Вопрос (18) 20. Развитие ребенка в переходный период от дошкольника к младшему школьнику. Психологические проблемы адаптации детей к школе. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Вопрос (18) 20. Развитие ребенка в переходный период от дошкольника к младшему школьнику. Психологические проблемы адаптации детей к школе.

2017-11-27 282
Вопрос (18) 20. Развитие ребенка в переходный период от дошкольника к младшему школьнику. Психологические проблемы адаптации детей к школе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познавательные мотивы еще неустойчивы, поэтому во время учебных занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только усилиями учителя. Завышенная самооценка, характерная для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Они считают оценку своей учебной работы, оценкой личности в целом, получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, значительная часть учеников становится пассивной, бросает начатую работу или требуют помощи учителя. Неустойчивость поведения, зависящая от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педметом, так и коллективную работу детей на уроке.

6-летние дети испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. У некоторых появляются вялость, плаксивость, нарушается сон и аппетит, другие - перевозбуждаются, становятся раздраженными и вспыльчивыми. Все утомляются из-за перегрузок, которые испытывают в школе. А утомление приводит к срывам в поведении, к капризам. В относительно благоприятных условиях обучения психологическая напряженность обычно начинает уменьшаться через 1,5-2 месяца. В более жестких условиях она сохраняется, вызывая побочные эффекты как в психологическом, так и соматическом планах. В неблагоприятных условиях часто ухудшается состояние здоровья детей: снижается вес, острота зрения, головные боли, ребенок начинает часто болеть, понижается его работоспособность, что отрицательно сказывается на учебе. В отдельных случаях возникают неврозы, школьная дезадаптация.


Вопрос 19. Особенности развития познавательной сферы младших школьников.

Развитие внимания (6-8 лет)

Внимание мл.школьников слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. На протяжении мл.школьного возраста идет интенсивное развитие всех свойств внимания.

Развитие восприятия

Восприятие также характеризуется непроизвольностью. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.

Развитие памяти

Память тоже характеризуется непроизвольностью. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Первоначально школьники пользуются самыми простыми способами – длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Самоконтроль за результатами запоминания осуществляется на уровне узнавания. Можно отметить также, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже - словесный. В целом и произвольная, и непроизвольная память претерпевают существенные качественные изменения, и к III классу память становится более продуктивной.

Развитие мышления

Мышление как бы объединяет все познавательные процессы, обеспечивает их развитие, способствует их участию на каждом этапе мыслительного акта. Задачи на внимание, запоминание, воспроизведение - это по существу преобразованные интеллектуальные задачи, решаемые средствами мышления. Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий. Выделяют предметные понятия (знания общих и существенных признаков и свойств предметов - птицы, животные, фрукты, мебель и т.п.) и понятия отношений (знания, отражающие связи и отношения объективных вещей и явлений - величина, эволюция и т.п.).

Развитие воображения

Воображение в своем развитии проходит две стадии. На первой воссоздаваемые образы приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны - это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов - это продуктивное воображение. В I классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии. Характерной особенностью воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы. Так, в игре дети используют игрушки, домашние вещи и т. д. Точно так же при чтении и рассказывании ребенок опирается на картинку, на конкретный образ.

6. Развитие речи Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, и овладение речью идет на уроках родного языка по линии ее звуко-ритмической, интонационной стороны; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. В младшем школьном возрасте происходит активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому строить и свою устную речь.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.