Психология воспитания. Нравственное воспитание — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Психология воспитания. Нравственное воспитание



Психология воспитания. Нравственное воспитание

1. Проанализируйте определения понятия «воспитание», встречающиеся в психологической литературе. Выделите ключевые характеристики понятия «воспитание»:

«Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человекас целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни» (М.В. Гамезо).

«Воспитание – это целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью сформировать у него определенные ценностные ориентации, принципы поведения, системы оценки, выраженное отношение к себе и людям и т.д.» (И.А. Зимняя).

«Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду» (Л.Д. Столяренко).

«Воспитание – это преднамеренное создание условий становления личности, предполагающее собственную сознательную активность воспитываемого лица « (Т.В. Габай).

«Воспитание – оказание ребенку индивидуальной педагогической помощи в целях становления его субъективности в единстве природных, психологических и культурных качеств» (М.А. Холодная).

 

К ключевым характеристикам понятия «воспитания» относятся:

планомерное и целенаправленное воздействие с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни; оказание ребенку индивидуальной педагогической помощи.

2. Проведите сравнение позиций А.М. Прихожан, А.И. Раева и Н.Ф. Талызиной, выпишите общие идеи и различия.

- статьи Прихожан А.М. О нравственном развитии // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1999. – С. 278 – 282.

- раздела «Развитие нравственно-волевых свойств младшего школьника в условиях педагогического воздействия» по пособию Педагогическая психология / Под ред. А.И. Раева. – СПб, 1999. – С. 31 – 42.

- радела «Психология воспитания» по учебному пособию Н.Ф. Талызиной «Педагогическая психология». – М.: Академия, 1999. – С. 251 – 265.

  А.М. Прихожан А.И. Раев Н.Ф. Талызина
Общие идеи Младший школьный возраст - очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. При поступлении в школу не только увеличивается количество правил и норм, которым ребенок должен следовать, но и меняется функция этих норм в его жизни, которые оцениваются взрослыми, в частности учителем. Учитель выступает носителем общественных требований.
Различия Для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный покупок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории «надо». При этом отметим, что «надо» выступает для ребенка не просто как знание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе.   Личное принятие ориентировочной основы выполняемых действий составляет специфическую особенность усвоения именно морального опыта. Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию - к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности.

 



 

Вопросы к монографии

Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения

Понятие «девиантное поведение». Первичная и вторичная девиация.

Подходы к пониманию причин отклонения в поведении.

Способы возникновения и функционирования социальных норм. Критерии нормы.

Диспозиционное поведение личности: понятие и формирование диспозиции, ее роль в становлении личности.



Детерминанты девиантности.

Детерминанты девиантности

Наша точка зрения в отношении интерпретации детерминант девиантности определяется следующими позициями:

— девиантность возникает как механизм компенсации виктимности личности;

— девиантность — это следствие психологической деформации личности, ведущей к утрате механизма интра- и интерсубъективной регуляции социального функционирования личности;

— девиантность программируется в процессе нарушенного культурогенеза в семейной и образовательной системах развития личности.

Психология воспитания. Нравственное воспитание

1. Проанализируйте определения понятия «воспитание», встречающиеся в психологической литературе. Выделите ключевые характеристики понятия «воспитание»:

«Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человекас целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни» (М.В. Гамезо).

«Воспитание – это целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью сформировать у него определенные ценностные ориентации, принципы поведения, системы оценки, выраженное отношение к себе и людям и т.д.» (И.А. Зимняя).

«Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду» (Л.Д. Столяренко).

«Воспитание – это преднамеренное создание условий становления личности, предполагающее собственную сознательную активность воспитываемого лица « (Т.В. Габай).

«Воспитание – оказание ребенку индивидуальной педагогической помощи в целях становления его субъективности в единстве природных, психологических и культурных качеств» (М.А. Холодная).

 

К ключевым характеристикам понятия «воспитания» относятся:

планомерное и целенаправленное воздействие с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни; оказание ребенку индивидуальной педагогической помощи.

2. Проведите сравнение позиций А.М. Прихожан, А.И. Раева и Н.Ф. Талызиной, выпишите общие идеи и различия.

- статьи Прихожан А.М. О нравственном развитии // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1999. – С. 278 – 282.

- раздела «Развитие нравственно-волевых свойств младшего школьника в условиях педагогического воздействия» по пособию Педагогическая психология / Под ред. А.И. Раева. – СПб, 1999. – С. 31 – 42.

- радела «Психология воспитания» по учебному пособию Н.Ф. Талызиной «Педагогическая психология». – М.: Академия, 1999. – С. 251 – 265.

  А.М. Прихожан А.И. Раев Н.Ф. Талызина
Общие идеи Младший школьный возраст - очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. При поступлении в школу не только увеличивается количество правил и норм, которым ребенок должен следовать, но и меняется функция этих норм в его жизни, которые оцениваются взрослыми, в частности учителем. Учитель выступает носителем общественных требований.
Различия Для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный покупок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории «надо». При этом отметим, что «надо» выступает для ребенка не просто как знание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе.   Личное принятие ориентировочной основы выполняемых действий составляет специфическую особенность усвоения именно морального опыта. Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию - к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности.

 

 

Вопросы к монографии






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.013 с.