Виды и формы конституционного контроля. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Виды и формы конституционного контроля.

2017-11-17 2566
Виды и формы конституционного контроля. 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Виды и формы конституционного контроля.

К. контролем - проверка конституционности норм. актов, осущ. независимым от законодательной и исп. власти судебным органом, с целью выявл. наруш. союлюд. К, защ. К. строя, прав, св. чел. и гр-на, обеспечение верхов. и прямого действия К.

Виды констит контроля выделяются в зав-сти от органов, их осуществляющих:

1. децентрализованный (американский) – осущ-ся судами общей юрисдикции и выделяют 2 разновидности:

- конст контроль осущ – ют суды общей юрисд всех уровней(США, Япония)

- такими полномочиями обладают только верх суды

2. централизованный (европейский) контроль

- конст контроль осущ-ся констит-м судом

- конст конт осущ-ся специализированными (несудебными) органами. (Констит. совет во Франции).

Формы:

1) по содерж: - материальный (проверяется содержание законов, др. н/п актов с т. зр. их соответствия смыслу К.; - формальный (провер. соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов).

2) по поводу осущ: - абстрактный (проверка конст-сти акта вне связи с каким-л. делом); - конкретный (в связи с конкр. делом).

3) по времени осущ: - предварительный ( провер. не вступ. в зак. силу акты – законы, наход. на рассм. парламента); - последующий (втуп. в зак. силу – принятые парламентом законы до их опублик.);

4) по обязательности проведения: - обязательный (акт обязат. подверг. К. контролю). – факультативный (в случ. заявленной иниц.);

5) по объему: - полный (охват. всю систему общ. отн., урегулир. К.); - частичный (лишь определ. сферы).

6) по хар. инициативы органа, осущ. контроль: - по свободной инициативе, - по связанной инициативе (орган осущ. свои полн. только по запросу или жалобам). 7) в завис. от юр. силы: - постановляющий (решающий); - рекомендательный (консульт.).

8) с точки зрения применения реш. органа К контроля: - имеющий обратную силу, - не имеющий.

31. Правовое положение КС РФ как органа судебного конституционного контроля (место в системе государственных органов).

ФКЗ « О КС РФ» от 21 июля 1994г.

К.С. – важное звено в судебной системе РФ.

Правовое положение КС: 1. относится к судебной ветви власти, т.е. судебный орган, 2. это особый специализир. орган. 3. учрежден как федеральный суд в единственном числе. 4. призван решать исключительно вопросы права и не должен вторгаться в политику. 5. не является надзорной и кассационной инстанцией для др. судов. 6. не является надзорной инстанцией для конст. судов субъектов.

Конституц. судопр-во - форма реализации судебной власти. К.С. разрешает дела в соответствии с К.РФ, всех нормативных актов государства (законов, Конституций республик и т. д.), разрешает спор о компетенции, дает толкование Конституции РФ, осуществляет ряд иных полномочий, призванных обеспечить неуклонное соблюдение К.РФ. КС призван не допустить узурпации государственной власти, постоянно поддерживать состояние, при котором возможна лишь ограниченная власть. Общество вправе через КС оспаривать форму и содержание государственной власти, способы ее осуществления.

КС является высшим констит. органом специализир. конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть в форме конст. судопр-ва, в целях: - ограничения публичной власти и обеспечения баланса властей, - верховенства естественного права над позитивным, - конституции над законом, - принципов права над полит. и административным усмотрением.

 

Понятие конст. строя и его основы. Принципы конституционного строя.

Конст. строй – форма организации гос-ва, которая обеспеч. подчин его праву и характеризует его как конституц.гос-во.

Конст.строй закреп. в К., также нормы его регулирования наход в др. отрослях системы права.

Основы конст.строя РФ – это устои гос-ва, его основ.принципы, кот призваны обеспеч федерации, хар-р конст.гос-ва.

Принципы конст.строя:

1. принцип правового гос-ва

2. принцип социального гос-ва

3. единство эконом. пространства и свобода эконом. дея-ти

4. равная защита форм собст-ти

5. идеологический и политический плюрализм

6. гражданство РФ

7. демократия и народный суверенитет

8. гос. суверенитет РФ

9. федерализм

10. республиканская форма правления

11. разделение властей – законодат., исполн., судебная

12. светское гос-во

13. разграничение гос.власти и МСУ

Содержание и соотношение понятий «конст. строй», «общ. строй», «полит. система», «соц. система». Понятие конст. строя РФ.

Гос строй – это сис-ма соц-х, экономич-х и политико – правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами гос-го права, т.е. это хар-ка наиболее важных сторон гос-ва: форма правления, гос-е устр-во, политич. режим и т.п.

Гос строй предст собой часть политич сис-мы. Гос строй понятие более широкое, чем констит строй.

Констит строй – это сис-ма соц-х, эконом-х и политико – правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и др конституционно – правовыми актами гос-ва.

В отличие от гос го строя констит строй всегда предполагает наличие в гос-ве конституции.

Признаки констит строя:

- народный суверенитет

- разделение властей

- нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека.

Гос строй может и не содержать этих признаков.

Общ. строй – это исторически конкретная сис-ма общ-х отношений, т.е орг-ция общества обусловленная опред-м уровнем производства, распределением и обмена продуктов, хар-ными особенностями общ-го сознания и традиционным взаимодествием людей в разных сферах жизни и охраняемая гос-вом и правом.

Общественный строй включает:

1.Политическую систему,

2.Экономическую систему,

3.Социаольную систему

Полит. система рассматр. в 2-ух аспектах:

в материальном смысле:

- это совокупность гос-ных и общ-х органов и оргпнизаций, с помощью которых осущ-ся гос. (полит) власть.

как комплексный конст-й прав. институт:

- совокупность норм, устанавл-их конст-но-правовой статус гос-ва, как особого полит. образования, полит. партий и религ-х орг-ций и регулирующий взаимоотношения этих субъектов.

Экон система:

1. это строй экономической жизни общ-ва, обусловленный характером и формой соб-сти, целями общ-го произ-ва, принципами распред-я общественного продукта и принципами управ-я эк-кой

2. это сис-ма общ-го произ-ва, т.е совокупность производ сил и производ-х отношений, охватывающ процессы производства, обмена, распред-я и потребленя мат-х благ. Распред-я и потребления, т.е социальную сис-му

Социальная система:

1. Хар-ка общества с точки зрения его соц. труктуры (классы, слои)

2. С точки зрения его социальной основы.

3. Собственно соц-х отншений (т.е. распределение и потребление материальных благ).

 

Особ-ти правового статуса политических партий в РФ. Требования, предъявляемые к полит.партиям.

Политическая партия - это общ.объед, создан. в целях участия гр-н РA в полит. жизни об-ва посредством формирования и выражения их полит. воли, участия в общ. и полит. акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМСУ.

Полит. партия должна отвечать следующим требованиям:

1. полит. партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ м.б. создано только одно региональное отделение данной полит. партии;

2. в политической партии должно состоять: - до 1 января 2010 года - не менее 50 тысяч членов, при этом более чем в половине суб. РФ полит. партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов полит. партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов полит. партии; - с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года - не менее 45 тысяч членов, при этом более чем в половине суб. РФ полит. партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 450 членов полит. партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 200 членов полит. партии; - с 1 января 2012 года - не менее 40 тысяч членов, при этом более чем в половине суб. РФ полит. партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 400 членов полит. партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 150 членов полит. партии;

3. руководящие и иные органы полит. партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

 

 

 

Свобода прав человека.

6. Солидарность прав человека - взаимное признание прав, на обязанностях и ответ-ти.

Принцип демократии

8. Толерантность – утверждает уважение к чужому мнению

Справедливость

10. Непосредственное действие – независимо от существования НПА, конкретиз. права человека, гос.органы обязаны их соблюдать

I. Общие

1. Защита прав и свобод человека осуществляется и Прав-ом, через ОВД другие правоохранительные органы.

2. Самозащита человеком своих прав и св. (способы - обжалование дей. должн. лиц, обращение в СМИ).

3. Судебная защита прав и св.

4. Международная защита

5. Возмещение вреда (возмещ гос-ом вреда, прич. незак. дей. орг. гос. вл.).

6. Админ-правовая защита

Экономическая основа МСУ.

Эконом. основу МСУ сост. наход. в мун. соб-ти им-во, средства мест. бюджетов, а также имущ. права МО.

Муниц. соб-ть призн. и защищ. гос-ом наравне с иными формами соб-ти.

1. Мун. им-во (- им-во предназ. для решения вопросов мест. значения; - им-во, предн. для осущ. отдельн. гос. полном., передан. ОМСУ, а также им-во, предназ. для осущ. отдел. полном. ОМСУ; - им-во, предназ. для обесп. дея-ти ОМСУ и должн. лиц МСУ, муниц. служащих, работ. муниц. предприятий и учреждений в соотв. с НПА предст. органа МО; -им-во, необход. для решения вопросов, право решения кот. предост. ОМСУ ФЗ и кот. не отнесены к вопросам мест. значения).

ОМСУ от имени МО самост. владеют, пользуются и распоряж. мун. им-ом в соответ. с К РФ, ФЗ и приним. в соответ. с ними НПА ОМСУ.

2. Местные бюджеты (каждое МО имеет собст. бюджет (местный бюджет).

Бюджет мун. района и свод бюджетов поселений, вход. в состав мун. района, сост. консолидир. бюджет мун. района.

В качестве составной части бюджетов поселений м.б. предусм. сметы доходов и расходов отдельн. населенных пунктов, не явл. поселениями. Порядок разработки, утвержд. и исполн. указанных смет опред. ОМСУ соответ. поселений самост.

Мун. заказ на поставки товаров, выполн. работ и оказание услуг оплач. за счет средств мест. бюджета.

Глава МО и иные должн. лица несут отв-ть за исполн. мест. бюджетов. Порядок разраб., утвержд., исполнения мест. бюджета опред. Уставом МО.

Источники мест. бюджета: - местные налоги и сборы; - доли налогов фед. бюджета и бюджета суб. РФ; - регулир. налогов. источники.

Доход. часть мест. бюджетов состоит из:

- собственных доходов;

- регулир. доходов;

- финанс. помощи вышестоящ. бюджетов (дотации, субвенции, бюдж. ссуды);

- средства по взаимным расчетам.

Мест. бюджет приним. на 1 финансовый год (с 01 янв. – по 31. дек.).

 

109.Полномочия Президента РФ. Акты Президента.

110.Взаимодействие Президента РФ с законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти РФ.

111.Обеспечение деятельности Президента РФ. Органы при Президенте. Администрация Президента.

112.Прекращение полномочий Президента РФ. Основания и порядок отрешения от должности Президента.

113.ФС РФ: правовой статус, место в системе гос. органов.

114.Структура ФС. Принципы организации и деятельности палат ФС, соотношение их компетенции. Взаимодействие палат ФС, разрешение разногласий.

115.Правовой статус ГД (состав, структура, полномочия, организационно-правовые формы деятельности, акты).

116.Правовой статус Совета Федерации (состав, структура, полномочия, организа-правовые формы деят-ти, акты).

117.Правовой статус депутатов ГД и членов СФ. Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

118.Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания.

119.Законодательный процесс в Российской Федерации и его стадии.

120.Особенности принятия и вступления в силу отдельных категорий федеральных законов.

121.Контрольные полномочия органов законодательной власти в РФ.

122.Федеральные органы исполнительной власти: понятие, виды, система. Стр-ра федер. органов исполн. власти.

123.Правовой статус Правительства РФ (правовая природа, место в системе государственных органов, состав и порядок формирования, структура, организационно-правовые формы деятельности, акты).

124.Взаимодействие Правительства РФ с Президентом РФ, органами законодательной и судебной власти.

125.Ответственность Правительства РФ.

126.Судебная власть в Российской Федерации: система органов, проблемы реформирования. Высшие суды Российской Федерации.

127.Институт Общест.палаты в современной России. Дея-ть общ.палат в суб.РФ и МО (на примере Ирк.обл)

128.Правозащитная деятельность государства и его органов. Уполномоченный по правам человека в РФ.

129.Основы организации государственной власти в субъектах РФ. Реализация принципа разделения властей в организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

130.Правовой статус главы субъекта РФ (на примере Иркутской области).

131.Законодательная власть в субъектах РФ: состав, структура, полномочия, организационно-правовые формы деятельности, акты (на примере Иркутской области).

132.Правовой статус депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ, гарантии их деятельности (на примере Иркутской обл).

133.Исполнительная власть в субъектах РФ: состав, структура, полномочия, организационно-правовые формы деятельности, акты (на примере Иркутской области).

134.Понятие и виды референдумов. Соотношение понятий «референдум», «плебисцит», «народный опрос», «всенародные выборы» и «всенародное обсуждение».

135.Процедура референдума РФ (подготовка, проведение, правовое значение результатов референдума).

136.Понятие и виды выборов. Обязательность проведения выборов.

137.Избирательное право в объективном и субъективном смысле: понятие и содержание.

138.Принципы избирательного права.

139.Избирательная система: понятие и виды.

140.Принципы избирательной системы.

 

 

7. Понятие и особ-ти гос-но-правовых отношений. Объекты государственно-правовых отношений. ГП отношения – это общ. отношения, урегул-ные нормой КП, содерж-м кот-х является юр. связь между субъектами в форме взаимных прав и обяз-тей, предусм-х данной прав. нормой. В сферу КП попадает определённая часть общ. отнош-й. Большинство КП норм всё же порождает конкретные правоот-я. Особенности КП отношений: 1) отличается своим содержанием, они возникают лишь в сфере отношений человека и гос-ва; 2) среди субъектов КП отнош. имеются те, которые не могут быть участниками др. видов правоот-й – это институты основ конст. строя; 3) отличаются большим разнообразием видов отношений, а также многослойным характером юр. связей между субъектами. 4) не все нормы КП способны породить конкретные КП отношения – это такие нормы КП, как нормы цели, нормы декларации. Объекты – то, на что направлено регул-е: территорияя РФ; земля и ее недра (матер-е ценности); действия субъектов КП отнош-й (президент, прав-во); личные блага и потребности в безопасности.   8. Виды государственно-правовых отношений. Гос.-пр. отнош. – это общ. отн., складывающиеся по поводу основ К строя, основ пр. статуса чел. и гр-на, основ гос. устройства, системы гос. вл. и системы МСУ и урегулированные нормами права. Виды: 1)по юр. хар-ру: материал. (реализуются пр. и обяз., кот. составляют содержание правоотнош.) и процесс. (реализуются пр. и обяз., связ. с правовой охраной предпис., залож. в конст.-пр. нормах, устан. те или иные обяз. субъектов). 2) по времени сущ-я: временные (возникают как правило в результ. реализации конкр. норм) и постоянные (срок их дей-ия не определен, но они могут прекратить свое сущ-ие в конкретных усл. (смерть гр-на прекращает отнош. к гр-ву). 3) по степени определенности: конкретное правоотнош. (в них четко определены субъекты, их взаимные пр. и обяз.), общего хар. (конкретно не определены субъекты, не устан. их конкр. права и обяз.), абсолютные (не определяют обяз. сторон), правовые состояния (четкая опредеоенность субъектов правоотношений). 4) по целевому назначению: регулятивные (отношения возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности) и охранит. (отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответ-ти и меры защиты субъективных прав). 5) по содержанию поведения обязанной стороны: активные (возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия) и пассивные (характеризуются пассивной обязанностью субъекта соблюдать права другого лица).     13. Понятия К. Взгляды на сущность К. К. – это обладающая высшей юр. силой совок-ть пр. норм, представляющих единый норм. акт, образующий ядро пр. системы гос-ва и закрепляющая основы констит. строя, основы прав. полож. чел. и гр-на, сист. органов власти. Различные теории придерживаются неодинаковых взглядов на сущность К. Теории: 1) с т.зр. происхождения К.: а) теория общ-го договора – здесь К. предст. собой проявление единой воли народа и явл. выражением его суверенитета. б) теория естественного права – здесь сущность К. закл. в воплощении в ней многовекового опыта и постепенно складывающихся традиций данного народа. в)теологическая теория – К. – это божественное предпис. г)институциональная теория – сущность К связывается с гос. властью. д)теория политич. компромисса – К. – это компромисс политических сил, она отражает их баланс в общ-ве. е)марксистская теория – К – это выраж-е воли господствующего класса. 2) подход с функциональной т. зр.: а) естественно-пр. теория – сущность К. закл. в провозглаш. гарантий пр. и св. человека б) конституциональная – сущность К. закл. в закреплении и установлении системы гос. власти   17. Свойства Конституции. К. – это обладающая высшей юр. силой совок-ть пр. норм, представляющих единый норм. акт, образующий ядро пр. системы гос-ва и закрепляющая основы констит. строя, основы прав. полож. чел. и гр-на, сист. органов власти. Свойства: 1. Политические: а) итоговый характер предписаний; б) стабильность К - жесткий порядок ее пересм. и внес. констит. поправок. в) реальность – соответ. констит. предписаний общ. отнош, г) программность ж) преемственность з) легитимность (законность) - она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом гос-ва) 2. Юридические: а) верховенство К; б) высшая юр. сила; в) абсолютная первичность предписаний К; г) универсальность; д) особый порядок прин. и пересм., внес. поправок; е) особый правовой способ охраны; ж) прямое действие 3. Идеологические – отражает идеологическую технику слоев общества, которая оказывают наиб. воздей-ие на принятие К.     18. Функции Конституции. К. – это обладающая высшей юр. силой совок-ть пр. норм, представляющих единый норм. акт, образующий ядро пр. системы гос-ва и закрепляющая основы констит. строя, основы прав. полож. чел. и гр-на, сист. органов власти. Функции К. - отражают направленность и содержание её дей-ия, её обществ. назначение. Функции: 1) политические: а) учредительная – учреждает полит. систему общ.; б) регулятивная – закрепл. гос. сувереитет; в) общественно-стабилизирующая – закрепл. расклад полит. сил в общ-ве; г) охранительная – защита и охрана констит. строя; д) стимулирующая – стимулирует развитие гос. строя; е) внешнеполит – устанавливает принципы внешнеполит. деят-ти гос-ва. 2) юридические: а) явл. базой для текущего закон-ва; б) регулирует основы наиболее важных общ. отнош.; в) составляет ядро правовой системы; г) определяет и устанавливает общие принципы права; д) признаёт, провозглашает и гарантирует основные права и св. чел. и гр-на; е) определяет, закрепляет пр. статус и систему гос. органов; ж) определяет гос. устройство; з) закрепляет пр. статус МСУ. 3) идеологические: а) внутриидеологические; б) внешнеидеологические.     26. К. в федеративном гос-ве. Соотношение федеральной К. и К. субъектов федерации. В п. 2 ст. 5 К. закреплено, что республика в составе РФ имеет свою К. и зак-во. К. респуб. должны соотв. К РФ - это отнесено к совместной компет. РФ и республик. Положения К. республик, признанные КС несоответ КРФ утрачивают силу, что влечет за собой обязанность республики устранить эти положения из своей К. Разграничение предметов ведения и полномочий м/у ОГВ в РФ и ОГВ субъектов РФ – принцип федерат устр-ва. КРФ определяет: 1. Перечень вопросов ведения РФ, которые полномочны решать только фед. ОГВ., обладая для этого соответ. правами и обяз-ми: - принятие и измен. КРФ и ФЗ, их контроль; - регулир. и защ. прав и св. чел. и гр-на; - гр-во в РФ; - федер. бюджет, налоги; - внешняя политика и междунар.отнош РФ; - оборона и безоп; - федер. гос. служба. 2. Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72 КРФ) (- защ. прав и св. гр-на; - владение, польз. и распоряж. ресурсами; - воспитание, образов, науки; - осущ. мер по борьбе с катастр.). 3. КРФ закрепляет полноту власти субъектов в РФ по вопросам, находящимися вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают Н.А., решают вопросы гос. и общ. жизни. По предметам ведения РФ приним. ФЗ, имеющие прямое действие на всей ее терр. РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и НА. Споры о компетенции между гос. органами и органами гос. власти субъектов разрешаются КС РФ. Федеративное устр. России обуславливает действие одновременно К федерации и К республик в ее составе. Совокупность действующих в РФ К образует Констит. систему. Основная К. – К РФ., а К. респ. не должны противор. К РФ (ч.1 ст.15). Все Рос. констит-ые акты взаимосвязаны, им присуща однородная направленность правового регулирования.   32. Правовые основы деятельности КС РФ, его основные направления, подведомственность дел. Компетенция КС РФ: 1)проверка констит. законов, норм. актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по запросам и жалобам от органов власти, граждан и судов; 2) разрешр споров о компетенции; 3)толкование КРФ; 4)дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене и совершении им тяжких преступлений. КС призван решать исключительно вопросы права. В целях защиты основ К строя, основных пр. и св. чел. и гр-на, обеспечения верховенства и прямого действия КРФ на всей тер. РФ КС РФ: 1) разрешает дела о соответствии КРФ: а) ФЗ, норм. актов Презид РФ, СФ., ГД, Прав-ва; б) К-ий республик, уставов, законов и иных норм. актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению ОГВ РФ и совместному ведению ОГВ РФ и ОГВ суб. РФ; в) договоров между ОГВ РФ и ОГВ суб. РФ, договоров между ОГВ субъектов РФ; г) не вступ. в силу междунар. договоров РФ; 2) разрешает споры о компетенции: а) м/у фед. ОГВ; б) м/у ОГВ РФ и ОГВ суб. РФ; в) м/у высшими гос. органами суб. РФ; 3) по жалобам на нарушение констит. прав и св. гр-ан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) дает толк. КРФ; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого прест.; 6) выступает с законодат. инициативой по вопросам своего ведения.     33. Принципы организации и деятельности, состав, порядок формирования КС РФ. Состав, порядок образования и срок полномочий КС РФ КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей КС РФ м.б. назначен гр-н РФ, достиг. ко дню назнач. возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющ. высшее юр. образование и стаж работы по юр.профессии не менее 15 лет, облад. признанной высокой квалиф. в области права. КС РФ вправе осуществлять свою дея-ть при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком. Основные принципы деятельности КС РФ: 1. Независимость (судьи КС РФ независимы и руковод при осущ своих полномочий только К РФ и ФКЗ «О КС РФ»). 2. Коллегиальность (решение приним. только теми судьями, которые участвовали в рассм. дела в судебном заседании. 3. Гласность (рассм. дел в заседаниях КС РФ проводится открыто. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично). 4. Устность разбирательства 5. Язык конст. суд-ва - русский 6. Непрерывность судебного заседания 7. Состязательность и равноправие сторон Организационными формами деятельности КС по рассмотрению и разрешению отнесенных к его ведению дел являются пленарные заседания и заседания палат. Судьи КС РФ пользуются равными правами. Судья КС РФ имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях КС РФ или в заседаниях палаты КС РФ, в состав которой он входит.     40. Понятие и элементы эконом. системы РФ. Закрепление основ эконом. системы в принципах конституционного строя. Эконом. система - совокупность экон-х отношений собст-ти, производства, обмена, распределения и потребления, иных благ. Элементы экон.системы: соб-ть; труд; предпри-во. Формой собст-сти - законодательно определенный режим владения, пользования и распоряжения отдельными объектами собств-ти (гос-ая, частная, муниципальная, иные формы). Труд в РФ свободен – каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду; выбирать профессию, род занятий. Принуд. Труд запрещен (ч. 2 ст. 37). Свобода предпринимательства закреплена в ст.34 К. Каждый имеет право на свободное использование своих способ-ей и имущ-ва для предприн-ой и иной не запрещенной законом экон. деят-ти. Принципы построения экон. системы (ст.8): 1. Пр-п рыночной экономики: 1) единство экономического пространства - обеспечение единого прав регул-я хоз. и фин. отношений на всей тер-и РФ; 2) свободное перемещение товаров и услуг - снятие всех ограничений на пути перемещения товаров и фин.средств на тер-и России; 3) поддержка конкуренции – гос-во ограничивает монополизм в сфере предприн-ства, обеспечивает контроль и регулир. деят-ти производителей - монополистов, а также оказывает содействие вновь создаваемым предприятиям. 4) свобода экономической деятельности; 5) равная защита всех форм собственности. 2. Могообразие форм соб-сти 3. Экономический плюрализм 4. Статус земли и иных природных ресурсов 5. Многообразие форм предпринимательской деятельности 6. правовые гарантии экономических отношений. Ф-ции: 1. законодательное опред-е круга субъектов хоз-ной деят-сти, а также ее субъектов и взаимоотношений м\у ними. (опред-е правил, по кот-м осущ-ся эк-я деят-сть) 2. поощрение, защита и охрана социально и экономически целесообразных форм этой деят-сти (меры эк-го хар-ра) 3. недопущение соединения в руках органов публичной выласти двух направлений деят-сти   48. Межрегиональные ассоциации субъектов РФ. Проблемы федерализма в России. В наст. время РФ имеет в своем составе три вида субъектов – гос-ва в составе РФ, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, - гос-терр-ные образ-я – края, области и города фед-го значения, - национ-гос-ные образования – автон. область и автон.е округа. Автономия в РФ – это самост. осущ-ние гос. власти, находящимися в ее составе национ-гос. образованиями в пределах компетенции, устан. фед. ОГВ при участии соответствующей автономной единицы. В РФ автономия длит. время осущ-лась в двух формах: 1. гос-ной, которая воплощалась в национ. гос-ве – автон. республике, характеризовалась знач-м объемом прав, наличием К, высших ОГВ законод-тва, граж-ва. 2. административной, представленной автон. областями и автон. округами. В наст. время в РФ автономия осущ-ся только в одной форме – административной (Еврейская автономная обл., Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ) = >гос. устройство РФ означает терр-ную организацию РФ, характеризующуюся федеративной формой ее гос. связей с республиками в составе РФ, краями, областями, городами фед-ного значения, автон. областью и автон. округами. Проблемы федерализма в России: Рос. федерализм означает свободное развитие наций и народностей, прожив. на терр-и РФ. Такое развитие выражается в создании различных форм национ. государст-сти народов РФ – республик, автон. области, автон. округов, а также в преобразовании одних форм национ. гос. власти в другие. Серьезной проблемой федерализма в России явл-ся разд-е компетенции между фед-ной властью и властью в субъектах Федерации. Проблема заключается в том, что субъекты Федерации порой признают себя суверенными гос-вами или суверенными образованиями с огранич. суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей К, ОГВ, гражд-ом. Федеральные округа: Центральный, Приволжский, Уральский, Северо-Западный, Сибирский, Дальневосточный, Южный.. В 2010г был выделен Сев-Кавказский фед округ.   49.Гос. суверенитет: понятие и признаки. Абсолютный (неограниченный) суверенитет и толерантный (ограниченный) суверенитет. Делимый и неделимый суверенитет. Суверенитет гос-ва – это свойство гос-ва самостоятельно и независимо от власти других гос-в осуществлять свои функции на своей тер-и и за ее пределами в м/н общении. Признаки государственного суверенитета: 1) с внутренней стороны: а) верховенство гос. власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны, обеспеч. с помощью законов (гос. предписаний) и аппарата власти; б) самост-ть гос. власти, ее независимость от других властей на территории данной страны; 2) с внешней стороны — самостоятельность гос. власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны. Суверенитет ограничивается: - позицией других гос-в; - экон-ми ресурсами; - м/н договорами Сущ-ет 2 т. зр-я по суверенитету федерат-го гос-ва: 1.делимость суверенитета (т.е. федеральная власть обладает большим суверенитетом, а власть субъектов остаточным). 2. неделимость (только федерация обладает суверенитетом, а субъекты -нет) РФ.       56.Общ. объединения: понятие, признаки и принципы деятельности общественных объединений. ОО -добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе гр-н, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общ-х объ-й. Согласно К практически всех гос-в общ. объ-я образуются свободно. В ч.1 ст.30 КРФ зекреплено: каждый имеет право на объед. включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Свобода деят-ти общ-х объ-й гарантируется. Общ. объед. независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Принципы: 1. добровольность, 2. равноправие, 3. самоуправление 4. законность Общ. объед. свободны в определении своей внут-ей структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деят-сть общ. объед. д.б. гласной, а инф. об их учред-х и программных документах - общедоступной. Уставы ОО принимаются самост-но. Гос-ая регистрация общ. объед. производится Министерством юстиции РФ. Общ. объед. вправе не регистрироваться, но в этом случае оно не становится юрид. лицом. Выполняя функции, предусмотренные их уставами, они действуют в рамках КРФ и текущего законодательства. К. запрещает создание и деят-ть общ. объед., цели и действия кот. направлены на (насильст. изм-е основ конст.строя и наруш целостности РФ, подрыв безопас-ти гос-ва, создание вооруж. формирований, разжигание соц-й, рассовой, национ-й и религиозной розни). 57. Виды общественных объединений в современной России.. ОО - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе гр-н, объединившаяся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественных объединений. Виды ОО: 1. политическая партия 2. профессиональные союзы 3. ветеранские объединения 4. молодежные и детские общественные объединения 5. женские общ объед-я (союз солдатских матерей, женщины России) 6. культурно – просветительные общественные объединения (союз художников, писателей) 7. научные и отраслевые обществ объед-я (как открытые, так и закрытые) (географическое, историческое общ-во) 8. общ об-е содействия становлению и развитию организационных форм экономич-кой деят-сти (Российский союз промышленников и предпринимателей) 9. физкультурно-спортивные объединения 10. национально-культурные центры и землячества 11. казачьи войска 12. органы общественной самодеятельности (народные дружины, родительские комитеты, советы трудового коллектива). Организационно – правовые формы ОО: - общественная организация; - общественное движение; - общественный фонд; - общественное учреждение; - орган общественной самодеятельности; - политическая партия.   64. Контроль за деят-ю полит.партий. Приостановление деятельности и ликвидация полит.партий. Политическая партия - это общ.объед, создан. в целях участия гр-н РA в полит. жизни об-ва посредством формирования и выражения их полит. воли, участия в общ. и полит. акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМСУ. 1. Контроль за соблюде-м полит. партиями, осущ. Фед-ая регистрационная служба она вправе: а)не чаще 1 раза в год знаком с докум-и, подтверж-ми наличие региона-ых отде-ий и число членов полит.партии; б)напр-лять своих предста-ей для открытых участия в открытых мероприятиях. в)выносить полити-й партии писменное преду-ие в случ. осущ-ия ими деятел-ти, противор-ей положениям, устава, предуп-ие может быть обжа-но поли-кой партией в суд. г)вносить в суд заявление о приост-ии деяте-ти или ликвиции поли-ой партии. 2. Приостан-ие:При вынесении письм-го предупр-я в случ наруш К, ФКЗ, ФЗ, для уст-ия нарушений устанав. срок, зависящий от хар-ра допущ-ых наруш-ий:но не < 2 мес.Деяте-ть полит. партии м.б приост-на на срок до 6 мес. в случае: -неуст-я нарушений -если предупр-ие не было обжа-о в суде. Основ. приост-ия деят-ти явл. решение ВерхСудаРФ на основ. заяв-я Фед-й регист-ой службы. Заявление о приостан-ии дея-ти пол. партии вносится в суд только после 2 письм-х преду-ий, если предуп-ния не были обжал-ы в судприоста-е дея-ти парт не доп-тся: 1. со дня офици-ого опубли-я решения о назначении (провед.) выборов деп. ГД, выб-в Президента; 2. со дня офиц-о опубл-я резу-ов соответ-х выб-в. 3. Ликвидацияпо реше-ю ее высшего руко-его органа-съезда либо по реш-ю ВС РФв случае: а) невыпол треб; б)неустран. в устаный решением суда срок нарушений; в)неучастия пол-ой партии в выборах; г)отсутствия регион-ых отдеий политий партии численью не менее 500 членов партии более чем в половине суб.РФ; д)отсут-ия необходи-го числа членов поли-кой пар-и; е)неоднокр. непредост. сведений, необходимых для единого гос реестра Ликвидация по решению самой партии осущ-ся в срок не>чем 10 раб-х дней со дня предс-я всех док-ов.   65.Особенность правового статуса профсоюзов. Право на создание профсоюзов закреплено в ст. 30 КРФ. Профсоюзы – добровольное общ. объед. граждан, связанных общими производственными, проф-ми интересами по роду их д

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.