Тема 8: Преподавание пропедевтического курса информатики в начальных классах средних учебных заведений — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 8: Преподавание пропедевтического курса информатики в начальных классах средних учебных заведений

2017-11-28 792
Тема 8: Преподавание пропедевтического курса информатики в начальных классах средних учебных заведений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 8: Преподавание пропедевтического курса информатики в начальных классах средних учебных заведений

Цель: Изучение целей и задач курса информатика пропедевтического уровня.

Ознакомление с программным и методическим обеспечением пропедевтического курса информатики.

Ознакомление с формами и методами организации обучения информатике в начальной школе.

Оборудование: электронный вариант лекции, вопросы к семинару.

План.

1. Цели и содержание пропедевтического курса информатики.

2. Действующие, авторские и экспериментальные программы пропедевтического курса, их сравнительный анализ, тематическое планирование.

3. Тематическое планирование учебного материала по программе «Информатика»

4. Авторская программа Тур С.Н., Бокучава Т.П.

5. Учебно-методическое обеспечение пропедевтического курса информатики.

6. Особенности форм и методов организации обучения информатике младших школьников: психолого-педагогические аспекты преподавания пропедевтического курса, игра как основная форма обучения, сюрпризные моменты, наглядные пособия, активизация анализаторов.

7. Вопросы к теме.

1. Цели и содержание пропедевтического курса информатики.

(Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13)

В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования, начальной школы в том числе, следует отметить основные характеристики предмета “Информатика” в начальном обучении как новой составляющей грамоты младших школьников.

Информатика в начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета “Информатика и информационные технологии” основной школы.

Обучение информатике во II — IV классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

· познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;

· дать школьникам первоначальные представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

· дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне.

Содержательные линии курса информатики н.ш.:

o м ировоззренческое (ключевое слово - информация),
где рассматриваются понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение и передача информации);

o п рактическо е (ключевое слово - компьютер);
где формируются представления о компьютере как об универсальной информационной машине, рассматриваются разнообразные применения ЭВМ, учащиеся приобретают навыки работы с машиной,

o а лгоритмическо е (ключевые слова – алгоритм, программа);
где формируются представления об алгоритмах, способах их представления и выполнения, вводится понятие программы,

o и сследовательское (ключевое слово - творчество),
в процессе освоения которого содержание и методика курса нацелены на формирование творческих, исследовательских качеств.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.

Название предмета "Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)", при составлении учебных планов и заполнении аттестационных документов не допускается деление на два предмета.

Вводится как учебный модуль предмета "Технология" в 3-4 классах, где формируются общеучебные умения и навыки, такие как:овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; представление материала в табличном виде; упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…»; элементарное обоснование высказанного суждения; выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении

Основные понятия информатики

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

№ п/п Авторы, название учебника класс Издательство
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ   Академкнига/Учебник
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ   Академкнига/Учебник
Горячев А.В. Информатика и ИКТ   Баласс
Горячев А.В. Информатика и ИКТ   Баласс
Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика   Баласс
Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика   Баласс
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ   БИНОМ
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ   БИНОМ
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика   Просвещение
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 3-4 Просвещение
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика   Просвещение
           

 

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ   Дрофа
Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ   Дрофа
Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии   Просвещение
Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии   Просвещение
Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика 8-9 Питер Пресс
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ   БИНОМ
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ   БИНОМ
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ   БИНОМ
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ   БИНОМ

 

 

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни)   Просвещение
Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни)   Просвещение
Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень)   Питер Пресс
Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень)   Питер Пресс
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10-11 БИНОМ
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень)   БИНОМ
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень)   БИНОМ
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень)   БИНОМ
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень)   БИНОМ
Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. / Под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ (профильный уровень) 10-11 Дрофа

 

3. Тематическое планирование учебного материала по программе “Информатика”

автора А.Л.Семенова (II класс) (1ч — информатика и 1 ч — факультативное занятие)

Распределение часов, особенно на разделы информационных технологий и социальной информатики, носит приблизительный характер, так как их количество зависит от уровня оснащения школы средствами ИКТ и степени интегрированности учебного процесса. На проектную деятельность могут быть использованы как часы информатики, так и часы других предметов. Информационные технологии изучаются в рамках проектной и другой учебной деятельности на различных предметах начальной школы. При выделении на курс информатики 1 ч в неделю в кабинете информатики необходимо проводить уроки, сочетая компьютерные занятия по информационным технологиям с занятиями по теоретической информатике так, чтобы время работы с компьютером не превышало санитарные нормы.

Примерная структура урока

1. Организационный момент (1—2 мин.).

2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—5 мин.).

3. Проверка домашнего задания (3—4 мин.).

4. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (10—12 мин.).

5. Физкультминутка (1 мин.).

6. Выдача домашнего задания с комментариями (2—3 мин.).

7. Работа за компьютером (8—10 мин. или 10—15 мин.).

8. Релаксация (1 мин.).

9. Подведение итогов (2—3 мин.).

По каждой теме учащимися выполняются самостоятельные или контрольные работы, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В конце каждого года проводится годовая контрольная работа по двум вариантам, в которую включены задания практически на каждую пройденную тему.

Кроме того, в течение года (2—3 раза) для учащихся 1 — 4 годов обучения проводится диагностическое тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции.

В курсе для 1—3 годов обучения предусмотрен урок-резерв (как правило, 16-й), используемый учителем для занятий по собственному усмотрению.

Курс имеет продолжение — учебно-методический комплекс по 5 — 8 годам обучения, а также факультативный курс "Программирование в среде Logo".

Основные цели и задачи курса с 1 по 4 годы

· осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;

· начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;

· формирование алгоритмического подхода к решению задач;

· расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;

· формирование представлений об информации: свойствах информации; способах получения, передачи и обработки информации; кодировании информации; об организации хранения информации;

· пропедевтика таких понятий, как множества, массивы, моделирование;

· формирование понятий об алгоритмических структурах - линейной, циклической, с ветвлением;

· формирование навыков работы с различными исполнителями;

· пропедевтика понятий естественно-научного цикла;

· пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.

Курс состоит из отдельных законченных модулей по каждому году обучения и поэтому имеет несколько "точек вхождения".

Курс апробирован и получил положительные отзывы в 60 школах Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

 

Учебно-методическое обеспечение пропедевтического курса информатики.

Для определения уровня подготовленности учащихся по предмету можно использовать следующую литературу:

Автор, составитель Название учебного издания Год издания Издательство
 
Кузнецов А.А. и др. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по информатике 2001-2002 Дрофа
Краткая характеристика: Пособие включает разделы: Ø Обязательный минимум содержания образования Ø Примерная программа Ø Требования к уровню подготовки учеников Ø Образцы заданий для проверки уровня подготовки
 
Житкова О.А. и др. Тематический контроль. Основы информатики и вычислительной техники.   Интеллект-центр
Краткая характеристика: Сборник предназначен для проведения практических и контрольных работ по основным темам. В конце сборника приведены кроссворды.

Кроме того, можно использовать Интернет, например

http://iit.metodist.ru/ в разделе Новости\ON-LINE тесты\

Краткая характеристика:

Включает разноуровневые тесты по содержанию предмета. В конце теста подводится итог.

http://dns.junior.ru/wwwexam/

Краткая характеристика:

Включает много тестов о структуре ЭВМ, программах и средствах используемых ЭВМ, интернете, клавиатуре и т.д.

С 2002 г. приказом Министерства образования России утверждается перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений. (Полный список учебной литературы на 2004/2005 учебный год помещен в “Вестнике образования” №1, 2004 г.). В соответствии с утвержденным приказом Министерства образования РФ № 111 от 15.01.04 «Перечень учебных изданий для учреждений общего среднего образования на 2004/05 учебный год» можно предложить следующую учебную литературу:

Автор, составитель Название учебного издания Год издания Издательство К приказу №111
         
 
Гейн А.Г. и др. Информатика 10-11 кл 2000-2002 Просвещение Приложение 1
 
Естественно-математический профиль Приложение 2    
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11 кл. 2001-2003 БИНОМ
       
Социально-экономический профиль  
Семакин И.Г., и др. Информатика. 10 кл 2001-2003 БИНОМ
Семакин И.Г., и др. Информатика. 11 кл 2002-2003 БИНОМ
Гуманитарный профиль
Бешенков С.А. и др. Информатика. Систематический курс. 10 кл 2001-2003 БИНОМ
Бешенков С.А. и др. Информатика. Систематический курс. 11 кл 2002-2003 БИНОМ
 
Естественно-математический профиль Приложение 3
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11 кл. 2001-2003 БИНОМ
Социально-экономический профиль
Семакин И.Г., и др. Информатика. 10 кл 2001-2003 БИНОМ
Семакин И.Г., и др. Информатика. 11 кл 2002-2003 БИНОМ
Гуманитарный профиль
Бешенков С.А. и др. Информатика. Систематический курс. 10 кл 2001-2003 БИНОМ
Бешенков С.А. и др. Информатика. Систематический курс. 11 кл 2002-2003 БИНОМ
Гейн А.Г. и др. Информатика. 10-11 кл 2000-2002 Просвещение

 

В соответствии с приказом Управления образования и науки администрации области «Об обеспечении учебниками обучающихся учреждений образования области на 2004/05 уч. год» от 24.02.04 №249 региональный перечень представлен следующей учебной литературой:

 

Автор, Составитель Название учебного издания Год издания Издательство К приказу №249
         
Раздел II. Основное общее образование Приложение 1
Кушниренко А.Г. и др. Информатика. 7-9 кл. 2001-2002 Дрофа
Гейн А.Г. и др. Информатика. 7-9 кл. 2000-2002 Дрофа
Под ред. Макаровой Н.В. Информатика. Начальный курс. Учебник 5-6 кл 2000-2003 Питер
Под ред. Макаровой Н.В. Информатика. Рабочая тетрадь. 5 кл. 2002-2003 Питер
Под ред. Макаровой Н.В. Информатика. Рабочая тетрадь.6 кл. 2002-2003 Питер
Под ред. Макаровой Н.В. Информатика. Базовый курс. Учебник 7-9 кл. 2000-2003 Питер
Под ред. Макаровой Н.В. Информатика. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс. Учебное пособие. 7-9 кл. 2000-2003 Питер
Под ред. Макаровой Н.В. Информатика. Задачник по моделированию. 7-9 кл 2000-2003 Питер
Раздел III.Среднее (полное) общее образование
Гейн А.Г. и др. Информатика. 10-11 кл 2000-2002 Просвещение
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11 кл. 2001-2003 БИНОМ
         
Профильное обучение Естественно-научный профиль Приложение 3
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11 кл. 2001-2003 БИНОМ

Для преподавания элективных курсов можем порекомендовать «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц», под авторством зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования, к.п.н. Н.Д.Угриновича. Информацию по данному курсу моно найти по адресу http://iit.metodist.ru/ в разделе Новости\Планирование курса «Информатика и ИКТ»\Элективный курс (старшая школа), где расположена подробная информация по данному курсу, включающая планирование.

Вариант1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами

Обучение информатике, совместное с такими предметами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, “Окружающий мир”, в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: один урок информатики и использование практических заданий в содержании других предметных уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании помещать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий (см. приложение).

Вариант2. Организация компьютерной поддержки предмета “Информатика” в рамках одного урока без деления на группы

В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе (например, компьютер учителя или 3 — 7 компьютеров в классе), электронных средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики.

При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме варианта 1 с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов — с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.

Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может быть использован как “электронная доска”.

Вариант 3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока

При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информатики школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 мин. Теоретическая часть урока проводится в первой группе, компьютерная — во второй, затем группы меняются местами.

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см.: Роберт И. В. и др. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования //Информатика и образование. 2000. № 4, 5, 7; 2001. № 1; 2002. № 1, 2), санитарные нормы организации труда детей за компьютерами (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютерами следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1 — 2 мин).

Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в Соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебною назначения, таких как:

  • компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом;
  • клавиатурные тренажеры с непредписанной скоростью работы;
  • компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
  • компьютерные лабиринты для управления объектом;
  • компьютерные мозаики;
  • логические игры на компьютере;
  • компьютерные энциклопедии, путешествия;
  • компьютерные топологические схемы (например, района метро);
  • компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (например, по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 мин с дальнейшим обсуждением;
  • компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;
  • компьютерные синтезаторы звука;
  • игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;
  • компьютерные среды управления исполнителем.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе

1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.

2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.

3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.

4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике.

1. В целях экономии времени материалы, размещенные в интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.

2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.

3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.

4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройства и разъемы были обращены к стене помещения.

5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробками, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.

6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.

8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.

Примерный комплекс упражнений для глаз.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведения физкультминутки. Регулярно проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Вопросы к теме

1. Нормативный документ, в котором впервые обращено внимание на предмет обучения информатике в школе (год).

2. Что значит непрерывное обучение информатике в общеобразовательной школе.

3. Уровни (этапы) изучения информатики в общеобразовательной школе.

4. Цели информатики в н.ш.

5. Задачи информатики в общеобразовательной школе.

6. Содержание образования пропедевтического уровня информатики.

7. Рекомендованные учебные пособия программы по информатике для н.ш.

8. Особенности форма и методов организации обучения по информатике в н.ш.

9. Варианты обучения информатике в н.ш.

10. Требования СанПин для н.ш.(продолжительность, мебель, инструктаж по ТБ).

11. Физкультминутка и релаксация на уроках информатики в н.ш.

 

Тема 8: Преподавание пропедевтического курса информатики в начальных классах средних учебных заведений

Цель: Изучение целей и задач курса информатика пропедевтического уровня.

Ознакомление с программным и методическим обеспечением пропедевтического курса информатики.

Ознакомление с формами и методами организации обучения информатике в начальной школе.

Оборудование: электронный вариант лекции, вопросы к семинару.

План.

1. Цели и содержание пропедевтического курса информатики.

2. Действующие, авторские и экспериментальные программы пропедевтического курса, их сравнительный анализ, тематическое планирование.

3. Тематическое планирование учебного материала по программе «Информатика»

4. Авторская программа Тур С.Н., Бокучава Т.П.

5. Учебно-методическое обеспечение пропедевтического курса информатики.

6. Особенности форм и методов организации обучения информатике младших школьников: психолого-педагогические аспекты преподавания пропедевтического курса, игра как основная форма обучения, сюрпризные моменты, наглядные пособия, активизация анализаторов.

7. Вопросы к теме.

1. Цели и содержание пропедевтического курса информатики.

(Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13)

В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования, начальной школы в том числе, следует отметить основные характеристики предмета “Информатика” в начальном обучении как новой составляющей грамоты младших школьников.

Информатика в начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета “Информатика и информационные технологии” основной школы.

Обучение информатике во II — IV классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

· познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;

· дать школьникам первоначальные представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

· дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне.

Содержательные линии курса информатики н.ш.:

o м ировоззренческое (ключевое слово - информация),
где рассматриваются понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение и передача информации);

o п рактическо е (ключевое слово - компьютер);
где формируются представления о компьютере как об универсальной информационной машине, рассматриваются разнообразные применения ЭВМ, учащиеся приобретают навыки работы с машиной,

o а лгоритмическо е (ключевые слова – алгоритм, программа);
где формируются представления об алгоритмах, способах их представления и выполнения, вводится понятие программы,

o и сследовательское (ключевое слово - творчество),
в процессе освоения которого содержание и методика курса нацелены на формирование творческих, исследовательских качеств.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.

Название предмета "Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)", при составлении учебных планов и заполнении аттестационных документов не допускается деление на два предмета.

Вводится как учебный модуль предмета "Технология" в 3-4 классах, где формируются общеучебные умения и навыки, такие как:овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; представление материала в табличном виде; упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…»; элементарное обоснование высказанного суждения; выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении

Основные понятия информатики

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.