Методологические и психологические проблемы диагностики интеллекта. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Методологические и психологические проблемы диагностики интеллекта.

2017-11-17 280
Методологические и психологические проблемы диагностики интеллекта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Что измеряют тесты интеллекта. Тесты интеллекта – описательный или объяснительный показатель? Показатели выражают некоторый уровень развития способностей в сравнении с возрасной нормой. Как довести до определенного уровня в усвоении знаний, можно ли предугадать поведение?

2) Интеллект – интегральный показатель или композиция показателей? Если это композиция, то для каждого возраста д.б. набор способностей. Большинство тестов проверяет вербальные способности, поэтому решение нужно принимать не по результатам теста, а по др. источникам.

3) Наследуемость показателей интеллектуальных тестов. Даже если коэффициент наследуемости = 100, не следует, что влияние среды незначительно. Независимо от популяции, показатель интеллекта нестабилен и может меняться под влиянием среды.

Для возраста 6-18 лет в 59% случаев IQ изменяется на 15 и больше единиц, в 37% случаев – на 20, в 9% случаев на 30. В целом колебания IQ достигают 50 единиц. Большинство изменений не является резким и неустойчивыми. На IQ влияют: эмоциональное подчинение родителям и познавательная активность (в дошкольном возрасте).

4) Сочетание мотивации и интеллекта при тестировании (влияние личностных особенностей на результаты): точность прогноза повышается, если объединить мотивационные и интеллектуальные показатели.

Тесты когнитивных стилей мышления (сочетание познавательных способностей и мотивации ).

Виды стилей:

1)полезависимость /поленезависимость (из гештальт-психологии: тест «Стержень и рамка», «Тест вложенных фигур» Готшальда – похож на один из субтестов УИТ-СПЧ);

2)импульсивность /рефлексивность;

3)быстрый точный и медленный неточный (параметр времени и точности). Тест Кагана (MFF12, MFF20). С точки зрения школьного обучения в России наиболее эффективен рефлексивный стиль.

5) Теории организации интеллектуальных свойств (факторная модель Спирмена, структурная модель Гилфорда). Многофакторные теории делятся на структурные и иерархические. С течением времени меняются факторы и их комбинации; каждая деятельность адресуется особой структуре способностей.

6) Тестирование малышей и пожилых людей. Прогностичность шкал развития ниже для детей с нормальным развитием. Проблема в неудачном сочетании тестов во времени. Тесты развития и интеллекта рассматривают разные наборы способностей.

Проблемы тестирования взрослых:

изначально тесты создавались для взрослых. С возрастом в тесте Векслера нормы снижаются и пик интеллектуального развития приходится на 20-34 года, затем снижается. Все выборки заканчиваются возрастом 61 год. При лонгитюдном исследовании результаты с возрастом увеличиваются (5-40 лет). С возрастом есть динамика в развитии каждой способности:

1)индивидуальные различия вне возраста превосходят различия между возрастами;

2)лучшие результаты в старших возрастных группах превосходят лучшие результаты в младших возрастных группах.

7) Изменение показателей на уровне популяций. Цель: выявить культурные факторы, влияющие на IQ. Доводы в пользу тестирования: если сравнить тестовые показатели в 3 классе и через 10 лет, то корреляция = 0,82; с 13 до 18 лет = 0,78 (п=4500 детей); через 25 лет = 0,59. Чтобы IQ был стабилен, нужна стабильность окружающей среды и высокий уровень образованности. Прогностичность растет с возрастом.

8) Как сочетать др. с др. результаты разных тестов интеллекта? Причины:

1)разные способности измеряются, а не интеллект в целом;

2)особенности выборки стандартизации;

3)разница в статистических параметрах шкалы IQ (х ср., δ).

Поэтому тесты интеллекта дополняются тестами спец способностей (лежащих вне фактора G).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Методология – отрасль научного знания занимающаяся рефлексией способов и методов познания.

Определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надёжным основанием объективного знания.

Функции методологии

1.Правильность доказательств и закрепление уже полученного знания.

2.Эвристическая, поисковая функция.

Уровни методологии.

1. Философская методология –общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Является инструментом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. Диктует соблюдение общенаучных требований, которые могут меняться. Функции: интегративная – связь с др. науками, критико – конструктивная, разработка идеалов науки.

2. Общенаучная методология – общие для всех наук принципы познания: системности, детерминизма, развития.

3) Конкретно-научная методология. Вопросы сравнения теорий, их оценки, структуры учения. Рассмотрение основных категорий науки.

4) Уровень конкретных методик исследования. (надежность, валидность репрезентативность)

Методологические принципы психологии –общенаучные принципы методологии - это объяснительные принципы общенаучного познания. – наиболее общие требования к построению исследования.

1. Принцип детерминизма – закономерная и необходимая зависимость явлений от порождающих их факторов

Виды детерминизма:

- Причинно - следственный детерминизм.

- Системный детерминизм.

- Детерминизм обратной связи.

- Детерминизм цели.

- Статистический детерминизм.

- Самодетерминизм

2. Принцип системности – объект исследования рассматривается как система.

Свойства:

целостность;

структурность;

иерархичность;

множественность описания;

открытость закрытость.

3. Принцип развития – закономерное изменение объекта во времени, выраженное в качественных и количественных структурных преобразованиях.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.