – А глаза!

ЭСТРАГОН. – А что с ними?

ДИДИ. – Вылезают из орбит.

ГОГО. – По-моему, он того … вот-вот подохнет.

ДИДИ. – Это еще неизвестно. (Пауза.) Спроси его о чем-нибудь.

ГОГО. – Может, не надо?

ДИДИ. – Мы ничем не рискуем.

ГОГО (робко). – Месье…

ДИДИ. – Громче.

ГОГО (громче). – Месье…

ПОЦЦО. – Оставьте его в покое! (Владимир и Эстрагон поворачиваются к Поццо, который, закончив есть, вытирает рот тыльной стороной рукава.) Не видите, он отдыхает! (Достает трубку, начинает ее набивать. Эстрагон замечает на полу куриные кости, жадно на них смотрит. Поццо чиркает спичкой и начинает раскуривать трубку.) Корзину! (Видя, что Лакки не двигается, Поццо раздраженно бросает спичку и дергает за веревку.) Корзину! (Едва не упав, Лакки приходит в себя, приближается к Поццо, кладет бутылку в корзину, возвращается на свое место, принимает прежнюю позу. Эстрагон впивается взглядом в кости. Поццо чиркает спичкой, раскуривает трубку.) Что с него взять, это не его работа. (Делает затяжку, вытягивает ноги.) А! Вот так-то лучше.

ГОГО (робко). – Месье…

ПОЦЦО. – Чего тебе?

ГОГО. – Хм… вы не будете столь любезны… хм… вам не нужны… кости… месье?

ДИДИ (возмущенно). – Не мог подождать?

ПОЦЦО. – Ну что вы, ничего страшного. Нужны ли мне кости? (Двигает их кончиком кнута.) Нет, лично мне нет. (Гого делает шаг к костям.) Но… (Гого останавливается.) но обычно кости достаются носильщику. Его и нужно спрашивать. (Гого нерешительно поворачивается к Лакки.) Спросите у него, спросите, не бойтесь, он ответит. (Гого идет к Лакки, останавливается перед ним.)

ГОГО. – Месье… простите, месье…

Лакки не реагирует. Поццо щелкает кнутом. Лакки поднимает голову.

ПОЦЦО. – Ты, свинья, отвечай, когда с тобой разговаривают. (Гого.) Продолжайте.

ГОГО. – Простите, месье, кости, нужны вам эти кости? (Лакки долго смотрит на Гого)

ПОЦЦО (закатывая глаза). – Эй ты, месье! (Лакки опускает голову.) Отвечай! Нужны они тебе или нет? (Лакки молчит. Гого.) Они ваши. (Гого набрасывается на кости, собирает их и начинает грызть.) Странно. Раньше он никогда от костей не отказывался. (С беспокойством смотрит на Лакки.) Еще чего доброго выкинет надо мной шутку и свалится больным.

ДИДИ (взорвавшись). – Это стыдно!

Пауза. Гого, остолбенев, перестает грызть кости и смотрит поочередно на Диди и Поццо. Поццо совершенно спокоен. Диди все больше смущается.

ПОЦЦО (Диди). – Вы о чем-то конкретном?

ДИДИ (решившись заговорить, мямлит и запинается). – Так обращаться (показывает на Лакки) с человеком… я считаю… это стыдно!

ГОГО (не желая оставаться в стороне). – Это безнравственно! (Снова принимается грызть кости.)

ПОЦЦО. – Вы слишком строги. (Владимиру.) … Да, вот такой я бестактный. Ну, мне пора. Спасибо за компанию. (Размышляет.) Разве только еще трубочку с вами выкурить? Что вы на это скажете? (Пауза.) Может, вы не курите? Да? Нет? Впрочем, это не важно. (Пауза..) (Гого бросает кости.)

ДИДИ. – Пойдем.

ГОГО. – Уже?

ПОЦЦО. – Стойте! (Дергает за веревку.) Надеюсь, вы уходите не из-за меня? Останьтесь еще ненадолго, не пожалеете.

ГОГО (почуяв возможную подачку). – Мы не торопимся.

ДИДИ. – Я пошла.

ПОЦЦО. – Ей мое общество не нравится. Конечно, гуманным меня не назовешь, но это еще не повод, чтобы вот так взять и уйти. (Владимиру.) Подумайте, прежде чем совершить опрометчивый шаг. Допустим, вы уйдете сейчас, посреди бела дня, потому что день еще не закончился, несмотря ни на что. (Все трое смотрят на небо.) Прекрасно. Но как в таком случае … у вас состоится встреча с этим вашим… Годе… Годо… (пауза) …ну, вы меня понимаете… от которого зависит ваше будущее… (пауза) …ближайшее будущее.

ГОГО. – Он прав.

ДИДИ. – Откуда вы знаете?

ПОЦЦО. – Она снова со мной заговорила! Еще немного, и она меня полюбит!

ГОГО. – Почему он не ставит вещи на землю?

ПОЦЦО. – Чем больше я встречаю людей, тем счастливей становлюсь. Даже у ничтожнейшего создания чему-то учишься, обогащаешься, начинаешь больше ценить собственное везение. Вот вы, например (он внимательно смотрит сначала на одного, потом на другого, чтобы дать им понять, что имеет в виду обоих), вы двое, кто знает, может быть, даже вы меня чему-нибудь научили.

ГОГО. – Почему он не ставит вещи на землю?

ПОЦЦО. – Хотя вряд ли.

ДИДИ. – Вам задали вопрос.

ПОЦЦО (в восторге). – Задали вопрос? Кто? Какой? (Пауза.) Вы меня спрашиваете, почему он не ставит вещи на землю, так, кажется?

ДИДИ. – Вот именно. ГОГО.- Он сопит как тюлень.

ПОЦЦО. – Сейчас я вам отвечу. (Гого.) Только, пожалуйста, стойте спокойно, вы меня нервируете.

ДИДИ. – Иди сюда.

ГОГО. – Ну что там еще?

ДИДИ. – Он будет говорить.

Замерев, прижавшись один к другому, они ждут.

ПОЦЦО. – Прекрасно. Все собрались? Все меня видят? (Смотрит на Лакки, дергает за веревку. Лакки поднимает голову.) На меня смотри, свинья! (Лакки смотрит на него.) Прекрасно. (Кладет трубку в карман) Я готов. Все меня слышат? (Смотрит на Лакки, дергает за веревку.) Ближе! (Лакки подходит ближе.) Стой! (Лакки останавливается.)

Все готовы? (Осматривает всех троих, Лакки в последнюю очередь, дергает за веревку.) Не люблю говорить в пустоту. Итак. Начнем. (Задумывается.)

ГОГО. – Я пошел.

ПОЦЦО. – Так о чем вы меня спрашивали?

ДИДИ. – Почему он…

ПОЦЦО (гневно). – Не перебивайте меня! (Пауза. Более спокойным тоном.) Если мы все будем говорить одновременно, то никогда ни к чему не придем. (Пауза.) На чем я остановился? (Пауза. Громче.) На чем я остановился?

Диди изображает человека, несущего тяжелую поклажу. Поццо непонимающе на него смотрит.

ГОГО (нажимая на слова). – Вещи! (Указывает пальцем на Лакки.) Почему всегда держать? (Изображает человека, согнувшегося под тяжестью ноши и готового задохнуться.) Зачем никогда не ставить? (Широко разводит руками, выпрямляется с облегчением.) Почему?

ПОЦЦО. – Я понял. Раньше нужно было сказать. Почему он никак не расслабится. Попробуем разобраться. Может быть, у него нет на это права? Есть. Значит, он не хочет? Разумное объяснение. Но почему он не хочет? (Пауза.) Сейчас вы это узнаете, внимание.

ДИДИ. – Внимание.

ПОЦЦО. – Он надеется произвести на меня впечатление, чтобы я оставил его при себе.

ГОГО. – Как-как?

ПОЦЦО. – Возможно, я недостаточно ясно выразился. Он пытается меня разжалобить, чтобы я передумал с ним расставаться. Хотя нет, это не совсем так. Он собирается меня надуть. Не выйдет. Ему кажется, что увидав, какой он хороший носильщик, я непременно уступлю соблазну и дальше использовать его в этом качестве. На самом деле, свинья он, а не носильщик. Это не его работа. (Пауза.) Ну вот. Думаю, я ответил на ваш вопрос. Другие вопросы есть?


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.171 с.