Ознакомление детей с устным народным творчеством — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Ознакомление детей с устным народным творчеством

2017-11-21 511
Ознакомление детей с устным народным творчеством 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ознакомление детей с устным народным творчеством включает в себя ознакомление с разными жанрами фольклора. Под фольклором подразумева­ется народная духовная культура в комплексе словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, игровых и драматических ви­дов народного творчества. Зародившись в глубокой древности, фольклор со­провождал человечество на протяжении всей его истории, он продолжает жить и в наши дни.

В условиях семьи приобщить детей к фольклору можно разными спо­собами:

• сознательной передачей взрослыми детям;

• стихийным перениманием от взрослых, сверстников или старших детей.

Детский фольклор - часть народной педагогики, его жанры интуитив­но основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп, для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. В детском фольклоре сочетаются разные функции: унитарно-практическая, познавательная, воспитательная, мнемони­ческая, эстетическая.

Он прививает ребенку навыки поведения в коллективе, а также естест­венно приобщает детей к национальным традициям, способствует развитию этнической идентичности ребенка.

Формы детского фольклора, рекомендуемые для ознакомления в семье:

Заклички

Самые древние формы детского фольклора - это заклички и приговор­ки. Они рождены языческой верой во всемогущие силы природы для того, чтобы с помощью слова вызвать благоприятное действие природных стихий или предупредить их губительную силу.

Закличка (от слова закликать - звать, приглашать, обращаться) это не­большая песенка для распевания чаще всего группой детей, сопровождаю­щаяся игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Заклички связаны с древнейшими ритуальными обрядами служения солнцу, воде, земле и другим природным стихиям. Они в течение многих веков при­общали ребенка к закономерностям земледельческого быта, к последова­тельной смене труда вслед за годовым круговоротом солнца. Все явления и силы природы (солнце, радуга, гром, дождь, ветер), а также времена года (весна, лето, осень, зима) живут в закличке как одушевленные существа. Ре­бенок сам вступает в ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу - «перебить дождя»; гром - пожалеть дом, не пугать коней, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вы­лить; обещает за исправную работу подарок - сварить борщик, дать огурчик. Все это учит ребенка жить и взаимодействовать в социуме, развивает важные социальные умения и навыки:

- умение вступать в контакт, обращаясь по имени (известно, что все явления природы имеют закрепленные за ними ласковые имена: солнышко-колоколнышко, золотое донышко; весна-красна; красное летечко и т.д.);

- умение обращаться с просьбой;

- умение благодарить словом и делом.

Заклички способствуют эмоциональному развитию детей. В закличках, выраженная в слове, ритме, интонации, присутствует гамма чувств-переживаний восхищения, нежности, восторга Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха - в волнообразных повторах, в смене картинок - просьб, в ритме - бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова («Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга! Уж как дождь-дождем, мы давно тебя ждем...»).

Закличка рождает в ребенке чувство общности с другими детьми (воз­можно, и взрослыми), чувство социального единства, так как заклички ис­полняются всегда с другими детьми (мы на нивку идем, мы серпочки несем; чтобы год от года давала нам погода и др.).

Приговорки

Приговорки - интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.

Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, словесным строем и оформлением уважительно настраивает ребенка по отношению к каждому растению в лесу, поле, огороде: матушка-репка, уродись крепка; ка­пуста виласта, будь пудаста и пр. В звуковом подобии слов (репка-крепка, капуста-виласта-пудаста), предмет объединяется с его необходимыми и желанными признаками. Это позволяет ребенку видеть назначение растения, его здоровую, живую красоту и в определенной степени является профилак­тикой неразумных, истребительских действий детей в природе. Обращаясь в приговорках к птицам во время весеннего и осеннего перелета, ребенок учит­ся прежде всего различать в повседневных буднях это удивительное природ­ное явление, начинает воспринимать его как событие, подстраивает звуки своей речи под птичий щебет и крик.

Приговорки во время игр - это своеобразные просьбы к природе в со­участии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закре­плены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреж­дающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не на­брать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия по правилам, строго соблюдать правила.

Кричалки (тараторка у С. Маршака, Е. Благининой; звенелка, весел­ка у И. Токмаковой, неумелка, ворчалка у Б. Заходера)

В кричалках, веселках, звенелках, тараторках объектом неосознанного внимания становится сам ребенок. Это новая ступень в познании ребенком мира. В сменяющихся картинках жизни ребенка выражаются его пережива­ния и эмоции: радость, счастье, восторг, упоение, удивление и многие другие возвышенные чувства.

В кричалках отражены эмоции и переживания, уважительное отноше­ние к главным событиям детской жизни: ежедневному обряду вставания, умывания, одевания и т.д., к священному для детей ритуалу игры. Таким об­разом, они являются насущной необходимостью и потребностью ребенка. Кричалки нужно петь, кричать, выпрыгивать, вытанцовывать в соответствии с их бойким, звонким ритмом. В талантливых авторских кричалках можно обнаружить и дополнительный смысл.

Прибаутки

Фольклорная прибаутка - небольшое стихотворение из двух-четырех, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, состав­ляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных оп­ределяющих чертах:

Домашние животные и птицы (петух, курица, утки, гуси, козел, коза, кот, собака), даже насекомые (комары, мухи, тараканы), их повадки, внешний вид - все является предметом внимания. Ко всему живому - уважительное отношение, ласковое слово, доброе прозвище: котишко-мурлышко, курочка-рябушечка, гуля-голубок, паучок - тоненькие ножки.

Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них пере­дает звук, движение, цвет, объем и даже вкус.

Во многих прибаутках предметы и действия как бы смещены относи­тельно реальности, немного необычны, чуть-чуть нелепы.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове.

Юмор - неотъемлемая часть этноса. Юмор нелепых положе­ний, вопросов, предложений и предположений - стихия этих стишков и песе­нок. При этом прибаутка сохраняет серьезную интонацию, предоставляя воз­можность ребенку самому разобраться, смешно ему или нет.

Перевертыши (небылицы, нелепицы, чепуха, небывальщина).

Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но че­пуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу - пере­вертышу. Когда ребенок прочно усвоил внешний облик предметов, признаки явлений, последовательность связей между ними, он позволяет себе произвольное обращение с тем, что уже стало достоянием его умственной жизни. Детская игра в перевертыши - это проверочное испытание на прочность знаний.

Нелепицы, чепуха, небывальщина -прекрасное средство для воспитания этнической идентичности, для развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потреб­ность ребенка в смехе, веселье, радости.

Считалки

Самый распространенный вид народных считалок предназначен для расчета играющих. Если нужно определить, кто водит во время игры в прят­ки, в салочки, то считают.

Большая группа считалок указывает на тех, кто будет участником игры. Последний, оставшийся после расчета, водит. К этому же виду считалок от­носятся такие, где нет прямого словесного указания на водящего или выход из расчета. Его заменяет последнее выразительное слово. В этой группе су­ществуют бессмысленные считалки, с абсурдным сюжетом и звуко- и слово­сочетанием.

Следующая группа считалок - игровая - предназначена одновременно и для расчета, и для игры. Именно эти считалки заканчиваются вопросами, за­даниями, указаниями и прочими требованиями.

Известно, что считалки - это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Распределением ролей распоряжается не авторитет взрослого или заводилы-ребенка, а как бы сама судьба. И выигрыш в игре со счастьем и удачей зависит от самого играющего. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, догадливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивает считалка.

Умение услышать ритмический рисунок считалки и подчиниться ему приобретается детьми только в игре. Чем азартнее игра, чем желаннее для ребенка быть избранным, тем острее дети вслушиваются в ритм считалки, тем строже соблюдаются правила справедливости.

Литературные авторские считалки предназначены большей частью для чтения (рассказывания), а не для расчета. Они предлагают и ребенку и взрос­лому интеллектуальную игру - узнать в авторской считалке ее народный про­образ, уловить черты сходства и различия, отличить обыгрыш, лукавство, иронию автора от фольклорного образца.

Авторские считалки всегда остросюжетны, динамичны, полны сме­няющих друг друга ярких картинок и этим похожи на потешки, перевертыши.

Скороговорки

Скороговорка - веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

Скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что значительно труд­нее. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришъ». Одновременно это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова и - баловство, любимая игра в сло­вотворчество.

Скороговорка заставляет ребенка задуматься над удивительным свой­ством русского языка одними и теми же звуками передавать разный смысл.

Простая скороговорка «Пошла Поля полоть в поле» способствует ус­воению ребенком сложнейших смысловых оттенков языка, его структурных единиц уже в дошкольном возрасте, задолго до изучения падежных оконча­ний, временных глагольных форм, нарицательных и собственных имен суще­ствительных.

В скороговорках нет «чепухи», нет абсурдных словосочетаний в отли­чие от нелепиц, перевертышей и считалок. Скороговорка чаще всего пред­ставляет картину знакомых реалий повседневного быта. Каждое действие, указание, определение в скороговорке имеет смысл.

Удивительной способностью скороговорок является их сложная рит­мика, у каждой звук, звукосочетание и слово подчиняются ритму и создают ритм.

Скороговорка помогает ребенку усвоить родную речь, увидеть красоту, неповторимость звучания, игру слов и звуковых сближений, постичь глубин­ные законы народной поэзии, уходящие корнями в народный фольклор.

Пестушки и потемки

«Пестовать», тешить - означает нянчить, растить, ходить за кем-нибудь, «носить на руках». Термин «пестун» равнозначен слову «воспита­тель», он встречается на страницах летописей.

Пестушки и потешки - короткие стихотворные приговоры, сопровож­дающие ребенка чаще всего в первые месяцы и годы жизни. Их главные осо­бенности: быстрый ритм, шуточно-юмористическое содержание, связанные с различными движениями детей; протягиванием рук, первыми шагами, дви­жением, беганием и др.

Пестушки не­сут радость и удовольствие детям, содержат в себе «уроки» жизни», ненавяз­чивые, простые, занимательные и интересные, активи­зируют чувства и эмоции детей способствуют усвоению правил поведения, развитию эмоциональности, отзывчивости.

Дразнилки (насмешки, уловки)

Детская дразнилка - одна из разновидностей игрового детского фольк­лора. Наряду с радостными, бурными, веселыми и счастливыми пережива­ниями детям свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, не­приязни, отвращения, даже ненависти и злости. Свои отрицательные эмоции дети выражают в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопро­вождающих их движения, прыжки, гримасах - дразнилках. Наличие дразни­лок, их разнообразные и цензурный характер - говорит о здоровых отноше­ниях, складывающихся в детском коллективе, где дети умеют постоять за се­бя без помощи взрослых и без кулачной расправы, драки. Дразнилка помога­ет поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным от­клонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Она вносит в жизнь ребенка особый вкус, воспитывает справедливость. Обидная дразнилка обычно раздается вслед удерживающему неприятелю, многократно и надо­едливо повторяется, она склонна к преувеличению или преуменьшению, к чепухе, нелепости, перевертышу, придающих ей одновременно смешной и обидный характер. Дразнилки высмеивают дурные наклонности и поступки. Дети, использующие готовую дразнилку или придуманную свою, предупреждают сверстника о совершенном им промахе в игре, в дурном поступке. Дразнилка позволяет видеть ту черту, за которой оканчивается предупреждение и насмешка и начинается издевательство. Дразнилки учат детей подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, они учат слышать слова, подбирать их по смыслу и звучанию. Знание детьми на­родных дразнилок, умение ими пользоваться - это и профилактика душевно­го здоровья, умение выразить свои отрицательные эмоции через осмеяние и разоблачение порока. Кроме народных, существуют также и литературные, авторские дразнилки. В них можно увидеть детям выразительные портреты нерях, ленивцев, упрямцев, хвастунишек, трусишек и сравнить с собой в полной уверенности, что сам-то он совсем не похож на подобных героев. Характерной чертой драз­нилок является запрет на осмеяние действительных физических недостатков человека.

Народные загадки

Народны загадки способствуют умственному развитию детей, разви­вают сообразительность, способность подмечать признаки, качества, свойст­ва предметов и явлений.

Загадка - игра в узнавание, отгадывании, разоблачение того, что спря­тано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. В народной загадке заключена особая захватывающая прелесть - доля гаданий, сверхуси­лий, озарения. В старинных народных загадках предмет не описывается, не сравнивается с похожим, а замещается иным. Ребенок должен сообразить, что общего у загадки, с отгадкой. Отгадка часто рифму­ется с загадкой.

Многие загадки современные дети не могут отгадать, так как ушли из жизни вещи, формы и орудия труда, бывшие предметом загадывания.

Образность, неожиданному сопоставлению, нестандартности мышле­ния учат детей загадки, они сближают далекое с близким, неизвестное со знакомым, неведомое с привычным. Знание загадок не только развивает па­мять, но и воспитывает поэтическое чувство, так как образами народных за­гадок пронизана русская поэзия. Загадки, представляющие собой краткие ху­дожественные произведения построенные на иносказании, метафоре, аллего­рии, несут в себе закодированную информацию, требующую расшифровки Они развивают одновременно и образное и логическое мышление ребенка.

Сказки-шутки, сказки-потешки.

Короткие шутливые пародии на сказки, которые рассказывались детям в ответ на бесконечные просьбы «рассказать сказочку».

· Небылицы (нескладухи)

Стихотворения или короткие прозаические произведения, в которых действительность предстает как череда нелепостей, несообразностей, как не­что вывернутое на изнанку.

· Сказки

В условиях семьи необходимо знакомить детей со сказками. Известно, что сказки обладают национальными особенностями, отражают историче­ские и природные условия жизни народа, формируют у ребенка сознание эт­нической идентичности.

Сказка является одним из элементов культуры. Она базируется на на­родно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым со­циальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Сказка является про­дуктом творчества определенного народа. В ней отражены сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определенного этноса, имена действую­щих лиц, названия животных и растений, особенности места действия и др. элементы, переходящие из сказки в сказку, от сказителя к сказителю, от этноса к этносу. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, по­буждает к деятельности и даже лечит. С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, топографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки.

Эти функции выявляются при использовании сказок в повседневной обыден­но-бытовой жизни, в педагогической деятельности, в художественных и театрализованных постановках.

Учитывая этнонациональное своеобразие большинства сказок мира, выделяют культурно-этническую функцию сказки. Сказка как феномен куль­туры этноса исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад наро­да, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предмет­но-вещную атрибутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно ребенок, усваивает все богатство этнической культуры, приобщаясь к исто­рическому опыту своего народа. Сказка является своего рода социальной па­мятью этноса. В ней аккумулирована многовековая этническая практика с ее положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями и т.д.

Велика роль сказки в социализации ребенка, т.е. в приобщении его к общечеловеческому и этническому опыту. Сказка раздвигает границы индивидуального жизненного опыта ребенка, подключает к его личному опыту весь опыт человечества, аккумулированный в интернациональном и этниче­ском мире сказки.

Вариативная природа сказки побуждает ребенка к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в субъекта взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста, в своеобразии эмоционального переживания сюжета, в своеобразном стиле изложения сказки и т.д.

Родителям необходимо помнить, что сказку лучше всего рассказывать ребенку, а не читать. Разумеется, это потребует от рассказчика уникальных способностей, освобождения от резонерско-менторского стиля, от стандартных подходов. Рассказчик должен уметь и рассказывать сказку, и стимулиро­вать ее индивидуальное восприятие, и побуждать детей к собственному твор­честву.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

1.Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, по­лагаясь только на самого себя, на свои силы.

2.Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, ока­зывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные не­удачи.

3.Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в дейст­вии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д.

Ассоциируя себя с героем сказки, ребенок проявляет тем самым свою этническую идентичность. Результатом удовлетворения названных потреб­ностей является формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициа­тивой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально от­кликнуться на состояние партнеров; способность к самостимуляции и к вза­имной стимуляции в общении, социальная компетентность.

Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не толь­ко новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним.

Существуют разные жанровые формы сказки: классические фольклор­ные (сказки о животных, волшебные, бытовые, анекдотические и новелли­стические, авантюрные, богатырские, солдатские и др.), а также литератур­ные (стихотворные и прозаические).

 

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народ­ными промыслами

Ремесло, как и народное искусство в целом, многофункцио­нально по своему назначению. Являясь элементом культуры народа, связан­ным с его историей и имеющим многовековой путь развития, ремесло вы­полняло социальные, религиозные, родовые, обрядовые и другие функции, в том числе педагогические.

Национальная психология мировосприятия, видение, формировавшееся веками и живущее в глубинах подсознания русского человека, проявляются в творчестве народных мастеров и мастериц, в изделиях мастеров-игрушечников.

Народные игрушки многообразны по типам и художественным формам, но несмотря на это, хранят живое дыхание традиции и значительны по своей воспитательной ро­ли.

Среди игрушек, изготовленных мастерами-игрушечниками, не было случайных поделок. Все они активно готовили детей к жизни в деревне, раз­вивали их духовно и физически, соответственно возрасту. Игрушки исполь­зовались в соответствии с особенностями детского развития: колыбель обве­шивали «побрякушками», пестрыми лоскутиками, колокольчиками, для ма­леньких детей предназначались занимательные игрушки со звуком и яркой окраской: подвески с шумом трещотки, погремушки. Их точили из дерева, лепили из глины, плели из прутьев и лыка, а вовнутрь клали камешки или го­рох. Для детей, начинающих ходить, изготавливались каталки на палочке. Эта универсальная игрушка широко используется и в настоящее время. Она оживает в движении: вертятся быстрые «меленки», крутятся расписные чаш­ки, ритмично стучат барабанчики, мелькает узор на колесах. Каталка завора­живает, увлекает за собой и, таким образом, помогает ребенку учиться хо­дить. В движениях, в действиях с игрушками у детей формируются механиз­мы сенсомоторного восприятия, обеспечивается восприятие тактильных, слу­ховых, зрительных стимулов, обеспечивается формирование двигательного навыка - умения ходить, развивается ориентировка в пространстве, т.е. сис­темно реализуются нейропсихофизиологические структуры ребенка

Следует отметить, что психофизиологический аспект влияния изделий русских ремесленников на развитие и становление ребенка, использование их в детской жизни в качестве полноценного познавательного материала требу­ет применения широкого спектра самых разнообразных психолого-педагогических исследований.

Сохранившиеся традиционные образы народных игрушек (кукол, ко­ней, птиц, животных и др.) передают ребенку гармонично ощущение радости труда и красоты. Народные мастера мастерили игрушку из разных материа­лов: из мха, шишек, бересты, прутьев, лыка, мочала, тряпок, соломы и т.д. Обследование и дальнейшее использование в игровой деятельности игрушек, изготовленных из натуральных природных материалов, способствует разви­тию кинестетической основы движений: чувствительности кожи ладоней, мышечных ощущений кисти и пальцев, развитию зрительномоторной коор­динации, включает в себя также здоровьесберегающий аспект.

Мастера-игрушечники делали игрушки серьезно, с душой, заботясь о будущем поколении. При этом они не делали никаких сложных украшений, избегали подробностей, обыденности и повседневности в образах, а значит, создавали праздничность, сохраняли красоту материала, вкладывали в иг­рушку здравый смысл, что заложен в каждой вещи крестьянского быта.

Изделия русских ремесленников многообразны: расписная древняя икона или фреска, народный лубок, роспись по дереву, печатные пряники, шитье и керамика, игрушка и др. каждая вещь и по сей день имеет опреде­ленное жизненное и художественно-эстетическое значение, выполняет вос­питательную функцию, сохраняя связь веков. Несомненно, велик педагогиче­ский потенциал каждого отдельно взятого русского ремесла и каждого изде­лия мастеров-ремесленников. Самое важное, непреходящее в народном ис­кусстве - его общечеловеческий, гуманистический смысл, мечта о вечности жизни, о красоте ее, о победе светлого и доброго


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.