Философы Нового времени о природе государственной власти. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Философы Нового времени о природе государственной власти.

2017-11-21 583
Философы Нового времени о природе государственной власти. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С буржуазных революций в Европе началось Новое время. Появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями целесообразных форм политического устройства. Это породило полемику о природе государственной власти.

 

 

 

Английский философ Томас Гоббс (1588 - 1679) в книге «Левиафан» рассматривает государство как инструмент подавления эгоизма людей, их возвращения к природному состоянию «войны всех против всех», поэтому государство должно использовать силу. Кто осуществляет государственную власть, не ограничен в своих действиях волей подданных.

Английский философ Джон Локк (1632-1704) считал, что люди, движимые интересом, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки.

Оба философа положили начало концепции «общественного договора» - принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе.

По Т. Гоббсу правитель находится вне рамок общественного договора, он не свя­зан и договором, и уста­новленными правилами. Дж. Локк считал правителя участником общественного дого­вора, как ивсе его учас- тники, с определёнными обязательствами.

Дж. Локк обоснова­л идею прав человека, за­ключающуюся в признании: каждый человек обладает не расторжимыми с его существо­ванием правами - на жизнь, свободу, соб­ственность и государство обязано не нару­шать, а защищать (их) эти права; индивид же обладает правом на восстание против пра­вительства, которое этого не делает.

 

Огромное влияние на развитие политичес­ких теории и практики оказа­ли работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689-1755).

 

Шарль-Луи де Секонда, барон

Ля Брэд и де Монтескьё

 

 

Замок Ла-Бред близ Бордо, где родился и работал Монтескьё

 

 

Он обосновал сформулированную Дж. Локком теорию разделения властей - доказал необхо­димость независимости трёх видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной.

Никакая власть не должна быть неограни­ченной. Монтескьё вводит различие двух типов законов в обществе: объективных, вытекающих из природы вещей и законов-пра­вил, человеческих установлений.

 

Учение Ш. Монтескье о разделении

Властей.

Основные положения теории разделения властей, по Монтескье:

1. Существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые распределены между государственными органами. Если в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, и свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определённых функций государства.

Назначение законодательной власти «выявить право и сформулировать его в виде... законов, обязательных для всех граждан».

«Исполнительная власть предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью».

Задача судей в том, чтобы решения и приговоры были точным применением закона.

Власть осуществляется раздельно, но во взаимодействии государственных органов и в пределах их полномочий.

2. Должна действовать сис­тема сдержек и противовесов, чтобы власти контролировали действия друг друга.

Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права. Оно отражает компромисс стал­кивающихся интересовсоциальных слоёв и сил.

Исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на ре­шения законодательного собрания, устанавливать регламент работы и распускать его.

В работах Монтескье были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. Однако в конституционном проекте была недостаточно чётко проведена, идея равновесия властей.

Законодательная власть играла доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называл ограниченной по своей природе, а судебную вообще полувластью.

Определённая ветвь власти должна представ лять интересы определённой социальной группы.(?!)

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.