Направления социально-экономического развития — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Направления социально-экономического развития

2017-11-27 170
Направления социально-экономического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

По основным направлениям социально-экономического развития Мурманской области в прогнозном периоде предполагается реализация комплекса мероприятий в рамках государственных программ Мурманской области[2] (основные параметры государственных программ Мурманской области представлены в паспортах данных программ), сформированных с учетом приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, утвержденных Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Комплекс данных мероприятий направлен на:

1. Развитие человеческого капитала, в том числе развитие здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры и сохранение культурного наследия региона, развитие регионального рынка труда, социальную поддержку граждан с учетом повышения адресности мер социальной поддержки.

2. Обеспечение комфортной и безопасной среды проживания населения региона, в том числе обеспечение комфортной среды проживания, общественного порядка и безопасности населения региона, охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов.

3. Обеспечение устойчивого экономического роста, в том числе развитие рыбного и сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие транспортной системы, экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата региона, в том числе в рамках внедрения стандарта развития конкуренции, применения лучших региональных практик по улучшению инвестиционного климата и других структурных мер, с учетом повышения эффективности мер региональной поддержки реального сектора, малого и среднего предпринимательства, увеличения объемов социальных услуг, оказываемых негосударственным сектором, и др.

4. Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, в том числе повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение открытости деятельности органов власти, эффективности управления и распоряжения государственным имуществом, развитие институтов гражданского общества и др.

2.2. Институциональные преобразования

С целью стимулирования инвестиционной деятельности в регионе Правительством Мурманской области сформирована и реализуется комплексная система государственной поддержки инвесторов, гарантирующая в том числе и стабильность региональных налоговых условий для инвесторов.

Всего действует 12 соглашений с инвесторами о господдержке при реализации стратегических и приоритетных инвестиционных проектов, которые гарантируют стабильность условий и режима инвестиционной деятельности в регионе[3].

В связи с тем, что решение Правительства России о перераспределении с 2017 года 1 % налога на прибыль организаций в пользу федерального бюджета фактически могло бы аннулировать региональную поддержку инвесторов в Мурманской области, принят региональный закон, предусматривающий снижение с 1 января 2017 года поступающей в региональный бюджет льготной налоговой ставки для инвесторов на 1 процентный пункт - до 12,5 %.

Дополнительные налоговые преференции введены и для бизнеса, реализующего региональные инвестиционные проекты или заключившего специальные инвестиционные контракты с участием Правительства Российской Федерации.

В марте 2017 года приняты два закона Мурманской области[4], которые, дополнительно к действующим мерам поддержки с 1 января текущего года предоставляют право организациям, признанным участниками региональных инвестиционных проектов, на применение пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, уплачиваемому в региональный бюджет, в размере 10 % и освобождение от уплаты федеральной части налога на прибыль организаций.

Также с 2016 года в регионе действует упрощенная процедура получения земельного участка под реализацию инвестиционного проекта.

В 2017 году на территории муниципального образования г. Кировск создана территория опережающего социально-экономического развития, предполагающая применение особого правового режима инвестиционной и предпринимательской деятельности, обеспеченного максимально возможным объемом налоговых и неналоговых льгот в рамках федерального и регионального законодательства.

Распространение в прогнозном периоде этого нового механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории других монопрофильных муниципальных образований региона будет зависеть от деловой активности местной власти и бизнес-сообщества.

Кроме того, в прогнозном периоде продолжится совершенствование региональных и муниципальных мер по улучшению инвестиционного климата в регионе и муниципалитетах, в том числе с учетом применения новых форм господдержки инвесторов.

В целях недопущения необоснованной налоговой нагрузки на экономику и обеспечения роста экономического потенциала региона предполагается совершенствование регионального налогового регулирования с учетом изменений налогового законодательства на федеральном уровне, в том числе по специальным инвестиционным контрактам, специальным режимам налогообложения и др.

Также учитывается реализация федеральных мер по стимулированию частной инвестиционной активности, в том числе расширению льготного кредитования малого и среднего бизнеса, обновлению механизма государственно-частного партнёрства за счёт инфраструктурной ипотеки, развития и внедрения цифровых технологий в рамках программы «Цифровая экономика».

Применение новых проектных решений, таких как внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата (разрешения на строительство, подключение к электросетям, сетям тепло- и водоснабжения, регистрация прав собственности и кадастровый учет, контрольно-надзорная деятельность, поддержка малого и среднего предпринимательства, инвестиционный стандарт), позволит создать условия для снижения административных барьеров при получении государственных услуг и прохождении предпринимателями разрешительных процедур.

В Мурманской области предоставляется государственная финансовая поддержка организациям рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов, через государственный и муниципальный заказ формируется спрос на продукцию, работы и услуги региональных производителей, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, осуществляется содействие продвижению товаров, работ и услуг региональных организаций на экспорт.

В рамках сформированной системы мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства действуют налоговые льготы для начинающих и действующих предпринимателей, предоставляются субсидии на покрытие затрат, связанных с удорожанием товаров, работ, услуг на территории Мурманской области, и другие меры финансовой и нефинансовой поддержки с учетом новых подходов к развитию малого и среднего предпринимательства, направленных на создание, развитие инфраструктуры его поддержки и повышение доступности кредитных ресурсов.

С целью расширения доступа предпринимателей к господдержке, предоставляемой на территории региона, в 2017 году 7 услуг АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» предоставляются во всех многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области.

В прогнозном периоде региональные направления поддержки будут переориентироваться не только в пользу наиболее востребованных видов финансовой поддержки, но и на расширение спектра направлений поддержки на базе созданной инфраструктуры, в первую очередь на базе некоммерческой микрокредитной организации «ФОРМАП» и Центра поддержки предпринимательства Мурманской области.

Так, уже с марта 2017 года НМК «ФОРМАП» введены новые кредитные продукты в размере до 1 млн. рублей для сельскохозяйственных товаропроизводителей и субъектов сельхозкооперации под 5 % годовых сроком на 3 года, а также для расчетов по договорам лизинга и для организаций, занятых в сфере туризма, под 7 % годовых сроком до 2 лет.

На создание комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности также направлена реализация «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции в Мурманской области со сроком планирования до 2019 года[5], предполагающей мероприятия на социально значимых рынках, а также системные меры по развитию конкуренции при осуществлении процедур государственных и муниципальных закупок, содействию развитию практики применения государственно-частного партнерства, в том числе практики заключения концессионных соглашений.

В социальной сфере в период 2018-2020 годов ориентиром развития будут приоритеты и направления, установленные в отраслевых государственных программах Мурманской области и «дорожных картах», предусматривающих мероприятия по достижению целевых значений показателей, установленных майскими указами Президента Российской Федерации, в сферах образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты населения.

Кроме того, проводимая реформа по обеспечению доступа негосударственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере с каждым годом будет масштабироваться, увеличивая число негосударственных поставщиков и объемы оказываемых ими услуг в результате применения конкурентных механизмов финансирования. В регионе реформа реализуется в рамках федеральных и региональных комплексных планов мероприятий, четырех отраслевых проектов, а также мер по содействию развитию конкуренции.

Серьезный импульс для ускорения повышения качества жизни населения и экономического развития Мурманской области, а также достижения целевых показателей социально-экономического развития региона могли бы дать законодательно закрепленные особые подходы к осуществлению государственной политики в отношении Арктической зоны Российской Федерации с учетом особенностей ведения здесь хозяйственной деятельности и реализации национальных интересов России в макрорегионе.

Одним из направлений совершенствования государственного и муниципального управления в Мурманской области в настоящее время является внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления методов проектного управления, которое позволит повысить эффективность деятельности органов власти и использования ресурсов.

В прогнозном периоде будет осуществляться реализация двух региональных приоритетных проектов: «Создание детского технопарка «Кванториум» и «Мастер-план развития с.п. Териберка Кольского района».

Исходные условия формирования показателей прогноза социально-экономического развития

Варианты исходных условий

 

Параметры прогноза представляются в двух вариантах: базовом и целевом. При этом также рассчитаны параметры прогноза по консервативному варианту, который в прогнозе не представлен.

Базовый (первый) вариант определен в качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов и предложен для использования в качестве основного для разработки проекта областного бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов.

Базовый вариант предусматривает умеренные изменения внешних и внутренних факторов при незначительном ослаблении номинального обменного курса рубля и учитывает реализацию на федеральном и региональном уровне мер по стимулированию инвестиционной активности.

Базовый вариант характеризуется:

- умеренным экономическим ростом на фоне стабильного спроса на основные виды продукции, производимой в регионе, а также на услуги транспортной инфраструктуры;

- сохранением инвестиционной активности коммерческого сектора и инвестиционных возможностей бюджетов на достигнутом уровне;

- восстановительным ростом реальных денежных доходов населения и реальной среднемесячной заработной платы.

Целевой (второй) вариант основывается на достижении целевых показателей социально-экономического развития и решении задач стратегического планирования в рамках политики опережающего развития страны, возможном ускорении принятия мер господдержки хозяйствующих субъектов в рамках стимулирования инвестиционной активности в Арктической зоне Российской Федерации.

Целевой вариант предполагает менее интенсивное ослабление рубля и более благоприятные внешнеэкономические условия, чем в базовом варианте, и характеризуется:

- потенциальным опережением роста ВРП по сравнению с базовым вариантом в пределах 1,2 процентного пункта в год;

- усилением инвестиционной направленности экономического роста и инвестиционной активности, в том числе за счет повышения устойчивости финансового положения организаций, которое может быть выражено в ускорении параметров инвестиций по сравнению с базовым вариантом в пределах 8 процентных пунктов в год;

- опережающим ростом по сравнению с базовым вариантом реальных денежных доходов населения и реальной среднемесячной заработной платы в пределах 0,5 процентного пункта в год.

Внешние условия

 

Наименование показателя Единица измерения Варианты Отчет 2016 год Оценка 2017 год Прогноз
2018 год 2019 год 2020 год
Мировые цены на нефть и цветные металлы
  Нефть Urals долларов США за барелль I вариант 41,7 49,9 43,8 41,6 42,4
II вариант
  Никель тыс. долларов за тонну I вариант 9,6 10,1 9,8 10,0 10,3
II вариант 9,9 10,1 10,4
  Медь тыс. долларов за тонну I вариант 4,9 5,9 5,8 5,9 6,1
II вариант
  Алюминий тыс. долларов за тонну I вариант 1,6 1,92 1,86 1,89 1,96
II вариант 1,87 1,92 1,97

 

Внутренние условия

 

Наименование показателя Единица измерения Варианты Отчет 2016 год Оценка 2017 год Прогноз
2018 год 2019 год 2020 год
Средние цены производителей
  Железорудный концентрат тыс. рублей I вариант 2,2 2,9 3,0 3,0 3,1
II вариант 3,1 3,2
  Апатитовый концентрат (100 % Р2О5) тыс. рублей за тонну I вариант 24,9 18,8 19,8 20,0 20,2
II вариант 19,9 20,2 20,7
Курс доллара (среднегодовой) рублей за доллар США I вариант 66,9 59,4 64,7 66,9 68,0
II вариант 64,2 66,0 67,4

 

Потребительская инфляция

 

(декабрь отчетного года к декабрю предыдущего года, в %)

  Отчет 2016 год Оценка 2017 года Прогноз
2018 год 2019 год 2020 год
I, II вар. I, II вар. I, II вар.
Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги, в том числе на: 105,6 103,7 104,0 104,0 104,0
товары 106,6 104,0 104,2 104,2 104,2
продовольственные 104,7 103,5 103,9 103,9 103,9
непродовольственные 108,3 104,5 104,5 104,5 104,5
платные услуги населению 103,5 103,0 103,5 103,5 103,5

 

В 2018-2020 годах по базовому и целевому вариантам инфляция будет находиться на уровне 104 %. Кроме инструментов регулятора на спираль инфляции будут влиять рост производства и предложения отечественных потребительских товаров, проведение политики сдержанного роста регулируемых тарифов на коммунальные услуги, а также постепенное восстановление потребительского спроса на фоне поступательного повышения денежных доходов населения.

 

Оценка потенциальных рисков

 

К потенциальным рискам, которые могут повлечь недостижение прогнозных значений показателей, можно отнести:

- повышение уровня волатильности внутреннего финансового рынка и сжатие внутреннего кредитования;

- отсрочку реализации инвестиционных проектов на территории региона по развитию транспортной инфраструктуры и сектора строительства транспортных средств и оборудования для нефтегазовой промышленности, в том числе в связи с сохранением ограничений выдачи мощности из Кольской энергосистемы;

- сокращение объемов и/или перенос сроков планового финансирования проектов, реализуемых за счет средств федерального бюджета;

- принятие собственниками предприятий, расположенных в регионе, управленческих решений, которые могут оказать негативное влияние на социально-экономическое положение региона.

 

2.5. Показатели прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

В прогнозе представлено описание основных параметров социально-экономического развития Мурманской области по базовому варианту, использованному в качестве основного для разработки параметров областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, с приведением краткого описания параметров развития по целевому варианту.

Значения показателей прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов по базовому варианту представлены в пункте 2.6, а основные показатели социально-экономического развития муниципальных образований Мурманской области, использованные при формировании регионального прогноза, в пункте 2.7.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.