Регулирование собственности СМИ в странах Западной Европы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Регулирование собственности СМИ в странах Западной Европы

2017-11-28 729
Регулирование собственности СМИ в странах Западной Европы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Великобритания. Существует специальное антимонопольное законодательство для СМИ; на рынке прессы все сделки компаний, издающих газеты тиражом более чем 500000 экз., должны получать одобрение государственных органов; выдача новых вещательных лицензий аудиовизуальным компаниям, имеющим более 15% аудитории на своих географических рынках, требует специального рассмотрения антимонопольными органами; запрещается выдавать лицензии на общенациональное вещание газетным компаниям, охватывающим более 20% национальной аудитории.

Германия. Концентрация СМИ регулируется общим антимонопольным законодательством; для общенационального ТВ установлено, что вещатель не может занимать доминирующего положения на рынке (доля аудитории не может превышать 30%); вещатели, имеющие более 20% национальной аудитории, или программы, доля которых превышает 10%, обязаны предоставлять эфир независимым вещателям для изложения ими своих точек зрения (так называемые «программные окна»).

Италия. На СМИ распространяется общее антимонопольное законодательство; для общенационального газетного рынка максимально допустимая доля суммарного тиража – 20%, на региональных рынках одна компания не должна владеть более чем 50% всех газет региона; на общенациональном рынке ТВ в одни руки нельзя выдавать более 20% всех возможных лицензий, при этом ни один вещатель не может сосредоточивать в своих руках более 30% оборота средств национального телерынка. Этот же предел установлен для кабельных операторов на местных рынках.

Норвегия. Государственные органы могут запрещать сделки, которые приведут к сосредоточению в одних руках более трети национального рынка в любом медиасекторе; крупные сделки на местных рынках должны проходить специальную экспертизу.

Франция. Юридическому лицу не может прямо или косвенно принадлежать более 45% акционерного капитала или голосующих акций национальных эфирных телеканалов; владельцы газетных компаний не могут контролировать более 30% рынка изданий одного типа; доля аудитории не должна превышать 150 млн. чел. для доминирующей радиостанции, 6 млн. чел. для местного эфирного телеканала, 8 млн. чел. для кабельной сети; существуют ограничения на число ТВ-лицензий для одного юридического лица.
Подводя итог характеристики государственной медиаполитики, необходимо подчеркнуть, что общность законов рыночной экономики «предопределяет сходство правовых моделей, используемых в разных странах для обеспечения добросовестной конкуренции и плюрализма, предупреждения концентрации и монополизации средств массовой информации»

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНДУСТРИИ

∙ Коммерческое ТВ: США.

∙ Общественное ТВ: Западная Европа (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, страны Северной Европы), Япония, Австралия, Индия, Канада.

Синонимом коммерческой модели ТВ долгое время выступало телевидение США. Общенациональные сети эфирного телевидения – NBC (Эн-би-си, National Broadcasting Company, создана в 1926 году), CBS (Си-би-эс – Columbia Broadcasting System, 1927), ABC (Эй-би-си – American Broadcasting System, 1943), Fox («Фокс», получившая статус национальной сети в 1986–1987 гг.) – находятся в частной собственности, их программы принимаются зрителями бесплатно. В основе экономики сетей лежит продажа рекламы, хотя сети ведут и другие коммерческие операции на телерынке: производят и продают телепрограммы, реализуют аудио- и видеокассеты, торгуют авторскими правами на свои программы. В некоторых случаях телесети выступают и как игроки на финансовом рынке, проводя операции с ценными бумагами. В этом случае финансовая сфера считается вторичным рынком и не может приносить значительных прибылей. Главным доходом телесетей остается реклама, направленная прежде всего на массовую аудиторию.

Этим обстоятельством объясняется и программная политика сетей, нацеленная на получение прибыли в условиях существования массовой нефрагментированной аудитории. Как отмечалось выше, сети «производят» массовую аудиторию для рекламодателей, заинтересованных в массовом рынке сбыта. Выполняя свою сервисную функцию, национальные телесети США предоставляют рекламодателям доступ к большим группам потребителей, смотрящих ТВ. Именно поэтому ориентация на интересы и вкусы «большинства» неизбежна, что выдвигает в качестве основных блоков программной политики информационные и развлекательные передачи. Другой важной особенностью американской телеиндустрии является сетевая организация вещания. Этот принцип возник еще на ранних этапах становления радиоиндустрии США и был перенят ТВ в качестве организационной основы практически с первых дней существования.

Модель коммерческого телевидения часто называют американской в противовес западноевропейской, основанной на иных организационных, финансовых, программных принципах. Телевидение в странах Западной Европы часто называется общественным, хотя это определение не вполне точное. В Великобритании, стране, давшей едва ли не идеальный пример общественной вещательной монополии ВВС (Би-би-си), ее статус определен более пространно и точно – вещание как общественная служба (public service broadcasting). Важнейшей характеристикой общественного телевидения традиционно являлось значительное внимание государства и политиков не только к сфере распределения частот, но и к выработке программной политики и к созданию организационной структуры вещательных компаний

Теперь более подробно о США (по ст. Макеенко в энциклопедии мировой индустрии сми – считаю важным оставить это здесь, несмотря на обьем – ибо макеенко и США – думаю все понимают, что на экзамене эти вопросы скорее всего будут)
Нерыночное регулирование медиаиндустрии.
Законодательство о СМИ.

В США, в отличие от большинства развитых стран, не существует традиции обширного законодательного регулирования дея-ти в области журналистики и СМИ. Нет закона о СМИ или закона о прессе. Важнейшую роль в урегулировании спорных вопросов играет прецедентное право, в основе которого лежат решения судов различных инстанций.

Экономическая дея-ть в рамках медиаиндустрии традиционно может быть связана с регулированием по нескольким направлениям:
Авторское право - является одной из наиболее проработанных областей. Первый закон об авторском праве был принят еще в 1790. Последняя редакция федерального закона об авторском праве была принята в 1976, после этого еще ряд дополнительных законов в 80, 90гг.

Процедура регистрации СМИ - в США ее как таковой нет. Газеты и журналы функционируют в чистом виде как бизнес, их создание и экономическая дея-ть контролируется только теми же органами, что и у предприятий любой другой отрасли. В тоже время для эфирных радио- и телестанций существует процедура получения лицензий на вещание (т.к. вещатели существуют за счет использования частот ограниченного ресурса, принадлежащего и распределяемого гос-вом именно через выдачу лицензий), кабельные операторы для начала работы должны получить специальное разрешение от местных органов власти.

Реклама - объем рекламных площадей и времени в американских медиа не регулируется ничем, кроме "здравого смысла или индустриального консенсуса" (цит. по Макеенко). В газетах и журналах реклама может занимать более 60% площади номера. На радио и телевидении законодательные ограничения по времени отсутствуют.
В области рекламы табачных изделий, алкоголя, видов оружия, игорного бизнеса - также самоограничения. Подобной рекламы нет в ежедневной прессе, эфирном тв и радио, на крупнейших кабельных каналах. При этом только в отношении рекламы табака на телевидении и радио существует специальных федеральный закон (Public Health Cigarette Smoking Act 1970).

Конкуренция в дея-ти СМИ в США сталкивается с гос вмешательством и регулированием меньше чем в Европе. Для всех видов СМИ, не проходивших процедуру лицензирования действует закон Шермана (1890), федеральные антимонопольные законы, применяемые и в других сферах экономики.
Но в отраслях, подлежащих регулированию ФКС (федеральная комиссия по связи) ситуация иная - закон о связи 1996г. расширяет межотраслевую конкуренцию, устанавливает нормы в области объемов собственности у крупнейших владельцев: для радиоотрасли ограничения по кол-ву станций сняты, для владельцев телестанций - - любое число станций при охвате не более 39% национальной аудитории, для кабельных операторов - не более 30% подписчиков страны.

Концерны.
Ведущие компании индустрии США представляют собой деверсифицированные конгломераты, имеющие собственность сразу в нескольких крупнейших секторах. Большинство из них активно работает на зарубежных рынках, прежде всего через продажу контента и покупку или создание фирм и представительств за границей.
Важной особенность медиабизнеса США является то, что он в последние десятилетия практически не зависит от непрофильного капитала (т.е. в отличие в том числе и от Европы практически нет инвесторов и владельцев, которые напрямую бы приводили в медиабизнес средства из других отраслей - добычи полезных ископаемых, строительства, пром-ти).

Среди публичных компаний преобладают два основных типа организации корпоративного управления:
с полным отсутствием крупных пакетов и размытыми долями (Time Warner, Walt Disney Co., Time Warner Cable, AT&T).
и сохранением возможностей контроля и стратегического влияния со стороны семейных и частых собственников, прежде всего за счет наличия системы голосующих акций (семья Робертс в Comcast, Руперт Мердок в News Corp.)
Следует отметить, что 14 из 15 ведущих медиаконцернов США (кроме Google) имеют интерес в сегментах, связанных с платным телевидением, и работают как операторы доступа (кабельные, спутниковые), а такое управляют группами ведущих кабельно-спутниковых каналов страны. В то же время среди лидеров медиаиндустрии практически нет компаний, занятых в газетном и журнальном бизнесе.

Печатные СМИ.
Газеты.
Важной особенностью газетной отрасли в США является то, что она практически полностью состоит из локальных изданий
, выпускающихся как в крупных, так и в совсем небольших городах. В последние годы наметилась тенденция на уменьшение кол-ва газет, что ведет к монопольному положению одной газеты в своем городе, городов с конкурирующими газетами немного - Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Бостон, Вашингтон.
Важной составляющей газетного ранка является так называемая воскресная пресса, представленная ежедневными газетами, выходящими в выходные дни.
Бесплатные ежедневные газеты не играют в США столь же заметное роли, как в Европе, их влияние на традиционную прессу пока практически не ощущается, рекламный рынок невелик.
И конечно, одно из главных отличий от Европы - отсутствие так называемой общенациональной прессы (кроме USA Today, The Wall Street Journal и еще пары газет).
Газетная пресса в США издается владельцами с разным типом собственности - публичными корпорациями (Gannett Co.), публичными компаниями с сохранением семейного контроля (Сульцбергеры в NY Times Co.), частными компаниями с доминирующими акционерами (Сэм Зелл в Tribune Co.), также в США сегодня более 200 так называемых независимых или семейных издателей - выпускают одну ежедневную газету.
Телевидение.
Крупнейший сегмент медиаиндустрии США.
Около 90% домохозяйтв, где есть ящик, получают доступ к сигналу на основе различных платных технологий неэфирной доставки.
Сектор производства, дистрибуции и продажи прав телеконтента состоит из голливудских мейджеров и десятков небольших студий, продюсерских компаний и дистрибьютеров. Крупнейшим игроком рынка является Warner Bros. Television, подразделение концерна Time Warner).
Телеканалы в США разделяются по двум критериям - охвату территории (локальные/общенациональные) и способу передачи инф-ии (эфирные/кабельные и спутниковые).
В США отсутствует центральное эфирное телевещание, ведущими телеканалами используется слетевшая модель - местные станции ретранслируют сигнал сетей для локальных аудиторий, коммерческие станции и сети делят рекламное время в телевизионных программах. К национальным эфирным каналам относятся коммерческие сети так называемой "большой четверки" - CBS, ABC, FOX и NBC (у каждой в среднем 215-230 локальных партнеров, потенциальный охват - 97% домовладений.
Экономика коммерческого эфирного телевидения строится главным образом на продаже рекламного времени в локальном эфире программах сетей и синдицированном контенте.
У кабельных каналов выручка складывается из поступлений рекламы и средств, перечисляемых операторами платного доступа.
Общественное вещание в США финансируется частично федеральным правительством, частично властями штатов и муниципалитетами и большую часть средств получает через частные источники - пожертвования, гранты.

Онлайн СМИ.
Как и в большинстве других стран, рынок онлайн рекламы в США очень концентрирован. У пяти гигантов (Google, Yahoo!, Microsoft, AOL и Facebook) совокупная доля ранка 63%.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.