Понятие и типы родительского отношения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Понятие и типы родительского отношения

2017-11-17 973
Понятие и типы родительского отношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Феномен родительского отношения исследуется в работах А.А. Бодалева, А.Я.Варги, В.В.Столина, Е.Т.Соколовой, Н. Штирмана, С. Броди и др [6;7; 12;35].

Отечественные исследователи А.Я. Варга и В.В. Столин определяют родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческихстереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Ими разработан тест-опросник родительского отношения (ОРО), который состоит из 5 шкал, отражающих различное отношение к ребенку.

Приведем краткую характеристику шкал опросника и соответственно типов родительского отношения:

1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку и включает два типа: принятие и отвержение.

Если выражено принятие, то ребенок нравится родителю таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка. При отвержении родитель не принимает ребенка во всех его проявлениях, не доверяет ребенку, испытывает к нему разные негативные чувства: раздражение, злость, досаду, обиду и т.п., не уважает его личность.

2. «Кооперация». При стремлении к кооперации родитель заинтересован вделах и планах ребенка, старается быть с ним на равных, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, доверяет ему.

3. «Симбиоз». Симбиотический тип родительского отношения означает, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности и оградить от жизненных трудностей. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, воспринимает его маленьким и беззащитным.

4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает авторитарный тип родительского отношения. При таком отношении родитель требует от ребенкабезоговорочного послушания, дисциплины. Родитель не в состоянии встать на точку зрения ребенка. Пристально следит за социальными достижениями ребенка, его мыслями и чувствами; т.е. все под контролем взрослого.

5. «Маленький неудачник». Отношение к ребенку как к неудачнику отражает стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную исоциальную несостоятельность. Ребенок представляется неуспешным и открытым для дурного влияния. В связи с этим родитель стремится контролировать его действия.

А.В. Петровский [26] рассматривает следующие типы родительского отношения: диктат, опеку, конфронтацию, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество. Другой отечественный исследователь, Саготовская Л.Г., выделяет шесть типов родительского отношения:

1. Чрезвычайно пристрастное отношение: дети – главное в жизни.

2. Безразличное отношение.

3. Эгоистическое отношение: ребенок – основная рабочая сила семьи.

4. Отношение к ребенку как к объекту воспитания, без учета особенностей его личности.

5. Отношение к ребенку как к помехе.

6. Уважение к ребенку в сочетании с возложением на него обязанностей.

Зарубежный психотерапевт Н. Штирман выделяет три типа родительского отношения к детям у больных психосоматическими расстройствами:

1. «Связывание». Этот тип отношения предполагает жесткое, стереотипное общение, отсутствие гибкости во взаимоотношениях с детьми.

2. «Отвержение». При таком типе отношения ребенка не принимают во всех проявлениях, что приводит к излишней автономности ребенка, и возможно, даже к аутизму.

3. «Делегирование». При данном типе отношения родители делегируют ребенку свои нереализованные планы, перемещают на него свои несбывшиеся надежды, манипулируют ребенком как продолжением своего «Я». Истинные достижения детей при этом игнорируются.

Основная цель воспитания – формирование гармоничной личности, личности без конфликтов и противоречий. Условие нормального развития – любовь родителей (по Фромму условная – отцовская и безусловная – материнская). Специфика родительского отношения заключается в том, что оно должно постоянно изменяться с возрастом ребёнка.

9 вариантов родительского поведения: Смирнова Е.О. и Быкова М.В.

1. Строгий – родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жёстко направляя ребёнка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативу ребёнка.

2. Объяснительный – родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребёнка равным себе и способным к пониманию обращённых к нему разъяснений.

3. Автономный – родитель не навязывает решение ребёнку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности и независимости.

4. Компромиссный – для решения проблемы родитель предлагает ребёнку что-либо привлекательное взамен совершения ребёнком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам.

5. Содействующий – родитель понимает, в какой момент ребёнку нужна его помощь и в какой степени он может и должен её оказать; он реально участвует в жизни ребёнка, стремится помочь, разделить с ним трудности.

6. Сочувствующий – родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребёнку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребёнка.

7. Потакающий – родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребёнка. Родитель ставит потребности и интересы ребёнка выше своих.

8. Ситуативный – родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится.

9. Зависимый – родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения или перекладывает на них свои обязанности.

С возрастом ребёнка изменяются и варианты родительского поведения.

Д. Бомринд, выделяет 3 основных стиля:

1) Демократический;

2) Авторитарный;

3) Попустительский.

Самый благополучный прогноз развития отмечается при демократическом стиле воспитания.

Кован Ф.Л. «Влияние супружеских отношений на детско-родительские». Удовлетворенные браком: матери проявляют теплоту к сыновьям, оба родителя строги, авторитарны к дочерям. Неудовлетворенные браком: отец к дочери равнодушен; мать и дочь – эмо диада, союз. Супружеские отношения никак не влияют на отношения отца и сына!

Историки описывают несколько этапов на пути к современному родительству:

Инфантицидный стиль (с древности до IV века н.э.): характеризуется массовыми детоубийствами и насилием. Инфантицид стал считаться человекоубийством только в 374 г.

Бросающий стиль (IV век - XIII век): ребенок остается объектом агрессии, его часто сбывают с рук в монастырь, кормилице, в чужую семью.

Амбивалентный стиль (XIV век - XVII век): ребенок еще не является отдельной личностью и полноправным членом семьи; ему отказывают в самостоятельности и индивидуальности.

Навязчивый стиль (XVIII век): ребенок становится ближе родителям, но его поведение и внутренний мир строго контролируются. Ребенок - еще пока представляется «недовзрослым».

Социализирующий стиль (XIX век - первая половина XX века): ребенок - объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни. В психологии в это время укореняется идея о том, что все особенности взрослой жизни - из детства.

Помогающий стиль (с середины XX века по настоящее время): родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка, преобладает эмоциональный контакт и сочувствие.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, детско-родительские отношения (стиль воспитания) – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выведены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, и соперничество.

Сотрудничествопредполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Псевдосотрудничествоможет осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. При изоляцииполностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга. Для стиля соперничества конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

А. С.Спиваковская выделяет три спектра отношений составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви: действенная любовь(симпатия, уважение, близость);отстраненная любовь(симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком); действенная жалость(симпатия, близость, но отсутствие уважения); любовь по типу снисходительного отстранения(симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция); отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция);презрение(антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция); преследование(антипатия, неуважение, близость); отказ(антипатия, большая межличностная дистанция).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.