Этнический компонент семейного воспитания — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Этнический компонент семейного воспитания

2017-11-21 289
Этнический компонент семейного воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Этническая идентичность[6] как осознание своей принадлежности к опре­деленному этносу формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выра­ботке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Одним из важнейших факторов, определяющих процесс формирования этнической идентичности, является сохранность и полноценность существо­вания этнических традиций в окружающем социуме.

При ознакомлении ребенка дошкольного возраста, в условиях семьи с культурными традициями своего народа необходимо учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотип­ных нормах поведения других народов должно лежать полноценное овладе­ние этническими особенностями своей культуры. Известно, что лишь чело­век, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, смо­жет понять и принять специфику культурных ценностей других этносов.

Вхождение ребенка в культуру своего народа начинается с процесса формирования этнической идентичности.

Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые фрагмен­тарные знания о своей этнической принадлежности. Знакомство с лучшими образцами культуры своего народа способствует пониманию этнических особенностей своей культуры и осознанию ребенком себя в своем этносе.

Первые представления о родном языке, родной культуре, традициях и обычаях своего народа ребенок получает в семье. Происходит это в процессе общения ребенка с близкими и родными людьми на родном языке. Через об­щение ребенок усваивает духовные ценности, происходит формирование и развитие его личности.

В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, моти­вы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Общаясь с ребенком, необходимо строить свои взаимоотношения с ним на основе доверия, принятия его, понимания его психофизиологических возможностей и потребностей, уважения его как личности. Издавна в России нравственное и материальное благополучие че­ловека определялось семьей, обеспечивающей функцию воспитания детей.

Передача жизненного опыта детям, сохранение традиционного уклада жизни, культуры, освоение ребенком нравственных устоев осуществлялось прежде всего в семье. Культура поведения строилась на принципе почтительного от­ношения к мужчинам и старшим. Мать показывала детям личный пример любви к ним, нежности и ласки, повседневной о них заботы В свою очередь, в старости она могла рассчитывать на уважение и уход со стороны детей Это лишь некоторые примеры того, как строились взаимоотношения родителей с детьми, способствующие становлению личности ребенка. Поддержание по­добных традиций в семье в максимальной степени способствует формирова­нию этнической идентичности.

Воспитание этнической идентичности в семье

Воспитание этнической идентичности в семье необходимо осуществ­лять в трех направлениях.

1. Информационное насыщение (формирование познавательных пред­ставлений о традициях, обычаях своей этнической группы, специфике ее культуры и ценностей с целью осознания ребенком себя как ее члена на ос­нове этнодифференцирующих признаков).

2. Эмоциональная включенность (в процессе реализации информаци­онного насыщения необходимо вызвать эмоциональный отклик в душе ре­бенка, возбудить, «расшевелить» его чувства).

3. Овладение поведенческими нормами (полученные ребенком знания и представления необходимо закрепить в его собственном поведении).

В реализации этих направлений необходимо учитывать методологиче­ские принципы образования ребенка дошкольного возраста:

1) прин­цип системной реализации;

2) принципы развития эмоционально-волевой ос­новы;

3) принцип реализации культуротворческой функции;

4) принцип «ад­ресного» обогащения предметно-пространственной среды;

5) принцип реали­зации гуманного отношения к ребенку.

Универсальными средствами реализации трех направлений в воспита­нии этнической идентичности являются:

1. Устное народное творчество (народные сказки, фольклор­ные произведения, потешки, частушки, пословицы, поговорки и т.д.).

2. Художественная литература (сказки АС Пушкина, рассказы Л Н Толстого, К.Д Ушинского и произведения других русских классиков).

3. Игры (подвижные, словесные, сюжетные, ролевые, игры-имитации и др.)

4. Народная игрушка (в т.ч., изготовленная своими руками из природных и бросовых мате­риалов - тряпичные куклы и т.д.)

5. Изделия ремесленников (мастеров-игрушечников, мастеров деревянного зодчества, посуда и т.д.).

6. Декоративно-прикладное искусство (сувенир и др.).

7. Живопись (иллюстрации Е.И.Чарушина, В.М.Васнецова и др.).

8 Музыка (народные песни).

9. Танец.

10.Этнические музеи.

 

Примерное содержание работы по развитию этнической идентичности у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.