Электронные адреса крупнейших национальных библиотек мира — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Электронные адреса крупнейших национальных библиотек мира

2017-11-27 177
Электронные адреса крупнейших национальных библиотек мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

Им. М. Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)

 

Факультет психологии

 

«Согласовано» _________________ председатель УМК Шиляева И.Ф. «Утверждаю» _______________ руководители ООП Асадуллин Р.М. Сытина Н.С.

 

 

Программа дисциплины

М2.Б.1

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Рекомендуется для

 

Направления – Педагогическое образование

профилей (программ)

Психолого-педагогическое сопровождение научно-методической деятельности в ОУ

квалификации выпускника - магистр

 

 

Уфа 2017

 

 

1. Целью дисциплины является:

1. Формирование общекультурных компетенций:

- ОК 5 (способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности);

2. Формирование профессиональных компетенций:

– ОПК-2 (способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру);

– ПК-3 (способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики);

– ПК-11 (готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы).

 

Трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), из них 30 часов аудиторных занятий (6 лекционных, 24 практических), из которых 24 часа в интерактивной форме; 51 час самостоятельной работы, форма итогового контроля – экзамен (1 ЗЕ / 27 часов)-одо;

14/22 часа аудиторных занятий (6 лекционных, 8/16 практических), из которых 10 часов в интерактивной форме; 51 часов самостоятельной работы, форма итогового контроля – экзамен (1 ЗЕ / 27 часов)-озо.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: профессиональный цикл, базовая часть. Для её изучения требуется предварительная подготовка магистранта в бакалавриате или специалитете по направлению – Педагогическое образование любого профиля; изучается сопряжено с дисциплинами общенаучного цикла «Методологией и методами научного исследования», «Историей и философией науки»; освоение дисциплины магистерской основной образовательной программы происходит сопряженно с дисциплинами вариативной части и является фундаментальной для них.

2. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

-понятия - инновация, нововведение, новшество, критерии, характеристика нововведений, типология нововведений

– основные закономерности становления и развития инновационного образования в современном мире, особенности современного этапа развития международного образования в мире.

уметь:

– определять структуру инновационного процесса, критерии инновации: новизна, оптимальность, результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте;

– описывать основные направления развития инновационного образования в региональном, федеральном масштабах;

определять значение межправительственных организаций и международных проектов для реформ системы образования в России и РБ;

– прогнозировать и конструировать инновационный образовательный процесс на основе современных педагогических концепций;

– оценивать и прогнозировать инвариантно-интегративную траекторию инноватики образовательного пространства.

владеть:

– моделированием инновационной педагогической деятельности и технологиями инновационного образования

способами реализации исследовательской позиции в инновоционной профессиональной деятельности, совершенствования системы обеспечения качества образования;

– компетенциями выпускника как результатами обучения при разработке, реализации и оценки образовательных программ.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы-одо//озо

Вид учебной работы Трудоемкость в часах Семестры  
1-озо 2-одо      
Аудиторные занятия: 30//14/22   +      
Лекции (ЛК)   + +      
Практические занятия (ПЗ) 24//8/16 + +      
Лабораторные работы (ЛБ)            
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)            
Самостоятельная работа:     +      
Виды СРС: Конспекты, терминологический словарь, научная статья, реферат   +   +          
Промежуточная аттестация:            
Экзамен   + +      
ИТОГО: 60//28/44          

 

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела  
1. Новации и инновации в педагогической науке и практике Педагогическая инноватика как новая отрасль научного знания, изучающая проблемы теории и практики инновационных процессов в образовании. Смысловое значение основных неологических понятий: новое, новшество, нововведение, инновация. Новое и традиционное. Новое и отжившее, рутинное, консервативное. Новое и передовое, прогрессивное, современное. Характер новизны (абсолютная и относительная, объективная и субъективная), уровни (усовершенствование, изобретение, открытие) и области действия новшеств (обучение, воспитание, организация жизнедеятельности и управление образовательным учреждением, совместная деятельность образовательного учреждения и внешней среды). Источники и носители нового в образовании (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда; по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся). Системы классификаций нововведений в образовании. Зарождение нового и способы его продвижения в педагогическую практику. Факторы, позитивно влияющие на возникновение и распространение педагогических новшеств. Барьеры на пути утверждения и дальнейшего распространения нового в массовой практике.  
2. Инновационные процессы в образовании и их характеристика   Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология. Отличительные особенности педагогических инновационных процессов, жизненный цикл и динамика развития, механизмы развертывания во времени. Законы протекания инновационных процессов (необратимой дестабилизации педагогического процесса; финальной реализации инновационного процесса; стереотипизации педагогических инноваций; цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций). Процессы гуманизации, демократизации, полипарадигмализации, технологизации, стандартизации, регионализации, интеграции и дифференциации образования, проектирования и прогнозирования его развития как отражение реализующихся прогрессивных педагогических идей. Негативные тенденции в образовании и их влияние на инновационные процессы.    
3. Инновационная деятельность магистра. Образовательные инновации в оценке педагогов. Особенности восприятия новшеств и принятия решений учителем. Учитель как субъект инновационной деятельности. Структурные компоненты (мотивационный, креативный, операционный (технологический), рефлексивный) и уровни инновационной деятельности учителя (адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный). Профессионализм, творческие способности, индивидуальный стиль деятельности, ценностные ориентации и установки учителя-инноватора. Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя и их устранение. Условия формирования инновационной мотивации педагогов. Критерии и способы диагностики способности учителя к инновационной деятельности.  
4. Проектирование развития региональных систем образования как педагогическое новшество Особенности проектирования современного этапа развития системы образования регионов. Стратегические ориентиры и принципы, обусловливающие целевые и содержательные установки проектирования (концептуальность, направленность, системность, инвариантность, организационная и ресурсная обеспеченность, открытость, целостность). Содержание проектировочной деятельности (целеполагание, ориентировка, диагностика исходного состояния, рефлексия, прогнозирование, моделирование, экстраполирующий контроль, внедрение, оценивание, коррекция). Технология проектирования региональных программ; процедура разработки программы, организационные условия составления программы, инвариантные и вариативные элементы структуры программы. Разработка программных действий по развитию системы образования. Культурологический, экологический, национальный, кадровый, социальнозащитный аспекты содержания программы. Критерии оценки качества программы и эффективности ее реализации. Мониторинг развития региональной системы образования. Организационное, научно-методическое сопровождение и финансовое обеспечение реализации программы.    
5. Разработка проектов развития образовательных учреждений как одно из направлений их инновационной деятельности Функционирование и развитие образовательного учреждения (ОУ). Целевая программа развития ОУ: предназначение, отличительные свойства (актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям), структура и логика построения. Проблемно ориентированный анализ состояния школы. Формирование концепции нового ОУ: компоненты, алгоритм действий. Разработка стратегии и задач перехода к новому ОУ. Разработка плана действий. Организация коллективной работы по составлению программы (выбор составителей, распределение обязанностей, виды и формы их работы). Условия успешности коллективной деятельности разработчиков. Обсуждение и коррекция программы. Внешняя экспертная оценка качества программы. Организация работы по реализации программы.  
6. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении. Управление развитием образовательного учреждения как часть осуществляемой в нем управленческой деятельности. Принципы управления инновациями (целенаправленность, системность, прогностичность, партисипативность и др.) и его функции (планирование, организация, руководство, контроль). Сбор информации и состояние банка новых идей. Управление восприятием педагогами нового, выработка у них инновационного поведения. Изучение инновационного потенциала педагогического коллектива и его использование. Организация индивидуальной и групповой поисковой работы. Создание благоприятных условий для проявления педагогического творчества. Оказание инноваторам организационной и научно-методической помощи. Организация и осуществление мониторинга педагогических нововведений; распространение информации о ходе и промежуточных результатах введения новшеств. Прогнозирование возможных последствий нововведений, коррекция программ инновационной деятельности. Кадровое, программное, учебно-методическое, материально-техническое, психологическое и нормативно-правовое обеспечение инноваций. Привлечение дополнительных источников их финансирования. Подготовка педагогов к инновационной деятельности: основные направления, содержание и формы. Критерии оценки эффективности управления инновационными процессами в образовательном учреждении (уровень информированности о новшествах; полнота выделенных актуальных проблем ОУ; рациональность выбора общей и частных целей; их интегрированность; реалистичность планов достижения целей; заинтересованность педагогического коллектива в освоении новшеств; контролируемость процесса развития ОУ). Роль директора образовательного учреждения в освоении и внедрении нового.    
7. Реализация проектов развития сельских образовательных учреждений   Характер нововведений, реализующихся в сельских школах. Особенности инновационной деятельности сельских учителей. Развитие сельской школы на основе непрерывного допрофессионального и начального профессионального экономического образования учащихся. Дифференциация образования как средство удовлетворения образовательных потребностей и приведения его в соответствие с познавательными возможностями школьников. Разноуровневое и профильное образование детей в сельской школе. Инновационный опыт развития личности учащихся в процессе развивающегося обучения. Медицинская и психолого-педагогическая реабилитация детей-сирот в сельских образовательных учреждениях.  
8. Осуществление проектов элитарного образования   Современные гимназии: новое и традиционное, общее и особенное в видах, структуре, профильной направленности, обогащении со- держания гимназической подготовки. Принципы и условия организации образовательного процесса, учебные планы и программы. Характер и способы создания развивающей среды. Особенности развития творческих способностей учащихся и накопления ими опыта творческой деятельности. Традиционное и новое в возрожденных лицеях. Продуктивные наработки в содержании и технологиях элитарного образования, оценке успешности учебной деятельности, содержании и организации внеучебной работы с учащимися, программно-методическом обеспечении. Проблемы элитарного образования, способы и перспективы их решения. Тенденции в развитии элитарного образования.    

 

4.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий(очное/заочное)

Наименование раздела дисциплины Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий  
ЛК ПЗ одо/озо ЛБ СРС Все-го  
1. Новации и инновации в педагогической науке и практике   4/2/2   12/14    
2. Инновационные процессы в образовании и их характеристика   4/2/2   8/    
3. Инновационная деятельность магистра.   2/2   6/8    
4. Проектирование развития региональных систем образования как педагогическое новшество   4/2/2   6/8    
5. Разработка проектов развития образовательных учреждений как одно из направлений их инновационной деятельности   4/2/2   8/    
6. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении.   2/2   6/    
7. Реализация проектов развития сельских образовательных учреждений   2/2   8/    
8. Осуществление проектов элитарного образования   2/2   6/8    

 

4.3. Лабораторный практикум (непредусмотрен )

 

5.Междисциплинарные связи дисциплины

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых дисциплин  
                     
1. Методология и методы научного исследования         +            
2. Педагогика высшей школы + + +                
  Практики и научно-исследовательская работа + +     + + + +      

 

6. Требования к самостоятельной работе студентов

При организации и осуществлении обучения предмету используются следующие формы и виды самостоятельной работы студентов:

1. Подготовка к лекциям и рефлексивная деятельность(по плану лекционных занятий).

2. Подготовка к семинарским занятиям и самостоятельная работа на семинарских занятиях (включено в содержание занятий как самостоятельный вид работы).

3. Собственно самостоятельная работа студентов, предусматривающая содержание заданий, методическое руководство по их выполнению и перечень литературы.

4. Данный курс позволит студентам овладеть способами реализации исследовательской позиции в рамках изучения инновационных процессов образования, системой методов и форм реализации целостного образовательного процесса в контексте преобразующей функции педагогики, компетенциями выпускника как результатами обучения в профессиональном становлении инновационного,компетентностного педагога и развития академической мобильности в инновационной среде современного педагогического вуза.

 

6.1.Содержание самостоятельной учебной работы студентов

- Проведите сравнительный анализ традиционных и инновационных моделей обучения в России и за рубежом (цели, содержание, технологии, результат и др.).

- Выявите основные принципы организации инновационных моделей и международных форм образования (международные колледжи, европейские школы, билингвальные учебные заведения и др.). Дайте характеристику организации деятельности альтернативных и экспериментальных учебных заведений.

- Дайте представление об инновационной личности учителя и его профессионализме за рубежом и в России, проведите сравнительный анализ особенностей подготовки учителей. Определите возможные пути совершенствования подготовки учителей за рубежом. Составьте алгоритм профессиональной подготовки современного учителя и его рейтинг.

 

Вид деятель ности магистрантов Компе тен ции Проектируемые результаты освоения Итого вый продукт СРС Способы оценки и баллы  
Конспектирование ПК - 3 ОК - 5   Должен знать: историю развития и культурно-просветительской деятельности, её направления; уметь анализировать данные, прогнозировать будущий результат, осознавать возникшее противоречие, формулировать и решать профессиональные задачи. Кон спект Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподавателя в соответствии с КИМ  
Работа с терминами ОПК-2 ПК - 3 ОК - 5   Должен знать понятия в рамках изучаемой темы, уметь формулировать понятия и применять их в различных контекстах теоретико-практической деятельности. Терминологичес- кий словарь Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподава-теля в соответствии с КИМ  
Подготовка научной статьи ПК - 3 ОК - 5     Должен знать понятия, основные проблемы в рамках научного рассуждения; структуру содержания научных статей и логику их оформления; уметь выстроить содержание своей статьи, четко сформулировать определения и проблему исследования, убедительно излагать авторские мысли. Научная статья Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподавателя в соответствии с КИМ  
Сбор информации ОК - 5 ОПК-2 ПК - 3   Должен знать авторов, их направления работы, относящиеся к дисциплине; примерное содержание источников; периодические журналы и Интернет-порталы; определять целесообразность найденного материала и распределять его по тематическим и проблемным вопросам, формировать для поиска и работы сборник источников. Каталог Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподавателя в соответствии с КИМ  
Разработка учебно- методичес-кого руководства ПК - 3 ПК - 7 ПК - 11 Должен знать информацию по направлениям, Должен уметь формулировать цель и задачи, выстраивать логику реализации образовательной программы, моделировать профессиональные ситуации, проектировать и конструировать педагогический процесс. Учебно-методи-ческое руковод-ство Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподавателя в соответствии с КИМ  
Подготовка реферата ОПК - 2 ПК - 3 ПК - 7 ПК - 11 Должен знать сущность изучаемого вопроса, структуру оформления исследовательской работы; уметь осуществлять поиск необходимой информации в рамках темы, работать с различными источниками, анализировать полученную информацию, видеть и формулировать цель, задачи и проблему исследования, убедительно излагать материал, правильно оформлять реферат. Реферат Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподавателя в соответствии с КИМ  

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

Основная литература:

1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2011.-304с.

2. Гаязов А.С. Семь проблем современного образования. – Уфа: Вагант, 2008.-246с.

3.Звонников В.И. Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учебн. Пособие.-3-е изд. –М.: Издательский центр «Академия», 2011.-224с.

4. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. Пособие для студ.учреждений высш. Проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.-144 с.

Дополнительная литература:

1.Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 192 с.

 

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. – М.: Академия, 2009. УМО РФ

3.Пономарев Н.Л. Образовательные инновации. – М.: Академия, 2007. – Мо РФ

4.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2008

5.Якунин В. И. Образование как фактор экономического развития - М.: Научный эксперт, 2008.- Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru

 

в) программное обеспечение

УМК учебники,информационные порталы,учебно-методические пособия

Виртуальный университет Spectrum//http://www.vu.org

Интернет-курсы Открытого университета, Великобритания//http://cszx.open.ac.uk/zx

Программы и документы ЕС в сфере дистанционного обученияeuropa.eu.int/comm/education/programmes/elearning/programme_en.html

Официальный сайт ЮНЕСКО// www.unesco.ru, www.un.org

Официальный сайт ЮНЕСКО-CEPES//www.cepes.ro

Официальный сайт программы TEMPUS// http://www.tempus-russia.ru

Официальный сайт программы ERASMUS MUNDUS// http://www.usm.md/doc

Официальный сайт программы "Фулбрайт"// www.fulbright.ru

Официальный сайт Фонда Форда// www.fordfound.org

Официальный сайт Института международного образования// www.iie.ru

Официальный сайт Национального Союза студентов Европы// www.esib.org

Официальный сайт DAAD// www.daad.ru

Официальный сайт CIMO //http://www.cimo.fi

Официальный сайт IREX// http://www.irex.ru

Официальный сайт Института Дистанционного обучения//http://www.ido.ru

Официальный сайт Национального Союза студентов Европы// www.esib.org

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ.

1. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация.

2. Взаимодействие традиций и инноваций как методологический ориентир инновационных процессов в образовании.

3. Инновационные технологии в педагогике.

4. Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности образовательного учреждения.

5. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия.

6. Инновационные процессы в образовании.

7. Инноватика образования и образовательные технологии.

8. Инновационность в образовании и подготовке учителей.

9. Инновационная деятельность в российском образовании.

10. Концепции инновационной деятельности в образовании.

11. Инноватика. Сущность инновационной деятельности в образовании.

12. Предпосылки интегративного процесса модернизации.

13. Исследование инновационных процессов и модернизация образования.

14. Модель современного (модернизированного) образования.

15. Проблемное поле инноваций в педагогике и педагогической деятельности.

16. Инновационные процессы в социологии образования.

17. Различные формы инноваций в педагогике и в системе образования.

18. Анализ понятийного пространства инноватики и инновационной деятельности.

19. Инновационная деятельность в пространстве определенной социальной практики.

20. Модернизация содержания и структуры образования в повышении профессионализма современного педагога.

21. Инновационное образование как философско-антропологическая категория.

22. Научно-философские основания инноваций в образовании.

23. Новшество. Виды новшества.

24. Нововведения. Сущность и структура инновационного процесса.

25. Закономерности инновационного процесса.

26. История становления инноватики и изучения инновационных процессов.

27. Инновационные социокультурные преобразования в современной педагогике.

28. Проектирование как культурная форма инновационных процессов в универсуме образования,

29. Проектно-исследовательская деятельность в инновационном образовании.

30. Пути реализации Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ.

31. Процессы модернизации образовательных учреждений.

32. Инновационные педагогические технологии в образовании.

33. Реформирование российской системы образования: концепции стандартов и содержания.

34. Инновационные модели обучения в системе высшего образования.

35. Образовательная инноватика в мировой педагогике.

36. Инновационное направление развития современной науки образования.

37. Культуросообразность как основа инновационных процессов в профессиональном образовании.

38. Моделирование инновационной педагогической деятельности в вузе.

39. Образовательные инновационные модели. Концептуальные основы и их реализации на практике.

40. Функции и условия инновационной деятельности будущего учителя.

41. Подготовка будущего учителя к инновационной деятельности.

42. Структура инновационного образовательного процесса.

43. Авторские школы как виды инноваций в образовании.

44. Развитие готовности будущего учителя к инновационной деятельности.

 

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению Педагогическое образование от 14 января 2010 г. N 35

 

Программа утверждена на заседании кафедры № 1 от 29 августа 2014 г.

Разработчики:

Кафедра педагогики, к.п.н., профессор Сытина Н.С.

к.п.н., доц. Мунирова Л.Р. к.п.н., доц. Шеина Л.П.

 

Эксперты:

Министр образования РБ, д.п.н., профессор Гаязов А.С.

Кафедра педагогики, д.п.н., профессор Терегулов Ф.Ш.

 

МОДУЛЬ II

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ II

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ»

 

2.1. Конспекты лекций  
2.2. Методические указания и рекомендации  
2.2.1. Методические указания и рекомендации к проведению семинарских занятий,  
2.2.2. Методические указания и рекомендации к выполнению лабораторных и практических работ,  
2.2.3. Методические указания и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине  
2.2.4. Методические указания и рекомендации к организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине  
2.3. Календарно-тематическое планирование  
2.3.1. Календарно-тематическое планирование лекций  
2.3.2. Календарно-тематическое планирование семинарских и лабораторно-практических занятий  
2.3.3. План-график выполнения СРС  

 

Лекция 1.

Лекция № 2

Инновационные процессы в образовании и их характеристика

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.[1]

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Нововведение понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике.[2] В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально – педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют

1) По видам деятельности: педагогические, управленческие.

2) По источнику возникновения: внешние (за пределами образовательной системы); внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).

3) По масштабу использования: единичные; диффузные.

4) По признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности:

Инновации нулевого порядка это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента)
Инновации первого порядка характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве
Инновации второго порядка представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.)
Инновации третьего порядка адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования
Инновации четвертого порядка содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей)
Инновации пятого порядка инициируют создание образовательных систем “нового поколения“ (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы)
Инновации шестого порядка в результате реализации создаются образовательные системы “нового вида“ с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа
Инновации седьмого порядка представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется “новый род“ образовательных (педагогических) систем

11) по осмыслению перед внедрением инноваций:

Случайные Полезные Системные
инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими)

 

Опираясь на выше изложенное, можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.