Семинар № 8: Творчество композиторов отечественной школы первой половины XX века — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семинар № 8: Творчество композиторов отечественной школы первой половины XX века

2017-11-27 356
Семинар № 8: Творчество композиторов отечественной школы первой половины XX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян)

 

Вопросы:

1. Характеристика творчества Н.Я. Мясковского (симфонии № 21, fis-moll и № 27, c-moll).

2. Героические и лирические образы в опере «Война и мир» С.С. Прокофьева.

3. Образы разрушения и созидания в симфонии № 7 C-dur Д.Д. Шостаковича.

Темы докладов и электронных презентаций:

1. Творческий портрет А.И. Хачатуряна: основные жанры, особенности стиля.

2. Творческий облик композитора XX в. – С.С. Прокофьева.

3. Творческий облик композитора XX в. – Д.Д. Шостаковича (симфония № 11 «1905 года», g-moll; «Десять поэм для хора a cappella на слова революционных поэтов»).

4. Симфоническое творчество Д.Шостаковича.

 

Музыкальные произведения для слушания и викторины:

1.Мясковский Н.Я. Симфонии №№ 5 (D-dur ), 21 (fis-moll), 27 (c-moll).

2. Шостакович Д.Д. Симфонии № 7 C-dur, № 11 «1905 года» (g-moll).Десять поэм для хора a cappella на слова революционных поэтов. Опера «Катерина Измайлова».

3. Хачатурян А.И. Концерт для скрипки с оркестром. Балет «Гаяне».

4. Прокофьев С.С. Симфония № 7, cis-moll. Опера «Война и мир». Балет «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Кантата «Александр Невский». Фортепианный цикл «Мимолетности» (№№ 1, 8, 10, 14, 19).

 

Литература

 

1. Арам Хачатурян. Статьи и воспоминания. М.: Сов. композитор, 1980.

2. Арам Хачатурян. Страницы жизни и творчества. Из бесед с Г.М. Шнеерсоном. М.: Сов. композитор, 1982.

3. Арановский М. Симфонические искания. М., 1979.

4. Арутюнов Д. А. Хачатурян и музыка Советского Востока. Язык, стиль, традиции. М, 1983.

5. Асафьев Б. Очерки об Армении / Ред.-сост. Г. Тигранов. М., 1958.

6. Бергер Л.Г. Одиннадцатая симфония Д.Д. Шостаковича «1905». М.: Сов. композитор, 1961.

7. Бобровский В. Камерные инструментальные ансамбли Д.Д. Шостаковича. Исследование. М.: Сов. композитор, 1961.

8. Бэлза И. Двадцать первая и двадцать седьмая симфонии Н.Я. Мясковского. М., Музыка, 1960.

9. Валькова В. Сюжет Голгофы в творчестве Шостаковича//Шостакович: между мгновением и вечностью. М.: 2000, с. 679-717.

10. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. М., 1979.

11. Виноградов В.С. Справочник-путеводитель по симфониям Н.Я. Мясковского. М., Музгиз, 1954.

12. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. М., 1990.

13. Грум-Гржимайло Т.Н. О Шостаковиче. М.: Знание, 1990.

14. Гулинская Э.К. Н.Я. Мясковский. М.: Музыка, 1981.

15. Данилевич Л. Д. Шостакович. Жизнь и творчество. М., 1980.

16. Данилевич Л.В. Д. Шостакович: жизнь и творчество. М.: Сов. композитор, 1980.

17. Данько Л.Г. Сергей СергеевичПрокофьев. Л.: Музыка, 1983.

18. Данько Л.Г. Сергей СергеевичПрокофьев. Л.: Музыка, 1983.

19. Дельсон В. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М., 1973.

20. Дельсон В. Фортепианные концерты Прокофьева. М., 1961.

21. Демсов В.Ю. Фортепианное творчество Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1971.

22. Должанский В.Ю. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича. Л.: Сов. композитор, 1968.

23. Должанский В.Ю. Камерно-инструментальные произведения Д. Шостаковича. М.: Музыка, 1965.

24. Долинская Е.Б. Стиль инструментальных сочинений Н.Я. Мясковского и современность. М., Музыка, 1985.

25. Долинская Е.Б. Фортепианное творчество Н.Я. Мясковского. М.: Сов. композитор, 1980.

26. Иконников А.А. Художник наших дней Н.Я. Мясковский. М.: Сов. композитор, 1982.

27. История современной отечественной музыки: В 3 вып. М., Музыка, 1995 2001.

28. Карклиньш Л.А. Гармония Н.Я. Мясковского. М.: Музыка, 1971.

29. Косачева Р. О роли песенного начала в драматургии современной советской оперы //Советский музыкальный театр. Проблемы жанров. М., 1982.

30. Кудряшов Ю.В. Н.Я. Мясковский. Л.: Музыка, 1987.

31. Лебединский Л. Седьмая и одиннадцатая симфонии Д. Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1960.

32. Ливанова Т. Мясковский. Творческий путь. М., 1953.

33. Лукоянова Н. Д.Д. Шостакович. 1906 – 1975. М.: Музыка, 1950.

34. Мазель Л. Симфонии Д.Д. Шостаковича. Путеводитель. М.: Сов. композитор, 1960.

35. Мартынов И. Рожденная бурей //Сов. музыка, вып. 1. М, 1943. С. 41–47.

36. Мартынов И.И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974.

37. Мартынов И.И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974.

38. Мейер К. Шостакович: жизнь, творчество, время /Пер. Е. Гуляевой. СПб.: DSCH: Композитор, 1998.

39. Мирзоян Э. Его музыка захватывает // Сов. музыка. 1973. № 6. С. 21.

40. Мнацаканова Е. Опера Сергея Сергеевича Прокофьева «Война и мир». Пояснение. М.: Сов. композитор, 1959.

41. Мнацаканова Е. Опера Сергея Сергеевича Прокофьева «Война и мир». Пояснение. М.: Сов. композитор, 1959.

42.Музыка XX века: Очерки в 2-х частях, 5 книгах. М., 1083 1987.

43.Мясковский. Собрание материалов: В 2 т. М., 1964.

44. Нейгауз Г. Новый фортепианный концерт //Сов. искусство. 1936.

45. Нестьев И.В. Жизнь Сергея Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1973.

46. Нестьев И.В. «Александр Невский» Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1968.

47. Оливкова В.Б. «Ромео и Джульетта» (Балет в 3-х актах). М.: Музыка, 1952.

48. Орджоникидзе Г.Ш. Фортепианные сонаты Прокофьева. М.: Музгиз, 1962.

49. Орлов Г. Русский советский симфонизм. М.-Л., 1966.

50.Отечественная музыкальная литература /Ред.-состав. Е.Е. Дурандина. Вып. 2. М., Музыка, 2002.

51. Поляков Л.В. «Война и мир Сергея Сергеевича Прокофьева. М.: Музыка, 1971.

52. Поляков Л.В. «Война и мир» Сергея Сергеевича Прокофьева. М.: Музыка, 1971.

53. Прокофьев С. Автобиография. М., 1973.

54. Рожина Н.И. Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева. М.-Л.: Музыка, 1964.

55. Рожина Н.И. Кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский». М.: Сов. композитор, 1958.

56. Рожина Н.И. Романсы и песни С.С. Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1971.

57.Русская музыка и XX век. М., 1997.

58.Русская музыка и ХХ век: русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века /Ред. М.Арановский. М., 1997

59. С.С. Прокофьев. Автобиография /Текст и комментарии М.Г. Козловского. М.: Сов. композитор, 1982.

60. Сабинина М. «Семен Котко» и проблема оперной драматургии Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1963.

61. Сабинина М.Д. Шостакович – симфонист: драматургия, эстетика, стиль. Исследование. М.: Музыка, 1976.

62. Савкина Н.П. С.С. Прокофьев. М.: Музыка, 1981.

63. Савкина Н.П. С.С. Прокофьев. М.: Музыка, 1981.

64. Семеновская Н.А. Балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке». М.: Сов. композитор, 1961.

65. Слонимский С.М. Симфонии Прокофьева. М.-Л.: Музыка, 1964.

66.Советская музыкальная литература /Под ред. М. Риттера. Вып. 4. М., Музыка, 1977.

67. Современная музыкальная литература. Вып. 1. М.: Музыка, 2005.

68. Сорокер Я.Л. Скрипичное творчество Прокофьева. М.: Музыка, 1965.

69. Страженкова И. «Гаяне» – балет А. Хачатуряна. М.: Сов. композитор, 1959.

70. Тараканов М. Музыкальная культура РСФСР. М., 1987.

71. Тараканов М.Е. Стиль симфоний Прокофьева. Исследование. М.: Музыка, 1968.

72. Ханбекян А. «Крупный пласт» А. Хачатуряна и его истоки//Проблемы музыкальной науки. М., 1472. Вып. 1.

73. Хараджанян Р. Фортепианное творчество Арама Хачатуряна. Ереван, 1973.

74. Хачатурян А. Как я понимаю народность в музыке //Сов. музыка. 1952. № 5.

75. Хентова С.М. Удивительный Шостакович. СПб.: Вариант, 1993.

76. Хентова С.М. Шостакович: жизнь и творчество: В 2-х т. Т. 1. Л.: Сов. композитор, 1985.

77. Хентова С.М. Шостакович: жизнь и творчество: В 2-х т. Т. 2. Л.: Сов. композитор, 1986.

78. Холопов Ю.Н. Современные черты гармонии Прокофьева. М.: Музыка, 1967.

79. Хубов Г. Симфония с колоколом (2 симфония А. Хачатуряна) //Сов. композитор. Вып. 5. М., 1946. С. 29 –54.

80.Черты стиля С. Прокофьева. Сб. теоретических статей /Сост., ред., автор предисловия Л. Бергер. М.: Сов. композитор, 1962.

81. Шахназарова Н. Арам Хачатурян. М. Сов. композитор. 1970 № 11. С. 11.

82. Шостакович: между миром и вечностью. Документальные материалы. СПб.: Композитор, 2000.

83. Юзефович В.А. Арам Хачатурян. М.: Советский композитор, 1990. Ярустовский Б. Личный вкус плюс гражданская позиция //Сов. музыка. 1970. № 10. С. 15.

3. Методические указания для подготовки ответов на семинарах 1

Требования к ответам на семинарских занятиях

1. Наличие плана ответа, конспективного или реферативного изложения ответа.

2. Сообщение темы выступления. Соответствие содержания ответа теме.

3. Демонстрация музыкальных фрагментов в собственном исполнении (голосом или на музыкальном инструменте) и/или в записи (аудио, CD- или MP3-дисках).

4. Анализ музыки по нотному тексту.

5. Точность, грамотность и эмоциональность речи.

6. Соблюдение установленного временного регламента.

3.2. Примерный план ответа по вопросу «Творческий облик композитора»

1. Место и значение композитора, его принадлежность к художественному направлению, школе. Художественное окружение.

2. Особенности личности композитора, виды его творческой деятельности и их характеристика, объективное и субъективное значение.

3. Мировоззрение и эстетические принципы художника.

4. Идейно-тематическое и образное содержание творчества.

Ведущие жанровые сферы творчества и высшие достижения в них.

5. Традиции и новаторство в содержании и стилистике.

6. Воздействие на развитие музыкальной культуры.

 

3.3. Примерный план ответа по вопросу «Черты стиля композитора»

1. Принадлежность композитора эпохе, направлению, школе.

2. Преломление содержания эпохи/направления/школы в темах, идеях, образах. Основные типы драматургии.

3. Ведущие жанры и их интерпретация.

4. Стилистические черты: интонационный словарь и мелодика; тематизм и принципы развития; композиция; ладогармоническое мышление; метро-ритм; фактура; тембр (оркестр).

5. Стилистические черты: интонационный словарь и мелодика; тематизм и принципы развития; композиция; ладогармоническое мышление; метро-ритм; фактура; тембр (оркестр).

______________________________________________

1 За основу предлагаемых методических указаний в настоящих «Планах семинарских заданий…» взяты рекомендации Л.В. Романовой из пособия «История зарубежной музыки», Екатеринбург, 2006. 86 с.

3.4. Характеристика творчества (видов, или сфер творчества)

 

1. Виды (сферы) музыкальной творческой деятельности (симфоническая, оперная, вокальная, фортепианная и т.д.) и их место с наследии композитора (количественные и качественные стороны).

2. Причины обращения к конкретной сфере творчества и ее значимости.

3. Высшие достижения в каждом виде музыкальной творческой деятельности.

4. Жанровые виды или разновидности; предпочтения в конкретной сфере творчества. Лучшие образцы в ведущих жанрах.

5. Темы, идеи, круг образов. Литературные первоисточники, круг поэтов, писателей, либреттистов (для опер и вокально-хоровой сферы). Отношение к программности (для инструментальной музыки).

6. Драматургия и особенности музыкальной стилистики данной сферы.

7. Традиции и новаторство. Историческая роль данной сферы творчества конкретного композитора.

 

3.5. Примерный план ответа по вопросу «Характеристика оперы»

1. История создания, художественный контекст, авторские комментарии (при наличии). Первоисточник и его интерпретация.

2. Жанрово-драматургический тип оперы. Композиция.

3. Содержание и стилистика образно-драматургических линий. Логика их развития и взаимодействия. Ведущие образы и типы героев, их характеристика, логика развития.

4. Вокал и оркестр: значение, виды вокала и оркестровых номеров, соотношение оркестра и вокала.

5. Сценическая судьба произведения; его роль в истории музыкального театра.

3.6. Примерный план ответа по вопросу

«Характеристика симфонии (сонатно-симфонического цикла)»

1. История создания, художественный контекст, авторские комментарии.

2. Сравнение с инвариантом симфонического цикла (по Арановскому).

3. Тематическое, идейное, образное содержание. Программность. Концепция.

4. Тип драматургии и жанровая разновидность симфонии.

5. Прослеживание драматургических линий в цикле и характеристика частей: роль части в цикле, образно-семантическое наполнение; композиция части, тональный план; тематизм, логика развития.

6. Способы создания единства цикла.

7. Традиции и новаторство. Судьба и место данного произведения в истории музыкального искусства.

 

Планы практических занятий по дисциплине

«История музыки (зарубежной и отечественной)»

 

Подписано в печать Формат 60x84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. тираж экз. Заказ №…

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

__________________________________________________________________

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.