Место политологии среди гуманитарных наук — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Место политологии среди гуманитарных наук

2017-11-21 329
Место политологии среди гуманитарных наук 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1. Место политологии среди гуманитарных наук

2. Структура политологии как научной дисциплины

3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии

4. Предмет и объект политологии

5. Методы политологии (Сравнительная политология как метод политологии. Типы политических методологий.)

6. Функции политологии как науки и учебной дисциплины.

Литература:

Основная

Василенко, И.А. Политология. Учебник для бакалавров.

– 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016.

Кравченко, А.И. Политология: Учебник – М.: Проспект,

2016.

Перевалов В.Д. Политология Учеб-к – М., Норма, 2015.

Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика – М.:

Юристъ, 2014. Гриф МО РФ.

 

 

Дополнительная

 

Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология

политики. Сравнительный анализ российских и

американских политических реалий. – М.: Экзамен,

2007.

Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической

элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.

Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. – М.: Росспэн,

2008.

Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и

способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.

Частные и общие категории политологии. Законы политологии

Категории политологии — это понятия, каждое из которых отража(ющие)ет самостоятельный предмет исследо­вания и (помогающие) одновременно служит изучению науки о политике в целом. Благодаря им, возможно раскры(вать)тие и понимание закон(ы)ов политики и механизм(ы)а их работы.

Существуют общие и частные ка­тегории политологии.

Общие категории политологии исполь­зуются всеми общественными науками: цивилизация, общество, свобода, власть, право, культура и т. д.

Частные категории политологии ис­пользуются самой политологией или (соприкасающимися, близкими) наука­ми,(.) находящимися на стыке с ней: политика, политическая власть, политические отноше­ния, политические режимы, правовое госу­дарство, политическая система, политичес­кая культура, частная собственность и т. д.

Все отношения в политологи(я)и (выявляет) определе­ны закон(ы)амии(политики).

Закон(ы)ами политологии (-) называются объективн(ые)о существующие и необходимые, повторяющиеся связи между явлениями. Они реализуются через деятельность людей(,) и являются общими.(и)

Законы политологии делят(ся) на 3 группы, в зависимости от сферы их проявления: законы политэкономии, политико-социальные законы, политико-психологические.

Законы политологии подразделяют также на:

Законы функционирования ( обеспечивающие сохранение политического явления или процесса) и законы развития (обеспечивающие его переход из одного качественного состояния в другое).

По способу проявления законы бывают динамические, определяющие однозначную связь между явлениями, и статистические, обусловливающие их вероятностную связь.

 

Предмет и объект политологии

Объектом политологии является полити­ческая реальность.

Сегодня не существует единого мнения по вопросу о содержании предмета политологии. Это обусловлено различием национального политического опыта. В 1948 г. ЮНЕСКО пред­ложила переч(ислила)ень проблем(ы) поли­тологии:

1. Политическая история.

Политические институты.

Партии, группы и общественное мнение.

4. Международные отношения.

 

Некоторые делят политологию на самосто­ятельные дисциплины (выделяют также и) - прикладную и теоретическую. Пока под политологи(я)ей понимают наук(а)у, изучающ(ая)ую политические отношения со всеми сопровождающими их политическими факторами. Поэтому предметом политологии является учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в политической сфере и т. д.

Политология является интегральной наукой и включает в себя совокупность наук, т.е. политическая реальность, является объединяющим фактором.

Политология отвечает (на) вопросы, поставленные практи(чес)ко(го)й развития государства и мира. Это наука о «политике», «технологии» политического процесса. Она вооружает знанием закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навы­ки равноправного участника политической жизни.

 

Методы политологии

Метод(ы)ами политологии (- это) называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике:

- диалектика,

- системный метод,

- формализация, (в т.ч., математический аппарат).

 

Методы эмпирического познания:

- описание

- анкетирование

- статистические методы

- математические методы

- методы семиотики (от греч. sema — знак) наука о знаках и знаковых системах ( поЮ. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения.)

- методы герменевтики ( метод

понимания и интерпретации текста )

 

5-а) Сравнительная политология как метод политологии

Один из методов политологии - компаративистский ( сравнительный) подход к политическим явлениям. Использовался уже Платоном, Аристотелем идр.. Метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений (политических систем, режимов, партий и движений, заинтересованных групп и элит, избирательных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т. д.) с це­льювыяснениявления их общих и специфических свойств, черт, признаков, нахождения наи­более эффективных форм политической организации или оптимальных путей ре­шения задач.

Главный объект сравнения в политических исследованиях - распределение власти в различных обществах.

 

5-б) Типы политических методологий

- Теологическая интерпретация политики (Августин Аврелий, Фома Аквинский), политическая власть - проявление божественной воли, а критерий политических процессов - соответствие ей;

- Натуралистическая - политические явления обусловленны географической средой, климатом (Ш. Л. Монтескье, Ж. Бодэн);

- биополитика, - изучает общие, для человека и животных черты поведения (К. Лоренц, Эрих Фромм);

- психологическая интерпретация, - источник политических проблем - в психических свойствах людей (3игмунд Фрейд, Г. Лассуэл);

- экономический детерминизм, - способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный про­цессы жизни вообще; (К. Маркс)

- институционалистская версия, - политика - совокупность и деятельность структур, организаций, образований, в основе которых нормы, т.е. пра­вила поведения (в уставах, программах, конституциях),

- бихевиоризм, - фиксация и объяснение политической деятельности, по­литическое поведение признаётся един­ственным фрагментом политической реаль­ности;

- системный подход, - исследует политику как целостность, об­ладающую внутренней структурой и связями с внешней средой.

6. Функции политологии как науки и учебной дисциплины:

- познавательная,

- прогностическая,

- практическая,

- идеологическая,

- культурная,

- воспитательная,

По­литология может помочь гражданину осознанно участвовать в полити­ке.

 

 

Тема: Генезис, эволюция и

Современное состояние

политической науки.

 

Основная

Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров.–3-е изд.–М.: Юрайт, 2016.

Кравченко А.И. Политология: Учебник – М.: Проспект, 2016.

Перевалов В.Д. Политология Учебник – М., Норма, 2015.

Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика – М.: Юристъ, 2008. Гриф МО РФ.

 

 

Дополнительная

 

Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен, 2007.

Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.

Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. – М.: Росспэн, 2008.

Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.

Взгляды на политику Никколо

Макиавелли

Политика — отражение природы человека, а она - не благая.

Государство - политическое состояниеобщества: отношение властвующих и подвластных, наличие организованной власти, учреждений, законов.

(«Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия»)

Нового времени.

1) Философы Нового времени о природе государственной власти.

2) Учение Ш. Монтескье о разделении властей.

3) Карл Маркс и классовая теория развития общества.

4) Развитие политической мысли в России в XIX-XX вв.

 

Литература:

Основная

Василенко И.А. Политология. Учебник для

бакалавров. – 3-е изд. – М.:

Юрайт, 2016.

Кравченко А.И. Политология: Учебник – М.:

Проспект, 2016.

Перевалов В.Д. Политология Учебник – М.,

Норма, 2015.

Политология: Учебник. / Под ред. М.А.

Василика – М.: Юристъ, 2014. Гриф МО РФ.

 

 

Дополнительная

 

Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен, 2007.

Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.

Иванов И.С. Внешняя политика России и мира.

– М.: Россиэн, 2008.

Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.

 

Шарль-Луи де Секонда, барон

Ля Брэд и де Монтескьё

 

 

Замок Ла-Бред близ Бордо, где родился и работал Монтескьё

 

 

Он обосновал сформулированную Дж. Локком теорию разделения властей - доказал необхо­димость независимости трёх видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной.

Никакая власть не должна быть неограни­ченной. Монтескьё вводит различие двух типов законов в обществе: объективных, вытекающих из природы вещей и законов-пра­вил, человеческих установлений.

 

Властей.

Основные положения теории разделения властей, по Монтескье:

1. Существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые распределены между государственными органами. Если в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, и свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определённых функций государства.

Назначение законодательной власти «выявить право и сформулировать его в виде... законов, обязательных для всех граждан».

«Исполнительная власть предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью».

Задача судей в том, чтобы решения и приговоры были точным применением закона.

Власть осуществляется раздельно, но во взаимодействии государственных органов и в пределах их полномочий.

2. Должна действовать сис­тема сдержек и противовесов, чтобы власти контролировали действия друг друга.

Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права. Оно отражает компромисс стал­кивающихся интересовсоциальных слоёв и сил.

Исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на ре­шения законодательного собрания, устанавливать регламент работы и распускать его.

В работах Монтескье были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. Однако в конституционном проекте была недостаточно чётко проведена, идея равновесия властей.

Законодательная власть играла доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называл ограниченной по своей природе, а судебную вообще полувластью.

Определённая ветвь власти должна представ лять интересы определённой социальной группы.(?!)

 

Поппер и Сорес

Влиятельный современный мыслитель XX-го века Карл Поппер (1902-1994), один из (ярых) величайших в XX в. защитников открытого общества,(;) в фундаментальном труде «Открытое общество и его враги» (1945) решал вопрос - как организ(ации)овать массы в сообщества без излишнего(?) ограниче- ния свободы личности. По мнению Поппер(у)а, демократия является наилучшей формой государственного устройства.(,) Её нужно рассматривать как средство защиты свободы. Демократия может способствовать сохранению и защите свободы, но она никогда не способна сама по себе создавать свободу, если каждого отдельного гражданина это не волнует.

К. Поппер (считал) рассматривал открытое обще ство как наилучш(ей)ую форм(ой)у общественной жизни, определяя его как общество, «освобождающее критические силы человека», и противопоставлял (ему) открытому обществу закрытое, или «родоплеменное», с его подчинением магическим силам.

Государство, ( полагал)по мнению Поппера, должно существовать ради свободного общества, а не наоборот: поэтому он требовал, чтобы каждый гражданин сочетал свой долг преданнос- ти государству с определённой настороженностью, недоверием к государству и его чиновникам и следил за тем, чтобы (оно) государ­ство не преступало пределов своих закон­ных функций. Только традиции свободного общества смогут уравновесить силу государ­ства за счёт обеспечения соответствующих средств сдерживания и контроля, от которых зависит судьба всей свободы.

 

Ральф Дарендорф

 

 

 

 

 

Разработчик немарксистской теории со­ циального конфликта в обществе, Ральф Дарендорф (р. 1929), выдвинул 5 основных тезисов:

1.Общество конфликтно, а не равновесно 2.Социальное равенство недостижимо, тео­рия классового конфликта изображается в ли­беральных оттенках. Внимание к стартовым возможностям индивида, конкуренции, мобиль­ности, отношениям господства и подчинения.

3.Общество рассматривается по средствам взаимодействующих социальных групп, име­ющих собственные цели и интересы.

4.Изучение взаимоотношений группы и индивида.

5.Конфликты в обществе по поводу ре­сурсов как противоположность норм и ожи­даний.

Он выделяет участник(и)ов конфликта — это: а) господствующие над ресурсами, с одной стороны, и б) исключённые из этого процес­са - с другой. Пути выхода из главного кон­фликта, раскалывающего общество, он видит в социальной мобильности

 

Тема: Личность в политике

 

План

 

1. Сущность политики и её роль в обществе.

2. Политическая жизнь.

3. Типы отношения человека к политике.

4. Политическое поведение и его виды. Регуляция политического поведения.

5. Особенности массового поведения в политике.

Литература:

Основная

Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016.

Кравченко А.И. Политология: Учебник – М.: Проспект, 2015.

Перевалов В.Д. Политология Учебник – М.,Норма, 2014.

Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика – М.: Юристъ, 2014. Гриф МО РФ.

 

 

Дополнительная

 

Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен, 2007.

Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.

Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. – М.: Россиэн, 2008.

Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.

Основные черты политики:-

1) связь частного и общего, интерес(ов)а личности и интереса социальной целост­ности (группы, страны́, человечества); в по­литике решают не только частные проблемы, но действуют, исходя из понимания их связи с задачами, выходящими за рамки личных интересов, поскольку этими проблемами оза­бочены и другие люди;

2) любой тип политики связан с реше­нием проблем существования и функцио­нирования государства — социального института, который служит для решения про­блем, интересующих всё общество;

3) связь с действиями и интересами больших масс людей;

4) целенаправленная деятельность, предполагающая наличие трезвого анализа, учёта многообразия условий и компонентов политических действий, импульсивное реагирование в политике имеет низкую результативность;

5) властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

Черты эти носят системный, комплексный характер.

Нужно учитывать, что черты политики вза­имно дополняют друг друга и не существу­ют изолированно: властный характер политики предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме; реализация теории, программы предполагает обращение к механизмам власти.

Роль политики в общественной жизни оп­ределяется её функциями (политики):

1) осуществлением авторитарно(е)го (властно(ое)го) распределени(е)я со­циальных ценностей, в качестве которых могут выступать самые разнообразные мате­риальные и нематериальные объекты, соци­альные блага и преимущества;

2) интеграци(я)ей, объединением всех эле­ментов общественной жизни, мобилизацией социальных ресурсов для реализации общих целей и интересов общества;

3) реализацией общей воли в условиях социальной дифференциации, (и) многообразия интересов и социально-политических ориентаций людей.

 

Политическая жизнь

Понятие позволяет рассматри­вать политику в неразрывном единстве ин­ституционального и поведенческогоаспек­тов бытия, что выражается в признак(и)ах политической жизни:

1) политика может выступать как в каче­стве (- это) сфер(а)ы и результата взаимодействия со­циальных и политических институтов, орга­низаций, структурированных политических отношений, (а) так (же) и в качестве действи(я) й субъектов политических отношений;

2) политическая жизнь (-) сфера публичного интереса и управления, а главны(й) м их инструмент ом выступают (-) власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организа­ции, в качестве которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты;

3) деятельный, активный характер поли­тики(а) и позволяет людям с её помощью влия(е)т ь на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль;

4) в политическую жизнь всегда вовлече­ны большие массы людей: классы, этничес­кие и профессиональные общности, от (их) ак­тивности которых завис(и)ят направленность, облик, результативность политических событий;

5) центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личност(и) ью и государств(а) ом.

Рассмотрение политики именно в таком аспекте принципиально важно для демократического общества и становления его институтов. Ведь демократия невозможна без человеческого участия, а оно, чтобы быть по­лезным демократическому обществу, долж­но быть квалифицированным и активным.

На политическую жизнь могут оказыва(ю)ть влияние внешние факторы:

- природн(ая)ой сред(а)ы (территория, ресурсы, климат и т. д.);

- экономические отношения, господству­-

ющие в обществ(а)е;

- развитие техники;

- статусные характеристики социальной структуры общества, включающие объективное состояние (и) участников политических от­ношений (доход, занимаемая должность и т. д.);

- характер этнонациональных общностей;

- религия;

- идеология;

- средства массовой информации;

- общественное мнение;

- политическая психология общества. (Менталитет)

 

Политическая деятельность

Политическ(ая)ой деятельностью (-это)называют взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп для достижения политических целей.

Черт(ы)ами политической деятельности явля­ются:

1) концентрация усилий на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;

2) рассмотрение государств(о)а, его институтов в качестве (-) основно(е)го средств(о)а решения этих проблем;

3) использование политическ(ая) ой власт(ь)и как главн(ый)ого (инструмент) средства достижения поставленных целей.

Политическая деятельность может принимать следующие (находиться в) состояни(и)я:

а) политическо(го)е отчуждени(я)е ( -) состояние отношений человека и политической власти, характеризующихся сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни (её) политической;

б) политическ(ой)ая пассивност(и)ь - вид политической деятельности, когда субъект (как индивид, так и социальная группа) не реализу(ю)ет собственные (свои) интересы, а наход(я)ится под политическим влиянием друг(их)ой социальной груп­пы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельност(ь)и и форма политики, когда социальная группа реализует чуждые ей политические интересы.

Критерием политической активности служат стремление и возможность,(является) воздейств(ие)уя на политическую власть или непосредственно использ(ование)уя её, (для) реализ(ации)овать свои(х) интерес(ов)ы.

Характер политической активности может меня(е)ться в зависимости от возникаю­щих проблем, эпохи, состава участников.

Современная политическая ак­тивность имеет следующие признаки (политической активнос-ти):

а) рост стремлени(е)я граждан действовать вне традиционных форм политической ак­тивности и участия; вместо жёстко оформ­ленных политических партий предпочтение отдаётся политическим движениям без чётко(й) оформленной организованной структуры;

б) объединение чаще совершается не во­круг партии, а вокруг проблемы, по поводу её решения;

в) растёт количество граждан, интересую­щихся политикой, но одновременно падает численность партий;

г) всё больше людей склонны к независи­мой политизации, своё участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать незави­симо.

 

Тема: Свойства политики

 

План

 

1. Цели и средства в политике.

2. Политический прогресс и его критерии.

3. Соотношение экономики, политики и

права.

 

 

Литература:

Основная

Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016.

Кравченко А.И. Политология: Учебник – М.: Проспект, 2015.

Перевалов В.Д. Политология Учебник – М., Норма, 2014.

Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика – М.: Юристъ, 2014. Гриф МО РФ.

 

 

Дополнительная

 

Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен, 2007.

Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.

Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. – М.: Россиэн, 2008.

Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.

 

 

Цели и средства в политике

Политика - целенаправленная де­ятельность с соответствующи­ми средствами.

Цели политики классифицируются по общим и родовым признакам:

1) по их значению: общие (достижение всеобщего равенства, благополучия и т. п.) и частные (формирование правительства на­родного доверия);

2) по содержанию политики: социальные, экономические, идеологические, экологичес­кие, политико-юридические и др.;

3) по очерёдности: ближайшие, промежу­точные, более отдалённые, конечные (для конкретного политического процесса); [ тактические и стратегические]

4) по сферам политической деятельнос­ти: внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные) и т. п.

Средствами в политике называют инст­румент достижения целей, позволяющий превратить иде­альные стремления в реальные результаты.

В политической жизни используются такие средства, как забастовки, пропагандист­ские кампании, вооружённые действия, обещания, критика политических оппонентов, запугивание людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, эти­ческие и правовые нормы, традиции и т. д.

Средства могут быть жёсткими (крайними), нацеленными на быстрое, без задержки на промежуточных этапах, получение желаемо­го результата, и мягкими (умеренными), ис­пользование которых даёт множество про­межуточных результатов, требует бо́льшего времени и не порождает острых конф­ликтов.

Цели и средства взаимозависимы, и меж­ду ними происходит взаимодействие: цель предопределяет используемые средства, но и средства, влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели, корректируют её параметры, вплоть до отказа от недостижимых идеалов.

Умение соизмерять цели и средства, ис­пользовать в оптимальном варианте те или иные средства для достижения конкретных целей — в этом и заключается искусство по­литики.

И хотя Макиавелли говорил, что цель оправдывает средства, для реализации по­литических целей приемлемы далеко не любые средства: от целей, достигнуть которые можно только с помощью антигуманных действий, политику следует отказаться.

 

Социальных отношений.

План

 

1. Теория власти и властных отношений.

 

2. Сущность и особенности политической

власти.

 

3. Природа и функции политической власти.

 

4. Механизм осуществления политической власти.

 

5. Типы истолкования власти.

 

6. Структура власти как политологического понятия.

7. Легитимность политической власти и её типы.

а) Типы политического господства по М. Веберу

б) Уровни легитимности власти.

 

Литература:

Основная

Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016.

Кравченко А.И. Политология: Учебник – М.: Проспект, 2016.

Перевалов В.Д. Политология Учебник – М.,Норма, 2014.

Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика – М.: Юристъ, 2014. Гриф МО РФ.

 

 

Дополнительная

 

Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен, 2007.

Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии.- 2-е изд. – М.: Приор, 2009.

Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. – М.: Россиэн, 2008.

Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. – М.: ИНФРА, 2007.

 

Сущность и особенности

Политической власти

Политическая власть, являясь особым ти­пом власти, осуществляется в условиях разделения тру­да и при наличии высокой социаль­ной дифференциации членов общества.

Признаки политической власти:

1) делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

2) использование механизма организо­ванного принуждения с опорой на систему санкций, применяемых за на­рушение установленных ею норм;

3) наличие специального аппарата лю­дей, обладающих более высоким уровнем компетенции по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы сле­дить за исполнением законов.

Политическая власть возможна только в обществе, которое достаточно развилось и выделилось из первобытного мира с нераз­витыми общественными отношениями. Поли­тическая власть невозможна в отрыве от государства.

Для осуществления политической власти требуется государство, с такими

атрибутами, как подданные, территория, на которую распространяется его власть, механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме.

Государство — это инструмент органи­зованного насилия, обладающий монополь­ным правом на издание законов в обществе. Значение государства не следует ни пре­уменьшать, ни преувеличивать. Некогда рус­ский философ В. С. Соловьев сказал, что «государство существует для того, чтобы пре­вратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы, помешать ей окончательно превратить­ся в ад». Впрочем, К. Маркс считал, что госу­дарство - это инструмент насилия, который должен со временем умереть.

Но политическая власть без государства существовать не может, хотя политическая, государственная жизнь постоянно колеблет­ся между двумя противоположными полюса­ми: невмешательством государства в обще­ственную жизнь и полным контролем над нею. Власть, действительно является мощным фактором социальной упорядоченности, а безвластие таит очевидную опасность де­зорганизации и саморазрушения социальной системы, но, в то же время, не всякая власть - управленческое и социальное благо. Важно, кроме всего прочего, социальное содержа­ние власти - т. е. способность действовать в согласии или вопреки интересам как уп­равляющих, так и управляемых.

 

 

Типы истолкования власти

 

За историю человечества образовалось множество взглядов на истолкование власти и причины её возникновения в обществе. Обычно каждая из теорий фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальных процессах её генезиса и функционирования взаимодействуют друг с другом.

Основные типы истолкования власти:

1) биологический (К. Лоренц, Дж. Уилсон), который рассматривает власть в качестве механизма обуздания, связывания челове­ческой агрессивности, укорененной в наи­более глубоких инстинктах человека как био­социального существа, сама же агрессия рассматривается как инстинкт борьбы, на­правленный против собратьев по виду и су­ществующий как у животных, так и у чело­века;

2) социально-экономический (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин), который видит при­чину и сущность власти в неравенстве и рас­коле общества на антагонистические по интересам классы, в необходимости обеспечения управления де­лами социальной целостности в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы; генезис власти связывается со спе­цификой экономической дифференциации общества, в рамках которой «комбинированная деятельность, усложнение процессов, за­висящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц... но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета»;

3) Философско-рационалистический, который рассматривает власть в качестве следствия, порождения самой специфики рационального человеческого сознания, заложенной в ней неискоренимой тенденции к доминированию, подчинению как окружа­ющего мира, так и себе подобных, видит во власти способ мышления, связанный со стремлением к обеспечению господства над природой и над другими людьми;

4) Философско-иррационалистический, который даёт власти лежащее вне разума человека обоснование. [А чего же его тогда рассматривать, если оно находится «вне разума человека»? Да ещё и власть на основании этого давать.]Для Ф. Ницше власть — это воля и способность к самоутверждению. 3. Фрейд и его последователи делают акцент на инстинктивной, психоло­гической природе стремления к власти и к повиновению, находя его источники в самой структуре человеческого бессознательного, формирующейся под воздействием соци­альных условий, связанных с ранним дет­ством, сексуальным подавлением, образова­нием, культивирующим страх, услужливость и повиновение.


6. Структура власти как политологического понятия

Власть является одним из сложнейших ви­дов социального взаимодействия, проявля­ющегося в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение, приобретающее обязательный характер для другого субъекта или группы.

В структурном отношении власть можно разделить на три составляющие: субъект, объект, ресурсы.

Субъект воплощает активное, направляю­щее начало власти: он с помощью приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение.

Объект власти обязан подчиняться, по­скольку без этого условия не возникнет вла­стного отношения, поэтому власть — это взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающее социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться, и позволяющие применять определённые сан­кции (наказание или поощрение) в зависи­мости от поведения объекта (неповиновение или подчинение).

Отношение объекта к субъекту властвова­ния может выражаться в сопротивлении, борьбе на уничтожение или согласии и добровольном повиновении. Готовность к под­чинению зависит как от собственных качеств объекта властвования, так и от восприятия им субъекта власти.

Использование различных методов и средств для реализации власти есть ресурсы власти. Они многообразны, но их классифицируют:

1) Экономические ресурсы (материаль­ные ценности, деньги, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т. п.).

2) Социальные ресурсы (способность из­менения социального статуса или ранга, должность, престиж, образование, социаль­ное обеспечение и т. п.).

3) Культурно-информационные ресурсы (знания и информация, средства их получения и распространения — институты науки и образования, средства массовой информации и др.).

4) Принудительные (силовые) ресурсы (оружие, институты физическо


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.268 с.